Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 21:20, курсовая работа
Безработица представляет собой сложное социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения не занята в общественном производстве товаров и услуг и не может реализовать свои способности при помощи рынка труда.
В целях снижения безработицы государство располагает различными методами, связанными с разработкой способов переподготовки безработного населения, социальной поддержкой безработных, содействием в создании дополнительных рабочих мест и др.
Введение 3
1. Сущность и причины безработицы. 4
2. Формы безработицы и их специфика. 12
3. Социально-экономические последствия безработицы. 19
4. Методы регулирования безработицы. 22
Заключение 27
Список использованной литературы 28
Методы государственного регулирования – это способы воздействия на рынок труда. Различают два типа воздействия – прямое и косвенное. Первое носит регулирующий и корректирующий характер и заключается в организации общественных работ, стимулировании создания новых рабочих мест, развитии системы производственного обучения и переподготовки, стимулировании или, наоборот, сдерживании развития производства в тех или иных регионах, регламентации продолжительности рабочего дня, недели месяца, международной миграции трудовых ресурсов, организации сезонных работ. Второе заключается в изменении хозяйствования в сторону стимулирования или торможения экономических процессов. Сюда можно отнести налоговую, кредитно-денежную политику, госзакупки, политику в области амортизации основных фондов, стимулирование научных исследований, опытно-конструкторских разработок, бюджетное субсидирование ряда отраслей. Если прямое воздействие оказывает влияние в основном на предложение труда, то косвенное – на спрос.
При регулировании занятости и безработицы применяются экономические, административные, социально-психологические методы.
Под экономическими методами подразумевается определенная политики достижения полной занятости за счет кредитования, субсидирования, льгот и дотаций работодателям; регулирования уровня и конкретных ставок процента и подоходного налога; госзакупок как производительного, так и непроизводительного характера; усиления госсектора в экономике и др.
К административным методам относятся: снижение пенсионного возраста, установление определенной продолжительности рабочей недели, оплачиваемого отпуска, либерализация или ограничение миграции и эмиграции рабочей силы, регулирование некоторых вопросов трудоустройства отдельных категорий населения, трудоустройство отдельных групп населения.
Меры, направленные на помощь безработным, составляют лишь часть широкого социального проекта. В частности, документ, подготовленный Международным центром экономического роста, ставит в один ряд с сокращением безработицы следующие стратегические цели политики занятости:
более полное использование недоиспользуемой рабочей силы;
создание возможностей продуктивной и хорошо оплачиваемой занятости;
инвестирование в человеческий капитал в целях увеличения индивидуальной производительности в сочетании с адаптированием технологических процессов с возможностями работников;
стимулирование механизмов адаптации к требованиям рынка (прежде всего содействие развитию производственной и социальной инфраструктур)[12].
Эффективными инструментами такой политики выступают: организация государственной службы занятости, выплата пособий по безработице и организация системы переподготовки безработных, принятие законодательных мер, имеющих запретительный и разрешительный характер.
Материальной помощью безработным является пособие, выплачиваемое гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного законодательством о занятости РФ периода его выплаты, а также лицам, находящимся на содержании безработного. К ним относятся лица, не достигшие 18 лет (учащиеся до 24 лет), за исключением тех, кто получает, например, стипендии, пенсии, пособия по безработице, учится в специальных школах или находятся в домах-интернатах, за содержание которых с опекунов не взимается плата или которые находятся на полном государственном обеспечении.
К гарантиям (компенсациям) материальной и социальной поддержки безработных относятся: предоставление компенсаций работникам, высвобождаемым с предприятий, из организаций и учреждений; выплата стипендий в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации; выплата пособия по безработице; возможность участия в общественных работах; компенсация затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости. Все виды пособий и других выплат безработным подлежат индексации в установленном законом порядке.
К числу мер, направленных на регулирование спроса на труд относятся выплаты предприятиям, предоставляющим работу определенным контингентам рабочей силы, в виде субсидий, покрывающих часть заработной платы работников. Как правило, подобная мера применяется для стимулирования найма длительно безработных и молодежи. Субсидирование занятости обычно не ведет к созданию на предприятиях дополнительных рабочих мест, но содействует занятости тех контингентов, перспективы которых наименее благоприятны. В результате улучшается структура спроса и предложения труда, что понижает естественную норму безработицы.
Привлекательной, но дорогостоящей мерой являются прямые государственные вложения в создание новых рабочих мест. Её преимущество – адресный характер. Такие программы используют при финансировании инфраструктурных проектов, содействии занятости инвалидов и лиц с ограниченной трудоспособностью, проведении общественных работ. В целях обеспечения занятости местного населения Совет народных депутатов организую проведение оплачиваемых общественных работ. К общественным обычно относят работы, которые не требуют специальной подготовки: благоустройство территории города, оказание помощи строительным организациям, сельскохозяйственные работы, уход за больными, престарелыми, инвалидами, бытовое обслуживание населения и др. Преимущественным правом на участие в этих работах пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице (стипендии). Оплата труда производится за фактически выполненные работы, но не ниже гарантийного минимума.
