Человеческий капитал и его роль в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2012 в 22:51, курсовая работа

Краткое описание

История общества – результат деятельности людей. Человеческая деятельность – это специфическая, социальная форма активности, в результате которой не только осваивается окружающий мир, но и преобразуется, развивается внутренняя природа человека – создателя материальных и духовных благ. В ходе этой деятельности происходит накопление и передача опыта как непосредственно, так и опосредованно, через определенные человеческие способности, овеществленную силу знаний.

Оглавление

Введение. 3 1. Основные положения концепции человеческого капитала: история, понятие. 5
2. Структура, типы и методы оценки стоимости человеческого капитала. 13 3. Инвестиции в человеческий капитал: образование, здравоохранение, обеспечение мобильности рабочей силы. 24
Заключение. 32
Литература. 34

Файлы: 1 файл

курсовая..docx

— 59.01 Кб (Скачать)
 

 

Человеческий  капитал и его  роль в современной  экономике.                                                                               Содержание.

Введение.                                                                                                             3                                                                                    1. Основные положения концепции человеческого капитала: история, понятие.                                                                                                               5

2. Структура,  типы и методы оценки стоимости  человеческого капитала. 13                                                 3. Инвестиции в человеческий капитал: образование, здравоохранение, обеспечение мобильности рабочей силы.                                                        24

Заключение.                                                                                                       32                                       

 Литература.                                                                                                        34                                                            

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.                                                                           

  История  общества – результат деятельности  людей. Человеческая деятельность  – это специфическая, социальная  форма активности, в результате  которой не только осваивается  окружающий мир, но и преобразуется,  развивается внутренняя природа  человека – создателя материальных  и духовных благ. В ходе этой  деятельности происходит накопление  и передача опыта как непосредственно,  так и опосредованно, через  определенные человеческие способности,  овеществленную силу знаний.                                                                             

 Человек –  главная производительная сила  общества. С этим тезисом марксизма  согласны абсолютно все экономисты: марксисты  и монетаристы, неоклассики  и институционалисты. Именно человек  оживляет вещественные факторы  производства: капитал и землю.  Именно его предпринимательский  гений создает целые системы  передовой технологии производства, он же производит все необходимое для самого себя и общества. Однако экономическая теория обратила внимание на самого человека сравнительно недавно – лет 30 – 40 назад.                                                                  

  Мировая  экономика ХХI века определяется характером перехода стран к новому этапу развития производительных сил: от индустриальной стадии, где доминировало крупное механизированное машинное производство. К постиндустриальному, где доминирует сфера услуг, наука, образование и так далее. Производство материальных благ, безусловно, сохранит свою значимость, но его экономическая эффективность будет определяться в первую очередь использованием высококвалифицированных кадров, новых знаний, технологий и методов управления.                                                              Достижения науки ХХI века выдвинули на первый план способ производства и передачу знаний и, собственно, самого человека – его интеллектуальный потенциал.                    

 Поэтому все  большая часть исследователей считает человеческий капитал самым ценным ресурсом постиндустриального общества, гораздо более важным, чем природное или накопленное богатство. Уже сейчас во всех странах человеческий (интеллектуальный) капитал предопределяет темпы экономического развития и научно-технического прогресса. Соответственно усиливается и интерес общества к системе образования как основе производства этого капитала.                                                

 Теория человеческого  капитала имеет очень старые  теоретические и методологические  корни, тем не менее, она  является  одним из современных  и очень актуальных направлений  развития неоклассической теории. В связи со всем перечисленным мне очень захотелось более подробно изучить и проанализировать вопрос человеческого капитала. Целью данной работы будет обзор и анализ человеческого капитала в современной экономике. 
 
 
 
 

   
 
 
 

  1.Основные положения концепции человеческого капитала: история, понятие.                                 

