Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2012 в 22:51, курсовая работа
История общества – результат деятельности людей. Человеческая деятельность – это специфическая, социальная форма активности, в результате которой не только осваивается окружающий мир, но и преобразуется, развивается внутренняя природа человека – создателя материальных и духовных благ. В ходе этой деятельности происходит накопление и передача опыта как непосредственно, так и опосредованно, через определенные человеческие способности, овеществленную силу знаний.
Введение. 3 1. Основные положения концепции человеческого капитала: история, понятие. 5
2. Структура, типы и методы оценки стоимости человеческого капитала. 13 3. Инвестиции в человеческий капитал: образование, здравоохранение, обеспечение мобильности рабочей силы. 24
Заключение. 32
Литература. 34
Многие повышают
свою производительность, овладевая
новыми навыками и совершенствуя
уже имеющиеся непосредственно
на рабочем месте. Очевидно, будущую
производительность можно повысить
лишь ценой определенных издержек,
так как в противном случае
спрос на подготовку был бы безграничен.
Ее издержки состоят из потраченного
времени и усилий самого обучающегося
работника, преподавательской
Общая подготовка способна приносить пользу во многих фирмах помимо той, где она была получена; например, механик, прошедший курс обучения в армии, обнаруживает, что его навыки обладают ценностью для сталелитейной или авиационной отраслей, а навыки врача, стажировавшегося в какой-либо больнице, представляют интерес и для других больниц. Вероятно, основная часть подготовки по месту работы имеет целью повышение будущей производительности работников именно на той фирме, где она предоставлялась, однако общая подготовка повышает предельный продукт их труда и для множества других фирм. Поскольку на конкурентном рынке труда ставки заработной платы, уплачиваемые любой фирмой, определяются предельной производительностью в других фирмах, будущая заработная плата, как и будущий предельный продукт, будут конечно, возрастать в результате общей подготовки и в тех фирмах, которые ее предоставляли. Они могли бы получать часть отдачи от этой подготовки, но только в том случае, если бы предельная производительность увеличивалась в них сильнее, чем заработная плата. Полностью общая подготовка, однако, была бы одинаково полезной для многих фирм, и предельный продукт возрастал бы для всех них в равной степени. Следовательно, ставки заработной платы повышались бы ровно на столько же, насколько и предельная производительность, так что проводившие подготовку фирмы не получали бы от этого никакой отдачи.
Второе направление инвестиций в человеческий капитал – это здравоохранение. Здравоохранение сопровождает рабочую силу с самого рождения человека (по большому счету – до рождения) и до самого его пенсионного возраста, когда один, уже старый, носитель человеческого капитала уступает место и сменяется другим – молодым. Затраты на здравоохранение продлевают срок оборота рабочей силы в производстве. Здравоохранение и его финансирование не исследованы достаточно полно с точки зрения реального его вклада в развитие человеческого капитала и его отдачи, как, например, образование. Однако о значении здравоохранения в этом отношении можно судить по косвенным показателям.
В систему характеристик здоровья входят понятия заболеваемости, инвалидности, нетрудоспособности, которые объединяются в показатель «глобального бремени болезней» (DALY). Система DALY выражает в конечном итоге годы жизни, потерянные в результате преждевременной смерти, от нетрудоспособности или инвалидности.
Безусловно, чем меньше показатель DALY, тем меньше бремя болезней, тем выше уровень здоровья населения страны, тем выше отдача от капиталовложений в здравоохранение. В последние годы в России рождаемость устойчиво отстает от смертности. Умирает в год больше россиян, чем рождается.
Особую тревогу
в России вызывает состояние психического
здоровья населения страны, так как
с ним непосредственно связаны
интеллектуальный потенциал страны,
нации, развитие производительных сил
и трудовых ресурсов, обороноспособность
страны. К сожалению, удельный вес
больных с психическими расстройствами
в общей массе больных уверенно
ползет вверх. Эта область здравоохранения
вызывает все большую тревогу, так
как инвестиции в нее постоянно
уменьшаются. А ведь психическая
болезнь часто равнозначна
Как бы трудно ни было стране в условиях глубочайшего социального и экономического кризиса, надо понимать, что здравоохранение является такой стороной человеческого капитала, которая «не понимает» нехватку финансовых средств, «не терпит» невнимания к себе и «мстит» обществу за безответственное отношение к себе. [ 3, с.315 ] Ведь известно, что живущие поколения несут в себе груз накопленных патологий. Нынешние болезни в силу их инерционного действия отзовутся тяжелым эхом (громадными потерями с точки зрения человеческого капитала) в будущем. Ведь появилось на свет то поколение, которому предстоит решать экономические, политические и социальные вопросы России, но оно растет в совершенно неприемлемых в медицинском отношении условиях, накапливая «глобальное бремя болезней».
