Проблемы экономической интеграции

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 22:53, реферат

Краткое описание

Интеграция (от лат. integratio — «соединение») – процесс объединения частей в целое.
Международная экономическая интеграция – это процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах. [11, с. 832]
Экономическая интеграция – это не просто объединение стран в
некий единый организм по определенным направлениям их социально-экономического развития; интеграция как конечный результат ведет
к формированию новой индивидуальности, взамен исчезающей – трансформирующейся – «старой». [6, с. 40]

Файлы: 1 файл

1.docx

— 42.12 Кб (Скачать)

Белоруссия занимает «буферную» геополитическую позицию по отношению к государствам НАТО и ЕС, «тыловую» - по отношению к странам Юго-восточной Азии и Китаю, что предопределяет ее высокую значимость с точки зрения военно-стратегической безопасности России.

Белоруссия является «водоразделом» между двумя крупнейшими в Европе политико-экономическими пространствами и их противостоянием в борьбе за право контролировать природные ресурсы, каналы их транспортировки, информационные потоки и пр. [9, c. 45]

Близость Белоруссии к европейским рынкам и центрам экономической активности позволяет использовать ее в качестве экономического «моста» между Европой и азиатскими регионами России. [7, c. 150]

Белорусский промышленный и аграрный комплекс изначально ориентирован на российский рынок, при этом Белоруссия обладает относительно емким рынком сбыта для товаров традиционного российского экспорта.

Развитие интеграционного взаимодействия России и Белоруссии способствует поддержанию стабильности и безопасности российского транзита в Европу.

Белоруссия обладает значительным экономическим потенциалом, высоким уровнем квалификации рабочей силы, развитой транспортной инфраструктурой, что создает объективные предпосылки для вложения российского капитала с минимальными издержками и создания на этой основе необходимого задела для более активного вхождения в систему мирохозяйственных связей.

В ходе реализации интеграционного сценария российско-белорусского взаимодействия уже достигнут высокий уровень торгово-экономического сотрудничества в различных сферах хозяйства, о чем свидетельствует статистика взаимной торговли и инвестиционных потоков между двумя странами.

Потенциальный союз двух государств отнюдь не всегда расценивается как благоприятное геополитическое изменение и ближайшими европейскими соседями, и странами Запада в более широком смысле – членами Евросоюза, НАТО, США. В целом для западноевропейских политиков характерно мнение о нежелательности усиления интеграционного процесса вокруг России.

 

2.2 Основные проблемы  развития российско-белорусской  экономической интеграции.

 

Важнейшие компоненты экономической интеграции в рамках Союзного государства – создание единой таможенной территории, гармонизированной бюджетно-налоговой политики, единого валютного пространства.

 При оценке процесса  создания единой таможенной территории  отмечается, с одной стороны, достаточно  высокий уровень унификации, достигнутый  двумя странами в данной сфере, с другой стороны, - тенденция  замедления процесса согласования  мер тарифного и нетарифного  регулирования внешней торговли  в России и Белоруссии в  последние годы.

С 1 января 2008г. в Белоруссии вошел в действие новый импортный тариф, в котором ставки пошлин установлены в соответствии с новой редакцией Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь (ТН ВЭД), гармонизированной с российской. Предполагалось, что в результате принятия нового импортного таможенного тарифа степень унификации ставок ввозных таможенных пошлин достигнет порядка 95% (без учета временных расхождений по текстильным товарам), однако по сравнению с 2002г. число расхождений по ввозным пошлинам увеличилось.

Так, по состоянию на 15 марта 2008г. число расхождений по ввозным пошлинам составляло 2209 товарных позиций, из которых по 1455 российские ставки были выше. Более половины расхождений по ввозным таможенным пошлинам традиционно касается текстиля, тканей, готовых текстильных изделий, пряжи, шерсти и одежды (в отношении этих товаров Белоруссия в торговле с ЕС применяет ставки пошлин существенно ниже российских с целью увеличения ввозных квот на текстиль при ввозе в страны ЕС). Значительное количество расхождений в размерах ввозных ставок приходится на сельскохозяйственные товары – молоко, масло, сыры (в России ставки ниже), мясо, сахар (в России ставки выше). Также имеются расхождения в ставках ввозных пошлин на обувь, легковые автомобили, седельные тягачи, автобусы и другую автомобильную технику. По большинству из них ставки ввозных таможенных пошлин в Белоруссии значительно превышают российские, что связано с потребностью в защите национальных производителей. [1, c. 79]

Расхождения в ставках вывозных таможенных пошлин, напротив, существенно снизились. По состоянию на 15 марта 2008г. их количество составило 123, при этом по 59-и позициям российские ставки были выше белорусских.

И в России, и в Беларуси продолжают приниматься изменения тарифов без учета предложений партнеров, что выводит их из русла унификации. Часть из этих расхождений носят принципиальный характер, в результате чего достижение компромисса затягивается на несколько месяцев, а иногда и лет.

