Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 22:38, курсовая работа
Целью последующей работы является:
изучение понятия «монополия», характерных черт монополий, видов, форм и типов монополий;
определение источников проблем антимонопольного регулирования;
изучение законодательной базы антимонопольного регулирования РФ
анализ источников (статей, другой информации), описывающих современную тенденцию осуществления антимонопольного регулирования в России;
рассмотрение области проблем антимонопольного законодательства и возможных путей их решения;
2. Введение …...…………………………………………………………………3-4
3. Основная часть
I. Аналитическая и синтетическая трактовка понятия «монополия»....5-10
II.Определение монополии
Характерные черты монополии …………………………..…….11-12
Барьеры, защищающие монопольный рынок ………………….12-16
Формы и виды монополии…………………………...………….16-20
Монополия в виде контроля фирмы над редкими природными ресурсами, знаниями……………………………………………..20-22
Типы монополий…...…………………………………………….22-25
III. Антимонопольное регулирование………………………...……….26-32
IV. Законодательная база Антимонопольного регулирования РФ…..33-40
V. Осуществление антимонопольного регулирования в России…….41-43
4. Заключение………………………...………………………………………44-45
5. Литература ……………………………………………………………………
В ходе реализации мероприятий по совершенствованию и развитию нормативной базы рекламного законодательства, подготовлены законопроектные предложения по нормативному закреплению процедуры применения к административной ответственности за ненадлежащую рекламу в рамках проекта Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
В 2001 году шла работа по совершенствованию законодательства о защите прав потребителей. Основное внимание уделяется внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, регулирующие отношения по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг потребителям, с целью приведения их в соответствие с Законом "О защите прав потребителей", который в 1999 г. претерпел изменения. В том числе совместно с Минобразования России работа велась над проектами Правил оказания платных образовательных услуг в сфере профессионального образования, в сфере дошкольного и общего образования, а также проектами правил оказания гражданам услуг подвижной связи, медицинских услуг, жилищно-коммунальных ycлyг и др.
Формируется
также более совершенная
Обобщая
состояние антимонопольного законодательства
в России, можно отметить, по крайней
мере, три существенных момента: федеральное
антимонопольное законодательство в своей
основе на сегодняшний день сформировано
преимущественно в части, регулирующей
развитие товарных рынков; антимонопольное
регулирование рынков банковских, страховых
услуг, рынков ценных бумаг и иных сфер,
связанных с пользованием денежными средствами
юридических и физических лиц, по-прежнему
осуществляется весьма ограниченно, на
фрагментарной правовой базе; сформировано
федеральное законодательство о естественных
монополиях, и начала формироваться правовая
база регулирования естественных монополий,
относящихся к ведению субъектов Российской
Федерации.
V.
Осуществление антимонопольного
регулирования в России
Первая попытка создания антимонопольного законодательства в России предпринималась еще в 1908 г. За образец был взят действовавший в США закон Шермана. Однако организации российских предпринимателей встретили проект закона в штыки и сумели сорвать его принятие.
В результате преобразований в Российской Федерации разрушены устои государственного монополизма, характер монополизации, структура рынков претерпели изменения. По отдельным товарным группам удалось ликвидировать дефицит, возникли первые конкурентные рынки.
Что касается Федеральной антимонопольной службы (ФАС), основные задачи, функции, полномочия и ответственность которой определены Законом «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», можно сказать, что она работает в полную силу. Рассмотрим это на примерах.
10 апреля 2007 года ФАС признала незаконной рекламу компании Heineken, размещенную на стадионе «Лужники» во время матча между «Спартаком» и лиссабонским «Спортингом». ФАС утверждает, что ограничение на рекламу пива распространяются на все матчи лиги, проходящие в России. В своем решение ФАС ссылается на 2 статью Закона «О рекламе», который вступил в силу 1 июля 2006 года: специальные требования и ограничения распространяются и на рекламу средств индивидуализации ограниченных к рекламированию товаров, их изготовителей и продавцов. Кроме того в 22 статье этого же Закона говориться, что реклама пива и напитков на его основе не должна размещаться в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях, а также ближе ста метров от них. (информация из газеты «Коммерсантъ»)
31 марта Федеральная антимонопольная служба внесла в правительство проект постановления, которое разрешит инвесторам свободно покупать блокирующие пакеты акций банков с капиталом ниже 3 миллиардов рублей. Сейчас предварительное согласование с ФАС требуется при покупке так называемого блокирующего пакета - свыше 25 процентов акций в капитале кредитной организации, уставный капитал которой превышает 160 миллионов рублей. После принятия постановления эта планка повышается до 3 миллиардов рублей. А при уставном капитале меньшего размера будет действовать уведомительный порядок (информация из «Российской газеты»)
Федеральная антимонопольная служба собирается провести проверку банковской рекламы в Интернете на соответствие российскому законодательству. Поводом для этого стали данные, полученные по итогам 2006 года. Выяснилось, что число нарушений выросло почти в шесть раз по сравнению с предыдущими показателями. В интернет-рекламе банков ФАС не устраивает то же, что и в обычной банковской рекламе, - сокрытие условий кредитования. (информация из «Российской газеты» 07.03.2007) .
В ближайшее время Федеральная антимонопольная служба проверит деятельность государственных заказчиков по всей стране. Основная задача ФАС России - организовать жестокий контроль за выполнением законодательства о размещении заказов. (информация из «Российской газеты» 06.03.2007)
Из вышеперечисленной информации, следует сделать вывод, что на сегодняшний день антимонопольное регулирование, которое включает в себя:
- осуществление государственного контроля над соблюдением Антимонопольного законодательства;
- совершенствование законодательной базы антимонопольной политики;
- принятие
необходимых нормативных актов;
- контроль над деятельностью различных экономических объединений и т.д.
осуществляется
на достаточно хорошем уровне. Действительно
можно сказать, что ФАС выполняет и регулирующую,
и контролирующую, и стимулирующую функции,
что исследовало ожидать
Заключение
Исходя из темы, можно сделать вывод, что действительно существует проблемы монополизации и конкуренции. Данная проблема влияет на развитие экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой.
На
основании всего изложенного
материала можно сделать
В
России на данном этапе проблема монополизации
перестает быть чисто экономической,
и все больше становится политической.
Однако, общеизвестно, что у экономики,
прежде всего, не должно быть политической
принадлежности. И только тогда государство
в полном объеме сможет заменить десятилетиями
складывающиеся монополии свободным и
самоорганизующимся рынком.
Литература