Безработица В РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2011 в 17:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследовать причины, виды и сущность безработицы, а также меры по борьбе с ней.
В соответствии с поставленной целью в исследовании были выделены следующие задачи:
1. Изучить материал по данной теме.
2. Раскрыть понятие безработицы как социально-экономического явления.
3. Показать причины и последствия безработицы.
4. Рассмотреть меры социальной защиты безработных в Республике Казахстан.
5. По результатам работы сделать вывод

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..……….…3
1.Причины, виды и сущность безработицы………………………………………..6
1.1.Понятие безработицы как социально – экономического явления.
Виды безработицы…………………..……………………………..…..….…………6
1.2.Причины возникновения и рост безработицы……..………………………..…8
2.Проблемы занятости населения………………..………...……………………...13
2.1.Последствия безработицы .......................................…………....…………......13
2.2.Меры социальной защиты безработных в Республике Казахстан…....……..21
Заключение………….……………………………………...………………...……..25
Список использованной литературы. …….……………..…………………..…....28
Приложение А………………………………………………………………………29

Файлы: 1 файл

Безработица .doc

— 202.50 Кб (Скачать)
 

     Среди безработных число лиц в возрасте 15 – 24 лет составило 183 тыс. человек (уровень молодежной безработицы достиг 16,8%). 25 – 39 лет – 275,9 тыс. человек или 39,5% от числа всех безработных. 40 – 64 лет – 240,4 тыс. или 34,3%.11

     В настоящее время в Казахстане довольно остро обострилась региональная безработица, особенно в городах, имеющих 1-2 предприятия. Поэтому сюда необходимо стимулировать инвестиции на развитие малого предпринимательства, в том числе на базе структурных единиц нерентабельных крупных предприятий. Там, где созданы условия для развития малого бизнеса, достаточно низкий уровень безработицы.

     По  данным Минтруда Республики Казахстан  среди безработных очень высок  удельный вес бывших служащих, т.е. во многих случаях безработными являются люди интеллектуального труда, для переподготовки которых нужна солидная база вузов. Центры же занятости ориентированы на переподготовку рабочих кадров. Это требует гибкой политики в подготовке специалистов с высшим и средним образованием и более четкой работы служб занятости. Мировой опыт показывает, что режим открытой безработицы очень опасен для стабильности общества и поэтому требует постоянного управляющего воздействия и выплаты пособий на приемлемом уровне.

     Следует предусмотреть и некоторые ограничения  для желающих получить пособия (уволившихся  по собственному желанию). Пособия также  не должны получать лица, имеющие другие источники доходов, а это в  свою очередь требует социальной экспертизы уровня жизни семей безработных. Введение некоторых ограничений на получение пособий позволит сэкономить средства фонда страхования по безработице, что разрешит увеличить размер и длительность трансфертных выплат действительно нуждающимся безработным.

     Политику на рынке труда нельзя ограничивать выдачей пособий. Активная политика занятости должна включать в свой арсенал прежде всего сохранение и создание новых рабочих мест, профориентацию и профобучение с гарантией трудоустройства, переквалификацию работников по востребованным рынком специальностям. Эта функция служб занятости, к сожалению, практически не реализуется.

     Содействие  трудовой миграции в регионы с  благоприятной конъюнктурой предполагает спонтанное движение свободной рабочей  силы к лучшим условиям занятости, и разрешат ситуацию на рынках труда в трудоизбыточных регионах.

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Важным  принципом с позиций обеспечения  занятости населения при стабилизации экономики является нахождение компромисса  между экономическими и социальными  результатами. На деле это означает, что все варианты мер, направленных на стабилизацию, должны предварительно  оцениваться по их влиянию на рынок труда и корректироваться, если возникнет в этом необходимость.

     При выборе путей формирования рынка  труда надо исходить из необходимости изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих  развитию занятости и сохраняющихся в условиях рыночной экономики. 

     Одним из основных элементов формирования политики эффективной  занятости  является разработка и задействование механизма, регулирующего равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. В этой связи следует выделить два блока проблем:

      1.оживление экономической ситуации и инвестиционной активности  в республике, создание условий для движения капитала, разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе;

      2.совершенствование системы оплаты труда, расширение возможностей  получения населением дополнительных доходов (дивиденды от ценных бумаг, проценты по вкладам и т.д.), развитие системы социальных  пособий, дотаций и

льгот, снижающих потребность в труде  отдельных социально-демографических

групп населения, особенно женщин, учащейся  молодежи и пенсионеров.

     Начавшемуся под влиянием рыночных реформ стихийному процессу реструктуризации производства важно придать управляемый характер. Другими словами, государство должно стимулировать создание новых рабочих мест и преобразование старых рабочих мест.

