Бюджет и налоговая политика России в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 12:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является закрепление теоретических знаний, раскрытие сущности бюджета РФ и определение основных направлений фискальной политики РФ в современных условиях.
Задачи курсовой работы:
- определить понятие бюджета и фискальной политики страны, обозначить их важность и необходимость;
- рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики государства, а именно: ее сущность, задачи, состав и типы;
- дать характеристику и анализ финансовой политики России 2009 - 2010гг, в частности, выделить основные задачи и ориентиры финансовой политики; охарактеризовать результаты ее проведения; подвести основные итоги ;
- рассмотрение основных направлений бюджетной политики РФ на современном этапе;
- изучение учета доходов федерального бюджета и бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
- изучение проблем совершенствования бюджетной политики России;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. БЮДЖЕТ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И МЕТОДЫ ЕЁ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
1.1. Сущность, структура и функции бюджета 6
1.2. Структура государственного бюджета РФ: доходная и расходная
части 9
1.3. Профицит и дефицит бюджета 13
1.4. Налоги, их виды и функции 16
1.5. Понятие фискальной политики. Мультипликатор сбалансированного бюджета 17 ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ
2.1. Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность бюджетов 21
2.2. Эффективность бюджетных расходов как принцип сбалансированности бюджета 24
2.3. Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность бюджетов 26
2.4. Налоги как существенный источник доходов бюджета 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 34

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА СВЕТА.doc

— 175.50 Кб (Скачать)

    Содержание

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                             3

ГЛАВА 1. БЮДЖЕТ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И МЕТОДЫ ЕЁ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

1.1. Сущность, структура и функции бюджета                                                     6

1.2. Структура  государственного бюджета РФ: доходная  и расходная

части                                                                                                                          9

1.3. Профицит  и дефицит бюджета                                                                     13

1.4. Налоги, их виды и функции                                                                          16

1.5. Понятие фискальной политики. Мультипликатор сбалансированного   бюджета                                                                                                    17 ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ                

2.1. Бюджетная  классификация, доходы и расходы,  сбалансированность бюджетов                                                                                                                21

2.2. Эффективность  бюджетных расходов как принцип  сбалансированности бюджета                                                                              24

2.3. Бюджетная  классификация, доходы и расходы,  сбалансированность бюджетов                                                                                                                26

2.4. Налоги  как существенный источник доходов  бюджета                             28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                   32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ    34

ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                                   36 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Бюджет играет важную роль в политике страны в целом, обеспечивая финансовое исполнение государством своих функций, поддерживая стабильность в стране и целостность федеративного государства.

     Бюджет представляет централизованный денежный фонд, аккумулируемый главным образом с помощью налогов и расходуемый государством для решения своих задач.

     Бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

     Переход России к рыночной экономике образовал проблему взаимоотношений государства и экономики. Одним из основных элементов государственного регулирования экономических процессов является налоговая политика.

     Бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства  – важное направление его финансовой политики, которое играет большую роль в регулирование экономики посредством налогов и политики доходов и расходов.

     Фискальная политика государства предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности, решения различных социальных задач.

     Основными рычагами налогово-бюджетной политики государства являются изменения налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества, размеров государственных расходов или их направлений в соответствии с конкретными целями общества. Разработка фискальной политики задача законодательных органов страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование средств государственного бюджета.

     Все вышеуказанные факторы обуславливают важность и актуальность темы курсовой работы.

    Объект  исследования: бюджетная система и проблемы исполнения бюджетов разных уровней в РФ.

     Предмет исследования: управление бюджетной политикой в Российской Федерации.

     Целью курсовой работы является закрепление теоретических знаний, раскрытие сущности бюджета РФ и определение основных направлений фискальной политики РФ в современных условиях.

     Задачи  курсовой работы:

        - определить понятие бюджета и фискальной политики страны, обозначить их важность и необходимость;

        - рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики государства, а именно: ее сущность, задачи, состав и типы;

          - дать характеристику и анализ финансовой политики России 2009 - 2010гг, в частности, выделить основные задачи и ориентиры финансовой политики; охарактеризовать результаты ее проведения; подвести основные итоги ;

     - рассмотрение основных направлений  бюджетной политики РФ на современном  этапе; 

     - изучение учета доходов федерального  бюджета и бюджетов других  уровней бюджетной системы РФ;

     - изучение проблем совершенствования бюджетной политики России;

     Методологию исследования составляют: системный, структурно-функциональный, эволюционный, междисциплинарный подходы, в том числе с позиций экономического, социолого-экономического, правового анализа.

