Ценные бумаги: сущность и основные виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 00:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие механизма функционирования рынка ценных бумаг, а также отображение специфики обращения ценных бумаг в РФ.
Задачи данной работы:
во-первых, необходимо уяснить суть фиктивного капитала, его значение;
во-вторых, ознакомиться с основными видами ценных бумаг на российском рынке и дать им краткую характеристику;
в-третьих, следует детально рассмотреть сущность, назначение ценных бумаг, понятие и классификацию ценных бумаг, функции рынка ценных бумаг, определить участников данного рынка, а так же выявить механизм обращения ценных бумаг в России.

Оглавление

Введение……………………………………………….………………3

1. Назначение ценных бумаг……………………….……………..….4

1.1 Понятие и классификация ценных бумаг…….…..……………..4

2. Основные виды ценных бумаг…………………….………………9

2.1 Акции………………………………..…………………………..…9

2.2 Облигации………………..………………………………………16

2.3 Государственные ценные бумаги………………..……...………19

2.4 Муниципальные ценные бумаги………………..…………….34

Заключение…………………………………………………………..37

Список литературы…………………………………………………40

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

     Функции дилера выполняет Банк России на вторичном  рынке, осуществляя куплю-продажу облигаций от своего имени и за свой счёт; может делегировать свои дилерские полномочия территориальным отделениям; собирает и исполняет заявки инвесторов.

     Привлекательность ГКО состоит в том, что рынок  государственных краткосрочных  облигаций является высоконадёжным, так как обеспечивает погашение  облигаций по стоимости по истечении  срока, на который они выпущены. Это доходный рынок, в котором реализуются возможности физических и юридических лиц выгодно разместить свои средства, причём его доходность зачастую превышает доходность рынка кредитных и валютных операций.

     Рынок ГКО – фактически классический фондовый рынок, где есть колебания курса, на которых можно «играть», т.е. извлекать доход. Достоинство рынка ГКО также заключается и в том, что он совершенно открытый, наблюдаемый. Правомерность сделок на нём контролируется представителями Минфина, Центрального банка и биржи. За время существования этого рынка показатель доходности всех обращающихся выпусков колебался в интервале от 50 до 300 %.

     Облигации внутреннего государственного валютного  займа (ОБГВЗ), эмитентом которых является Министерство финансов РФ, выпущены для погашения задолженностей бывшего Союза ССР. Условия выпуска этого займа изложены в Постановлении Правительства РФ от 15 марта 1993 г. № 222 «Об утверждении выпуска внутреннего государственного валютного облигационного займа». Общий объём  займа составил 7885 млн. долларов США. Номинал облигаций – одна, десять и сто тысяч долларов. Они были выпущены пятью сериями со сроком погашения 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. Неотъемлемая часть каждой облигации – комплект купонов, по которым происходят годовые выплаты процентов. Дата выпуска – 14 мая 1993 г. Купонная ставка – 3 % - годовых выплачивается 14 мая каждого года.

     Необходимо  подчеркнуть, что облигации ВГВЗ – это единственные государственные ценные бумаги, обращение которых имеет определённое ограничение. Например, в соответствии с российским законодательством вывоз их из Российской Федерации в виде обособленных бланков (документов) запрещён. Нерезидентам запрещены депозитарные функции. Их нельзя вносить в уставные капиталы бланков. Правда, с ними можно проводить операции РЕПО (когда их продают банку на срок с обязательством последующего выкупа по более высокому курсу). В целом же облигации ВГВЗ обладают всеми присущими государственным ценным бумагам свойствами. В отличие от рынка других бумаг рынок ВГВЗ - саморегулирующийся, в котором банки-дилеры диктуют свои условия. При этом зарубежные инвесторы являются основными покупателями и основными клиентами российских дилеров.

     Как известно, 14 мая 1999 г. Наступил срок погашения  облигаций внутреннего государственного валютного займа III серии, выпущенной в обращение в 1993 г. На общую сумму по номиналу 1,3 млрд. долларов.

     Однако  погашение основной суммы долга по ОВГВЗ III серии не состоялось. Минфином России ввиду отсутствия  соответствующих средств в бюджете было предложено всем держателям облигаций согласиться на реструктуризацию этого долга. При этом Минфин перевёл средства в оплату купонов по всем траншам ОВГВЗ. Внешэкономбанком, выполняющим функции платёжного агента Минфина, 14 мая 1999 г. Произведены выплаты купонного дохода на сумму свыше 300 млн. долларов.