Человек - главная производительная сила общества. С этим тезисом марксизма согласны абсолютно все экономисты: марксисты и монетаристы, неоклассики и институционалисты… Именно человек оживляет вещественные факторы производства: капитал и землю. Именно человек оживляет вещественные факторы производства: капитал и землю. Именно его предпринимательский гений создает целые системы передовой технологии производства, он же производит все необходимое для самого себя и общества. Однако экономическая теория обратила внимание на самого человека сравнительно недавно-лет 30-40 назад.

Элементы теории человеческого капитала существовали с тех давних пор, когда формировались  первые знания и система образования.

В научной литературе понятие человеческого капитала появилось в публикациях второй половины ХХ века в работах американских ученых - экономистов Т. Шульца и Г. Беккера. За создание основ теории человеческого капитала им были присуждены Нобелевские премии по экономике. Вложил существенный вклад в создание теории человеческого капитала и выходец из России С. Кузнец, получивший Нобелевскую премию по экономике за 1971 г.

Теория человеческого  капитала базируется на достижениях  институциональной теории, неоклассической  теории, неокейнсианства и др. возникла проблема углубленного понимания роли человека и накопленных результатов  его интеллектуальной деятельности на темпы и качество развития общества и экономики. Толчком к созданию теории человеческого капитала стали статистические данные роста экономик развитых стран мира, которые превышали расчеты, базирующиеся на учете классических факторов роста. Анализ реальных процессов развития и роста в современных условиях и привел к утверждению человеческого капитала в качестве основного производительного и социального фактора развития современной экономики и общества.

Вклад в развитие современной теории человеческого  капитала внесли Т. Шульц, Г. Беккер, Э. Денисон, Р. Солоу, Дж. Кендрик, С. Кузнец, С. Фабрикант, И.Фишер, Р. Лукас и другие экономисты, социологи и историки.

Понятие человеческого  капитала является естественным развитием  и обобщением понятий человеческого  фактора и человеческого ресурса, однако человеческий капитал является более широкой экономической категорией.

Экономическая категория «человеческий капитал» формировалась постепенно, и на первом этапе ограничивалось знаниями и  способностью человека к труду. Причем, длительное время человеческий капитал  считался только социальным фактором развития, то есть затратным фактором, с точки зрения экономической  теории. Считалось, что инвестиции в  воспитание, в образование являются непроизводительными, затратными. Во второй половине XX столетия отношение к  человеческому капиталу и образованию  постепенно кардинально изменилось.

С. Кузнец на первое место из факторов, определяющих удачное применение накопленного опыта передовых стран, поставил достаточность стартового накопленного человеческого капитала. И это не случайно. Высокий уровень и качество накопленного человеческого капитала необходимы для ускоренного осуществления институциональных реформ, трансформации государства, технологического обновления производств, рыночных преобразований экономики и т. д. И, именно, достаточно высокие уровень и качество человеческого капитала страны с догоняющей экономикой обеспечивают её выход на стабильный рост душевого ВВП и повышение уровня и качества жизни населения. Таким образом, человеческий капитал, по Кузнецу, является главной доминантой возможного стабильного роста экономик развивающихся стран.

Т. Щульц внес огромный вклад в становление  теории человеческого капитала на начальном  этапе её развития, в её принятие научной общественностью и популяризацию. Он одним из первых ввел понятие  человеческого капитала как производительного  фактора. И сделал многое для понимания роли человеческого капитала как главного двигателя и фундамента индустриальной и постиндустриальной экономик.

Основными результатами инвестиций в человека Шульц считал накопление способностей людей к  труду, их эффективную созидательную  деятельность в обществе, поддержание  здоровья и т. д. Он полагал, что человеческий капитал обладает необходимыми признаками производительного характера. Человеческий капитал способен накапливаться и воспроизводиться. По оценкам Шульца, из производимого в обществе совокупного продукта на накопление человеческого капитала используется уже не 1/4, как следовало из большинства теорий воспроизводства XX века, а 3/4 его общей величины.

