Человеческий капитал в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 20:34, курсовая работа

Краткое описание

Теория человеческого капитала накопила достаточный научный инструментарий для четкого определения сущности, содержания, видов, способов оценки и регулирования данной активной части капитала любого предприятия. Проблематика человеческого капитала широко обсуждается в научной, прикладной и учебной литературе. Человеческий капитал как экономическая категория стал одним из общеэкономических стержневых понятий, позволяющих описать и объяснить через призму человеческих интересов и действий многие экономические процессы. Состав производительных сил и капитала, образование и распределение доходов, экономический рост и национальное богатство получают адекватное отображение в экономической науке с использованием категории «человеческий капитал».

Оглавление

Введение 4
1 Сущность и роль человеческого капитала в современной экономике 5
2 Проблемы формирования и накопления человеческого капитала 12
3 Проблема человеческого капитала в белорусской экономике 17
Заключение 29
Список использованных источников 31

Файлы: 1 файл

Человеческий капитал.doc

— 335.00 Кб (Скачать)

     Появляется  все больше специальностей, ведущих  к получению одновременно двух квалификаций, что обеспечивает лучшие возможности для трудоустройства выпускников.

     Качественные  изменения произошли и в содержании профессионального образования. Состоялся  переход на новое поколение образовательных стандартов и учебно-программной документации в системах профессионально-технического и среднего специального образования, в системе высшего образования этот процесс находится в стадии завершения.

     Достижение  высокого качества подготовки специалистов возможно только на основе интеграции образовательной, научной и инновационной деятельности.

     В этих целях создаются необходимые условия для формирования у студентов навыков исследовательской деятельности, работы в научных коллективах. В частности, количество студенческих научно-исследовательских лабораторий с 2005 года увеличилось почти в два раза и достигло 98, вырос и объем их финансирования. Число студентов, занимающихся всеми формами НИРС, увеличилось по сравнению с 2005 годом в 1,4 раза. В 1,7 раза возросло количество публикаций, подготовленных с участием студентов.

     На 40 % увеличилось количество докладов, сделанных студентами на конференциях различного уровня. Выросло и количество научных работ, представляемых студентами на республиканский конкурс (в 2009 году – 3970, в 2005 году – 2807).

     Такая организация образовательного процесса позволяет формировать у будущих специалистов качества, востребованные в современном мире: социальную и профессиональную мобильность, способность и готовность к непрерывному обучению и самообучению, умение работать в команде.

     Пристальное внимание уделяется решению вопросов и принятию необходимых мер по организации непрерывного профессионального обучения кадров. В текущем году профессиональную подготовку, переподготовку, стажировку, повышение квалификации, курсы целевого назначения планируется провести для более чем 550 тыс. человек. Существенно расширился перечень специальностей переподготовки, профилей (направлений) образования, по которым осуществляется повышение квалификации кадров (это более 5,5 тыс. профессий, 437 специальностей, 81 направление образования). Дальнейшее развитие получило повышение квалификации руководителей и специалистов, работающих в сфере бизнеса, внешнеэкономической деятельности, информационной безопасности.

     Инновационное развитие глобального здравоохранения  на основе научных достижений и внедрения новых эффективных технологий профилактики, диагностики и лечения заболеваний обусловливает необходимость ежегодного пересмотра порядков и стандартов оказания медицинской помощи с приближением их к современным возможностям медицины и уровню качества, соответствующего международному. Не случайно XXI столетие декларировано веком 
биомедицинских наук.

     Рисунок 3.1 – Расходы на здравоохранение  за счет средств бюджета, млрд. руб.

     Примечание  – Источник: [18, c. 64]. 

     Качество  медицинской помощи – это степень ее соответствия современному уровню медицинской науки, стандартам медицинских технологий, потребностям пациента.

     Разработанный Министерством здравоохранения Беларуси в соответствии с этим постулатом отраслевой план мероприятий по проведению в 2010 году Года качества способствует позитивным преобразованиям в здраво- 
охранительной системе, в полной мере отвечает потребностям населения, основывается на взаимной ответственности медицинских работников и граждан за состояние здоровья, способствует улучшению финансового обеспечения отрасли, повышению качества и доступности медицинской помощи, а также усилению ее профилактической направленности.

