Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2011 в 17:58, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать причины, виды и сущность безработицы, а также меры по борьбе с ней.
В соответствии с поставленной целью в исследовании были выделены следующие задачи:
1. Изучить материал по данной теме.
2. Раскрыть понятие безработицы как социально-экономического явления.
3. Показать причины и последствия безработицы.
4. Рассмотреть меры социальной защиты безработных в Республике Казахстан.
5. По результатам работы сделать вывод
Введение…………………………………………………………………..……….…3
1.Причины, виды и сущность безработицы………………………………………..6
1.1.Понятие безработицы как социально – экономического явления.
Виды безработицы…………………..……………………………..…..….…………6
1.2.Причины возникновения и рост безработицы……..………………………..…8
2.Проблемы занятости населения………………..………...……………………...13
2.1.Последствия безработицы .......................................…………....…………......13
2.2.Меры социальной защиты безработных в Республике Казахстан…....……..21
Заключение………….……………………………………...………………...……..25
Список использованной литературы. …….……………..…………………..…....28
Приложение А………………………………………………………………………29
Среди
безработных число лиц в
В настоящее время в Казахстане довольно остро обострилась региональная безработица, особенно в городах, имеющих 1-2 предприятия. Поэтому сюда необходимо стимулировать инвестиции на развитие малого предпринимательства, в том числе на базе структурных единиц нерентабельных крупных предприятий. Там, где созданы условия для развития малого бизнеса, достаточно низкий уровень безработицы.
По данным Минтруда Республики Казахстан среди безработных очень высок удельный вес бывших служащих, т.е. во многих случаях безработными являются люди интеллектуального труда, для переподготовки которых нужна солидная база вузов. Центры же занятости ориентированы на переподготовку рабочих кадров. Это требует гибкой политики в подготовке специалистов с высшим и средним образованием и более четкой работы служб занятости. Мировой опыт показывает, что режим открытой безработицы очень опасен для стабильности общества и поэтому требует постоянного управляющего воздействия и выплаты пособий на приемлемом уровне.
Следует
предусмотреть и некоторые
Политику на рынке труда нельзя ограничивать выдачей пособий. Активная политика занятости должна включать в свой арсенал прежде всего сохранение и создание новых рабочих мест, профориентацию и профобучение с гарантией трудоустройства, переквалификацию работников по востребованным рынком специальностям. Эта функция служб занятости, к сожалению, практически не реализуется.
Содействие трудовой миграции в регионы с благоприятной конъюнктурой предполагает спонтанное движение свободной рабочей силы к лучшим условиям занятости, и разрешат ситуацию на рынках труда в трудоизбыточных регионах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важным
принципом с позиций
При выборе путей формирования рынка труда надо исходить из необходимости изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих развитию занятости и сохраняющихся в условиях рыночной экономики.
Одним из основных элементов формирования политики эффективной занятости является разработка и задействование механизма, регулирующего равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. В этой связи следует выделить два блока проблем:
1.оживление экономической ситуации и инвестиционной активности в республике, создание условий для движения капитала, разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе;
2.совершенствование системы оплаты труда, расширение возможностей получения населением дополнительных доходов (дивиденды от ценных бумаг, проценты по вкладам и т.д.), развитие системы социальных пособий, дотаций и
льгот,
снижающих потребность в труде
отдельных социально-
групп населения, особенно женщин, учащейся молодежи и пенсионеров.
Начавшемуся под влиянием рыночных реформ стихийному процессу реструктуризации производства важно придать управляемый характер. Другими словами, государство должно стимулировать создание новых рабочих мест и преобразование старых рабочих мест.
Существенное влияние на ситуацию рынка труда оказывает своевременное решение проблем подготовки и переподготовки кадров. На данном этапе перехода к рыночной экономике следует акцентировать внимание на двух взаимосвязанных вопросах: что изменится в профессиональном образовании в новых условиях и как защитить профессиональное образование от влияния сиюминутных интересов. Ведь возникает очередное противоречие между формальным и реальным образованием. Учебные заведения готовят кадры, практически не интересуясь ситуацией на рынке труда, касающейся тех или иных профессий и специальностей. В то же время работодателя в первую очередь интересует вопрос, не какой у нанимаемого работника диплом, а что конкретно он умеет делать. Разрешение указанного противоречия во многом будет способствовать стабилизации ситуации на рынке труда.
Предметом
заботы органов исполнительной власти
остаются проблемы регулирования миграционного
движения населения по территории Казахстана
с учетом ситуации, складывающейся
на региональных рынках труда. Особенности
обеспечения возвращения
Перемещение
людей в экономическом
Целесообразно шире привлекать средства фонда занятости для создания новых рабочих мест:
1.финансирование и кредитование безработных граждан, изъявляющих желание заниматься предпринимательской деятельностью;
2.инвестирование и выдачу кредитов непосредственно товаропроизводителям на договорных началах под гарантии сохранения, создания дополнительных или новых рабочих мест;
3.инвестирование и кредитование предприятий и организаций, осуществляющих по договорам профессиональную подготовку и переподготовку безработных граждан с последующим их обязательным трудоустройством.
Особую
актуальность приобретают в настоящее
время вопросы
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Статистическое обозрение Казахстана // Ежеквартальный журнал – Алматы, 2002. - №2.- С.45-46.
2. Статистический пресс-бюллетень / Агентство Республики Казахстан по статистике / Алматы: Казинформцентр, 2002.- 192c.
3. Бузгалин А.В. Переходная экономика: курс лекций по политической экономии. – М.: Таурус, Просперус, 1994.- 554c.
4. Курс экономической теории: Учебное пособие / Руководитель авторского коллектива и научный редактор профессор Сидорович А.В. - М.: МГУ им. М.В.Ломоносова; Изд-во ДИС, 2001.- 832c.
5. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. Пер с англ. - М.: Изд-во МГУ, 1994.- 576c.
6. Общая экономическая теория: Учебное пособие / Под ред. У.К. Шеденова. – Актобе: Изд. «А-Полиграфия», 2004.- 568с.
7. Чепурин
М.Н. Курс экономической
8. Экономика. Учебник. Под ред. Булатова А.С. – М.: БЕК, 2000.- 896c.
9.
Программа по снижению
10.
Уровень безработицы по
11.
Экономическая активность населения растет
// Труд в Казахстане. - Алматы, 2003. - № 6.-
С.34-36.
Приложение
А
Таблица 2. Уровень безработицы во 2 квартале 2003г.12
(в % к
численности экономически
|