Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 08:58, курсовая работа
Цель работы – исследование экономического потенциала федеральных округов Российской Федерации.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить понятие экономического потенциала, его структуру и характеристику;
раскрыть содержание понятия федерального округа;
определить основные направления стратегического планирования в развитии федеральных округов;
проанализировать основные показатели развития социально-экономической сферы;
рассмотреть проблемы развития системы федеральных округов Российской Федерации;
предложить пути повышения эффективности развития федеральных округов Российской Федерации;
Введение 3
Глава 1. Районирование России и место в нем федеральных округов 5
1.1. Понятие и сущность федерального округа 5
1.2. Экономический потенциал: понятие, структура, характеристика 11
Глава 2. Оценка экономического потенциала федеральных 17
округов РФ 17
2.1. Основные показатели оценки экономического потенциала
федеральных округов РФ 17
2.2. Стратегическое планирование в развитии федеральных округов 31
Глава 3. Проблемы и перспективы развития экономического 36
потенциала федеральных округов Российской Федерации 36
3.1. Проблемы развития системы федеральных округов 36
Российской Федерации 36
3.2. Пути повышения эффективности развития федеральных округов Российской Федерации 39
Заключение 50
Список использованной литературы 52
Приложения
Анализ динамики валового регионального продукта опять же подтверждает вывод о росте показателя по всем округам в 2010 г. по сравнению с 2009 г. и некотором замедлении темпов роста в 2011 г. Наибольший рост валового регионального продукта в исследуемом периоде наблюдается в Центральном федеральном округе.
В таблицах проанализирована динамика промышленного и сельскохозяйственного производства в разрезе федеральных округов в 2009-2011 гг.
Таблица . Динамика промышленного производства в разрезе федеральных округов в 2009-2011 гг. (в процентах к предыдущему году в ценах 2010 года)
Федеральные округа |
2009 |
2010 |
2011 |
Изменение |
Темп роста, % | ||
отчет |
отчет |
оценка |
2010 к 2009 |
2011 к 2010 |
2010 к 2009 |
2011 к 2010 | |
РФ |
90,7 |
108,2 |
105,4 |
17,5 |
-2,8 |
119,29 |
97,41 |
ЦФО |
84,8 |
108,5 |
105,7 |
23,7 |
-2,8 |
127,95 |
97,42 |
СЗФО |
93,4 |
108,8 |
107,3 |
15,4 |
-1,5 |
116,49 |
98,62 |
ЮФО |
91,4 |
111,3 |
105,8 |
19,9 |
-5,5 |
121,77 |
95,06 |
СКФО |
102,9 |
107 |
106,9 |
4,1 |
-0,1 |
103,98 |
99,91 |
ПФО |
87,7 |
113,5 |
105,9 |
25,8 |
-7,6 |
129,42 |
93,30 |
УФО |
91,1 |
106,6 |
103,7 |
15,5 |
-2,9 |
117,01 |
97,28 |
СФО |
97 |
107,9 |
104,2 |
10,9 |
-3,7 |
111,24 |
96,57 |
ДФО |
103,9 |
107,4 |
104,6 |
3,5 |
-2,8 |
103,37 |
97,39 |
Таблица . Динамика сельскохозяйственного производства в разрезе федеральных округов в 2009-2011 гг. (в процентах к предыдущему году в ценах 2010 года)
Федеральные округа |
2009 |
2010 |
2011 |
Изменение |
Темп роста, % | ||
отчет |
отчет |
оценка |
2010 к 2009 |
2011 к 2010 |
2010 к 2009 |
2011 к 2010 | |
РФ |
101,4 |
88,1 |
111,8 |
-13,3 |
23,7 |
86,88 |
126,90 |
ЦФО |
104 |
84,8 |
114,1 |
-19,2 |
29,3 |
81,54 |
134,55 |
СЗФО |
104,2 |
102 |
108,8 |
-2,2 |
6,8 |
97,89 |
106,67 |
ЮФО |
94 |
99,9 |
111,6 |
5,9 |
11,7 |
106,28 |
111,71 |
СКФО |
98,5 |
103,8 |
111,5 |
5,3 |
7,7 |
105,38 |
107,42 |
ПФО |
99,8 |
75 |
110,6 |
-24,8 |
35,6 |
75,15 |
147,47 |
УФО |
104,5 |
89,9 |
113,1 |
-14,6 |
23,2 |
86,03 |
125,81 |
СФО |
110 |
94,8 |
111,4 |
-15,2 |
16,6 |
86,18 |
117,51 |
ДФО |
103,1 |
101,7 |
110,1 |
-1,4 |
8,4 |
98,64 |
108,26 |
В 2010 г. наблюдался рост промышленного производства во всех федеральных округах, наибольший – 25,8% - в Приволжском . В то же время именно в Приволжском федеральном округе произошло снижение сельскохозяйственного производства в 2010 г. по сравнению с 2009 г. В 2011 г. наблюдается обратная тенденция: рост сельскохозяйственного производства и падение промышленного.
