Человеческий капитал и его роль в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 19:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть и проанализировать человеческий капитал и его роль в современной экономике.

В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:

– изучить методологические основы концепции человеческого капитала;

– рассмотреть основные положения концепции человеческого капитала;

– проанализировать инвестиции в человеческий капитал;

Методы исследования:

– обработка, анализ научных источников;

– анализ научной литературы, учебников и пособий по исследуемой проблеме.

Файлы: 1 файл

Экономика.docx

— 49.13 Кб (Скачать)

     За  основу своей курсовой работы я решила взять вопрос «Человеческий капитал и его роль в современной экономике», тем самым решила раскрыть тему – что же есть «человеческий капитал» и какую роль играет в экономике стран. Как важно развитие человеческого капитала, его составляющие части и сколько денег вкладывается в его развитие.

     Перспективы мировой экономики в XXI в. определяются характером перехода стран к новому этапу развития производительных сил: от индустриальной стадии, где доминировало крупное механизированное машинное производство, к постиндустриальной, где будут превалировать сфера услуг, наука, образование и т.д. Производство материальных благ, безусловно, сохранит свою значимость, но его экономическая эффективность будет определяться в первую очередь использованием высококвалифицированных кадров, новых знаний, технологий и методов управления.

     Таким образом, на передний план выдвигается  способ производства и передачи знаний и, собственно, сам человек – его  интеллектуальный потенциал.

     Поэтому все большая часть исследователей считает человеческий капитал самым  ценным ресурсом постиндустриального  общества, гораздо более важным, чем природное или накопленное  богатство. Уже сейчас во всех странах  человеческий (интеллектуальный) капитал  предопределяет темпы экономического развития и научно-технического прогресса. Соответственно усиливается и интерес  общества к системе образования  как основе производства этого капитала.

     Несмотря  на безусловную востребованность теории человеческого капитала, разрабатывается  она в основном американскими  и английскими учеными. Вклад  российских экономистов в ее развитие пока достаточно скромен.

     Парадокс  сегодняшней ситуации заключается  также в том, что наблюдается  явное несоответствие между возможностями  экономического роста (огромным природно-ресурсным потенциалом России, высоким интеллектом общества, уникальным геополитическим положением) и реальным состоянием ее национальной экономики.

     Теория  человеческого капитала имеет очень  старые теоретические и методологические корни, тем не менее, она является одним из современных и очень  актуальных направлений развития неоклассической  теории. Все вышеперечисленные факторы  и обусловили актуальность нашего исследования.

     Цель работы – рассмотреть и проанализировать человеческий капитал и его роль в современной экономике.

     В соответствии с поставленной целью  решались следующие основные задачи:

     – изучить методологические основы концепции человеческого капитала;

     – рассмотреть основные положения концепции человеческого капитала;

     – проанализировать инвестиции в человеческий капитал;

     Методы  исследования:

     – обработка, анализ научных источников;

     – анализ научной литературы, учебников  и пособий по исследуемой проблеме.

     Объект  исследования – человеческий капитал

     Предмет исследования – человеческий капитал и его роль в современной экономике

 

       

       Содержание 

       Аннотация                                                                                   1

       Содержание                                                                                 3

       Введение                                                                                      4

       Глава 1

1.1 Понятие человеческого капитала, его виды.                                   6

1.2 Основные положения концепции человеческого капитала.            11

       Глава 2

2.1 Человеческий капитал и проблема распределения доходов.          15

2.2 Позитивные и негативные тенденции воспроизводства                   18

человеческого капитала.

2.3 Прогнозная оценка стоимости воспроизводства                              23

будущего  человеческого капитала.

       Заключение.                                                                                   26

       Список  источников и литературы.                                                27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В последние годы стало всеобщим мнением, что эффективность развития экономически современных государств в огромной степени зависит от того, сколько  средств оно вкладывает в своих  людей. Без этого невозможно обеспечить его поступательное развитие.

     Согласно  классической теории факторов производства возможности экономического роста  обеспечивает следующая триада факторов: труд, земля и капитал. Долгое время  главная роль в теории и управленческой практике придавалась накоплению капитала (производственным инвестициям) как  основного и решающего условия  экономического роста, труду отводилась довольно пассивная роль, а фактор «земля и природные ресурсы» рассматривался в качестве ограничителя роста экономики. В дальнейшем поиск источников и  факторов экономического роста постепенно привел к переоценке ряда исходных теоретических постулатов.

     Многофакторная  теория источников экономического роста  с широкими подходами к толкованию капитала послужила мощным катализатором  для разработки «концепции человеческого капитала», которая исследует взаимосвязь между инвестициями в человека, накоплением человеческого капитала и доходами, получаемыми обществом от произведенных инвестиций. Была доказана и статистически выделена роль совокупности специальных знаний, способностей и навыков человека - особой формы капитала, накопление которого оказывает самостоятельное и все возрастающее воздействие на экономический рост.

     Современные экономисты к понятию человеческий капитал относятся по-разному. Но они сходятся во мнении, что человеческий капитал является главной движущей силой общества, и что государство, а не только сам индивидуум, должно на формирование человеческого капитала обращать особое внимание. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава 1.

