Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 12:57, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие сущности союза России и Белоруссии, изучение истории становления Союзного государства, рассмотрение перспектив экономического и политического развития российско-белорусских отношений.
Исходя из целей курсовой работы, задачами являются исследования:
- сущности и истории формирования союза;
- условий становления союзных отношений;
- нормативно-правовой базы Союзного государства;
- проблем развития интеграционных связей
Введение 3
1.Понятие, сущность,предпосылки, цели и эффекты международной экономической интеграции 5
1.1. Содержание и формы международной экономической интеграции 5
1.2.Факторы, определяющие интеграционные процессы .7
1.3. Цели и эффекты интеграции 9
2. Союзное государство как форма экономической интеграции Республики Беларусь и России 12
2.1. Исторические и экономические предпосылки формирования союза Беларуси и России………………..……………………………………………12
2.2.Правовая основа союзного государства России и
Беларуси …………………………………………………………………........16
2.3. Проблемы белорусско-российской интеграции………………………...21
3. Основные направления сотрудничества и перспективы развития союза Беларуси и России. 32
3.1.Внутренняя и внешняя политика союза россии и Беларуси…….……...32
3.2.Перспективы экономической интеграции России и Беларуси…………………………………………………………………….….36
Заключение 39
Список использованных источников 41
1. Представляется целесообразным временно «вынести за скобки» решение вопросов, по которым у России и Беларуси есть принципиальные разногласия (введение единой валюты, принятие Беларусью российской системы хозяйствования), обусловленные значительными различиями интересов двух стран; установить более реальные сроки для решения задач, реализация которых может в краткосрочной перспективе серьезно ущемить интересы участников Союзного государства и их хозяйствующих субъектов (например, унификация Беларусью ставок своего таможенного тарифа с российскими, полное устранение ограничений во взаимной торговле), и сосредоточить усилия на тех сферах экономического взаимодействия, где есть явный обоюдный интерес и где сотрудничество может быстро дать ощутимые результаты (взаимная торговля, производственная кооперация, совместные транспортные проекты, научно-техническое сотрудничество, взаимодействие на региональном уровне и др.).
2. Необходимо избегать навязывания какой-либо из сторон своих условий государству-партнеру «с позиции силы». Такая политика, как показывает опыт российско-белорусских отношений, контрпродуктивна. Важно постоянно искать компромиссы по спорным вопросам, используя существующие механизмы согласования интересов, и находить по ним взаимовыгодные решения. при разнородности экономических систем России и Беларуси и существенных расхождениях интересов участников интеграции на макро- и микроуровне поиск компромиссов будет нелегким и достаточно продолжительным. Но иного пути обеспечения стабильности интеграционного союза двух стран нет94. Необходимо исходить из того, что непрерывность интеграционного процесса более важна, чем его скорость.
3. Согласование интересов участников российско-белорусского взаимодействия должно, очевидно, исходить, во-первых, из необходимости учета интересов всех этих участников без исключения, а во-вторых, из приоритетности национально-государственных интересов России и Беларуси над интересами субъектов микроуровня и долгосрочных интересов над текущими.
4. Особое значение в нынешних условиях приобретает повышение заинтересованности субъектов микроуровня России и Беларуси в интеграционном сотрудничестве. Нужно взращивать интерес предприятий двух стран к сотрудничеству, используя принцип еще советских времен: «сделать то, что выгодно для государства, выгодным для предприятия», стимулировать взаимодействие субъектов микроуровня в приоритетных для государства сферах с помощью налоговых, кредитных и иных рычагов.
Важно
также стимулировать создание совместных
российско-белорусских хозяйственных
структур – межгосударственных финансово-промышленных
групп (ФПГ), хозяйственных объединений,
совместных предприятий. Объединяя предприятия
разных стран, тесно связанные, «состыкованные»
друг с другом, транснациональные структуры
закрепляют эти связи отношениями собственности,
создавая таким образом единый интернациональный
интерес. Данное обстоятельство имеет
для российско-белорусской интеграции
особое значение, с учетом того, что решения,
принимавшиеся на межгосударственном
уровне, нередко оставались на бумаге
именно потому, что не соответствовали
интересам конкретных предприятий, призванных
их выполнять.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА
И
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЮЗА РОССИИ И БЕЛАРУСИ.