     Здоровье  населения определяется в нашей стране как основа национальной безопасности государства, поэтому забота о здоровье народа стала в Беларуси приоритетным направлением бюджетных ассигнований.

     Благодаря принимаемым Президентом и правительством мерам удалось добиться роста  финансирования расходов на здравоохранение, которое ежегодно увеличивается в абсолютном выражении [18, c. 65].

     Ежегодное увеличение расходов на здравоохранение позволяет внедрять в нем высокие технологии на республиканском и областных уровнях, переоснащать организации здравоохранения, доводить обеспеченность областных больниц материально-техническими ресурсами и специалистами до уровня, соответствующего достигнутому в республиканских научно-практических 
центрах, реализовать мероприятия Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь, Президентской программы «Дети Беларуси», программы развития здравоохранения страны и других государственных программ, а также развития первичной и неотложной медицинской помощи, обеспечения и наращивания объемов специализированной медицинской помощи (кардиология, трансплантология, травматология, онкология, неврология и нейрохирургия).

     Рисунок 3.2 – Норматив бюджетной  обеспеченности расходов на здравоохранение на одного жителя, руб.

     Примечание  – Источник: [18, c. 65]. 

     Система здравоохранения Беларуси продолжает реализацию комплекса мер по сохранению и укреплению здоровья граждан: интенсифицирована работа по модернизации, реконструкции, техническому переоснащению организаций здравоохранения и внедрению высоких медицинских технологий, что позволило создать достойные условия труда медработников.

     Особо следует отметить проведенную работу по реконструкции республиканских медицинских центров, завершение реконструкции и переоснащения жизненно важных отделений операционного и реанимационного профиля, 
родильных домов и отделений, ремонту и переоснащению учреждений здравоохранения в сельской местности.

     В Беларуси проходит оснащение реабилитационных организаций здравоохранения (отделений) тренажерами и другим специальным оборудованием для физической реабилитации. Проводится поэтапная подготовка и переподготовка по медицинской экспертизе и медицинской реабилитации (в соответствии с потребностями регионов) врачей-стажеров.

     Продолжена  разработка новых и совершенствование имеющихся технологий медицинской реабилитации в соответствии с развитием специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи населению и внедрение их на всех этапах и уровнях ее оказания. Создана развернутая база данных на электронных носителях персонифицированного учета инвалидов по каждой категории инвалидности. Разработаны и изданы брошюры и их компьютерные варианты с обучающими программами для больных и инвалидов на домашнем этапе медицинской реабилитации [18, c. 66].

     По  результатам выполнения проекта «Создание центра компетенции в области радиационной онкологии» эксперты МАГАТЭ провели международный аудит обеспечения качества в радиационной онкологии, задачей которого являлись анализ и оценка качества всех составляющих процесса лучевой терапии.

     В настоящее время осуществляется переход на модель хозяйствования, в которой преимущество отдается развитию медицинской помощи, оказываемой 
в амбулаторных условиях как менее затратному и наиболее востребованному виду ее оказания.

     Увеличивается финансирование амбулаторно-поликлинических организаций. Так, в 2009 году на оказание амбулаторно-поликлинической помощи было направлено до 35 % общей суммы средств на здравоохранение, тогда как в 2006 году этот показатель составлял только 21 %. В 2010 году планируется направить до 40 % всего объема финансирования здравоохранения на амбулаторно-поликлиническую помощь.

     Поставленные  задачи по развитию отрасли здравоохранения, 
являющиеся приоритетом социальной политики в Беларуси, не могут быть решены без высококвалифицированных кадров с соответствующей оплатой труда. В отрасли продолжена работа по совершенствованию и увеличению оплаты труда как составной части системы мотивации работников здравоохранения, в том числе по поиску и выбору эффективных форм и систем заработной платы, позволяющих установить зависимость оплаты от результатов труда работника.

