Дефляционная денежно-кредитной политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 22:30, курсовая работа

Краткое описание

Именно потому, что в наши дни проблема борьбы с инфляцией очень популярна, мы остановились на ней, как на предмете своего исследования.
Целью же является исследование сущности и механизма "Дефляционной денежно-кредитной политики" с точки зрения отечественных и зарубежных исследований.
В рамках достижения поставленной цели выделены следующие задачи:
* выявить природу дефляционной денежно-кредитной политики;
* определить возможности решения данной проблемы;
* обозначить тенденции развития дефляционной денежно-кредитной политики.

Оглавление

Введение 3
1 Денежно-кредитное регулирование 5
1.1 Понятие, цели и методы денежно-кредитной политики 5
1.2 Противоречивость и факторы эффективности денежно-кредитного регулирования 11
2 Дефляционная денежно-кредитная политика 17
2.1 Сущность дефляционной политики, ее методы 17
2.2 Отечественный и зарубежный опыт дефляционной денежно-кредитной политики 23
Заключение 30
Список использованных источников 32

Файлы: 1 файл

Курсовая от Кристины.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

     1.2 ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ И ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 
 

     Опыт  проведения денежно-кредитной политики в различных странах в течение нескольких десятилетий позволяет выявить ее сильные и слабые стороны, определить факторы, оказывающие влияние на ее эффективность. С одной стороны, согласованная с правительством в рамках общих направлений регулирования экономики и проводимая Центральным банком денежно-кредитная политика отличается гибкостью.

     Во  всех странах с развитой рыночной структурой центральные банки обладают известной независимостью от правительства и могут оперативно принимать решения по корректировке денежно-кредитной политики в зависимости от меняющейся экономической ситуации.

     Проведение  центральными банками текущих мероприятий  в денежно-кредитной сфере не связано с продолжительными процедурами  согласовании и принятием специальных  распоряжений органами государственной власти. Самостоятельность центральных банков в проведении денежно-кредитной политики позволяет также успешно противостоять давлению со стороны политиков, когда краткосрочные политические цели правительства вступают в противоречие с основной стратегической линией макроэкономического регулирования7. Подобное часто наблюдается в условиях приближающихся выборов, растущего дефицита государственного бюджета и т. д. Все это делает денежно-кредитную политику чрезвычайно привлекательным инструментом государственного регулирования экономики.

     С другой стороны, в проведении денежно-кредитной  политики возникают серьезные ограничения, которые таят в себе опасность ухудшения экономической ситуации.

     Во-первых, это обусловлено общими особенностями использования косвенных методов регулирования, когда одни и те же мероприятия, проводимые государственными органами, обеспечивая положительный эффект на одних рынках, могут вызвать отрицательные последствия на других рынках. Например, политика «дорогих денег» снижает темпы инфляции, обеспечивая стабилизацию на финансовых рынках. В то же время она способна понизить объем кредитов, ухудшить условия инвестирования, вызвать падение темпов экономического роста и усилить безработицу. В связи с этим при проведении денежно-кредитной политики важно уметь предвидеть возможные негативные последствия и принять меры для их нейтрализации.

     Однако  здесь возникают свои трудности. Даже если предположить, что экономисты способны составить точный прогноз  развития экономической ситуации, существуют так называемые временные лаги, или временные задержки, между изменениями денежной массы, находящейся в обращении, и реакцией на них других экономических переменных.

     В эти периоды ряд обстоятельств  может нарушить ход экономических  процессов. Возникнет необходимость корректировки денежно-кредитной политики, что, в свою очередь, может привести к противоречию между ее долго- и краткосрочными целями. Подобное явление известно как проблема временных несоответствий. Наличие таких несоответствий, по мнению основоположников неоклассической теории рациональных ожиданий, способно свести на нет все усилия монетарных властей, направленные на обеспечение экономической стабильности.

     Теория  рациональных ожиданий утверждает, что  экономические агенты, исходя из прошлого опыта и используя имеющуюся информацию, в состоянии самостоятельно прогнозировать экономические процессы и принимать оптимальные решения. Действия, которые предпринимают хозяйствующие субъекты, могут не вписаться в логику проводимой денежно-кредитной политики, и тогда она не достигнет целей. Практическое приложение этой теории состоит в том, что денежно-кредитная политика не должна носить характер конъюнктурной антициклической политики, поскольку это вызывает нестабильность и непредсказуемость в принятии решений экономическими агентами. Сторонники концепции рациональных ожиданий выступают за создание стабильных правил, в соответствии с которыми действовали бы правительство и экономические агенты.

     Во-вторых, большое влияние на эффективность денежно-кредитной политики оказывает также правильность выбора промежуточных и тактических целей. В данном случае речь идет о так называемой технической стороне дела. Известно, что денежную массу можно представить различными денежными агрегатами, построенными по принципу убывания ликвидности. Выбирая в качестве промежуточной цели, например, темп роста денежной базы. Центральный банк должен выбрать и денежный агрегат, который он будет контролировать, более узкий или более широкий и соответственно определить тактические цели. Если выбор сделан неправильно, без учета всех происходящих процессов в денежно-кредитной сфере, предпринимаемые усилия не только не принесут желаемого конечного результата, но и могут подорвать авторитет экономических теорий, на основе которых формировалась денежно-кредитная политика.

     В-третьих, при проведении денежно-кредитной  политики и выборе ее целей необходимо учитывать побочные эффекты, обусловленные  самим механизмом изменения объема денежной массы в экономике. Центральный банк не может полностью контролировать предложение денег, поскольку в этом процессе участвуют также коммерческие банки и небанковский сектор. Например, резервы банков состоят не только из обязательных, предписываемых Центральным банком, но и избыточных резервов, величину которых банки определяют самостоятельно. Чем больше будут избыточные резервы, тем меньше кредита будет выдано. Таким образом, Центральный банк не может точно предусмотреть объем кредитов, которые будут выдавать коммерческие банки, а увеличение избыточных резервов повысит норму резервов и снизит денежный мультипликатор.