     Генеральным агентом по новации ОВГВЗ и  уполномоченным депозитарием по облигациям государственного валютного облигационного займа выпуска 1999 г. Минфин РФ назначил Внешэкономбанк. Внешэкономбанк совместно с Минфином РФ и по согласованию с Банком России подготовил документы, регламентирующие порядок новации.

     Казначейские  обязательства (КО), выпуск которых одобрен постановлением Правительства РФ от 9 августа 1994 г. № 906, от 30 декабря 1994 г. №1467, сочетают в себе черты казначейских векселей и государственных краткосрочных облигаций. Они, как и облигации внутреннего валютного займа, выпущены с целью безэмиссионно сократить дефицит федерального бюджета и погасить задолженность государства перед предприятиями, возникшую в рамках государственных закупок, финансирования государственных программ и т.п.

     Эмитент казначейских обязательств – Министерство финансов РФ (Федеральное казначейство), которое выпускает их сериями, устанавливая объём и даты эмиссий. Внутри серии  обязательства имеют единые даты выпуска, погашения, номинальную стоимость и процентную ставку. Эти параметры могут изменяться при новой эмиссии.

     Ставка  процентного дохода по казначейским обязательствам устанавливается в зависимости от срока начала их погашения. Однако, чтобы формировать единый вторичный рынок, эти ставки устанавливают одинаковыми для всех выпусков КО с одним и тем же сроком погашения независимо от отрасли, которая является получателем. Процентный доход по казначейским обязательствам выплачивается Министерством финансов РФ одновременно с погашением.

     Казначейские  обязательства выпускают в бездокументарной форме, в виде записей на счетах «депо», в уполномоченных депозитариях.

     Каждый  выпуск оформляют двумя  глобальными  сертификатами, один из которых хранится в Министерстве РФ, а другой – в уполномоченном депозитарии (депозитарной системе при Федеральном казначействе).

     Владение  КО удостоверяется выпиской со счёта  «депо» из уполномоченного депозитария. Она должна содержать следующие реквизиты:

     - наименование «выписка со счёта «депо» »;

     - наименование уполномоченного депозитария;

     - номер счёта «депо»;

     - дату выписки;

     - номер серии КО;

     - число КО, находящихся на счёте  «депо»;

     - указание на порядковый номер  индоссамента;

     - подпись ответственного сотрудника  депозитария;

     - печать депозитария.

     Выписки со счёта «депо» может получить только представитель организации – владелец КО.

     Казначейским  обязательствам присваивают номер  государственной регистрации, имеющий вид: 

     Х1Х2Х3Х4Х5Х6Х7Х8Х9,

где Х1 – буква русского алфавита, указывающая  на серию ценной бумаги – отрасль народного хозяйства; Х2Х3 – день выпуска данной серии; Х4Х5 – месяц выпуска серии; Х6Х7Х8Х9 – порядковый номер выпуска.

     Параметры каждого выпуска определяются приказом Министерства финансов РФ. К ним  относятся:

     - дата выпуска; номинальная стоимость;  процентная ставка;

     - общий объём выпуска КО;

     - срок погашения;

     - срок обращения;

     - ограничения на владельцев;

     - минимальное число операций, в которых казначейские обязательства используются как средство погашения кредиторской задолженности;

     - срок обмена КО на налоговые  освобождения.

     Держатель счёта «депо», имеющий КО, может  проводить с ними в безналичной форме следующие операции:

     - погашать кредиторскую задолженность,  переводя КО на счета «депо» кредиторов; во взаиморасчётах казначейские обязательства учитываются по номинальной стоимости;

     - продавать юридическим или физическим  лицам – резидентам;

     - закладывать, чтобы получить кредиты, регистрируя эту операцию в банке депозитарии (в этом случае заложенные КО блокируются);

     - обменять КО на налоговые освобождения;

     - погасить с получением процентов.

     Погашение КО осуществляется Министерством финансов РФ переводом денежных средств на счета последних держателей КО. Для обязательств, прошедших достаточно большое число индоссаментов (так называемых, очищенных обязательств), погашение осуществляется с даты начала погашения, указанной в глобальном сертификате. В глобальном сертификате также указывается дата начала очищенных обязательств на налоговые освобождения. Если обязательство не прошло число установленных индоссаментов, оно всё равно будет погашено через год после начала размещения.