     Теоретическая база курсовой работы, включает труды по финансовой, бюджетной политике государства классиков экономической теории и современных западных ученых Дж.М.Кейнса, Э.Хансена, Г.П. Хатри, а также российских авторов М. Афанасьева, С.Глазьева, Е.Гурвича, А.Илларионова, А.Лаврова, С. Рогова, Ю. Швецова, и др., по общим проблемам экономической безопасности России: таких авторов, как В. Бурцев, Е. Бухвальд, Н. Гловацкая, М. Корнилов, С. Лазаренко, А. Прохожев, С. Степашин, В. Ярочкин и др. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. 
 
 
 
 

     1. БЮДЖЕТ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И МЕТОДЫ ЕЁ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ.

     1.1. Сущность бюджета,  его структура  и функции

     В современной экономической и  правовой науке термин «бюджет» имеет несколько значений.

     Так, экономическая наука рассматривает  бюджет как обособленный фонд денежных средств.

     Как правовая категория бюджет представляет собой нормативный акт, в котором содержится основной финансовый план государства, отражающий роспись его доходов и расходов.

     Согласно ст.6 БК бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. [1, ст.6, гл.1] С помощью бюджета государственная власть перераспределяет Национальный доход, изменяет структуру общественного производства, влияет на результаты хозяйствования, осуществляет социальные преобразования. В РФ Бюджетный кодекс был принят 31.07.98. Он создает общие правила игры для всех элементов бюджетной системы. [12, c.12]

     Бюджетная система Российской Федерации состоит:

  • федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • местные бюджеты, в том числе:
  • бюджеты муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
  • бюджеты городских и сельских поселений. [1, ст.10, гл.3]

     Согласно  ст. 13 БК отдельным звеном бюджетной  системы РФ являются государственные внебюджетные фонды.

     Под государственными внебюджетными фондами понимается фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. [1, cт.6, гл.1]

     Задачей внебюджетных фондов является финансирование конкретных целевых мероприятий.

     С понятием «бюджетная система» тесно связана важная конструкция «консолидированный бюджет».

     Консолидированный бюджет - свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.

     Существует  два вида классификации функций государственного бюджета.

     Согласно  первой функции делятся:

     1. Распределительная функция, при которой государство, концентрируя в своих руках, денежные средства выполняет присущие ему функции. Сфера действия данной функции очень велика;

     2. Контрольная функция, при которой бюджет объективно отражает экономические процессы, происходящие в экономики. Основой данной функции является движение бюджетных ресурсов.

     Согласно  второй классификации функции подразделяются:

     1. Экономическая – финансирование убыточных, но важных для народного хозяйства отраслей экономики (например, общественный транспорт, угольная отрасль), развитие инфраструктуры;

     2. Социальная – поддержка социально незащищённых групп населения (инвалиды, сироты, безработные), финансирование образования, здравоохранения, культуры, спорта и др. социальных программ;

     3. Политическая – финансирование армии и правоохранительных органов, финансовое обеспечение внутренней и внешней политики государства, расходы на государственное управление;

     4.Функция межотраслевого и межрегионального перераспределения ресурсов - поддержка депрессивных регионов и неразвитых или отстающих отраслей народного хозяйства;

     5. Финансирование НИОКР, фундаментальных и прикладных научных изысканий.[12, c. 14-15]

     Управление  государственными финансами в условиях большого разнообразия бюджетных расходов, а также сложности финансово-бюджетных отношений было бы невозможно без использования единой законодательно утвержденной системы движения денежных потоков. Этой цели служит бюджетная классификация, введенная в действие в 1996г.

     Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

  • классификацию доходов бюджетов;
  • классификацию расходов бюджетов;
  • классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • классификацию операций публично-правовых образований.

     Таким образом, законодательные органы субъектов Федерации и органы местного самоуправления при утверждении бюджетных классификаций соответствующих бюджетов вправе производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации.

Информация о работе Бюджет и налоговая политика России в современных условиях