     Соотношение между наличными и безналичными деньгами зависит от поведения населения, которое определяется не только действиями Центрального банка. Изменение соотношения между наличными и безналичными деньгами также скажется на величине денежного мультипликатора, определяющего масштабы кредитной эмиссии, а следовательно, и предложения денег. Мероприятия Центрального банка могут не достичь цели вследствие непредсказуемого поведения коммерческих банков или населения.

     Например, Центральный банк решает увеличить  предложение денег и для этого  расширяет денежную базу, проводя  операции на открытом рынке по покупке  ценных бумаг. Рост предложения денег  вызовет падение процентной ставки. А дальше все будет зависеть от поведения коммерческих банков и населения в изменившихся условиях. Если банки предпочтут увеличивать свои избыточные резервы, вместо того чтобы выдавать кредиты, а население переведет часть своих средств из депозитов в наличность, уменьшится денежный мультипликатор, что нейтрализует набравший силу процесс расширения денежной массы и снизит результативность предпринятых Центральным банком действий8.

     В итоге эффективность денежно-кредитной  политики в целом зависит от качественной работы всех звеньев так называемого передаточного механизма.

     Передаточный  механизм — процесс, посредством  которого денежно-кредитная политика влияет на уровень плановых затрат всех субъектов рыночной экономики. Передаточный механизм монетарной политики достаточно сложен. В современных условиях в передаточном механизме монетарной политики учитывается влияние изменения предложения денег не только на инвестиции, но и на все компоненты плановых затрат, включая потребление и государственные закупки, причем воздействие осуществляется не только через процентную ставку, но и через цены на акции и облигации и изменение уровня богатства общества в целом9.

     В рамках передаточного механизма  при определении направлений  денежно-кредитной политики необходимо учитывать, по крайней мере, два обстоятельства, которые оказывают существенное влияние на конечные результаты.

     Во-первых, это чувствительность совокупного  спроса к изменениям процентной ставки. Слабая реакция на динамику процентной ставки или ее отсутствие со стороны основных компонентов совокупного спроса, и прежде всего инвестиционных расходов, разрывает связь между колебаниями денежной массы и объемом выпуска продукции. Воздействие на основные макроэкономические переменные посредством процентной ставки оказывается неэффективным.

     Во-вторых, изменение процентной ставки вследствие изменения денежной массы зависит от степени эластичности спроса на деньги по отношению к процентной ставке. При относительно неэластичном спросе реакция денежного рынка на динамику предложения денег будет более сильной. Например, увеличение денежной массы приведет к более существенному падению процентной ставки, чем в том случае, когда спрос на деньги достаточно чувствителен (более эластичен) к изменению этой ставки.

     В целом эффективность денежно-кредитной политики при прочих равных условиях зависит от того, насколько точны знания экономистов о кратко- и долгосрочных экономических процессах, о сумме факторов, влияющих на спрос и предложение денег, о сложностях взаимной связи между изменением денежной массы и основных макроэкономических параметров, таких, как номинальный ВНП, уровень цен, объем производства, уровень занятости, обменный курс и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 ДЕФЛЯЦИОННАЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА

     2.1 СУЩНОСТЬ ДЕФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ, ЕЕ МЕТОДЫ

 

     В зависимости от преобладания денежных или неденежных факторов инфляции оформились две основные линии антиинфляционной политики – дефляционная политика (или регулирование спроса) и политика доходов (или регулирование издержек). Кроме того, появилось новое направление – конкурентное стимулирование производства.

     Дефляционная  политика – это методы ограничения  денежного спроса через денежно-кредитный  и налоговый механизмы10.

     Суть  дефляционной политики состоит в  воздействии на отдельные элементы платежеспособного спроса и предложения, как на товары, так и деньги. Ограничением в применении методов дефляционной политики является то, что они угнетают общехозяйственную конъюктуру и могут быть использованы лишь на стадии подъема экономики и лишь в краткосрочном плане.

     К инструментам дефляционной денежно-кредитной  политики относятся, в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также регулирование процентных ставок по операциям Банка России. Рассмотрим каждый из них подробно.

     Например, рефинансирование коммерческих банков. Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от Центрального Банка. Центральный Банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).

     Переучет  векселей долгое время был одним  из основных методов дефляционной политики центральных банков Западной Европы. Центральные Банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.

     Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону. Центральный Банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.

     В случае повышения Центральным Банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. То есть, изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики Центрального Банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита.

     Изменение официальной процентной ставки оказывает  влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, повышение официальной ставки означает удорожание кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.

     Также изменение официальной ставки Центрального Банка означает переход к новой денежно-кредитной политике, что заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.

     Недостатком использования рефинансирования при  проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в Центральном Банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность.

     Помимо  установления официальных ставок рефинансирования и редисконтирования Центральный Банк устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, то есть кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в качестве которого выступают обычно ценные бумаги11. Следует учесть, что в залог могут быть приняты только те ценные бумаги, качество которых не вызывает сомнения. В практике зарубежных банков в качестве таких ценных бумаг используются обращающиеся государственные ценные бумаги, первоклассные торговые векселя и банковские акцепты (их стоимость должна быть выражена в национальной валюте, а срок погашения - не более трех месяцев), а также некоторые другие виды долговых обязательств, определяемые Центральными Банками. 

Информация о работе Дефляционная денежно-кредитной политика