     Казначейские  обязательства активно выпускались Министерством финансов для расчётов по задолженностям с предприятиями в 1994-1995 гг. Этот рынок закончил своё существование с погашением 28 марта 1996 г. Последнее серии КО.

     Качественный  скачок в развитии рынка государственных  ценных бумаг связан с выпуском в 1995 г. Облигаций федерального займа (ОФЗ). Это среднесрочные государственные облигации, которые выпускаются в безбумажной (электронной) форме с изменяемым процентным купоном, выплачиваемым поквартально. Срок их обращения – более 1 года.

     Облигации федерального займа, также как и ГКО, продаются ниже номинала, а погашения по номиналу, обеспечивая тем самым доход по ним. Но помимо этого ОФЗ имеют ещё и купонный доход, выплачиваемый раз в квартал. Ставка купонного дохода может изменяться в зависимости от ситуации на рынке. Отличие ОФЗ от других государственных ценных бумаг состоит и в том, что срок их обращения впервые превышает один год. Это обеспечивает инвесторам спокойствие на более длительный период, принося в тоже время каждые три месяца купонный доход. В результате ОФЗ становятся привлекательными не только для предприятия, но и для российских граждан. Не случайно примерно 80 % ОФЗ куплено банками по заявкам клиентов, а не на деньги самих банков.

     Другими государственными ценными бумагами на российском рынке облигаций являются облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ). Они появились в 1995 г., чтобы привлечь денежные средства широких слоёв населения для финансирования дефицита государственного бюджета. Облигации выпущены небольшим номиналом (100 и 500 тыс. руб.), что позволяет вкладывать в них средства инвесторам различного достатка. Облигации выпускаются сроком на 1 год и 2 года и имеют четыре купона, процентный доход по которым выплачивается в конце соответствующего купонного периода. В 1997 г. На рынке ОГСЗ размещены 20 серий облигаций. Характерная черта рынка ОГСЗ – постоянное превышение спроса над предложением. Это объясняется тем, что, сохраняя все основные свойства государственных ценных бумаг (надёжность, ликвидность, высокую доходность), ОГСЗ стали важным инструментом аккумуляции сбережений населения, для которых ранее доступ на рынки государственных ценных бумаг был практически закрыт.

     Уполномоченными агентами по размещению ОГСЗ стали  в основном крупные банки, активно  работающие с населением. Платёжным агентом по выплате купонов и погашению облигаций был назначен Сбербанк РФ. 
 
 
 
 
 

     2.4 Муниципальные ценные бумаги (МЦБ) 

     Муниципальные ценные бумаги не являются государственными. Их выпускают местные органы самоуправления в случае дефицита местного бюджета или финансирования некоммерческих объектов, требующих единовременных капитальных вложений.

     В настоящее время существуют две  формы муниципальных займов:

     - выпуск муниципальных ценных  бумаг;

     - ссуды.

     Чаще  всего МЦБ выпускают в виде муниципальных облигаций, реже – векселей.

     Основными покупателями МЦБ являются население, коммерческие банки, инвестиционные фонды.

     Обеспечение займов может происходить за счёт:

     - местных налогов;

     - доходов, получаемых в результате  реализации какого-либо инвестиционного проекта;

     - местных налогов и реализации  коммерческих мероприятия.

     Выпускаются МЦБ и под заклад конкретного  имущества и гарантию федерального правительства.

     В зависимости от целей выпуска  и объёма эмиссии различают:

     - процентные и беспроцентные облигации;

     - купонные и бескупонные облигации;

     - облигации с премией и по  номиналу;

     - целевые и специальные займы;

     - социальные, связанные с социальной  защищённостью населения (погашение задолженностей по заработной плате работников социально-культурной сферы; дотации по содержанию объектов ЖКХ и т.д.);

     - для покрытия дефицита местного  бюджета.

     Муниципальные ценные бумаги бывают процентными и  беспроцентными, купонными и бескупонными, могут продаваться с дисконтом, с премией по номиналу. Они могут погашаться рублями, валютой или иметь товарный характер погашения. Размещают МЦБ на аукционах в свободной продаже. Как показал опыт размещения любых выпусков МЦБ, их первичное размещение зачастую весьма растянуто во времени и его порой не удаётся осуществить полностью.

Информация о работе Ценные бумаги: сущность и основные виды