Безработица и политика занятости в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:21, курсовая работа

Краткое описание

Безработица - это такое это социально-экономическое явление, с которым сталкивается любое государство и общество. Безработица является одним из самых важных индикаторов, который отражает непосредственное состояние экономики страны.
Безработица является естественным процессом, однако, повышение ее уровня вызывает глубокие последствия, такие же как бедность и социальная нестабильность. Таким образом, глобальность и масштабность проблемы безработицы придает ей статус государственной проблемы, вызывая необходимость проводить сбалансированную политику в сфере занятости населения.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Особенности безработицы в России 5
2.1. Сущность и формы безработицы 5
2.2. Причины безработицы и ее социально-экономические последствия 10
2.3. Государственная политика в сфере занятости 13
Глава 2. Безработица в Бурятии 17
2.1. Проблемы безработицы в Бурятии 17
2.2. Меры по стабилизации ситуации в сфере занятости 23
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Файлы: 1 файл

Безработица и политика занятости в современной России.doc

— 7.49 Мб (Скачать)

     Предусматривается активизация процессов в экономике  и социальной сфере, которая увеличит спрос на рабочую силу. Несмотря на финансовый кризис в настоящее время в различных отраслях экономики требуются:

  • рабочие специальности - токари высокой квалификации, слесари, газоэлектросварщики, электрики, каменщики, штукатуры, маляры, плотники, облицовщики, бетонщики, монтажники, отделочники;
  • инженерно-технические работники и служащие - инженеры, технологи, специалисты по оборудованию и наладке, мастера смены и цеха, руководители подразделений.

     Реализация  инвестиционных проектов в рамках социально-экономического развития Республики Бурятия в период до 2012 года позволит создать:

  • в туристско-рекреационном комплексе свыше 3,5 тыс. новых рабочих мест,
  • в минерально-сырьевом комплексе – до 0,3 тыс. новых рабочих мест,
  • в транспортно - логистическом комплексе – 0,2 тыс. новых рабочих мест,
  • в сфере обслуживания (торговля, банки, связь, бытовые услуги) порядка 0,8 тыс. новых рабочих мест.

     Совершенствование производства, внедрение новых технологий приводят к изменению профессионально-квалификационной структуры спроса на рынке труда, повышению требований работодателей к качеству рабочей силы.

     В долгосрочной перспективе, в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Бурятия до 2025 года,2 продолжится экономический рост путем формирования конкурентоспособной экономики инновационного типа, крупных производственно-инфраструктурных комплексов, развития инфраструктуры и малого предпринимательства и др.

     Перспективы развития Бурятии связаны с созданием  в Республике Бурятия экономического центра России в Восточной Сибири, в том числе за счет капитализации его геоэкономического положения и интеграции России в азиатский макрорегион.

     Эти приоритеты определены на основе процессов, которые в долгосрочной перспективе  будут влиять на развитие Республики Бурятия:

  • во-первых - стремительный рост азиатского региона, который, по мнению многих экспертов, продолжится еще на протяжении 10 лет. Этот экономический рост провоцирует спрос на все виды сырьевых ресурсов (энергетические, лесные, водные) и дает огромные возможности для России, Восточной Сибири и Республики Бурятия;
  • во-вторых, выгодное геоэкономическое положение, развитая транспортная инфраструктура, конкурентоспособный рынок труда создают спрос на реализацию крупных проектов на территории Республики Бурятия.

     В перспективе до 2020 года предполагается создание около 70 тысяч новых рабочих мест.

Таблица 2.5.2.1

     Прогноз создания новых рабочих мест в  разрезе производственно-инфраструктурных комплексов 

     Производственно-инфраструктурные комплексы      Количество  создаваемых рабочих мест нарастающим итогом (человек)
     2010 г.      2011 г.      2012 г.      2014 г.      2017 г.      2020 г.
     1. Северо-Байкальский      445      973      2096      7124      14508      18150
     2. Восточный       140      401      780      1983      4105      5075
     3. Центральный      2984      6006      9186      15805      26281      36039
     4. Южный      162      355      575      1187      2012      2475
     5. Восточно-Саянский      352      709      1349      2766      5508      7745
     Итого      4083      8444      13986      28865      52414      69484
 

     В соответствии с перспективами развития в Республике Бурятия выделяются шесть производственно-инфраструктурных комплексов: Северо-Байкальский, Восточный, Восточно-Саянский, Центральный и Южный комплексы, а также туристская особая экономическая зона на которых спрос на квалифицированную рабочую силу будет значительно опережать предложение регионального рынка труда (Приложение № 2).

     Программой  социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008-2010 г.г. и на период до 2017 г. предусмотрено увеличение валового регионального продукта к 2010 г. на 14,6%. Численность занятых в экономике увеличится до 410 тысяч человек. Абсолютный прирост составит 11,3 тыс. человек. Анализ сводного баланса трудовых ресурсов показал, что в республике на текущий период достаточно собственных трудовых ресурсов для обеспечения рабочей силой развития экономики и социальной сферы до 2010 года.

