Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 12:28, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении бюджетной политики и особенностей ее проведения в России.
Задачи работы диктуются поставленной целью:
- раскрыть понятие бюджетной системы;
- изучить бюджетный процесс и исполнение бюджетов в Российской Федерации;
Введение 3
Глава I. Бюджетная система Российской Федерации 6
1.1. Понятие бюджетной системы: уровни, классификация, принципы 6
1.2. Бюджетный процесс в Российской Федерации 7
1.3. Исполнение бюджетов 9
Глава II. Бюджетная политика РФ 11
2.1. Основные понятия и задачи бюджетной политики в Российской Федерации 11
2.2. Государственные доходы и методы их мобилизации 14
2.3. Государственные расходы, их экономическое и социальное значение 18
2.4. Сбалансированность бюджетов 24
2.5. Бюджетная политика в ходе экономического цикла 25
Глава III. Особенности проведения бюджетной политики в России в современных условиях 27
3.1. Состояние федерального бюджета России 27
3.2 Возможные меры бюджетной политики, как инструмента восстановления сбалансированности бюджета 30
3.3 Основные направления бюджетной политики РФ в 2011-2013 годах 34
3.4 Основные приоритеты бюджетных расходов 39
Заключение 44
Список литературы 46
Для этого, в идеале, потребуется проведение систематического ежегодного пересмотра, в рамках ежегодного пересмотра бюджета, определенных категорий государственных расходов с целью выявления возможностей снижения их объемов без снижения качества предоставления услуг.
Поддержание бюджетной устойчивости должно оставаться приоритетом политики правительства.
Правительству следует стремиться
к тому, чтобы вернуть ненефтяной
первичный дефицит на уровень, обеспечивающий
бюджетную устойчивость -около 4,7% ВВП,
и сохранять его на этом уровне
в дальнейшем. Такая политика будет
в целом соответствовать
В настоящее время ненефтяной первичный дефицит российского бюджета составляет около 5 % ВВП, что ненамного превышает уровень дефицита в рамках правила «постоянного дохода». Таким образом потребуются относительно небольшие корректировки, чтобы вернуть дефицит на постоянно устойчивый уровень. Однако в отсутствие систематического применения этого принципа, а также в отсутствие корректирующих мер, в какой-то момент будущем следует ожидать увеличения ненефтяного первичного дефицита, в результате чего страна будет вынуждена начать расходовать свое нефтяное богатств она текущее потребление, оставляя все меньше сбережений для будущих поколений.
Россия могла бы обеспечить
долгосрочную устойчивость государственных
финансов, как и на протяжении последних
9 лет, путем проведения последовательной
консервативной бюджетной политики,
реализуемой в рамках дискреционной
бюджетной политики в процессе пересмотра
годового и среднесрочного бюджета.
Однако применение предлагаемого бюджетного
правила способно исключить неопределенность
в рамках бюджетного цикла и сделать
бюджетную политику менее уязвимой
к политическому давлению на увеличение
расходов. Кроме того, можно ожидать
и другие положительные эффекты
от применения этого правила: снижение
стоимости внешних
3.3 Основные направления
бюджетной политики РФ в 2011-
создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата, достижение конкретных результатов.
Необходимо ясное
понимание последствий
Новые расходные обязательства должны приниматься только на основе тщательной оценки их эффективности и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений.
Исходя из этого, необходимо решение следующих задач.
Первое. Обеспечение макроэкономической стабильности, которая предусматривает в том числе сбалансированный бюджет, последовательное снижение бюджетного дефицита, предсказуемые параметры инфляции. Уже в предыдущем бюджетном послании ставилась задача ограничения и последовательного снижения размеров дефицита. Она остается актуальной, тем более в условиях, когда цены на нефть находятся на достаточно высоком уровне, а экономика демонстрирует некоторые признаки восстановления.
Предлагаю исходить из необходимости сокращения в 2013 году дефицита федерального бюджета не менее чем в два раза по сравнению с уровнем 2009 года.
В среднесрочной перспективе следует ограничить использование нефтегазовых доходов, ориентируясь на обеспечение сбалансированности федерального бюджета при разумных прогнозных оценках стоимости нефти.
Второе. Координация долгосрочного стратегического и бюджетного планирования.
Стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием, отсутствует достоверная оценка всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных, таможенных, нормативного регулирования) во взаимосвязи с их ролью в достижении поставленных целей государственной политики, а также оценка всех длящихся расходных обязательств.
Предстоит трезво оценить
приоритетность стратегических задач,
сопоставив их с реальными возможностями.
