Безработица и политика занятости в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:21, курсовая работа

Краткое описание

Безработица - это такое это социально-экономическое явление, с которым сталкивается любое государство и общество. Безработица является одним из самых важных индикаторов, который отражает непосредственное состояние экономики страны.
Безработица является естественным процессом, однако, повышение ее уровня вызывает глубокие последствия, такие же как бедность и социальная нестабильность. Таким образом, глобальность и масштабность проблемы безработицы придает ей статус государственной проблемы, вызывая необходимость проводить сбалансированную политику в сфере занятости населения.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Особенности безработицы в России 5
2.1. Сущность и формы безработицы 5
2.2. Причины безработицы и ее социально-экономические последствия 10
2.3. Государственная политика в сфере занятости 13
Глава 2. Безработица в Бурятии 17
2.1. Проблемы безработицы в Бурятии 17
2.2. Меры по стабилизации ситуации в сфере занятости 23
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Файлы: 1 файл

Безработица и политика занятости в современной России.doc

— 7.49 Мб (Скачать)

     Повышение спроса на рабочую силу осуществляется как через меры общеэкономического характера, так и через меры по созданию нетипичной занятости.

     Многообразие  типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной.

     Проблемы  становления нового типа социально-трудовых отношений в России, социальная опасность  безработицы, колебания спроса на труд и его предложения вынуждают государство обращаться к активной политике на рынке труда. Основная цель активной политики – всемерное содействие в трудоустройстве потерявшим работу. Реализация этой цели осуществляется со стороны как спроса на труд, так и его предложения и включает в себя комплекс мероприятий:

     1.       содействие трудоустройству через  государственные и коммерческие  службы трудоустройства (деятельность  последних нормативно регламентируется  и контролируется государством, в том числе посредством лицензирования);

     2.       развитие системы профессиональной  подготовки и переподготовки  как упредительной и профилактической  меры содействия занятости через  собственно государственные программы  обучения и путем стимулирования  участия работодателей в программах профессиональной подготовки и переподготовки, например посредством налоговых льгот, квотирования финансовых ресурсов компании, выделяемых на обучение, и рабочих мест, частичной выплаты государством зарплаты работнику во время учебы;

     3.       организация общественных работ, включая трудоемкие работы по строительству и благоустройству городов, защите земли, уходу за больными, престарелыми, которые способствуют созданию рабочих мест;

     4.       содействие самозанятости и предпринимательству  через постановление кредитов и субсидий, налоговые льготы для вновь созданных компаний, консультационная помощь и обучение предпринимателей;

     5.       содействие занятости социально  слабозащищенных групп населения  (женщины, молодежь, инвалиды, пожилые,  длительно безработные) путем первоочередного направления на переобучение и на работу; целевое квотирование и бронирование рабочих мест, предоставление дополнительных гарантий при найме и увольнении, субсидий и налоговых льгот для компаний, использующих труд данных категорий [2].

       Проведение активной политики  на рынке труда не только  активизирует незанятых на поиск  работы, но и способствует снижению  материальных и нервно-психологических  затрат, связанных с поиском работы. Следовательно, активная политика  на рынке труда способствует росту эффективности общественного труда и снижению социальной напряженности.

       Приходится менять и представление  о полной занятости, бытовавшее  в течение многих лет в советской  экономической науке и практике. Концепция максимального, полного  вовлечения всего трудоспособного населения в зону общественного труда уступает место принципу рациональной занятости. Что же касается полной занятости, то с позиций рыночной экономики ее следует воспринимать не как «всеобщую», «поголовную», а как доступную. Иначе говоря, занятость следует считать полной, если каждый, изъявивший желание иметь оплачиваемую работу, имеет возможность получить ее с учетом своих профессиональных возможностей. Законодательство о занятости населения наряду с трудовым законодательством призвано гарантировать право на труд и меры по предоставлению людям подходящей работы с учетом профессии, стажа, возраста, места жительства, создана государственная служба занятости. В России ежегодно в службы занятости за содействием в поиске подходящей работы обращаются более 8,5 миллиона человек, а за содействием в подборе кадров – около 500 тысяч работодателей. Учитывая, что та и другая сторона, прежде чем найдут искомое, могут обращаться неоднократно, общее количество получателей государственной услуги в сфере занятости составляет примерно 40 миллионов в год [12].