Региональная политика государства формулируется в нормативно закрепленных стратегиях разного уровня (федеральных, региональных, межрегиональных). Тем самым стратегия является главным инструментом региональной политики, так как формирует ее содержание. Практическая деятельность органов государственной власти по реализации стратегии, собственно, и есть региональная политика. Среди основных направлений повышения конкурентоспособности региональной экономики в среднесрочной перспективе в данной программе выделяются следующие.
Первое направление. Проведение на уровне федерального округа мониторинга и анализа состояния нормативно-правовой базы на региональном и местном уровнях; выявление инфраструктурных возможностей для реализации крупных инвестиционных проектов в регионах и муниципальных образованиях, входящих в федеральный округ; формальных и неформальных барьеров для ведения бизнеса и осуществления инвестиционных проектов; создание системы принятия решений в области экономической и инвестиционной политики.
Второе направление. Оказание содействия органам власти субъектов Российской Федерации по проведению экономической политики, в том числе в плане реализации инвестиционных проектов в области транспортной и социальной инфраструктуры.
Третье направление. Проведение политики по выявлению и развитию экономических кластеров на территориальном уровне.
Четвертое направление. Развитие механизмов государственно-частного партнерства при реализации инфраструктурных проектов. Реализация федеральными органами власти политики содействия экономическому развитию территории, в том числе кластерной политики, требует создания адекватных институтов реализации такой политики, включая формирование агентств территориального регионального и муниципального развития, основными функциями которых должны стать создание структур мониторинга и анализа экономического развития, проведение обследований предприятий, прогнозных исследований, разработка и реализация стратегической программы развития региона, привлечение иностранных инвесторов, вывод предприятий на международные рынки.
Региональные приоритеты развития на федеральном уровне определены также концепциями. Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации. К числу основных относятся формирование из регионов – «локомотивов роста» – нового опорного каркаса страны, создание условий для модернизации промышленности, поддержка и развитие конкурентоспособных экономических (территориальных и производственных) кластеров и улучшение качества государственного управления в регионах24.
Таким образом, требования федеральной политики к социально-экономической, в том числе и инвестиционной политике региональных органов власти, известны. Происходит смена парадигмы развития территорий – отказ от политики выравнивания и переход к политике пространственного поляризованного развития, опирающейся на опережающий рост нескольких базовых регионов. С этого момента статус российских территорий в данной системе глобальных обменов определяется их способностью задавать параметры экономических обменов геоэкономическим влиянием. В современных условиях конкуренцию регионов за активы выигрывает не тот, кто производит товары, а тот, кто управляет их потоками, привлекает финансы, права, технологии, наиболее квалифицированные кадры. В силу чего целью регионального развития становится увеличение капитализации региона – рост стоимости активов, находящихся на его территории. В условиях рынка это ведет к концентрации мобильного капитала в наиболее капитализированном регионе.
В связи с этим возникают новые требования к системам управления региональным развитием. Региональные стратегии развития для реализации единой государственной политики должны учитывать требования федеральной политики, но с учетом региональной специфики и интересов. Стратегии регионального развития, разрабатываемые как на уровне регионов, так и на уровне федерального округа, должны стать стратегиями позиционирования в открытых рынках и на федеральном уровне, а не набором внутрирегиональных мероприятий. При этом будут применяться и новые подходы к оценке совокупного экономического веса региона не только через систему валовых и стоимостных показателей работы его предприятий, но и через регистрацию существующих и складывающихся на его территории кластеров и проектов на основе государственно-частного партнерства.
В мировой практике существует ряд механизмов социально-экономического развития регионов. Среди основных инструментов реализации стратегий регионального развития можно выделить: межведомственные комиссии; целевые программы; фонды регионального развития и поддержки проблемных территорий; плановые контракты между государством, агентствами регионального развития; национальные институты территориального и городского планирования; грантовые фонды при федеральных округах совместно с региональными и зарубежными инвесторами; ярмарки инвестиционных проектов; корпорации развития территорий; системы смешанного регулирования инвестиционной деятельности государством и отдельными негосударственными, но уполномоченными им органами или даже лицами, права которых закреплены законодательными актами.
При этом необходимо отметить, что практический опыт западных стран с устоявшейся экономикой и стран с реформируемой экономикой может быть использован на территории федеральных округов Российской Федерации лишь в известных пределах. Необходимы целенаправленное формирование финансово-инвестиционного механизма, разработка методов и форм координирования инвестиционной деятельности, способствующих развитию территории на уровне федерального округа в Российской Федерации25.
На сегодняшний день
стратегии социально-
Таким образом, почти все стратегии развития макрорегионов России включают в себя анализ потенциала территории, указания на цели, задачи и направления стратегического развития и инвестиционный блок; при этом они отличаются различием методологических подходов, определением приоритетных социально-экономических проблем и способов их решения. Рассмотрим основные отличия стратегий макрорегионов.
Таким образом, федеральные округа как экономические районы, включают в своем составе субъекты РФ весьма различные по природному, экономическому и трудовому потенциалу, структуре хозяйства и уровню развития, производственной специализации и социальному составу. Но федеральные округа экономически более сопоставимы между собой, чем экономические районы.
В настоящее время
весьма разнятся и подходы полпредов
к решению социально-