Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 19:54, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть и проанализировать человеческий капитал и его роль в современной экономике.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
– изучить методологические основы концепции человеческого капитала;
– рассмотреть основные положения концепции человеческого капитала;
– проанализировать инвестиции в человеческий капитал;
Методы исследования:
– обработка, анализ научных источников;
– анализ научной литературы, учебников и пособий по исследуемой проблеме.
В зависимости от
степени обобщенности человеческого
капитала в его структуре можно
обозначить следующие компоненты: индивидуальный,
коллективный и общественный. Два
первых рассматриваются на микроуровне,
как человеческие капиталы отдельно
взятого человека и группы людей,
объединенных по определенному признаку:
коллектив фирмы, члены социально-культурной
группы и т.д. Общественный компонент
— это человеческий капитал на
макроуровне, он представляет собой
весь накопленный обществом
Наиболее обобщенным подходом к определению составляющих человеческого капитала является подход Ю.Г. Быченко, согласно которому структурно человеческий капитал выглядит следующим образом:
- биологический человеческий
капитал — ценностный уровень
физических способностей к
- культурный человеческий
капитал — совокупность
Для воспроизводства человеческого капитала необходимы значительные затраты и различные виды ресурсов как со стороны индивида, так и со стороны общества (государственных учреждений, частных фирм, семьи и т. д.). Подчеркивая схожесть таких затрат с вложениями других видов капитала, экономисты относятся к ним как к инвестициям в человеческий капитал. Источниками таких инвестиций являются затраты работодателей, бюджетные расходы государства, индивидуальные расходы граждан.
Таким образом, человеческий капитал — очень важный вид инвестиций в современной экономике.
Человеческий капитал
заметно отличается от физического
капитала, во-первых, тем, что он неотделим
от человека, его нельзя купить, можно
лишь взять или предоставить в
пользование на определенных условиях,
и, во-вторых, тем, что знания и навыки
можно приобретать и без
С
увеличением роли научно-технического
прогресса в экономическом
Оформление теории человеческого капитала приходится на конец 50-х и начало 60-х годов в США. На правах особого раздела она вошла во все западные учебники по экономике. У истоков ее стояли известные американские экономисты, представители так называемой «чикагской школы», – лауреаты Нобелевской премии Теодор Шульц и Гэри Беккер, Бартон Вейсброд, Джордж Минцер, Ли Хансен. Позднее большой вклад в ее разработку внесли Марк Блауг, С. Боулс, Йорам Бен-Порэт, Ричард Лэйард, Дж. Псахаропулос, Ф. Уэлч, Б.Чизвик и другие.
В
целом эта концепция лежит
в русле неоклассического направления,
но набор аналитических
Центральная методологическая установка «чикагской школы» человеческого капитала – объяснять экономические процессы на основе принципа максимизируещего поведения индивидуумов – перенесена на самые различные сферы внерыночной деятельности человека. При этом упор делается на количественном анализе. Концепция “чикагской школы” предполагает, что вложения средств в образование, здравоохранение, миграцию и другие виды деятельности производятся на рациональной основе – ради получения больших доходов в будущем.
Эти затраты, или инвестиции, на производство человеческого капитала являются исключительно важными для семьи и для всего общества.
К
ожидаемой отдаче от инвестиций в
человеческий капитал относятся
более высокий уровень
К затратам на производство человеческого капитала (к инвестициям в человеческий капитал) относятся:
1) прямые затраты, в том числе плата за обучение и другие расходы на образование, смену места жительства и работы;
2)
упущенный заработок,
3)
моральный ущерб, так как
В целом неоклассическая теория рынка труда содержит:
1)
теорию спроса на труд, которая
включает в себя теорию
2)
теорию предложения труда,
Под
человеческим капиталом понимаются
знания, навыки и способности человека,
которые содействуют росту его
производительной силы. Человеческий
капитал, - как определяют его большинство
экономистов, - состоит из приобретенных
знаний, навыков, мотиваций и энергии,
которыми наделены человеческие существа
и которые могут использоваться
в течение определенного
Образование
и здравоохранение - это факторы
долговременного действия. Продуктом
процесса образования является качественно
новая рабочая сила с высоким
уровнем квалификации, способная
к труду большей сложности. Охрана
здоровья делает человека способным
к более интенсивному и продолжительному
труду. В отличие от них миграция
и поиск информации выступают
как факторы кратковременного действия.