    1. Понятие человеческого капитала, его виды.

           Человек, его творческие качества, силы и способности, с помощью  которых он преобразует себя и  окружающий мир, традиционно занимали центральное место в экономических  и социальных науках. Вместе с тем  ускоренное развитие материально-технической  базы производства, связанное с промышленным переворотом, заслонило проблемы развития человека и его производительных способностей, создав иллюзию превосходства  физического капитала в обеспечении  экономического роста. Как следствие  этого, долгие годы производительные способности  человека рассматривались и оценивались  как один из количественных факторов производства. Задача состояла лишь в  том, чтобы удачно соединить труд, основной и оборотный капитал.

           Эволюционное развитие общества сопровождается эволюцией  статуса человека в экономической  системе общества. Труд, представляющий собой осознанную, целенаправленную и результативную деятельность, —  наиболее существенная часть жизнедеятельности  человека, и понятия в этой сфере  трансформируется наиболее динамично.

           На стадии зарождения капитализма базовым для развития производства было понятие "рабочая  сила", или способность к труду, "совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, и которые  пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости". Человека здесь рассматривали  как средство труда, как производительную силу и оценивали его способности  лишь в процессе производства экономических  благ. Физические и духовные способности  имели качественное измерение, но структурно не были представлены и оценивались  упрощенно в количественном выражении.

           С увеличением роли научно-технического прогресса в  экономическом росте изменилось отношение западных экономистов  к проблемам воспроизводства  рабочей силы. Центр внимания ученых сфокусировался на проблемах создания качественно новой рабочей силы, в то время как ранее основными  были проблемы использования налично  данной рабочей силы. Всемерная автоматизация  производственных процессов и ввод в эксплуатацию сложных в управлении механизмов потребовали пересмотра отношения к "базовому материалу", что вызвало к жизни понятие "человеческие ресурсы", выражающее иную сущность и другое качество труда  и трудовых отношений. Человеческие ресурсы включают уровень образования, способность к творчеству и потенциальные  возможности всестороннего развития работников, состояние их здоровья, общую культуру и нравственность, совершенствование трудовых взаимоотношений, мотивацию, предприимчивость и др. Понятия "человеческие ресурсы" и "человеческий потенциал" не следует противопоставлять, поскольку потенциал представляет собой обобщенную, собирательную  характеристику ресурсов, привязанную  к определенному месту и времени.

           Структурные изменения  в совокупной рабочей силе, интерес  к факторам экономического роста  и экономической динамике явились  причиной возникновения и развития теории человеческого капитала.

           Под влиянием научно-технической  революции, автоматизации и механизации  труда, трансформации социальной структуры  общества, повышения в этих условиях значимости квалификации, уровня образования  каждого человека в отдельности  и населения в целом традиционная точка зрения на жесткое разграничение  между трудом как первичным фактором производства и капиталом как  фактором производным, полученная в  наследие от промышленной революции, утратила свое первоначальное значение.

           В связи с этим модифицируются представления о  самой способности к труду. Понятие "рабочая сила" уже не выражает в полной мере возросшую роль человека в экономике, который уже не просто воздействует на вещественный капитал, а управляет им, от него требуется  не просто профессиональное знание, но умение принимать взвешенные решения.

           Способности человека есть результат целенаправленных усилий, предпринимаемых со стороны, как самого его владельца, так и людей, его окружающих. Поэтому можно утверждать, что в любом человеке заключено определенное количество прошлого труда, которое используется им и служит своеобразным капиталом, т. е. в отличие от рабочей силы, которая продается или покупается в системе наемного труда, человеческий капитал авансируется и возмещается как основной капитал, требуя значительных инвестиций в процессе своего формирования и развития.

           Наиболее полно  человеческий капитал можно охарактеризовать следующим образом: это врожденный, сформированный в результате инвестиций и накопленный определенный уровень  здоровья, образования, навыков, способностей, мотиваций, энергии, культурного развития, как конкретного индивида, группы людей, так и общества в целом, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного  воспроизводства, способствуют экономическому росту и влияют на величину доходов  их обладателя.

           Человеческий капитал, являясь частью совокупного капитала, представляет собой сочетание составляющих его элементов, т. е. имеет свою внутреннюю структуру.

           Большинство экономистов  формируют структуру человеческого  капитала по затратному принципу, на основании  различных видов инвестиций в  человеческий капитал.

           И. В. Ильинский выделяет вследствие этого следующие составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры.

           Ф. Норманн к основным составляющим человеческого капитала относит комбинацию следующих четырех  компонентов: культурно-этнические особенности; общее образование; профессиональное образование; ключевые квалификационные качества.

           Е. В. Ванкевич выделяет: образование и профессиональную подготовку, информированность; физиологические  характеристики личности и состояние  здоровья; профессиональную и географическую мобильность; психологические характеристики личности, движущие потребности, мотивацию, ценности.

Информация о работе Человеческий капитал и его роль в современной экономике