В основе «пробуксовки» процесса унификации тарифного регулирования внешней торговли в большинстве случаев лежат объективные причины – противоречия между национальными экономическими интересами России и Белоруссии, порождающие не только затягивание переговорного процесса, но и возникновение острых конфликтных ситуаций.

Представляется, однако, что наличие определенных, порой серьезных разногласий в сфере тарифного регулирования не следует абсолютизировать. Очевидно, что совершенствование тарифа – постоянный, непрерывный процесс, поэтому достижение 100-процентного совпадения ставок на практике не осуществимо. Вместе с тем, для успешной работы Комиссии по тарифному и нетарифному регулированию при Совете Министров Союзного государства требуется расширение ее полномочий, адекватных задачам реального функционирования единого таможенного пространства России и Белоруссии.

Анализ согласования мер нетарифного регулирования взаимной внешней торговли позволяет утверждать, что трудности их практической унификации также в значительной степени носят объективный характер и вытекают из различий в структурах экономик двух государств и незрелости факторов, влияющих на формирование единых рынков. [3, c. 82]

Отсутствие четкой правовой основы привели в последнее время к расширению практики введения односторонних мер нетарифного регулирования. В силу ряда объективных обстоятельств подобные действия в значительно большей степени присущи белорусской стороне: в последнее время наблюдается тенденция ухудшения условий доступа российских экспортеров на белорусский рынок путем использования количественных ограничений ввоза, импортного лицензирования, усложнения и удорожания таможенных процедур, создания технических барьеров, применения института специмпортеров. Ряд мер нетарифного регулирования применяется и российской стороной. [8, c. 79]

Прогрессу в сфере унификации мер нетарифного регулирования и отказу от применения указанных мер в рамках взаимной торговли могло бы способствовать проведение в Союзном государстве согласованной промышленной политики, составление единых балансов в области сельскохозяйственного производства, а также создание структур, аналогичных так называемым «кризисным картелям», появившимся в ЕС в 1980-е гг. в целях сохранения общего рынка и призванных согласовывать сокращение избыточных мощностей, координировать ценовую политику для предотвращения снижения цен и потерь прибыли, устанавливать твердые производственные квоты в интересах стабилизации производства стран.

Не потеряла свою актуальность и проблема преодоления различий систем налогообложения двух стран. Действующая система налогообложения в Белоруссии в значительной степени продолжает носить фискальный характер в ущерб выполнению функций эффективного инструмента регулирования экономических и социальных процессов, что не соответствует российским подходам к реформированию в данной сфере.

Часть расхождений в системах налогообложения России и Белоруссии обусловлена тем, что между российской и белорусской налоговыми системами существуют различия объективного характера: в Беларуси ограничены резервы по установлению платежей с пользователей природными ресурсами. Вместе с тем, существует ряд различий, основанных на концептуальном противоречии построения российской и белорусской налоговых систем, в частности, практика применения в Белоруссии налоговых льгот. Продолжает различаться налоговое законодательство двух стран и в части «оборотных» налогов и налогов, взимаемых от фонда заработной платы. Не скоординированы концепции подоходного налога с физических лиц (в Белоруссии действует прогрессивная шкала ставок подоходного налога от 9 до 30%, в России – единая ставка в размере 13%).

Все это говорит о том, что процесс унификации налогового законодательства России и Белоруссии в условиях создания Союзного государства нуждается в продолжении.

Введение в обращение на территории России и Белоруссии единой валюты, функции которой на первоначальном этапе должен выполнять российский рубль, предусмотренное Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства от 30 ноября 2000г., выступает еще одной из наиболее сложных проблем развития российско-белорусской экономической интеграции. [4, c. 67]

Изначально определенные сроки перехода на российский рубль по согласованию сторон неоднократно переносились, подвергся изменениям и План действий по введению единой валюты. Причины фактического «замораживания» монетарного проекта России и Белоруссии – отсутствие согласованного решения по ключевым вопросам и, прежде всего, по вопросу о статусе и полномочиях единого эмиссионного центра, а также компенсациях белорусской стороне за потерю валютного суверенитета.

Белорусская сторона последовательно отстаивает принцип равноправного участия партнеров в определении единой денежно-кредитной политики, в то время как согласно позиции российской стороны, функции единого эмиссионного центра и формирования ряда принципиальных параметров денежно-кредитной и валютной политики в Союзном государстве должны быть возложены на Центральный банк Российской Федерации.

Делается вывод, что возможности перехода к единой валюте в Союзном государстве России и Белоруссии ограничены не столько действием объективных экономических факторов (различия денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики двух стран, подходов к осуществлению кредитной эмиссии, определению функций центральных банков стран и пр.), сколько отсутствием единого политического решения относительно цели и базовых принципов монетарной и экономической интеграции России и Белоруссии в перспективе.

 

 


Информация о работе Проблемы экономической интеграции