3.1.Внутренняя и внешняя
политика союза России и Беларуси
Значение cоюза России и Белоруссии выходит за пределы обоих государств. Он может рассматриваться не только как ядро нового международного объединения, а, будучи открыт для любой третьей страны, которая разделяет цели и принципы cоюза, представляет из себя одну из возможных моделей углубления интеграции между всеми странами СНГ, а также за его пределами.
Среди основных направлений внешнеполитической деятельности Союзного государства можно выделить: координацию действий в сфере внешней политики, связанных с осуществлением Договора; принятие в состав Союзного государства других государств; взаимодействие в международной сфере по военным и пограничным вопросам, включая реализацию международных договоров по вопросам сокращения вооруженных сил и ограничения вооружений. Кроме того, важнейшими направлениями внешнеполитической деятельности являются обеспечение признания Союзного государства всем мировым сообществом, активное участие в деятельности и мероприятиях международных организаций, развитие всесторонних связей с бывшими республиками СССР в рамках СНГ, участие в обеспечении стабильности и безопасности на евразийском континенте и в мире. [7,с.8-9]
Главный акцент в интеграционном сотрудничестве России и Белоруссии ставится на создание единого экономического пространства. В этой плоскости ведется работа по углублению валютной интеграции, в рамках которой продолжается реализация Плана совместных действий правительств и Центробанков двух стран по введению единой денежной единицы Союзного государства, предусматривающего проведение структурных преобразований в области налогово-бюджетной, денежно-кредитной политики, внешнеэкономической деятельности, страхования, валютного регулирования. [18,с.16]
Активно
развиваются российско-
Большие перспективы имеет объединение обрабатывающих предприятий Беларуси с добывающими отраслями России. Можно выделить как минимум три направления, по которым наши страны могут осуществлять сотрудничество в сфере добычи, продажи и переработки сырьевых ресурсов:
1. Повышение добавленной стоимости сырьевых продуктов (прежде всего нефти) за счет перерабатывающих производственных мощностей Беларуси.
2. Более тесная кооперация государств в отношении ценовой политики в целях повышения конкурентоспособности определенных классов товаров (например, соли и калийных удобрений).
3. Увеличение загрузки производственных мощностей, которыми располагает Беларусь.
Что касается нефтяной отрасли, то в Беларуси находятся два крупных нефтеперерабатывающих завода (в городах Новополоцк и Мозырь), что увеличивает возможности Союзного государства по самостоятельной переработке сырой нефти в более дорогие нефтепродукты.
Беларусь и Россия являются монополистами на рынке производства калийных солей на Европейском континенте: два месторождения в России (в Пермской области) и одно в Беларуси. Координация ценовой политики может значительно увеличить доходы наших стран.
Интеграция с Беларусью помогает улучшить промышленную структуру России, сохранить традиционные экономические связи, особенно в сфере машиностроения.
Расширению экономического сотрудничества способствует образование межгосударственных финансово-промышленных групп (МФПГ). Среди них: «БелРусАвто» – по развитию дизельного автомобилестроения, «Формаш» – по производству оборудования для выпуска химических волокон и нитей, переработки льна и шерсти, «Межгосметиз» – по производству металлокорда, «Электронные технологии» – по производству телевизоров и средств связи, «Оборонительные системы» и «Аэрокосмическое оборудование».
Сегодня почти каждый второй рубль инвестиций, направленный Россией в страны СНГ, также работает в экономике Беларуси. Сумма российских инвестиций за годы союзного строительства увеличилась многократно и будет расти и дальше.
В белорусско-российских отношениях возрастает роль быстро развивающегося межрегионального сотрудничества. В настоящее время все шесть белорусских областей и г. Минск связаны соглашениями о сотрудничестве практически со всеми субъектами Российской Федерации. В Минске действуют представительства шести российских регионов. В десяти регионах России открыты отделения посольства Беларуси. В настоящее время действует более 160 соглашений и протоколов, направленных на развитие всех форм сотрудничества между нашей страной и регионами России. Первые места в товарообороте занимают Москва и Тюменская область (60%), причем российская столица занимает первое место в экспорте белорусских товаров в Россию. В первую десятку по объему торговли с Беларусью входят также Ярославская и Нижегородская области, Республика Татарстан.
