Проблемы экономической интеграции

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 22:53, реферат

Краткое описание

Интеграция (от лат. integratio — «соединение») – процесс объединения частей в целое.
Международная экономическая интеграция – это процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах. [11, с. 832]
Экономическая интеграция – это не просто объединение стран в
некий единый организм по определенным направлениям их социально-экономического развития; интеграция как конечный результат ведет
к формированию новой индивидуальности, взамен исчезающей – трансформирующейся – «старой». [6, с. 40]

Файлы: 1 файл

1.docx

— 42.12 Кб (Скачать)

1. СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ.

1.1 Понятие экономической интеграции, ее типы и предпосылки. Стадии (формы) экономической интеграции.

 

Интеграция (от лат. integratio — «соединение») – процесс объединения частей в целое.

Международная экономическая интеграция – это процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах. [11, с. 832]

Экономическая интеграция – это не просто объединение стран в
некий единый организм по определенным направлениям их социально-экономического развития; интеграция как конечный результат ведет
к формированию новой индивидуальности, взамен исчезающей – трансформирующейся – «старой». [6, с. 40]

Предпосылками экономической интеграции выступают:

  1. близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости государства;
  2. географическая близость интегрирующихся стран (общая граница и сложившиеся исторические связи);
  3. общность экономических проблем в области развития, финансирования, регулирования, политического сотрудничества;
  4. демонстрационный эффект (интеграция дает положительные экономические сдвиги и это психологически подталкивает другие страны участвовать в интеграции);
  5. эффект “домино” (страны-члены интеграционных группировок имеют ряд экономических преимуществ, освобождены от ряда проблем-барьеров, поэтому страны, не участвующие в интеграционных группировках, стремятся туда попасть).

Цели интеграции:

  • использование преимуществ экономики масштаба (упразднение границ между государствами ведет к расширению рынка, что в свою очередь приводит к притоку иностранных инвестиций и снижению транспортных издержек).
  • создание благоприятной внешнеэкономической среды (данная цель является главной практически во всех интеграционных группировках и включает в себя укрепление сотрудничества в политических, военных социальных, культурных и др. областях)
  • решение задач торговой политики (в рамках ВТО и двухсторонних соглашений).
  • содействие структурной перестройке экономики, ускорение темпов ее роста.

В своей книге «Мировая экономика и международные экономические отношения» Р.И. Хасбулатов выделяет два типа экономической интеграции:

1. Частнокорпоративный тип интеграции или интеграция на уровне предприятий, где речь идет об интеграции капиталов и активов компаний, который в свою очередь подразделяется на:

  • горизонтальную интеграцию. Она предполагает объединение предприятий, действующих в одной отрасли на одном отраслевом рынке. Таким образом, предприятия пытаются противостоять конкуренции со стороны сильных партнеров.
  • вертикальную интеграцию. Это объединение компаний, функционирующих в разных отраслях, но связанных между собой последовательными ступенями производства или обращения.

В результате данной интеграции образуются рынки, которые базируются на сетях прямых связей и торговля на таких рынках носит название интеграционной торговли.

2. Институциональный тип интеграции или интеграция государств – это процесс взаимопроникновения, сращивания национальных воспроизводственных процессов, в результате чего сближаются социальные, политические и др. структуры объединяющихся государств. Часто этот тип интеграции возникает на основе решений политиков и руководителей.

Развитие международной экономической интеграции рассматривается как переход от простых форм к сложным, как своего рода стадиальное развитие. Схема стадий (форм) развития экономической интеграции представлена в приложении А. К этим стадиям относятся:

  1. Зона свободной торговли.
  2. Таможенный союз.
  3. Единый, или общий рынок.
  4. Экономический союз.
  5. Экономический и валютный союз.

