Человеческий капитал в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 20:34, курсовая работа

Краткое описание

Теория человеческого капитала накопила достаточный научный инструментарий для четкого определения сущности, содержания, видов, способов оценки и регулирования данной активной части капитала любого предприятия. Проблематика человеческого капитала широко обсуждается в научной, прикладной и учебной литературе. Человеческий капитал как экономическая категория стал одним из общеэкономических стержневых понятий, позволяющих описать и объяснить через призму человеческих интересов и действий многие экономические процессы. Состав производительных сил и капитала, образование и распределение доходов, экономический рост и национальное богатство получают адекватное отображение в экономической науке с использованием категории «человеческий капитал».

Оглавление

Введение 4
1 Сущность и роль человеческого капитала в современной экономике 5
2 Проблемы формирования и накопления человеческого капитала 12
3 Проблема человеческого капитала в белорусской экономике 17
Заключение 29
Список использованных источников 31

Файлы: 1 файл

Человеческий капитал.doc

— 335.00 Кб (Скачать)

     Примечание  – Источник: [2, c. 174]. 

     Приведенные данные не позволяют ответить на вопрос о том, достаточно ли средств выделяется для образования. Кроме того, доля расходов определяется от разных по странам величин государственных расходов и ВВП. Тем не менее приведенные показатели имеют не очень значительный разброс, что может свидетельствовать о наличии каких-то общих закономерностей в определении государственных расходов на образование.

     В то же время объемы выделяемых образованию  государственных средств практически  повсеместно оцениваются как недостаточные, что в определенном смысле можно представить как постоянно действующий фактор — недостаток ресурсов. Воздействие этого фактора заставляет искать дополнительные источники и формировать механизмы рационального использования имеющихся ресурсов.

     Охарактеризуем  порядок финансирования образования  в Республике Беларусь.

     В последние годы отрасль образования  из государственного бюджета получала лишь 60-70% необходимых для развития средств (табл. 1.4). На протяжении последних лет сумма бюджетных ассигнований на содержание учреждений образования не превышала 7% от ВВП, что значительно ниже уровня, определенного законом об образовании (не ниже 10%) и недостаточно для решения существующих проблем в образовании и проведения намеченных мероприятий по его преобразованию в соответствии с требованиями устойчивого развития экономики страны. Выделяемые средства не покрывают всех затрат, увеличивающихся намного большими темпами, чем доходная часть бюджета, и не позволяют решать назревшие в отрасли проблемы, и в первую очередь - технического оснащения учебных заведений, обновления и расширения их материально-технической базы. Улучшить финансовое положение отрасли могли бы внебюджетные источники. Однако они занимают небольшой удельный вес в общем объеме финансирования, что объясняется отсутствием экономической базы для создания развитой сети благотворительных фондов, развития меценатства и спонсорства.

Таблица 3.2 – Государственные расходы на образование в Республике Беларусь, % к ВВП

Год Значение
1990 4,9
1995 6,8
1996 6,2
1997 6,5
1998 6,5
1999 6,4
2000 6,4
2001 6,5
2002 6,3
2003 6,1
2004 6,0
2005 6,2
2006 6,0
2007 5,7
2008 5,1
2009 4,9

     Примечание  – Источник: собственная разработка. 

     Таким образом, на протяжении всего анализируемого периода расходы на образование в Беларуси не приближались к 10% ВВП. Максимальное значение было достигнуто в 1997,1998 и 2001 годах – 6,5%, по итогам 2009 года на образование было затрачено лишь 4,9% ВВП.

     Структура государственных расходов на образование  в 2008-2009 годах представлена в таблице 3.3.

Таблица 3.3 – Государственные расходы на образование, млрд. руб.

Статья  расходов 2008 2009 Отклонение Темп роста, %
Дошкольное  образование 10,6 14,7 4,1 138,7
Общее среднее образование 18,6 44,3 25,7 238,2
Профессионально-техническое образование 15,9 28,9 13,0 181,8
Среднее специальное образование 291,0 387,5 96,5 133,2
Высшее  и послевузовское образование 819,3 1156,6 337,3 141,2
Повышение квалификации и переподготовка кадров 51,0 71,3 20,2 139,8
Внешкольное воспитание и обучение 16,9 26,8 9,9 158,6
Прикладные  научные исследования и научные программы 18,3 20,0 1,7 109,3
Прочие  вопросы 36,6 24,6 -12,0 67,2
Итого 1278,2 1774,8 496,6 138,9

     Примечание  – Источник: собственная разработка. 

