Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:42, курсовая работа
Цель данной работы заключается в рассмотрение арендных отношений в рыночной экономики и видов аренды.
В соответствии с поставленной целью курсовой работы рассматриваются следующие задачи:
- сущность и экономическое значение арендных отношений;
- отдельные виды договоров аренды. Срок аренды;
Введение ………………………………………………………………………......3
1. Сущность и экономическое значение арендных отношений……………..…6
1.1. Развитие арендных отношений. Понятия договора аренды …………...….6
1.2. Существенные условия договора аренды. Срок аренды………………..…9
1.3. Основные участники и правовое регулирование аренды. Расторжение (изменение) договора аренды………………………………………………...…13
2. Отдельные виды договоров аренды……………………………………….....16
2.1. Прокат. Договор аренды транспортных средств …………………………16
2.2. Договор аренды зданий и сооружений…………………………………….19
2.3. Договор финансовой аренды (лизинга)………………………...………….22
3. Особенности арендной платы………………………………………………..24
3.1. Особенности определения арендной платы……………………………….24
3.2. Рассмотрение заявлений об установлении особенностей определения размера арендной платы и ее внесения ………………………………….…….25
Заключение………………………
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»
КАЗАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
КАФЕДРА «ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория»
на тему: «арендные отношения в рыночной экономике. Виды аренды и особенности арендой платы»
Выполнила студентка
2 курса гр. П222
специальности 080502
Абдрахманова А.Н.
Руководитель
ассистент Шамсутдинов Т.И.
Поступил на кафедру |
|
|
Возвращено на доработку |
|
|
Допущена к защите |
|
|
Оценка |
|
|
Казань 2007
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………...
1. Сущность и экономическое значение арендных отношений……………..…6
1.1. Развитие арендных отношений. Понятия договора аренды …………...….6
1.2. Существенные условия договора аренды. Срок аренды………………..…9
1.3. Основные участники и правовое регулирование аренды. Расторжение (изменение) договора аренды………………………………………………...…13
2. Отдельные виды договоров аренды……………………………………….....16
2.1. Прокат. Договор аренды транспортных средств …………………………16
2.2. Договор аренды зданий и сооружений…………………………………….19
2.3. Договор финансовой аренды (лизинга)………………………...………….22
3. Особенности арендной платы………………………………………………..24
3.1. Особенности определения арендной платы……………………………….24
3.2. Рассмотрение заявлений об установлении особенностей определения размера арендной платы и ее внесения ………………………………….…….25
Заключение……………………………………………………
Список литературы ……………………………………………………………...31
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы работы обусловлена тем, что новый этап социально-экономических реформ закономерно акцентирует внимание на процессах, происходящих на микроуровне. Возрастные самостоятельности предприятий, увеличение их роли в формировании и распоряжении инвестициями, многообразие складывающихся в рыночной экономике экономических взаимоотношений предполагают необходимость поиска, изучения и внедрения новых форм и методов хозяйственной деятельности. Ускорение научно-технического прогресса, как объективная необходимость современного экономического развития, обусловило создание и все возрастающую эксплуатацию нового высокопроизводительного оборудования. Стоимость этой техники постоянно и значительно возрастает, что затрудняет ее обновление.
Ускорились темпы морального старения, предполагающего необходимость периодической замены основных средств. Обострившаяся конкуренция заставляет многие фирмы промышленно развитых стран интенсивно использовать имеющиеся средства производства, прибегая к более совершенным средствам их приобретения, использования и обслуживания.
В этих условиях активизация арендных отношений укрепляет достижения задач оптимизации экономической деятельности на предприятии, способствует повышению эффективности оборудования в условиях действия разного рода ограничивающих факторов, позволяет осуществить модернизацию производства на основе современных технологий. Арендные экономические отношения и формы хозяйствования (включая лизинг) должны быть узаконены и широко развиты во всех секторах российской переходной экономики. Это – важное условие развития предпринимательской деятельности, позволяющее собственнику с пользой для себя и общества пустить в хозяйственный оборот имущество, которое он сам не в состоянии или не желает производительно использовать.
В условиях жесткой конкуренции за внутренние и внешние рынки все более важным становится улучшение не только технических характеристик оборудования, но и финансовых условий, на основе которых оно предлагается потребителям. Арендные отношения являются одной из самых эффективных форм использования городских земель, как на Западе, так и в отдельных Российских регионах, например в г. Москве. При этом на начальном этапе развития земельного рынка в России арендные отношения могут стать главным инструментом перераспределения земли к эффективно хозяйствующим субъектам и бережного и рационального ее использования. Арендные отношения позволяют собственнику и прежде всего государственным и муниципальным органам, осуществлять контроль за эффективностью землепользования.
С другой стороны, предоставляя арендатору права пользования землей и права собственности на результаты производства, аренда стимулирует рыночные преобразования земельных отношений, активизирует предпринимательскую активность, позволяет оптимизировать соотношение между производственными ресурсами: землей, основными фондами рабочей силой.
Цель данной работы заключается в рассмотрение арендных отношений в рыночной экономики и видов аренды.
В соответствии с поставленной целью курсовой работы рассматриваются следующие задачи:
- сущность и экономическое значение арендных отношений;
- отдельные виды договоров аренды. Срок аренды;
- особенности арендной платы.
Методологической основой послужили работы: о комментариях к части 4 Гражданского кодекса – Р.Ф. Кайль А.Н.; о арендных отношениях – Морозова Ж.А.; о договоре аренды: учет и налогообложение. – Морозова Ж.А.; о аренде и арендных отношениях. Основные средства. – Паламарчук А.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
В первой главе речь идет о сущности и экономическом значение арендных отношений, развитие арендных отношений, даются понятие договора аренды, а также описываются существенные условия договора аренды и описывается срок аренды. Помимо этого в первой главе описываются основные участники и правовое регулирование аренды, а также о расторжении (изменении) договора аренды.