Только комплексный подход к принятию
стратегических решений, в полной мере
учитывающий уроки кризиса, новые
внутренние и внешние условия
развития российской экономики, позволит
перераспределить ресурсы в пользу
эффективных направлений
В кризисный период задача составления долгосрочных планов финансового развития отошла на второй план. С нормализацией экономической жизни следует вернуться к разработке долгосрочных планов экономического развития, которые должны предусматривать в том числе и сценарии возможного повторного ухудшения экономической конъюнктуры.
Для разработки долгосрочной
бюджетной стратегии
Нужно ввести четкие правила оценки объема действующих расходных обязательств и процедуры принятия новых расходных обязательств, предусмотрев повышение ответственности за достоверность их финансово-экономических обоснований.
Практика занижения при рассмотрении новых инициатив их финансовой оценки с последующим ежегодным увеличением расходов по уже принятым и, казалось бы, тщательно обоснованным решениям является недопустимой.
Любое предлагаемое
новое решение должно быть проанализировано
с точки зрения возможностей его
финансового обеспечения и
Третье. Обеспечение нацеленности бюджетной системы на достижение конкретных результатов.
Правительство Российской
Федерации работает над созданием
комплекса взаимосвязанных мер
по повышению эффективности всей
системы государственного управления.
Эти вопросы нашли отражение
в Программе повышения
На повышение
доступности и качества государственных
и муниципальных услуг нацелены
изменения в правовом положении
государственных и
Практическая реализация этих решений позволит, наконец, уйти от платы только за сам факт существования учреждения, вне зависимости от результатов его работы.
Правительство Российской
Федерации, региональные и местные
администрации обязаны
Четвертое. Разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций.
Нужно начинать работу
по постепенному сворачиванию вынужденных
антикризисных мер. В период кризиса
государство оказало серьезную
поддержку многим отраслям экономики
и конкретным предприятиям, различные
меры этой поддержки продолжают осуществляться
и сегодня. Однако государственная
поддержка на прежних льготных условиях
не может предоставляться
Государство не должно подменять собой частный сектор или выбирать за него перспективные направления развития. Учитывая это, предпочтительной формой поддержки должно стать софинансирование тех или иных проектов либо стимулирование видов деятельности, способствующих модернизации, в рамках государственно-частного партнерства.
В ближайшие три года необходимо обеспечить комплексный подход к формированию инновационной системы и инвестиционной среды в целом, создать условия для полного цикла развития инноваций, в том числе путем обеспечения макроэкономической стабильности, защиты конкуренции и прав собственности, устранения административных барьеров.
Одновременно необходимо
разработать и реализовать на
практике конкретные механизмы внедрения
и поддержки инновационных
Проектный подход к реализации модернизационной стратегии должен найти отражение в деятельности инновационного центра "Сколково", в отношении которого необходимо в кратчайшие сроки обеспечить создание особого правового режима осуществления научной, предпринимательской и иной деятельности, максимально облегчающего условия реализации инновационных разработок для участников этого проекта.
В то же время поддержка
инноваций не должна ограничиваться
осуществлением отдельных проектов.
Каждая государственная программа
должна соответствовать требованиям
к созданию инновационной среды,
включая развитие человеческого
капитала, формирование государственного
спроса на инновационную продукцию,
улучшение инвестиционного
Необходимо повысить
эффективность использования
Следует активнее проводить
приватизацию федерального имущества,
в том числе за счет крупных
инвестиционно привлекательных
компаний. Цель состоит не только в
увеличении поступления средств
в бюджет, но и в обеспечении
поддержки конкуренции и
Для повышения
Пятое. Повышение качества человеческого капитала.
Никакая модернизация
не возможна без квалифицированных
специалистов, талантливых ученых,
без качественного образования
и постоянного
Необходимо стремиться
к росту научного потенциала нашей
страны, накоплению объектов интеллектуальной
собственности, обеспечению в этих
целях преемственности
Помимо развития
собственных научных школ, следует
уделять внимание привлечению
Серьезнейшее внимание должно быть уделено как образованию, так и улучшению здоровья граждан, формированию здорового образа жизни, созданию условий для повышения трудовой и творческой активности.
В рамках формируемых государственных программ должна быть продолжена работа по приоритетным национальным проектам, механизмы реализации которых доказали свою эффективность.
3.4 Основные приоритеты бюджетных расходов
При формировании расходов федерального бюджета на 2011 -2013 годы предлагается особое внимание уделить следующим ключевым вопросам.
Первое. Повышение эффективности социальной защиты населения.
Государство обеспечит безусловное исполнение всех законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций.
В то же время система социальной защиты населения должна быть переориентирована на поддержку семей с доходами ниже прожиточного минимума, в том числе с учетом региональных особенностей. В связи с этим считаю возможным расширение полномочий субъектов Российской Федерации при формировании и применении инструментов социальной политики.