Долгое время расходы на здравоохранение в России составляли 3,1 – 3,5% национального дохода, в то время как в мире в целом они находятся на уровне 8%, а в развитых странах – в среднем 9,2%. Достижение объема финансирования, обеспечивающего устойчивость социально-демографической ситуации в стране, является приоритетной задачей в России.
Совершенно очевидно, что хорошее здоровье населения является результатом продуманной и долгосрочной программы развития здравоохранения и поддержания его на высоком уровне. Ибо хорошее здоровье – это большая продолжительность жизни, большая производительность труда, меньшие выплаты по бюллетеням, а стало быть, расходы на здравоохранение есть выгодное капиталовложение с долгосрочной и постоянно возрастающей отдачей.
Третье направление инвестиций в человеческий капитал – это финансирование или расходы на обеспечение мобильности рабочей силы.
Мобильность рабочей силы – многоплановое понятие. Она определяется и общими экономическими закономерностями развития, и личными соображениями рабочего, а также циклическими структурными колебаниями экономики.
Например, в наш век информационной революции каждые 8 – 10 лет информация (полученные знания) устаревает, причем за этот же период объем знаний человека удваивается. Совершенно очевидно, что вырастают затраты, необходимые на переобучение и переквалификацию рабочей силы. Повышение мобильности рабочей силы является выражением интенсификации воспроизводства человеческого капитала. Мобильность связана со сменой места работы, места жительства, с созданием рынка жилья.
В то же время
сама рабочая сила стремится переучиться,
получить новую профессию, если в
перспективе ее ожидает более
высокая оплата труда. Эта сторона
мобильности рабочей силы одновременно
является своего рода смягчением последствий
безработицы, так как последняя
часто носит структурный
Мобильность рабочей силы – явление прогрессивное и в социальном, и в экономическом планах. Это процесс приспособления рабочей силы к постоянно меняющейся рыночной ситуации, а также структурным изменениям в экономике. В процессе этого приспособления рабочая сила преследует две цели: получение более высокой оплаты труда и утверждение социальной справедливости и равенства на рынке труда.
В то же время
мобильность рабочей силы должна
быть, например, в России, обеспечена
инфраструктурно и
Согласно теории человеческого капитала, производительность труда и, соответственно, рыночная стоимость трудовых услуг (заработная плата) определяются в значительной степени тем, сколько отдельный человек, его семья и наниматель считают необходимым инвестировать в образование, здравоохранение и размещение рабочих мест.
В последние 30 -40
лет инвестиции в человеческий капитал
растут значительно быстрее, чем
капиталовложения в материально-вещественные
факторы национального
Заключение.
В самом общем смысле человеческий капитал – это знания, навыки и профессиональные способности работника. Само понятие «человеческий капитал» характеризует качество рабочей силы, возможности работника в трудовом процессе.
Таким образом, человеческий капитал – термин, обозначающий накопленные знания, умение и мастерство, которыми обладает работник и которые приобретаются им благодаря общему и специальному образованию, профессиональной подготовке, производственному опыту. Концепция человеческого капитала впервые была выдвинута американским экономистом Г. Беккером в 1960 г.
Несмотря на то, что многие идеи теории человеческого капитала встречаются уже у А. Смита, она сравнительно молода: ее формирование пришлось на 50 – 60-е годы ХХ века. Наибольший вклад в теорию «человеческого капитала» внесли Т. Шульц, Г. Беккер, Дж. Минсер и др. Они изучали влияние сроков обучения работников, их навыков и способностей на заработную плату, эффективность и экономический рост предприятий. Иными словами, их главной задачей было определить экономическую отдачу от инвестиций в человека. Результаты исследований во многом оказались сенсационными. В частности, выяснилось, что экономическая отдача затрат на обучение сотрудников намного превышает инвестиции в новую технику и оборудование.
Экономические оценки человеческого капитала стали широко использоваться как на микроэкономическом, так и макроэкономическом уровнях для определения величины национального богатства, потерь общества от войн, болезней и стихийных бедствий, в сфере страхования жизни, выгодности инвестиций в образование, здравоохранение, миграцию и для многих других целей.
Для современного этапа мирового научно-технического и социально-экономического развития характерно коренное изменение роли и значения человеческого фактора в экономике и обществе. Человеческий капитал становится важнейшим фактором экономического роста. По некоторым оценкам, в развитых странах повышение продолжительности образования на один год ведет к увеличению валового внутреннего продукта на 5 - 15%.
Человек стоит в начале производства, он есть центр и средоточие производства, и он же стоит в конце его, как цель любого производства. Таким образом, человеческий капитал принимает зрительно ощутимые очертания, и становятся очевидными границы его воздействия на производство. Следовательно, человеческий капитал можно рассматривать наряду с другими видами капитала как объект экономической системы.
Главным содержанием,
зерном теории человеческого капитала
является признание человека как
объекта капитальных вложений, как
объекта экономической
Литература.
18.02.2011
г.
Информация о работе Человеческий капитал и его роль в современной экономике