     Правительство России продолжит финансировать  программы, направленные на поддержку, безработных и в 2011 году, но будут  смещены некоторые акценты 

     Об  этом на выездном совещании по ситуации на рынке труда в разрезе субъектов России, работу которого возглавлял зампред правительства России Александр Жуков.

     На  программу дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности  на рынке труда в 2010 году, было направлено 39,5 миллиардов рублей, в том числе на Сибирь - 5,1 миллиарда рублей. В 2011 году эта цифра сократится до 27,8 миллиардов рублей, при этом под действие программы подпадет около 900 тысяч человек.

     Выделяемые  средства - 2,7 миллиарда рублей, рассчитанных на 100 тысяч человек - частично пойдут на общественные работы, но в 2011 году это деньги будут адресованы работникам градообразующих и системообразующих предприятий, а также жителям моногородов.

     27 миллиардов рублей направят на  финансирование стажировки 57 тысяч  выпускников образовательных учреждений - это 70 процентов выпусников, находящихся под риском не найти работу. Для создания рабочих мест для 14 тысяч инвалидов предусмотрят 437 миллионов рублей, при этом работодателю за создание специализированного места будут платить уже не 30 тысяч, а 50 тысяч рублей.

     Части жителей России предложат переехать  в пограничные территории. На переселение  без предоставления места жительства - так называемую «маятниковую» миграцию потратят 448 миллионов рублей, - этих средств хватит на переселение восьми тысяч человек.

     Также в программе будет предусмотрено  профессиональное обучение и переподготовка свыше 100 тысяч специалистов, находящихся  под риском увольнения. Здесь непременное условие - наличие у предприятий программы развития.

     Также переподготовку пройдут женщины, работающие во вредных или тяжелых условиях труда, и матери, воспитывающие детей  до 1,5 лет.

     Самое важное и перспективное направление - содействие самозанятости безработных и стимулирование создания ими дополнительных рабочих мест.

     В 2011 году появится свыше ста тысяч  новых предпринимателей, - государство  потратит на эти цели 10,3 миллиарда  рублей.

 

Глава 2. Безработица  в Бурятии 

  • 2.1. Проблемы безработицы в Бурятии
  •      Мировой экономический кризис, начавшийся в 2008 году, неумолимо повышает темпы  роста уровня безработицы в России. Такой высокий темп роста привел к тому, что ситуация по безработице  в  значительно превысила по всем показателям ситуацию в США, несмотря на то что как раз Штаты и являются родиной кризиса. В 2009 году по данным из официальных источников темпы роста безработицы пошли на спад.

         Для Республики Бурятия, как и для  всей Российской Федерации, в настоящее  время характерна слабая сбалансированность востребованного рынка труда и воспроизводимого системой профессионального образования контингента экономически активного населения.

         На  основании анализа и прогноза развития рынка труда Республики Бурятия и социально-экономической  сферы ключевыми проблемами являются:

    • несбалансированность спроса и предложения рабочей силы по профессионально-квалификационному и территориальному признакам;
    • дисбаланс между подготовкой кадров системой профессионального образования и потребностями рынка труда Республики Бурятия;
    • низкая конкурентоспособность на рынке труда отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы (молодежь, женщины, в т.ч. женщины, имеющие детей в возрасте до 3-х лет, лица предпенсионного возраста и др.).
    • сохраняющийся дефицит квалифицированных кадров;
    • высокий уровень общей безработицы, особенно в сельской местности;
    • большой разрыв между уровнями общей и регистрируемой безработицей;
    • снижение численности трудоспособного населения в связи с низкой рождаемостью в 90-е годы и постарением населения.

         В 2010 году отмечалась положительная динамика на рынке труда в Республике Бурятия.

         По  состоянию на 30 ноября 2010 года численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости Республики Бурятия, составила 8280 человек, снизившись по сравнению с данными на начало года на 3024 человека.

         Уровень регистрируемой безработицы составил – 1,8% (2,3% январь 2010г.).