     Итак, сумма расходов республиканского бюджета на дошкольное образование в 2008 году составила 10,6 млрд. руб., в 2009 году – 14,7 млрд. руб., увеличившись на 4,1 млрд. руб. или на 38,7%. Расходы на общее среднее образование по итогам 2009 года составили 44,3 млрд. руб., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 25,7 млрд. руб. или на 138,2%. Расходы бюджета на профессионально-техническое образование в 2008 году составили 15,9 млрд. руб., в 2009 году – 28,9 млрд. руб., увеличившись за год на 13 млрд. руб. или на 81,8%. Затраты на среднее специальное образование по итогам 2009 года составили 387,5 млрд. руб., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 96,5 млрд. руб. или на 33,2%. Расходы на высшее и послевузовское образование в 2008 году составили 819,3 млрд. руб., в 2009 году – 1156,6 млрд. руб., увеличившись за 2009 год на 337,3 млрд. руб. или на 41,2%. Расходы бюджета на повышение квалификации и переподготовку кадров по итогам 2009 года составили 71,3 млрд. руб., что превысило аналогичный показатель 2008 года на 20,2 млрд. руб. или на 39,8%. Расходы на внешкольное воспитание и обучение в 2008 году составили 16,9 млрд. руб., в 2009 году – 26,8 млрд. руб., увеличившись за 2009 год на 9,9 млрд. руб. или на 58,6%. Расходы бюджета на прикладные научные исследования и научные программы в 2008 году составили 18,3 млрд. руб., в 2009 году – 20 млрд. руб., увеличившись на 1,7 млрд. руб. или на 9,3%. Прочие расходы в области образования в 2008 году составили 36,6 млрд. руб., в 2009 году – 24,6 млрд. руб., снизившись на 12 млрд. руб. или на 32,8%. Общая сумма расходов республиканского бюджета на образование в 2008 году составила 1278,2 млрд. руб., в 2009 году – 1774,8 млрд. руб., увеличившись на 496,6 млрд. руб. или на 38,9%.

     В ближайшей перспективе в Республике Беларусь государственная политика в области финансового обеспечения образования будет направлена на:

     сохранение  прямого бюджетного финансирования;

     создание  условий для привлечения внебюджетных средств методами экономического стимулирования;

     развитие  платных услуг в сфере образования;

     введение в практику образовательного кредита;

     разработку  механизма инвестирования отраслями  народного хозяйства подготовки для них кадров необходимых специальностей;

     поиск механизмов экономии государственных  средств, направляемых на образование.

     В стране действуют почти 10 тыс. учреждений образования различных уровней, в которых обучаются и воспитываются более 2 млн. детей, учащихся и студентов и работают свыше 445 тыс. педагогических работников и специалистов.

     Принимаются последовательные меры по совершенствованию правового регулирования общественных отношений в сфере образования. Только за последние годы в дополнение к закону «Об образовании» были приняты законы «О профессионально-техническом образовании», «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)», «Об общем среднем образовании», «О высшем образовании». Накопленный опыт законотворческой деятельности в образовательной сфере позволил успешно решить такую масштабную задачу, как создание Кодекса Республики Беларусь об образовании. В настоящее время завершается работа по его подготовке для рассмотрения Палатой представителей Национального собрания Беларуси во втором чтении. Проект кодекса не только сохраняет все наиболее важные достижения национальной системы образования и учитывает мировые тенденции, но и, что очень важно, задает параметры и направления развития отрасли на долгосрочную перспективу [14, c. 51].

     Отвечающее  современным требованиям законодательство в сфере образования, стабильное бюджетное финансирование позволяют успешно решать вопросы материального, кадрового и учебно-методического обеспечения отрасли. В нашей системе приняты и неукоснительно выполняются десять социальных стандартов.