В настоящее время 83% товарооборота из России в Европу и обратно идет через Беларусь. Транзитная привлекательность страны – весомая составляющая союзного потенциала. А за формированием транснациональных транспортных коридоров стоят крупномасштабные инвестиции, развитие соответствующих отраслей промышленности и технологий, миллионы новых рабочих мест. Россия в последнее время ежегодно получает от переброски зарубежных товаров по ее территории 1 млрд. долл. Ежегодные транзитные доходы Советского Союза составляли 15 млрд. долл. И Россия, и Беларусь могут значительно увеличить свои транзитные доходы.
Для России Беларусь важна и как страна – транзитер нефти и газа.
Эффективность строительства Союзного государства зависит от обеспечения равных условий хозяйствования белорусских и российских предприятий. Это возможно при одинаковых ценах на энергоносители. Попытки продавать их в Беларуси по ценам, устанавливаемым для Германии, противоречат существующим договоренностям. Соглашения между правительствами наших стран «О расширении сотрудничества в газовой отрасли» и «О создании равных условий в области ценовой политики» (оба – от 12 апреля 2002г.) прямо устанавливают для нашей страны цену на газ на уровне оптовых цен для потребителей России пятого ценового пояса. Остановка белорусских предприятий бумерангом ударит по российским заводам, которые поставляют им оборудование. Резко упадут их платежи в бюджет, сотни тысяч человек останутся без работы. В Союзном государстве должен быть единый оптовый рынок энергоресурсов, а цены должны регулироваться государствами-участниками синхронно.
В рамках Союзного государства активно осуществляется проведение согласованной внешней политики Беларуси и России. Совместная деятельность в этой сфере проводится на основе очередной программы согласованных действий в области внешней политики государств-участников Договора о создании Союзного государства на 2010-2011 годы.
Программа предусматривает развитие сотрудничества Республики Беларусь и Российской Федерации в подготовке и реализации двусторонних договоров, проведение переговоров на разных уровнях и межмидовских консультаций в целях выработки общих позиций по основным вопросам двусторонних отношений и по международным проблемам, представляющим взаимный интерес, а также для координации отношений с приоритетными для обеих стран партнерами.Важным направлением Программы является дальнейшее расширение регионального и приграничного сотрудничества двух стран.
В настоящее время альтернативы России как крупнейшему торговому партнеру Беларуси нет. Развитие интеграционных процессов в рамках Союзного государства стимулирует экономическую интеграцию: унификация законодательства, снятие таможенных барьеров и иных ограничений на передвижение людей, товаров и услуг, льготный режим ценообразования.
Потенциал
Союзного государства по развитию торгово-экономического
сотрудничества огромен: реализация совместных
экономических программ, расширение
рынка сбыта белорусских
3.2. Перспективы экономической интеграции России и Беларуси
.
В рамках СНГ сформировался феномен разноскоростного интеграционного процесса, в результате которого на территории СНГ сложился ряд субрегиональных объединений с различными принципами взаимодействия. В связи с этим перед русскими и белорусами сегодня стоит сложная задача, во-первых, преодоления угрозы разобщения внутри союза и, во-вторых, использования преимуществ появления небольших группировок, которые могут ускорить решение практических вопросов взаимодействия.
Интеграционный процесс будет развиваться как сверху вниз, так и снизу - от реальных связей субъектов хозяйствования, от региональных программ к общегосударственным. При этом главный приоритет будет отдан расширению и углублению рыночных основ интеграции, повышению роли предпринимательских структур в хозяйственном взаимодействии стран. Локомотивом и катализатором интеграционного процесса станут транснациональные корпорации, которые способствуют развитию межгосударственной торговли, расширению сбыта продукции на всей территории России и Белоруссии путем создания дочерних предприятий, производственных и торговых филиалов. [19,с.14]