     Существенное  влияние на ситуацию рынка труда  оказывает своевременное решение проблем подготовки и переподготовки кадров. На данном этапе перехода к рыночной экономике следует акцентировать внимание на двух взаимосвязанных вопросах: что изменится в профессиональном образовании в новых условиях и как защитить профессиональное образование от влияния сиюминутных интересов.  Ведь возникает очередное противоречие между формальным и реальным образованием. Учебные заведения готовят кадры, практически не интересуясь ситуацией на рынке труда, касающейся тех или иных профессий и специальностей. В то же время работодателя в первую очередь интересует вопрос, не какой у нанимаемого работника диплом, а что конкретно он умеет делать. Разрешение указанного противоречия во многом будет способствовать стабилизации ситуации на рынке труда.

     Предметом заботы органов исполнительной власти остаются проблемы регулирования миграционного  движения населения по территории Казахстана с учетом ситуации, складывающейся  на региональных рынках труда. Особенности  обеспечения возвращения населения  из ближнего зарубежья в Казахстан должны учитываться при реализации мер, связанных с их расселением и обустройством.

     Перемещение людей в экономическом пространстве должно происходить,  прежде всего, сообразно их интересам. Причем роль государства заключается в том, чтобы создавать на соответствующих территориях такие правовые, экономические и социальные условия, которые бы позволили заинтересовать часть населения в перемещении в нужном государству направлении.

     Целесообразно шире привлекать средства фонда занятости для создания  новых рабочих мест:

      1.финансирование и кредитование безработных граждан, изъявляющих  желание заниматься предпринимательской деятельностью;

      2.инвестирование и выдачу кредитов непосредственно товаропроизводителям  на договорных началах под гарантии сохранения, создания дополнительных или новых рабочих мест;

      3.инвестирование и кредитование предприятий и организаций, осуществляющих по договорам профессиональную подготовку и переподготовку  безработных граждан с последующим их обязательным трудоустройством.

     Особую  актуальность приобретают в настоящее  время вопросы совершенствования  государственной статистики в области  занятости населения, формирования и регулирования рынка труда. Остро ощущается  отсутствие статистической информации по вопросам использования рабочей силы на негосударственных (коммерческих) предприятиях и в организациях, развития на них процессов подготовки и переподготовки кадров, совершенствования условий и оплаты труда и т.д. В работе статистических  органов в области занятости населения наблюдается значительный  крен в сторону изучения проблем безработицы и социальной защиты лиц, нуждающихся в трудоустройстве. В то же время обойдены вниманием вопросы эффективности использования рабочей силы на предприятиях и в организациях различных форм собственности, движения рабочих мест, подготовки и переподготовки кадров на региональном уровне и т.д. Подобные статистические исследования помогут, в частности,  выявить, как развитие новых форм собственности будет влиять на изменение отраслевой структуры занятости, на многообразие различных  видов деятельности населения. 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

      1. Статистическое обозрение Казахстана // Ежеквартальный журнал –  Алматы, 2002. - №2.- С.45-46.

     2. Статистический пресс-бюллетень / Агентство Республики Казахстан по статистике /  Алматы: Казинформцентр, 2002.- 192c.

     3. Бузгалин А.В. Переходная экономика: курс лекций по политической экономии. – М.: Таурус, Просперус, 1994.- 554c.

     4. Курс экономической теории: Учебное пособие / Руководитель авторского коллектива и научный редактор профессор Сидорович А.В. - М.: МГУ им. М.В.Ломоносова; Изд-во ДИС, 2001.- 832c.

    5. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. Пер с англ. - М.: Изд-во МГУ, 1994.- 576c.

      6. Общая экономическая теория: Учебное  пособие / Под ред. У.К. Шеденова. – Актобе: Изд. «А-Полиграфия», 2004.- 568с.

    7. Чепурин  М.Н. Курс экономической теории. М.: Мысль, 2000.- 640с.

     8. Экономика. Учебник. Под ред. Булатова А.С. – М.: БЕК, 2000.- 896c.

      9. Программа по снижению бедности  в Республике Казахстан на 2003-2005 годы // Труд в Казахстане. - Алматы, 2004. №1.- С.20-47.

      10. Уровень безработицы по регионам  Республики Казахстан во втором  квартале 2003 года [] // Труд в Казахстане. - Алматы, 2003. - №11.- С.26.

      11. Экономическая активность населения растет // Труд в Казахстане. - Алматы, 2003. - № 6.- С.34-36. 
 
 
 
 
 
 

Приложение  А 

Таблица 2. Уровень безработицы во 2 квартале 2003г.12

(в % к  численности экономически активного  населения)

Восточно-Казахстанская 7,0
Павлодарская 7,5
Карагандинская 7,5
Северо-Казахстанская 7,6
г. Астана 8,3
Южно-Казахстанская 8,5
Алматинская 8,5
Костанайская 8,7
г. Алматы 8,9
Акмолинская 8,9
Актюбинская 9,4
Заподно-Казахстанская 9,5
Атырауская 9,8
Жамбыльская 10,8
Кызылординская 11,8
Республика  Казахстан 8,6

Информация о работе Безработица В РК