     Наравне с экономической мотивацией работников здравоохранения  необходимо  привлечение  нематериальных  стимулов и методов повышения эффективности их труда, от чего определяющим образом зависит уровень качества, доступности и своевременности квалифицированной   медицинской   помощи.

     Первостепенным является возрождение врачебной культуры и престижа профессии врача и медицинской сестры. Врачебный гуманизм   и   неравнодушие   к пациенту не могут подкрепляться лишь материальным вознаграждением за труд, а во многом и вовсе не определяются уровнем его оплаты. Создание в коллективе атмосферы, базирующейся на желании помочь пациенту, стремлении к постоянному профессиональному   совершенствованию, которые основаны на признании и поощрении заслуг работников, является сложной, но решаемой задачей для каждого руководителя и профсоюзных организаций работников здравоохранения [18, c. 66].

     Системные преобразования в здравоохранении  страны проводятся  с  учетом  Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Беларуси на период до 2020 года, политики Всемирной организации здравоохранения «Здоровье для всех в XXI столетии» и направлены на обеспечение граждан республики доступной медицинской помощью высокого качества 
на всех уровнях.

     Приоритетной  задачей государства является поддержка семьи, создание условий для полноценной реализации ее основных функций.

     При проведении социальной политики большое внимание уделяется созданию условий, позволяющих сочетать профессиональные и семейные обязанности. С этой целью государство развивает сеть детских дошкольных учреждений, инфраструктуру быта. Сформирована система социального обслуживания, обеспечивающая оказание семьям широкого спектра социально-экономических, психолого-педагогических, социально-правовых, социально-бытовых и иных социальных услуг.

     Специалисты учреждений социального обслуживания осуществляют патронаж семей, выявляют потребности конкретных детей в помощи, оказывают психологическую, педагогическую и юридическую, материальную поддержку семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

     Законодательством установлены гарантии и льготы в области трудовых прав, занятости, пенсионного обеспечения, здравоохранения и образования, обеспечения жильем.

     В области трудовых прав это предоставление женщинам-матерям, трудящимся с семейными обязанностями отпусков по уходу за детьми, дополнительных оплачиваемых свободных от работы дней, дополнительных гарантий при заключении трудового договора.

     В области занятости государство  обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда, в первую очередь одиноким и многодетным родителям, семьям, воспитывающим детей-инвалидов.

     В области пенсионного обеспечения  предусмотрены льготы по снижению возраста при уходе на пенсию для многодетных матерей, получение государственной пенсии при потере кормильца.

     При обеспечении жильем льготы предоставляются  молодым, многодетным семьям, семьям при рождении близнецов [3, c. 57].

     Льготы  имеют малоимущие и многодетные семьи по оплате за содержание детей в детских дошкольных учреждениях, за пользование учебниками.

     Лицам, имеющим на иждивении троих и  более детей в возрасте до 16 лет (учащихся до 18 лет), пособие по временной нетрудоспособности выплачивается с первого дня утраты трудоспособности в размере 100 % среднедневного (среднечасового) заработка за рабочие дни (часы) по графику работы.

     Одиноким  родителям (опекунам или попечителям), имеющим детей в возрасте до 18 лет, а также родителям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет), предоставляется стандартный налоговый вычет в размере 150 тыс. рублей на каждого ребенка в месяц.

     Трудовым  кодексом также предусмотрены нормы, направленные на предоставление возможности участия в воспитании детей отцу наравне с матерью.

     Право матери на дополнительный свободный от работы день в месяц (неделю) распространено на отца, опекуна, попечителя, предусмотрена возможность разделения этих дней между родителями.

     Отпуск  по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет по желанию семьи вместо матери предоставляется отцу либо другому родственнику, осуществляющему уход за ребенком.

     Работникам, жены которых находятся в отпуске по беременности и родам, предоставляется право использовать свой трудовой отпуск в период отпуска по беременности и родам, предоставляемого жене.

Информация о работе Человеческий капитал в современной экономике