Безработица В РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2011 в 17:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследовать причины, виды и сущность безработицы, а также меры по борьбе с ней.
В соответствии с поставленной целью в исследовании были выделены следующие задачи:
1. Изучить материал по данной теме.
2. Раскрыть понятие безработицы как социально-экономического явления.
3. Показать причины и последствия безработицы.
4. Рассмотреть меры социальной защиты безработных в Республике Казахстан.
5. По результатам работы сделать вывод

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..……….…3
1.Причины, виды и сущность безработицы………………………………………..6
1.1.Понятие безработицы как социально – экономического явления.
Виды безработицы…………………..……………………………..…..….…………6
1.2.Причины возникновения и рост безработицы……..………………………..…8
2.Проблемы занятости населения………………..………...……………………...13
2.1.Последствия безработицы .......................................…………....…………......13
2.2.Меры социальной защиты безработных в Республике Казахстан…....……..21
Заключение………….……………………………………...………………...……..25
Список использованной литературы. …….……………..…………………..…....28
Приложение А………………………………………………………………………29

Файлы: 1 файл

Безработица .doc

— 202.50 Кб (Скачать)

     Люди  ощущают уязвимость в отношении  равного доступа к хорошим работам, убеждены, что их получат «по протекции». Значительная часть женщин отмечают факты дискриминации при приёме на работу. Это подтверждается результатами опроса, проведённого статистической службой республики в 2002 году: 19% безработных, обратившихся к работодателю за работой получили отказ из-за несоответствия по полу, возрасту, из-за наличия малолетних детей.

     Все категории населения ощущают  свою отторженность от средств социальной защиты. Традиционные меры поддержки  бедных такие как небольшие пособия многодетным семьям не годятся, когда в бедности живёт половина населения. Пока не создана система социальной защиты, нацеленная на те категории населения, которые объективно не могут обеспечить себе нужный уровень доходов. Её отсутствие провоцирует стремление людей сохранить занятость на предприятии даже при отсутствии или задержке оплаты и тем самым формирует скрытую безработицу. Предприятие при этом воспринимается людьми как организация, обеспечивающая доступ к получению социальных благ, которые становятся полностью недоступными для безработных. Другое следствие отсутствия системы социальной защиты - ностальгия по старому режиму, т.е. приверженность людей системе распределения социальных благ на бесплатной основе, таких как распределение квартир по очереди.

     В силу распространения скрытой безработицы  неформальный сектор экономики базируется в значительной мере на временной  занятости работников государственных  предприятий. Использование дешёвого труда, непритязательность людей относительно условий труда, отсутствие организационных форм защиты их интересов имеет следствием то, что неформальный сектор экономики очень медленно преобразуется в рыночную структуру с постоянными и взаимодействующими социальными субъектами.

     В таких областях как Жамбылская, Западно-Казахстанская, Кызылординская, Мангистауская процент трудоустройства ниже средне республиканского. /Приложение А/ 

     График 1. Уровень безработицы во 2 квартале 2003г.

 

     Официальный уровень безработицы в республике значительно ниже общего. По данным Национального статистического агентства, общая численность безработных в первом квартале 2003г. составила 699,3 тыс. человек, из них 43,3% - это мужчины, 56,7% - женщины. Численность граждан, состоящих на учете в органах занятости в качестве безработных, на конец апреля 2003г. составила 191,6 тыс. человек. Доля зарегистрированных безработных в численности экономически активного населения сложилась в 2,6%. В структуре безработных более половины составляют женщины (112,6 тыс. человек), треть из них проживают в сельской местности (38,5 тыс.).7  

Таблица 3. Основные индикаторы рынка труда в 1 квартале 2003г.8

     Показатели      Население в возрасте 15 лет и старше
Всего      в том числе Справочно:

1 квартал

мужчины женщины
Экономически  активное население, тыс. человек 7244,5 3721,6 3522,9 7181,6
Уровень экономической активности,% 68,7 75,0 63,1      68,0
Занятое население, тыс. человек 6545,2 3418,6 3126,6 6403,0
Наемные работники, тыс. человек 4084,1 2197,5 1886,6 3899,1
Самостоятельно  занятые работники, тыс. человек 2461,1 1221,1 1240,0 2503,9
Безработное население, тыс. человек 699,3 303,0 396,3 778,6
Уровень безработицы,  % 9,7 8,1 11,2 10,8
Уровень молодежной безработицы, % 16,8 15,1 18,7 19,5
Уровень долгосрочной безработицы,% 6,2 4,9 7,5 7,3
Экономически  неактивное население, тыс. человек 3303,7 1240,5 2063,2 3375,8
Уровень экономической неактивности (пассивности) населения, % 31,3 25,0 36,9 32,0
 

     Большая часть безработицы проявляется в скрытой форме. Нам представляется, что под скрытой безработицей следует понимать не только вынужденный уход работника в отпуска без сохранения удержания и перевод их по инициативе администрации на режим неполного рабочего времени. Необходимо рассматривать скрытую безработицу более широко. В данном случае речь идет о людях, которые хотя официально и не числятся безработными, однако фактически работают не полную рабочую неделю, месяц, год   Скрытая безработица имеет место и в том случае, если работники из-за отсутствия соответствующих трудятся не в полную меру своих сил.

     Скрытая безработица является сложнейшей проблемой, требующей разрешения как на теоретическом, так и на практическом уровне. Для характеристики   этого феномена используются и другие термины: «частичная безработица», неполная занятость», «маргинальная занятость», «потенциальная безработица» и др.

     Суть  рассматриваемого явления состоит в том, что из-за временности остановки или неполной загруженности предприятия, многие работники в начале отправляются в вынужденные (частично оплачиваемые и не оплачиваемые отпуска) или переводятся на режим неполной рабочей недели (не полного рабочего дня).

     При наличии финансовых ресурсов у предприятия часть персонала появляется на рабочих местах, и, хотя она не занята какой - то полезной работой, получает материальное вознаграждение в форме оплаты простоя, а некоторые категории работников (электрики, наладчики, слесари и др.), а также специалисты сохраняют свои должностные оклады. В отличие от безработных, «вынужденным отпускникам» гарантируется рабочее место, и при благоприятном развитии событий они могут вернуться на работу с полным рабочим днем.

     В период временной незанятости они  компенсируют падение доходов более  активной работой в приусадебном хозяйстве, случайными заработками, помощью родственников (иждивенчеством) и мелким бизнесом (в основном перепродажей товаров). Последняя временная форма занятости при соответствующих способностях становится весьма доходной и часто превращается в основное занятие.

     Руководители предприятий стараются сохранить основные  кадры, руководствуясь человеческими мотивами (социальная ответственность, сострадание) и сугубо прагматическими соображениями, ибо при оживлении (экономическом подъеме) производства они имеют под рукой  дешевый и достаточно изученный резерв рабочей силы.

     Важно и статусное положение, ибо наличие персонала отождествляется с сохранением предприятия, как производственного и социального   организма и его менеджмента.

     Пожалуй, наибольшие потери от излишней численности «неработающих работников» несет оставшаяся часть занятого персонала, поскольку они должны делиться с первыми доходами предприятия, т.е. по сути, работать за них. При больших масштабах скрытой безработицы существенные издержки несет все общество в целом, ибо затраты на содержание излишнего персонала включаются в себестоимость и, следовательно, цену реализуемых товаров, а рост цен влияет на уровень жизни всех слоев населения. Кроме того, неполная занятость снижает мотивацию у руководителей к реструктурированию неэффективного производства и происходит деквалификация работников.