Если образование и охрана здоровья
связаны с действительным ростом
стоимости рабочей силы, то миграция
и поиск информации отражают колебания
цены рабочей силы вокруг стоимости.
Миграция и поиск информации - это
процессы распределительного порядка,
тогда как образование и
Западные экономисты признают, что создание человеческого капитала (например, процесс обучения) требует активных трудовых усилий от инвестора.
Человеческий капитал (т.е. запас знаний и способностей, накопленных работником) может реализоваться только в труде своего обладателя. Напротив, возрастание стоимости капитала не требует от собственника каких-либо затрат труда с его стороны.
Но,
отличаясь по своему политэкономическому
содержанию, формирование физического
капитала и формирование человеческого
капитала (рабочей силы) имеют определенное
технико-экономическое
Что
же тогда означает выдвижение понятия
«человеческий капитал»? Не более чем
осознание того факта, что навыки и способности
людей могут быть запасом, то есть могут
быть накапливаемы. Таким образом, западная
политэкономия вновь открыла для себя
то, что было известно еще Адаму Смиту
и Давиду Рикардо и что отмечал Карл Маркс.
«Воспроизводство рабочего класса, - писал
он, - включает в себя накопление его искусства,
передаваемого из поколения в поколение».
Более того, К. Маркс подчеркивал, что с
точки зрения непосредственного процесса
производства развитие человеческих способностей
«можно рассматривать как производство
основного капитала, причем этим основным
капиталом является сам человек».
Глава 2
2.1 Человеческий капитал и проблема распределения доходов
Особое значение для западной политэкономии имеет распределительный аспект теории человеческого капитала. Обычно в центре внимания западных экономистов находилось так называемое функциональное распределение, т.е. распределение дохода по факторам производства – труду, земле и капиталу. В концепции человеческого капитала вводится еще один фактор – человеческий капитал. В нем основной аспект сделан на личном распределении доходов, достающихся владельцам этого четвертого фактора.
«Два классических фактора производства – капитал и труд, – пишет шведский экономист А. Линдберг, – могут быть, видимо, подразделены следующим образом: капитал – на природные ресурсы, воспроизводимые материально-вещественные активы и финансовые активы, а труд – на чистый (однородный) труд, человеческий капитал и природные способности».
Капитал в традиционном смысле (физический капитал):
1) Природные ресурсы традиционная рента.
2)
Воспроизводимые материально-
3) Финансовые активы процент.
Человеческий капитал и труд:
1)
Воспроизводимый человеческий
2) Природные способности рента на природные способности.
3) Чистый труд в узком смысле чистая заработная плата.
В
итоге непонятно, что же должно остаться
на долю «труда в узком смысле»: ведь
все качественные характеристики работника
являются или унаследованными «
Приведенная
выше схема послужила основой
для огромного числа
Образование далеко не единственная детерминанта заработков. Мотивации, производственный опыт, уровень способностей, социальное происхождение, состояние здоровья – все это, так или иначе, отражается на величине зарплаты. Поэтому приписывание образованию всей разницы в заработках между группами с разным уровнем подготовки приводит к завышению действительного экономического эффекта обучения.
Первый фактор – социальное происхождение – объясняет, кто получает высшее образование, но не объясняет, почему заработки этих людей выше. Следующий фактор – различия в уровне здоровья индивидуумов. Состояние здоровья каждого человека трактуется в концепции человеческого капитала как капитал, одна часть которого является унаследованной, а другая – благоприобретенной.
В течение всей жизни индивидуума происходит износ этого капитала, все более и более ускоряющийся с возрастом. (Смерть понимается как полное обесценивание фонда здоровья.) Инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны замедлять темп данного процесса. Поток услуг, производимых фондом здоровья, сводится, таким образом, к «свободному от болезней времени». Большинство западных исследователей полагают, что лица с лучшей образовательной подготовкой более эффективны в производстве и использовании своего «капитала здоровья»: ведут более здоровый образ жизни, избирают в среднем не такие вредные и опасные профессии, разумнее пользуются медицинскими услугами и т.д.
Информация о работе Человеческий капитал и его роль в современной экономике