Полезны мероприятия, связанные с адаптацией молодежи на рынке труда. Желающим открыть собственное дело и прошедшим тестирование специалисты центров занятости и социально-деловых центров на местах помогают составить бизнес-планы, оказывают финансовую поддержку в виде микрокредитов.
Приоритетным направлением в государственной политике занятости остается облегчение проблемы трудоустройства молодых людей, так как они вдвое чаще, чем взрослые, оказываются в рядах безработных, а молодежная безработица социально опасна. Молодежи предоставляется первоочередное право при приеме на государственные курсы профессиональной подготовки и переподготовки. Так, в Великобритании в 1983 г. вступила в действие программа профессионального обучения молодых людей, предусматривающая профессиональную подготовку и работу на производстве для выпускников школ.
Помимо возможности участия в различных программах профессиональной подготовки молодые люди обладают преимущественным правом поступления на субсидированные рабочие места. Так, во Франции государство стимулирует компании, принимающие на работу молодежь без специальности или квалификации, беря на себя расходы по её страхованию от безработицы и болезни на срок до 1 года, что снижает затраты на рабочую силу на 20-25%. А в Великобритании, Италии, Швеции государство покрывает до 80% издержек фирмы при трудоустройстве молодежи в возрасте от 16 до 18 лет без среднего образования.[13]
Разрабатывая различные варианты политики сокращения безработицы, государственные органы пытаются не только уменьшить расходы, заботясь о рациональном использовании налоговых поступлений, но снять даже оттенок благотворительности с государственной деятельности в этой области. Именно поэтому все более широкое распространение получают такие направления политики занятости, которые призваны подтолкнуть безработных к более активному поиску. Речь в первую очередь идет о действующих сейчас уже в 17 странах ОЭСР[14] программах, допускающих выплату лицам, не имеющим работы, всей суммы пособия по безработице за максимальный срок при условии открытия ими собственного дела. Безработный, желающий начать свой бизнес, подает заявление с необходимыми обоснованиями в агентство по трудоустройству, где его рассматривают специалисты и готовят свое заключение. Около 60 процентов таких просьб удовлетворяется. При этом стартовый капитал нового предприятия может быть обеспечен за счет его владельца лишь на 10 процентов, до 70 процентов государственные субсидии и около 20 процентов кредиты. Фирма, не приносящая прибыли, освобождается на определенный срок от уплаты налогов. Как показывает опыт, именно развитие подобных предприятий позволяет создать значительную часть новых рабочих мест. Так, во Франции 1/4 всех вновь образовавшихся фирм за последние 4 года финансировалась за счет средств государственного страхования по безработице.
Поддержка государства, которая, кроме денежной помощи, включает предоставление консультационных услуг и др., определяет высокую степень выживаемости этих предприятий. Например, в Великобритании через 2 года после открытия, то есть когда уже прекращалось поступление государственных дотаций, продолжали успешно функционировать 65 процентов самостоятельных хозяев.[15]
Действия государства по снижению безработицы осуществляются либо сокращением высвобождаемой рабочей силы, либо уменьшением различных категорий безработных. Увеличение занятости может иметь прямую и косвенную формы. Прямое создание рабочих мест означает увеличение числа рабочих мест в государственном секторе. Косвенное стимулирование создания рабочих мест осуществляется с помощью субсидирования частного сектора. Субсидии предоставляются частным работодателям с целью сохранения занятости (т.е. с тем, чтобы они отложили увольнения).
Международная организация труда считает главным средством борьбы с безработицей, бедностью и социальным отторжением стимулирование роста занятости. Политика содействия инвестициям, способствующим росту занятости, - это, пожалуй, наиболее эффективный инструмент, которым располагают муниципальные власти. Именно таковы инвестиции в инфраструктуру. Не случайно развивающиеся страны ежегодно вкладывают в инфраструктуру 200 млрд. долл., или 1/5 всех инвестиций.
Проблема безработицы является одной из фундаментальных в развитии и
функционирование человеческого общества.
Безработица представляет собой сложное социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения не занята в общественном производстве товаров и услуг и не может реализовать свои способности при помощи рынка труда.
Безработица является естественным сопровождением экономического развития в условиях конкуренции. Наличие различных видов безработицы требует минимизации в первую очередь, циклической, сезонной и структурной безработицы для поддержания полной занятости населения и достижения высокого уровня экономического развития.