           

         В разрезе муниципальных образований  Республики Бурятия за прошедшую неделю рост уровня регистрируемой безработицы наблюдался в 11 районах республики:

         на 0,1% в г. Улан-Удэ (1,9%), Джидинском (1,7%), Баунтовском (1,6%), Бичурском (0,9%), Иволгинском (0,8%), Кяхтинском (1,8%), Мухоршибирском (2,1%), Хоринском (1,8%).

         на  0,2% в г. Северобайкальск (1,9%), Еравнинском (1,0%).

           на 0,5% в Окинском (2,0%).

         Снижение  уровня регистрируемой безработицы на 0,1% произошло в 5 районах республики: Баргузинском (1,7%), Селенгинском (2,2%), Закаменском (2,0%), Кабанском (1,8%), Муйском (1,4%).

           

         Уровень регистрируемой безработицы  на уровне предыдущей недели остался в 7 муниципальных образованиях: в Северо-Байкальском (2,7%), Тарбагатайском (1,2%), Заиграевском (1,8%), Прибайкальском (0,9%), Кижингинском (0,3%), в Тункинском (1,7%), Курумканском (1,9%).  
     

           

         Динамика  уровня зарегистрированной безработицы  продолжает соответствовать трендам  по Российской Федерации и Сибирскому федеральному округу, но находится  на более низком уровне. По состоянию  на 1 ноября 2010 года уровень зарегистрированной безработицы в целом по России составил 2,0%, по СФО - 2,1%, по РБ – 1,8%.

         По  данным оперативного мониторинга  по состоянию на 1 ноября 2010 года в отдельных регионах Сибирского федерального округа наблюдалось снижение уровня регистрируемой безработицы по сравнению с данными на 01 июня 2010 года:

         - Омская область – 1,4% (1,9%);

         - Новосибирская область – 1,5 % (2,0%);

         - Красноярский край – 2,1% (2,6%);

         - Иркутская область – 1,9% (2,6%);

         - Томская область – 2,2% (3,0%);

         - Забайкальский край – 2,2% (3,1%);

         - Кемеровская область – 2,5% (3,5%).

         По  данным Бурятстата в октябре 2010 года уровень общей безработицы в Республике Бурятия составляет 9,2%, увеличившись по сравнению с предыдущим месяцем на 0,7%. В аналогичном периоде прошлого года этот показатель был выше и составлял 9,9%.

           

         Основным  фактором повышения уровня общей  безработицы является сезонное высвобождение  работников в отдельных видах  экономической деятельности (сельское и лесное хозяйство, рыболовство, строительство). В связи с окончанием сельскохозяйственных работ более чем в 30 регионах России наблюдается фактор сезонного повышения уровня общей безработицы.

         Ситуация  на регистрируемом рынке труда в текущем году по сравнению с прошлым годом складывается менее напряженно.

         Численность обратившихся граждан за содействием  в поиске подходящей работы за 10 месяцев  составила 39,0 тыс. чел., что на 23,2 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В течение 10 месяцев были признаны безработными 23,6 тыс. чел., что меньше на 20,1 %, чем в соответствующий период прошлого года.

           

         Расширение  республиканского банка вакансий оказало  позитивное влияние на динамику коэффициента напряженности на рынке труда республики. Если на начало 2010 года коэффициент напряженности на рынке труда составлял 3,3 то на последнюю отчетную дату он составляет 1,5 (2,6 за аналогичный период прошлого года).

         В разрезе районов наиболее высокий  уровень напряженности наблюдается: в г. Северобайкальск (9,3), Северо-Байкальском (5,6), Селенгинском (5,1), Мухоршибирском (5,0) районах. 

         Ниже  среднереспубликанского коэффициент  напряженности отмечен в г. Улан-Удэ (0,8), Тарбагатайском (1,1), Заиграевском, Курумканском (1,2), Прибайкальском (1,4) районах.

     

  • 2.2. Меры по стабилизации  ситуации в сфере  занятости
  •      В Республике Бурятия принимается  комплекс мер государственной поддержки  по улучшению демографической ситуации и занятости населения:

         - Закон Республики Бурятия от 10.06.2003 г. № 327-III «О квотировании рабочих мест для несовершеннолетних граждан»;

    Информация о работе Безработица и политика занятости в современной России