Во второй главе говориться об отдельных видах договоров аренды, в которые входит прокат; договор аренды транспортных средств; аренда транспорта с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации; аренда транспорта без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации; договор аренды зданий и сооружений; договор аренды предприятий; договор финансовой аренды (лизинга).
В третьей главе описываются особенности арендной платы, где раскрываются особенности определения арендной платы, а также рассмотрение заявлений об установлении особенностей определения размера арендной платы и ее внесения.
В итоге работы приводятся заключения по данной работе и список использованной литературы.
1. СУЩНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ АРЕНДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1 РАЗВИТИЕ АРЕНДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. ПОНЯТИЯ ДОГОВАРА АРЕНДЫ
Раскрытие сущности арендных отношений восходит к далеким временам Аристотеля. Именно ему принадлежит часто цитируемое в отечественной и зарубежной литературе выражение: «Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности». Иными словами, чтобы получить доход, хозяйственнику совсем не обязательно иметь в собственности какое-то имущество, достаточно лишь иметь право пользоваться им и в результате получать доход. Многие древние цивилизации, включая греческую и римскую, считали аренду привлекательным, доступным и порой единственно возможным средством приобретения оборудования, земли и домашнего скота. Римскому праву был отлично известен комплекс имущественных отношений, связанных с владением вещью без права собственности. Эти отношения отражались как в договорном, так и в вещном праве. Частности практиковалась аренда судов, которая по своей экономика – правовой сути очень схожа с классической формой современного лизинга оборудования. Множество краткосрочных договоров аренды обеспечивали получения судна и экипажа. Долговременные «чартерные» соглашения подписывались на срок, покрывавший весь расчетный период экономической жизни судов, и требовали от арендатора принятия на себя большей части обязательств, вытекавших из монопольного использования арендуемых средств. В этих соглашениях об аренде кораблей отражен практически тот же круг проблем, который служит предметом обсуждения и в сегодняшних переговорах между арендодателем и арендатором [8].
Таким образом, сама по себе оригинальная идея разделения владения и собственности и возможности извлекать выгоду из владения, известна праву с давних времен.
В начале 19 века в Великобритании в связи с развитием промышленности, увеличением производства различных видов оборудования возросло количество товаров, сдаваемых в аренду. Особую роль в этом сыграло развитие железнодорожного транспорта и каменноугольной промышленности. Собственники каменноугольных копей вначале покупали вагоны для перевозки угля, однако в скорее стала очевидной невыгодность и невозможность такого финансирования. В этих условиях небольшие компании покупали вагоны для угля и сдавали их в аренду (лизинг) железнодорожным компаниям. Появились компании, единственной целью которых был лизинг локомотивов и железнодорожных вагонов. При составлении договора они стали включать в него право на покупку (опцион) предоставлявшееся пользователю по окончании срока аренды. Одной из причин появления такого условия было то, что пользователи гораздо аккуратнее и бережнее обращались с вагонами, если существовала перспектива их последующего приобретения в собственность. Такие сделки получили название договоров аренды – продажи (hire-purchase).
Развитие экономических отношений предопределило заинтересованность производителей техники и оборудования в том, чтобы получить необходимое финансирование изготовления своей продукции. Изготовители и продавцы подчитали, что они смогут продать больше, если наряду с необходимым оборудованием предложат более привлекательный для клиента план-график выплат. Отсюда берет начало лизингового финансирования, обеспечиваемого продавцами.
Во время Второй мировой войны правительство США активно использовало так называемые контракты с фиксированной рентабельностью. Это обеспечивало еще один важный стимул для развития арендного бизнеса: правительственным подрядчикам позволялось устанавливать определенный уровень доходности по отношению к издержкам. Это было связано с тем, что промышленники сталкивались с риском не успеть восстановить свои издержки на оборудование, приобретенное для выполнения конкретного правительственного проекта. Кроме того, специализированные станки и машины вообще могли иметь ограниченную рыночную стоимость в мирное время. В этих условиях аренды промышленного оборудования на срок, ограниченный договором о подряде, минимизировала риск.
В это же время стал быстро наращивать масштабы лизинговый бизнес, связанный с транспортными средствами. Начиная с 30-х гг. Генри Форд эффективно использовал аренду для расширения сбыта своих автомобилей.
Однако настоящая революция в арендных отношениях произошла в Америке в начале 50-х гг. нашего столетия. В аренду стали массово сдаваться средства производства: технологическое оборудование, машины, суда, механизмы, самолеты и т.д. При этом правительство США оперативно разработало и реализовало государственную программу стимулирования арендных отношений.
Достаточно активно арендные отношения принялись в нашей стране в сфере международных автомобильных перевозок внешнеторговым объединением «Совтрансавто», которое приобрело за рубежом на условиях аренды с последующей покупкой различные виды грузового автомобильного транспорта: тягачи, рефрижераторные и тентовые полуприцепы, кузова, контейнерные шасси. На условиях аренды в СССР использовались иностранные контейнеры. В 1990 г., Аэрофлот сделал заказ на аренду нескольких пассажирских самолетов западно-европейского производства А-310. В настоящее время эта практика получила заметное развитие.
Договором аренды признается гражданско-правовой договор, в силу которого арендодатель обязуется предоставить арендатору определенное имущество во временное владение и пользование или во временном пользовании, а арендатор должен уплачивать за это арендодателю арендную плату.
Информация о работе Арендные отношения в рыночной экономике. Виды аренды и особенности арендой платы