Несмотря на разные причины возникновения, безработица является естественным сопровождением экономического развития в условиях конкуренции. Наличие безработицы является неизбежным, и, более того, необходимым для эффективного развития экономики государства.
Безработица влечет за собой ряд положительных и негативных последствий, выступая и как фактор повышения эффективности труда, и, как фактор снижения уровня жизни населения. Показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, уровня жизни населения, а также для оценки эффективности экономической деятельности государства. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей.
В целях снижения безработицы государство располагает различными методами, связанными с разработкой способов переподготовки безработного населения, социальной поддержкой безработных, содействием в создании дополнительных рабочих мест и др.
Проблемы безработицы не решаются в один шаг, а носят характер многосторонних программ, которые и необходимо реализовывать для предотвращения и понижения уровня безработицы.
1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник/ Под общей ред. д.э.н проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 6-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. – 448 с.
2. Беглова Е.И. Безработица и её роль в увеличении масштабов и степени распространения бедности// Экономика науки. – 2010 - №10. – С. 155-160.
3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 12 т. – М.: 2007- С. 529-727.
4. Макроэкономика. Теория и российская практика/ Под ред. Грязновой А. Г., Думной Н. Н. – М.: 2007. – С. 128-160.
5. Одегов Ю.Г. Рынок труда. – М.: Альфа-Пресс, 2007 – С. 6-331.
6. Остапенко Ю.М. Экономика труда: Учебное пособие. – 2-е изд., - М.: ИНФРА-М, 2007. – 272 с.
7. Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица. – М.: Издательство МГУ, 2004. – 336с.
8. Экономика труда: Учебник/ Под ред. проф. Ю.П. Кокина, проф. П.Э. Шлендера – М.: Магистр, 2010 – 686с.
9. Экономика лекции. Понятие и причины безработицы. URL: http://romique.com/ec_lec_
10. Википедия – Свободная энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/
11. Молодежная безработица в России больше чем в мире. URL: http://www.dp.ru
12. Комментарии к Трудовому кодексу РФ. М., 2002.
13. Активная политика на рынке труда в России. URL: http://www.xserver.ru
14
[1] МОТ создана в 1919 г. в ходе Версальской мирной конференции . Цель учреждения МОТ – регулирование социально-трудовых отношений и защита прав человека. МОТ – единственная организация, имеющая трехстороннее представительство. Каждая страна – участница МОТ – имеет представителей от правительства, от лица работников и от предпринимателей. СССР стал членом МОТ в 1934 г., членство было приостановлено в 1939 г. и восстановлено в 1954 г. После распада СССР Россия – правопреемница Советского союза в международных делах – стала членом МОТ.
[2] Правительство России установило размер пособия по безработице на 2011 год (http://www.baltinfo.ru)
[3] Российская статистика труда свидетельствует об устойчивом преобладании увольнений по собственному желанию в традиционном секторе крупных и средних предприятий.
[4]
[5] Владимир Ильич Ульянов (псевдоним Ленин) - российский и советский политический и государственный деятель мирового масштаба, революционер, создатель Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков), один из организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года в России, председатель Совета Народных Комиссаров (правительства) РСФСР, создатель первого в мировой истории социалистического государства.
Марксист, публицист, основоположник марксизма-ленинизма, идеолог и создатель Третьего (Коммунистического) интернационала, основатель Советского государства.
[6]
[7] Неоклассическая экономическая теория – преобладающее в 20 в. направление экономической науки, сторонники которого обращают основное внимание на самостоятельную хозяйственную деятельность отдельных людей и выступают за ограничение (или даже за полный отказ от) государственного регулирования экономики.
[8] Кейнсианство - система реформистских взглядов, занимавшая господствующие позиции в западной экономической мысли в 30-60-х гг. XX в.
[9] Категория естественного уровня безработицы впервые была предложена М. Фридменом в 1967 г. в речи к Американской экономической ассоциации. В 1968 г., независимо от М. Фридмена, её разработал другой американский экономист – Э. Фелпс.
[10] Молодежная безработица в России больше, чем в мире (www.dp.ru)
[11] Артур Мелвин Оукен - американский экономист, автор «закона Оукена». Выпускник Колумбийского университета, где получил степень бакалавра (1949) и степень доктора философии (1956). Преподавал в Йельском университете с 1952. Лауреат премии Ф.Сейдмана (1979). Председатель Совета экономических консультантов при президенте США (1968-69).
[12] Комментарии к Трудовому кодексу РФ. М., 2002.
[13] Активная политика на рынке труда в России (www.xserver.ru).
[14] Организация экономического сотрудничества и развития (сокр. ОЭСР, англ. Organization for Economic Co-operation and Development, OECD) — международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.
[15] Активная политика на рынке труда в России (www.xserver.ru).
Информация о работе Безработица - причины, экономическая роль и методы регулирования