Человеческий капитал и его роль в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 19:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть и проанализировать человеческий капитал и его роль в современной экономике.

В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:

– изучить методологические основы концепции человеческого капитала;

– рассмотреть основные положения концепции человеческого капитала;

– проанализировать инвестиции в человеческий капитал;

Методы исследования:

– обработка, анализ научных источников;

– анализ научной литературы, учебников и пособий по исследуемой проблеме.

Файлы: 1 файл

Экономика.docx

— 49.13 Кб (Скачать)

           В зависимости от степени обобщенности человеческого  капитала в его структуре можно  обозначить следующие компоненты: индивидуальный, коллективный и общественный. Два  первых рассматриваются на микроуровне, как человеческие капиталы отдельно взятого человека и группы людей, объединенных по определенному признаку: коллектив фирмы, члены социально-культурной группы и т.д. Общественный компонент  — это человеческий капитал на макроуровне, он представляет собой  весь накопленный обществом человеческий капитал, который, в свою очередь, является частью национального богатства, стратегическим ресурсом и фактором экономического роста.

           Наиболее обобщенным подходом к определению составляющих человеческого капитала является подход Ю.Г. Быченко, согласно которому структурно человеческий капитал выглядит следующим  образом:

           - биологический человеческий  капитал — ценностный уровень  физических способностей к выполнению  трудовых операций, уровень здоровья  населения;

           - культурный человеческий  капитал — совокупность интеллектуальных  способностей, образованности, умений, навыков, моральных качеств, квалификационной  подготовки индивидов, которые  используются или могут быть  использованы в трудовой деятельности  и узаконивают обладание статусом  и властью.

           Для воспроизводства  человеческого капитала необходимы значительные затраты и различные  виды ресурсов как со стороны индивида, так и со стороны общества (государственных  учреждений, частных фирм, семьи  и т. д.). Подчеркивая схожесть таких  затрат с вложениями других видов  капитала, экономисты относятся к  ним как к инвестициям в  человеческий капитал. Источниками  таких инвестиций являются затраты  работодателей, бюджетные расходы  государства, индивидуальные расходы  граждан.

           Таким образом, человеческий капитал — очень важный вид  инвестиций в современной экономике.

           Человеческий капитал  заметно отличается от физического  капитала, во-первых, тем, что он неотделим  от человека, его нельзя купить, можно  лишь взять или предоставить в  пользование на определенных условиях, и, во-вторых, тем, что знания и навыки можно приобретать и без дополнительных инвестиций, а на практике, путем  обучения па рабочем месте. В то же время человеческий капитал, как и физический, подвержен физическому и моральному износу: возможности человека (физические, умственные, психологические и т. п.) могут со временем снижаться, познания скудеть, их носитель деградировать, а сами знания просто устаревать. 
     
     
     

       1.2 Основные положения концепции человеческого капитала

       С увеличением роли научно-технического прогресса в экономическом росте  изменилось отношение западных экономистов-классиков  к проблемам воспроизводства  рабочей силы. Центр внимания ученых сфокусировался на проблемах создания качественно новой рабочей силы, в то время как ранее основными  были проблемы использования налично  данной рабочей силы. Структурные  изменения в экономике современного капитализма и послужили той  объективной основой, на которой  возникла современная концепция  человеческого капитала.

       Оформление  теории человеческого капитала приходится на конец 50-х и начало 60-х годов  в США. На правах особого раздела  она вошла во все западные учебники по экономике. У истоков ее стояли известные американские экономисты, представители так называемой «чикагской школы», – лауреаты Нобелевской премии Теодор Шульц и Гэри Беккер, Бартон Вейсброд, Джордж Минцер, Ли Хансен. Позднее большой вклад в ее разработку внесли Марк Блауг, С. Боулс, Йорам Бен-Порэт, Ричард Лэйард, Дж. Псахаропулос, Ф. Уэлч, Б.Чизвик и другие.

       В целом эта концепция лежит  в русле неоклассического направления, но набор аналитических инструментов неоклассической школы используется ею для изучения тех социальных институтов (образование, здравоохранение и  т.д.), которые оставались прежде за пределами экономического анализа.

       Центральная методологическая установка «чикагской школы» человеческого капитала – объяснять экономические процессы на основе принципа максимизируещего поведения индивидуумов – перенесена на самые различные сферы внерыночной деятельности человека. При этом упор делается на количественном анализе. Концепция “чикагской школы” предполагает, что вложения средств в образование, здравоохранение, миграцию и другие виды деятельности производятся на рациональной основе – ради получения больших доходов в будущем.

       Эти затраты, или инвестиции, на производство человеческого капитала являются исключительно  важными для семьи и для  всего общества.

       К ожидаемой отдаче от инвестиций в  человеческий капитал относятся  более высокий уровень заработков, большее удовлетворение от избранной  работы в течение жизни, а также  более высокая оценка нерыночных видов деятельности.

       К затратам на производство человеческого  капитала (к инвестициям в человеческий капитал) относятся:

       1) прямые затраты, в том числе  плата за обучение и другие  расходы на образование, смену  места жительства и работы;

       2) упущенный заработок, являющийся  элементом альтернативных издержек, поскольку получение образования,  смена места жительства и работы  связаны с потерей доходов;

       3) моральный ущерб, так как получение  образования является трудным  и часто неприятным занятием, поиск работы утомляет и истощает  нервную систему, а миграция  приводит к потере старых друзей  и знакомых.

       В целом неоклассическая теория рынка  труда содержит:

       1) теорию спроса на труд, которая  включает в себя теорию предельной  производительности и связанный  с нею аппарат производственных  функций;

       2) теорию предложения труда, которая,  в общем, состоит из моделей  выбора между работой и досугом  и моделей инвестирования в  человеческий капитал.