     Таким образом, налицо дилемма, вызывающая неоднозначную  оценку научных и практических работников: что лучше (эффективнее, выгоднее) -  перевести скрытую безработицу в открытую форму, с последующим трудоустройством и социальным обеспечением (выплатой пособия) безработных или разрабатывать меры по оживлению производства и снижению на этой основе масштабов неполной занятости. 

    2.2. Меры социальной  защиты безработных в Республике Казахстан 

     Современные масштабы официальной безработицы в Казахстане достаточно велики, что актуализирует проблему выдачи пособий, служащих   для   многих тысяч людей единственным средством к существованию.

     Как видно из приведенных данных, определенную меры по социальной защите безработных в РК проводятся. Так, в июне 2002 г. из общего числа признанных безработных практически все получали пособие - 29,0 тыс. человек.

     Но  следует иметь в виду тот факт, что не все люди, потерявшие работу, обращаются в службы занятости и не все получают статус безработного.

     Кроме того, из общей численности зарегистрированных граждан в 2002г. более одной трети потеряли работу свыше 6 месяцев назад, а им не положены пособия. По действовавшему положению они выплачивались основной части безработных - 26 календарных недель, впервые ищущим работу - 13 недель, а лицам предпенсионного возраста - 36 недель.

     Полный  переход к рыночным социально - трудовым отношениям не мыслим без устранения скрытой безработицы, создающей иллюзию полной занятости, деформирующей отношения конкуренции на рынках труда и обуславливающей регресс его общественной производительности. Процессы перевода скрытой формы безработицы в открытую, а затем уменьшение масштабов открытой безработицы и улучшение социальной помощи безработным должны осуществляться параллельно.

     В принципе допустимы любые меры государства по снижению открытой безработицы при условии, если они инфляционно безвредны, т.е. нейтральны в инфляционном отношении или, в крайнем случае, вызывают минимальные инфляционные последствия.

     В противоинфляционном плане очень эффективной формой снижения отрицательных   социальных   последствий безработицы   является организация общественных работ. Действующим в Казахстане положением об общественных работах предусмотрено, что основным источником их финансирования являются средства предприятий для которых они выполняются, что противоречит самой идее общественных работ, согласно которой общественные работы осуществляются с целью смягчения проблем безработицы за счет создания дополнительных рабочих мест. Параллельно решаются и определенные социальные задачи (например, очистка города), которые иначе не были бы реализованы. Финансирование общественных работ необходимо осуществлять из средств государственного и местного бюджетов, а не за счет предприятий, которые идут на это крайне неохотно.

     В общественных работах за 2001 год приняло  участие 132,5 тыс. человек. За период 1997 – 2001 гг. численность безработных, занятых  на общественных работах, возросла на 113,6 тыс. человек или в шесть раз.9

     Предприятия и организации в первую очередь  избавляются от тех, кто по тем  или иным причинам не может работать с полной нагрузкой. А такими причинами  являются: преклонный возраст, состояние  здоровья, недостаточная профессиональная подготовка или образование. Следовательно, первыми кандидатами на увольнение становится молодежь, не имеющая достаточной профессиональной подготовки,  женщины с малолетними детьми, лица в предпенсионном и пенсионном возрастах.

     Таблица 4. Безработное население по уровню образования в 1 квартале 2003г.10

     Показатели Безработные, всего В том  числе
тыс. человек в процентах  к: мужчины женщины
1 кварталу итогу тыс. человек в % к итогу тыс. человек в % к итогу
Всего 699,3 89,8 100,0 303,0 100,0 396,3 100,0
имеют образование:       
высшее 97,2 111,3 13,9 37,3 12,4 59,5 15,1
среднее профессиональное 174,7 83,7 25,0 59,1 19,5 115,6 29,2
начальное профессиональное 82,7 95,1 11,8 42,2 13,9 40,5 10,2
среднее общее 288,5 86,3 41,3 135,5 44,7 153,0 38,6
основное  и начальное общее 56,2 92,0 8,0 28,9 9,5 27,3 6,9

Информация о работе Безработица В РК