     Развитие  экономики в соответствии с перспективными направлениями до 2020 г., реализация крупномасштабных инвестиционных проектов определяет увеличение потребности в рабочей силе до 476 тыс. человек к 2017 г., абсолютный прирост составит 69 тыс. человек.

     Таблица 2.5.2.2

     Основные  показатели прогноза развития трудовых ресурсов и занятости населения с учетом реализации инвестиционных проектов на приоритетных направлениях развития экономики на период до 2020 г.

     Показатели (тыс. человек)      2008      2010      2015      2017      2020
     Численность трудовых ресурсов      613,3      615,3      631,0      632,7      639,7
     Численность экономически активного населения, тыс. человек      450,7      455,8      491,1      505,0      518,7
     в том числе:                                             
      - занятые в экономике      398,9      410,2      459,2      476,7      494,3
      - безработные      51,8      45,6      31,9      28,3      24,4
     Уровень общей безработицы, %      11,5      10,0      6,5      5,6      4,7
     уровень занятости населения, %      88,5      90,0      93,5      94,4      95,3

Для обеспечения приоритетных направлений развития квалифицированными кадрами будет  необходима реализация комплекса мер  по развитию собственных  трудовых ресурсов и переселению в Республику Бурятия в первую очередь граждан России из других регионов и соотечественников, проживающих за рубежом. По предварительной оценке в период до 2020 г. при условии реализации всех инвестиционных проектов 50% создаваемых рабочих мест будет замещаться за счет трудовой миграции населения в Республику Бурятия. 
Заключение

     Итак, в своей работе я рассмотрела  понятие и сущность безработицы, а также ее виды, причины и социально-экономические  последствия. Безработица – социально-экономическое явление, имеющее огромные масштабы, являющаяся характерной чертой рыночной экономики. И в качестве заключения хочу еще раз подчеркнуть пути решения проблем безработицы.

     Проблемы  становления нового типа социально-трудовых отношений в России, социальная опасность безработицы, колебания спроса на труд и его предложения вынуждают государство обращаться к активной политике на рынке труда. Таким образом, политика занятости населения в современной России направлена на всемерное содействие в трудоустройстве потерявшим работу.

     В меняющихся условиях социально-экономического развития государственная политика занятости должна решать следующие  задачи: содействие трудоустройству  через государственные и коммерческие службы трудоустройства, развитие системы  профессиональной подготовки и переподготовки, организация общественных работ, содействие самозанятости и предпринимательству, содействие занятости социально слабозащищенных групп населения.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  проблемы безработицы разрешаются  в современной России с помощью целенаправленных программ, как постоянных, так и временных.

     Однако, из-за того, что основная причина  напряженности на рынке труда  кроется в сохранении неблагоприятных  макроэкономических условий занятости, вызванных кризисом, необходимы также принципиально новые  подходы к решению проблем безработицы.

     Бурятия также и как остальные российские регионы испытывает проблемы с безработицей. Однако, поскольку республика Бурятия  до сих пор остается в числе  регионов, где по мнению министерства здравоохранения и социального развития России, высока напряженность на рынке труда, правительство вынуждено особенно тщательно уделять внимание политике занятости.

     В Бурятии задействованы как федеральные  программы, так и республиканские  программы. При этом важно отметить, что республика применяет собственные инновационные подходы, которые основаны на системном подходе к решению проблем безработицы. Так, например, опыт Хоринского района по созданию агрохолдинга в рамках  программы дополнительных мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда, сейчас распространяется по всей Бурятии, а также  рекомендован к воспроизведению на территориях других субъектов Российской Федерации.

     Политика  занятости населения на среднесрочный  и долгосрочный периоды тесно увязывается с основными параметрами и направления программы социально-экономического развития республики Бурятия на период до 2020 года.

     Таким образом, забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной  занятости является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития экономики, структурной перестройки производства, эффективной социальной политики.

       
 
 

 

Список использованной литературы

       Курс экономической теории. Под  ред. Чепурина. Киров, 1996.

     Е. Ф. Борисов. Экономическая теория. Курс лекций для студентов высших учебных  заведений. Москва, 1996.

     Экономические и социальные последствия безработицы. С. Е. Елкин. Экономический вестник. М. 1997.

     Гендлер Г., Гильдингерш М. Социальные последствия  безработицы. Человек и труд. 1996.

     Казаков А. П. , Минаева Н. В. Экономика. Курс лекций. Москва, 1998.

     Экономикс. Кэмпбелл Р. Макконелл, Стэнли Л. Брю. Принципы, проблемы и политика. Спб. 1993.

     Липсиц  И. В. Экономика. Москва, 1997.

       «Проблемы, успехи и трудности  переходной экономики». Под ред.  М. А. Портного. М., 2000.

     · «Трансформация экономических институтов в постсоветской России». Под  ред. В. М. Нуреева. М., 2000.

     Курс  экономики: Учебник. Под ред. Б. А. Райзберга. М., 1997.

     Основы  предпринимательской деятельности. Экономическая теория. Под ред. В. М. Власовой. М., 1994.

Информация о работе Безработица и политика занятости в современной России