       Под человеческим капиталом понимаются знания, навыки и способности человека, которые содействуют росту его  производительной силы. Человеческий капитал, - как определяют его большинство  экономистов, - состоит из приобретенных  знаний, навыков, мотиваций и энергии, которыми наделены человеческие существа и которые могут использоваться в течение определенного периода  времени в целях производства товаров и услуг.

       Образование и здравоохранение - это факторы  долговременного действия. Продуктом  процесса образования является качественно  новая рабочая сила с высоким  уровнем квалификации, способная  к труду большей сложности. Охрана здоровья делает человека способным  к более интенсивному и продолжительному труду. В отличие от них миграция и поиск информации выступают  как факторы кратковременного действия. Если образование и охрана здоровья связаны с действительным ростом стоимости рабочей силы, то миграция и поиск информации отражают колебания  цены рабочей силы вокруг стоимости. Миграция и поиск информации - это  процессы распределительного порядка, тогда как образование и здравоохранение  представляют собой отдельные моменты  в производстве рабочей силы.

       Западные  экономисты признают, что создание человеческого капитала (например, процесс обучения) требует активных трудовых усилий от инвестора.

       Человеческий  капитал (т.е. запас знаний и способностей, накопленных работником) может реализоваться  только в труде своего обладателя. Напротив, возрастание стоимости  капитала не требует от собственника каких-либо затрат труда с его  стороны.

       Но, отличаясь по своему политэкономическому  содержанию, формирование физического  капитала и формирование человеческого  капитала (рабочей силы) имеют определенное технико-экономическое сходство: и  то, и другое требует отвлечения значительных средств в ущерб  текущему потреблению, от обоих зависит  уровень развития экономики в  будущем, оба типа вложений дают длительный по своему характеру производительный эффект.

       Что же тогда означает выдвижение понятия  «человеческий капитал»? Не более чем осознание того факта, что навыки и способности людей могут быть запасом, то есть могут быть накапливаемы. Таким образом, западная политэкономия вновь открыла для себя то, что было известно еще Адаму Смиту и Давиду Рикардо и что отмечал Карл Маркс. «Воспроизводство рабочего класса, - писал он, - включает в себя накопление его искусства, передаваемого из поколения в поколение». Более того, К. Маркс подчеркивал, что с точки зрения непосредственного процесса производства развитие человеческих способностей «можно рассматривать как производство основного капитала, причем этим основным капиталом является сам человек». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава 2

       2.1 Человеческий капитал и проблема распределения доходов

     Особое  значение для западной политэкономии  имеет распределительный аспект теории человеческого капитала. Обычно в центре внимания западных экономистов  находилось так называемое функциональное распределение, т.е. распределение дохода по факторам производства – труду, земле и капиталу. В концепции  человеческого капитала вводится еще  один фактор – человеческий капитал. В нем основной аспект сделан на личном распределении доходов, достающихся  владельцам этого четвертого фактора.

     «Два  классических фактора производства – капитал и труд, – пишет  шведский экономист А. Линдберг, – могут быть, видимо, подразделены следующим образом: капитал – на природные ресурсы, воспроизводимые материально-вещественные активы и финансовые активы, а труд – на чистый (однородный) труд, человеческий капитал и природные способности».

     Капитал в традиционном смысле (физический капитал):

     1) Природные ресурсы  традиционная рента.

     2) Воспроизводимые материально-вещественные  активы  прибыль на капитал.

     3) Финансовые активы  процент.

     Человеческий  капитал и труд:

     1) Воспроизводимый человеческий капитал  доход на человеческий капитал.

     2) Природные способности  рента на природные способности.

     3) Чистый труд в узком смысле  чистая заработная плата.

     В итоге непонятно, что же должно остаться на долю «труда в узком смысле»: ведь все качественные характеристики работника  являются или унаследованными «природными  способностями» или приобретенными в процессе обучения и воспитания.

     Приведенная выше схема послужила основой  для огромного числа эконометрических исследований, перенесла анализ проблем  распределения из макроэкономической сферы, где речь идет о распределении  национального дохода между общественными  группами, классами, в сферу микроэкономики – в сферу личного распределения  доходов. Основная проблема: какова связь  между качеством труда и его  оплатой и в какой степени  эта связь искажается действием  различного рода привходящих факторов?

     Образование далеко не единственная детерминанта заработков. Мотивации, производственный опыт, уровень способностей, социальное происхождение, состояние здоровья – все это, так или иначе, отражается на величине зарплаты. Поэтому приписывание образованию всей разницы в заработках между группами с разным уровнем подготовки приводит к завышению действительного экономического эффекта обучения.

     Первый  фактор – социальное происхождение  – объясняет, кто получает высшее образование, но не объясняет, почему заработки  этих людей выше. Следующий фактор – различия в уровне здоровья индивидуумов. Состояние здоровья каждого человека трактуется в концепции человеческого  капитала как капитал, одна часть  которого является унаследованной, а  другая – благоприобретенной.

     В течение всей жизни индивидуума происходит износ этого капитала, все более и более ускоряющийся с возрастом. (Смерть понимается как полное обесценивание фонда здоровья.) Инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны замедлять темп данного процесса. Поток услуг, производимых фондом здоровья, сводится, таким образом, к «свободному от болезней времени». Большинство западных исследователей полагают, что лица с лучшей образовательной подготовкой более эффективны в производстве и использовании своего «капитала здоровья»: ведут более здоровый образ жизни, избирают в среднем не такие вредные и опасные профессии, разумнее пользуются медицинскими услугами и т.д.

Информация о работе Человеческий капитал и его роль в современной экономике