Г. Беккер, пожалуй, первым перенес понятие человеческого капитала на микроуровень. Человеческий капитал предприятия он определил как совокупность навыков, знаний и умений человека. В качестве инвестиций в них Беккер учел в основном затраты на образование и обучение. Беккер оценил экономическую эффективность образования, прежде всего, для самого работника. Дополнительный доход от высшего образования он определил следующим образом. Из доходов тех, кто окончил колледж, он вычитал доходы работников со средним общим образованием. Издержками образования считались как прямые затраты, так и альтернативные издержки  - упущенный доход за время обучения. Отдачу от инвестиций в образование Г. Беккер оценил как отношение доходов к издержкам, получив примерно 12-14 % годовой прибыли.

Беккер в рамках теории человеческого капитала исследовал структуру распределения личных доходов, возрастную их динамику, неравенство  в оплате мужского и женского труда  и т. д. Он доказал и политикам, и предпринимателям на обширном статистическом материале, что образование является фундаментом увеличения доходов и наемных работников, и работодателей, и государства в целом. В результате политики, финансисты и предприниматели стали рассматривать вложения в образование как перспективные капиталовложения, приносящие доход.

Со временем, с усилением социологизации науки  в целом и экономической теории в частности, с возникновением и  определением понятий общечеловеческих ценностей и объявления человеческой жизни главным достоянием общества, взгляд на человека претерпел такую  сильную трансформацию, что объективно необходимо возникает понятие человеческого  капитала. Пожалуй, ни один другой термин так полно и емко не отразил  бы всего богатства и палитру  человеческого участия в производстве, экономическом прогрессе вообще. Человек стоит в начале производства, он есть центр и средоточие производства, и он же стоит в конце его, как  цель любого производства. Таким образом, человеческий капитал принимает  зрительно ощутимые очертания, и становятся очевидными границы его воздействия на производство. Следовательно, человеческий капитал можно рассматривать наряду с другими видами капитала как объект экономической системы.

Главным содержанием, зерном теории человеческого капитала является признание человека как  объекта капитальных вложений, как  объекта экономической деятельности.  Дело в том, что капитальные вложения в человека столь же прибыльны (если не больше), как и инвестиции в  любой другой фактор производства.

В настоящее  время на базе теории и практики человеческого капитала формируется и совершенствуется успешная парадигма развития США и ведущих европейских стран. На основе данной теории, отставшая было, Швеция модернизировала свою экономику и вернула в 2000-х годах лидерские позиции в мировой экономике. Финляндия за исторически короткий период времени сумела перейти от сырьевой в основном экономики к инновационной экономике. И создать свои собственные конкурентоспособные высокие технологии, не отказываясь от глубочайшей переработки своего главного природного богатства — леса. Сумела выйти на первое место в мире в рейтинге по конкурентоспособности экономики в целом. Более того, именно на доходы от переработки леса в товары с высокой добавленной стоимостью и создавали финны свои инновационные технологии и продукты.

Все это имело  место не потому, что теория и  практика человеческого капитала реализовала в себе некую волшебную палочку, а потому, что стала ответом экономической теории и практики на вызовы времени, на вызовы нарождающейся во второй половине XX века инновационной экономики (экономики знаний) и научно-технического бизнеса.

Развитие науки, формирование информационного общества на передний план в качестве составляющих сложного интенсивного фактора развития — человеческого капитала — выдвинули знания, образование, здоровье, качество жизни населения и самих ведущих специалистов, определяющих креативность и инновационность национальных экономик.

В условиях глобализации мировой экономики, в условиях свободного перелива любого капитала, включая  человеческий капитал, из страны в страну, из региона в регион, из города в город в условиях острой международной конкуренции, ускоренного развития высоких технологий.

И огромные преимущества в создании стабильных условий для  роста качества жизни, создания и  развития экономики знаний, информационного  общества, развития гражданского общества имеют страны с накопленным качественным человеческим капиталом. То есть страны с образованным, здоровым и оптимистичным  населением, конкурентоспособными профессионалами  мирового уровня во всех видах экономической  деятельности, в образовании, науке, в управлении и других сферах.

Информация о работе Человеческий капитал и его роль в современной экономике