Зона свободной торговли – преференциальная (льготная) зона, в рамках которой устанавливается
свободная от таможенных и количественных ограничений международная торговля товарами и услугами. Здесь предусматриваются соответствующие льготы: отмена пошлин на определенный период
времени; налоговые скидки в отношении фирм, действующих на базе
указанных соглашений; отмена иных нетарифных ограничений
и т.д.

Таможенный союз — это следующая ступень международной экономической интеграции. Он означает
соглашение двух и (или) более стран об упразднении таможенных пошлин в торговле. Основное различие между зоной свободной торговли и таможенным союзом состоит в том, что первая
ставит основной целью постепенное снижение таможенных пошлин,
устранение нетарифных барьеров и т.п., т.е. регулирует процесс интеграции, объединения определенных сфер; второй утверждает существование беспошлинной торговли, обеспечивает ее. При этом в документах не содержится конкретных различий в этих понятиях и
договаривающиеся стороны (государства) сами устанавливают соответствующие «правила игры».

Единый (общий) рынок – это более высокая ступень интеграционного образования. Создание единого рынка
предполагает не только реализацию задач зоны свободной торговли и таможенного союза, но и решение более сложных и объемных задач: разработку и проведение единой торговой политики по отношению к другим странам; разработку и проведение единой экономической и отраслевой политики (в том числе в
области сельского хозяйства и транспорта); обеспечение условий для
свободного движения капитала, рабочей силы и информации; создание общих институтов, регулирующих интеграционный процесс (парламент, суд и т.д.).

Экономический союз. Развитие государства по пути создания
единого рынка неизбежно приводит к образованию экономического
союза. Данная стадия предполагает, помимо описанных выше условий, гармонизацию фискальной и монетарной политики. [2, c. 567]

И последняя стадия экономической интеграции экономический и валютный союз. Здесь к соглашению об экономическом союзе добавляется проведение единой макроэкономической политики, создание наднациональных органов управления.

Следует отметить, что из огромного числа ранее существовавших и
ныне действующих интеграционных образований только Европейский союз прошел последовательно все стадии
роста интеграционной группировки.

 

 

 

1.2 Принципы формирования  интеграционных группировок. Главные  интеграционные группировки мира.

 

Сегодня интеграционные группировки действуют на всех континентах, кроме Антарктиды.

Опыт множества интеграционных объединений показывает, что они формируются в основном на двух
базовых принципах. Один принцип – это мощная инициативная
роль государства (классический пример – создание и развитие Европейского союза); другой принцип – преобладающая роль крупного частного предпринимательства, которое буквально заставляет государство стать на путь интеграционного сближения с той или иной
группой стран (НАФТА). [5, c. 328]

Наибольший экономический и политический вес среди множества интеграционных объединений мира имеют Европейский Союз (ЕС), Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Содружество Независимых Государств (СНГ), Общий рынок стран Южного Конуса (МЕРКОСУР).

Среди менее значимых группировок можно выделить Андское сообщество и Экономическое сообщество государств Западной Африки (ЭКОВАС). Доля интеграционных объединений в населении и ВВП мира представлена в приложениях Б и В.

Европейский Союз (ЕС) насчитывает 28 государств-членов, являясь самой крупной и развитой интеграционной группировкой мира. Более чем за полувековую историю (первый шаг к его созданию был сделан в 1951г. после подписали договор об учреждении Европейского объединения угля и стали между Бельгией, Германией, Нидерландами, Люксембургом, Францией, Италией) ЕС 8 раз принимал новых членов, последний раз это произошло 1 июля 2013, когда в состав Европейского Союза вошла Хорватия.

Официальными целями ЕС являются укрепление мира, распространение общих ценностей, повышение благосостояния.

Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) образовано в 1988г. в результате переговоров о создании зоны свободной торговли между США и Канадой. С 1994г. ее членом стала Мексика.

НАФТА не предусматривает создание таможенного союза. НАФТА функционирует строго на принципах межгосударственного сотрудничества, что исключает существование наднациональных органов и общего законодательства.