     Последовательно укрепляется материальная база учреждений образования. За последние пять лет в стране введено свыше 200 образовательных объектов. Это 49 новых школ, 30 дошкольных учреждений, учебные и лабораторные корпуса, жилые дома для детей-сирот, общежития и другие важные для отрасли объекты.

     С 2009 года по поручению главы государства реализуется такой социально важный проект, как строительство в Минске студенческой деревни. К 2012 году в столице планируется построить 8 студенческих общежитий почти на 9 тыс. мест. Уже построено общежитие на 1030 мест для студентов Белорусского государственного университета.

     Поддерживается  на должном уровне и имеющаяся материальная база. За последние пять лет капитально отремонтировано более 2 тыс. объектов образования. Только в текущем году на реконструкцию и ремонт учреждений отрасли запланировано израсходовать свыше 460 млрд. рублей.

     Укрепляется учебно-методическая база учреждений образования. Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе – это не далекое будущее, а настоящее.

     Современными  компьютерами оснащены все объекты образования, ведется последовательная работа по созданию и использованию в учебном процессе программного электронного продукта, в течение 2011 года планируется завершить подключение наших учреждений к широкополосному доступу в Интернет.

     Национальная  система образования полностью удовлетворяет потребности экономики в кадрах. За 2006–2010 годы для народного хозяйства подготовлено более 750 тыс. рабочих, специалистов и служащих, в том числе с профессионально-техническим образованием – 236 тыс. человек, со средним специальным образованием – 216 тыс., с высшим образованием – 302,2 тыс. Только в 2010 году выпуск из учреждений профессионального образования составил свыше 150 тыс. человек.

     Такие результаты стали возможны во многом благодаря проведенным структурным преобразованиям в системе профобразования. На смену ПТУ и техникумам в системах профессионально-технического и среднего специального образования пришли профессиональные лицеи и колледжи. В системе высшего образования институты уступили место учреждениям образования университетского типа. Обеспечена преемственность всех уровней профессионального образования [14, c. 53].

     В настоящее время свыше 90 % учреждений профессионально-технического образования функционируют как многопрофильные. Большинство профессий являются интегрированными, благодаря чему 75 % выпускников одновременно получают две и более специальности. Приоритет отдается подготовке кадров с повышенным уровнем квалификации. В 2010 году их доля в общем количестве выпускников составила около 25 % (в 2009-м – 23 %). С учетом потребностей отраслей экономики в системе среднего специального образования началась подготовка рабочих по профессиям инновационной сферы.

     Характерной особенностью развития высшей школы является переход к массовому высшему образованию. Подготовку специалистов с высшим образованием обеспечивают 45 государственных и 10 высших учебных заведений частной формы собственности. Численность студентов вузов превысила 430 тыс. человек, а показатель количества студентов на 10 тыс. населения достиг 454 человек (в 2006-м – 393). Высшие учебные заведения обеспечивают подготовку специалистов по всем направлениям экономики и социальной сферы страны. В настоящее время это 15 профилей, более 400 специальностей и свыше 1000 специализаций. За последние годы с учетом потребностей инновационного развития страны почти на 40 % произошло их обновление.

     Приоритет отдается подготовке специалистов для  предприятий машиностроения, энергетики, строительства и архитектуры, сельского хозяйства. Особое внимание уделяется вопросам подготовки специалистов для внешнеэкономической деятельности и со знанием разговорного иностранного языка.

     За  последние годы в вузах открыты такие специальности, как «строительство тепловых и атомных электростанций», «паротурбинные установки атомных электрических станций» (БНТУ) «физика. ядерная физика и технологии» (БГУ), «радиационная химия» (БГУ), «ядерная и радиационная безопасность» (МГЭУ имени Д. Сахарова), «электронные системы контроля и управления на АЭС» (БГУИР), «нанотехнологии и наноматериалы в электронике» (БГУИР), «транспортная логистика», «микро- и нанотехника», «компьютерная мехатроника» (БНТУ), «туризм и природопользование» (БГТУ), возобновилась подготовка по специальности «технология и оборудование торфяного производства» (БНТУ), «прикладная информатика» и «аэрокосмические радиоэлектронные и информационные системы и технологии» (БГУ) [14, c. 54].

Информация о работе Человеческий капитал в современной экономике