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) создана в 1967г. и насчитывает 10 членов. Первоначальной задачей АСЕАН была защита ее участников от более сильных соседей Японии и США. В настоящее время целью АСЕАН является создание стабильного, процветающего и высококонкурентноспособного экономического пространства, обеспечивающего свободное передвижение товаров, услуг и инвестиций.

Содружество Независимых Государств (СНГ) создано в декабре 1991г. в связи с распадом СССР. Ее членами являются 11 государств бывших союзных республик кроме Прибалтики и Грузии. Цели СНГ зафиксированы в принятом в 1993г. в Уставе. Основные из них:

  • сотрудничество в областях политики, экономики, и др. областях;
  • социально-экономическое развитие государств-членов;
  • обеспечение прав и свобод человека;
  • обеспечение международного мира и безопасности, сокращение вооружений и ликвидация оружия массового уничтожения.

СНГ действует строго на принципах межгосударственного сотрудничества. Содружество не обладает наднациональными органами, а его государства-члены являются самостоятельными субъектами.

Общий рынок стран Южного Конуса (МЕРКОСУР) образован в 1991г. латиноамериканскими государствами – Бразилией, Аргентиной, Уругваем, Парагваем. Одним из факторов создания стал оглашенный США в 1989г. план панамериканской зоны свободной торговли.

Цели МЕРКОСУР:

  • свободное передвижение товаров, услуг и факторов производства, снижение тарифов и устранение нетарифных ограничений;
  • введение общего таможенного тарифа и проведение общей торговой политики в отношении третьих стран;
  • координация макроэкономической, внешнеторговой, сельскохозяйственной, промышленной, бюджетной, денежно-кредитной и транспортной политики;
  • гармонизация законодательства стран-участниц в указанных сферах.

С 1 января 1995г. является таможенным союзом. [10, c. 98]

Экономическое сообщество государств Западной Африки (ЭКОВАС) создано в 1975г. Его членами являются 16 государств. Сообщество сложилось на базе бывших колоний Франции в Западной Африке.

Согласно договору целью ЭКОВАС является создание таможенного союза, а затем общего рынка. Участники совместно решают такие задачи как, гармонизация экономической политики и ликвидация всех ограничений при совершении экономических сделок; гармонизация политики  области сельского хозяйства; согласование промышленной политики; развитие транспорта; обеспечение свободного перемещения рабочей силы; совершенствование денежной системы; поддержка мира в регионе.

Андское сообщество было создано под названием Андский пакт в 1969г. пятью странами – Боливией, Колумбией, Чили, Эквадором и Перу. Позже Чили покинуло сообщество.

Целями сообщества являются:

  • содействие сбалансированному развитию, экономическому росту и занятости населения стран-участниц;
  • постепенное создание общего рынка стран Латинской Америки;
  • укрепление позиций государств-членов в мировой экономике;
  • упрочнение солидарности стран-участниц и сокращение диспропорций между ними;
  • повышение качества жизни.

Андское сообщество является таможенным союзом. Главными достижениями сообщества являются введение общего паспорта, отмена визового режима и паспортного контроля на границах, значительная либерализация рынка труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ИНТЕГРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ РОССИИ  И БЕЛОРУССИИ.

2.1 Предпосылки  российско-белорусской экономической  интеграции.

 

Экономическую интеграцию между Россией и Белоруссией принято считать основным приоритетом в процессе единения двух стран и народов.

Началом международных отношений между Россией и Белоруссией как независимыми государствами можно считать подписание Беловежских соглашений и образование СНГ после распада СССР в 1991г. 13 ноября 1992г. было подписано Соглашение о свободной торговле.

Российско-белорусская интеграция во многом выгодна и России, и Белоруссии. Ниже представлены основные предпосылки российско-белорусской интеграции.

Исторически сложившаяся родственность русского и белорусского народа объективно предопределяет общность их жизненных установок, социального поведения и перспектив социально-экономического развития.

Информация о работе Проблемы экономической интеграции