Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 22:38, курсовая работа
Целью последующей работы является:
изучение понятия «монополия», характерных черт монополий, видов, форм и типов монополий;
определение источников проблем антимонопольного регулирования;
изучение законодательной базы антимонопольного регулирования РФ
анализ источников (статей, другой информации), описывающих современную тенденцию осуществления антимонопольного регулирования в России;
рассмотрение области проблем антимонопольного законодательства и возможных путей их решения;
2. Введение …...…………………………………………………………………3-4
3. Основная часть
I. Аналитическая и синтетическая трактовка понятия «монополия»....5-10
II.Определение монополии
Характерные черты монополии …………………………..…….11-12
Барьеры, защищающие монопольный рынок ………………….12-16
Формы и виды монополии…………………………...………….16-20
Монополия в виде контроля фирмы над редкими природными ресурсами, знаниями……………………………………………..20-22
Типы монополий…...…………………………………………….22-25
III. Антимонопольное регулирование………………………...……….26-32
IV. Законодательная база Антимонопольного регулирования РФ…..33-40
V. Осуществление антимонопольного регулирования в России…….41-43
4. Заключение………………………...………………………………………44-45
5. Литература ……………………………………………………………………
Итак, не во всех случаях антимонопольное законодательство является достаточно эффективным. Оно отличается высокой степенью неопределенности, часто не позволяет точно устанавливать размеры монополизации рынка. Но в целом оно способствует созданию условий для развития конкуренции. За его нарушения предусмотрены значительная уголовная и гражданская ответственность.
В
этой связи стратегическим направлением
антимонопольной политики становится
работа по поддержанию и формированию
добросовестной конкуренции. Этому
нередко мешают соглашения хозяйствующих
субъектов, направленные на раздел рынка
по территориальному или продуктовому
признаку, на создание препятствий входа
на рынок конкурентов, на проведение скоординированной
ценовой политики. Поэтому антимонопольная
политика включает и меры по пресечению
подобных антиконкурентных действий.
Вместе с тем остается актуальной проблема
ограничения и пресечения монополистической
деятельности.
Наконец разберемся, какую политику проводит государство по отношению к естественным монополиям. В данном случае возникает противоречие. С одной стороны, фирмы — естественные монополисты, как любые монополисты, устанавливают высокие монопольные цены, сокращая объем производства продукции, и получают сверхприбыли. С другой стороны, как указывалось выше, конкуренция в отраслях с естественной монополией экономически неэффективна. Поэтому государство, сохраняя естественные монополии, принимает меры к ограничению их отрицательных последствий для общества, прежде всего, контролируя цены на их продукцию.
Обычно,
устанавливая цены на продукцию естественных
монополий, государство в странах Запада
следит за тем, чтобы цены в максимальной
степени приближались к предельным издержкам,
величина получаемой фирмами прибыли
не превышала “нормальной” и снижались
издержки.
IV. Законодательная база антимонопольного
регулирования в РФ.
Они включают:
Среднесрочная стратегия антимонопольного регулирования определяется тем, что в условиях открытой экономики ситуация на рынке будет определяться, в первую очередь, экспансией зарубежных товаров. С этой точки зрения экономику можно разбить на четыре раздела:
1 сектор – предприятия, конкурентоспособные
либо могущие стать конкурентоспособными
на мировом рынке. Им будет дана широкая
свобода в перестройке собственно внутренней
структуры, сняты ограничения на рост
концентрации производства, не будут преследоваться
экспортные картели, создаваемые для совместного
выступления на мировом рынке.
2 сектор – предприятия, которые не выдерживают
конкуренции импортных товаров. Здесь
будет обращаться особое внимание на противодействие
недобросовестной конкуренции. Будет
задействован механизм инициативного
и в отдельных случаях принудительного
разукрупнения предприятий, поскольку
в рамках в целом неконкурентоспособного
предприятия или объединения могут оказаться
жизнеспособные подразделения.
3 сектор –
естественные монополии. Здесь будут применяться
традиционные в мировой практике методы
государственного регулирования цен,
тарифов.
4
сектор – рынки, где
В процессе разгосударствления, приватизации и демонополизации в России на этапе 1992-1994 гг. достаточно конкретно определился круг естественных монополий и был разработан проект - федерального закона "О естественных монополиях" [2]. Первоначально в этот законопроект были включены нормы, связанные с государственной монополией на производство и оборот отдельных видов продукции. Однако при работе над законопроектом стало очевидно, что государственные монополии - предмет особого законодательства.
Основой
законопроекта о естественных монополиях
являлось включение в него монополий,
относящихся к ведению
По вопросам антимонопольной
деятельности в России
С введением с 1 января 1997 г. в действие нового Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность (ст. 178) за монополистические действия, совершенные путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен. А также за ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на него, устранения с него других субъектов экономической деятельности и установления или поддержания единых цен.
Развитие
конкурентного права
К
ним относится ценовое
В соответствии с постановлением правительства Российской Федерации "0 государственном регулировании цен и тарифов на продукцию и услуги предприятий-монополистов в 1992-1993 гг." применялось государственное регулирование и контроль цен, которые осуществлялись следующими способами (5-6% от объема продукции, выпускаемой в России):
В современный период в рамках совершенствования нормативной правовой базы МАП России разработал и внес в Правительство Российской Федерации проект Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”.
Он был направлен на:
В новой редакции Закона предполагается предусмотреть нормы об изменении или ограничении использования фирменного наименования с целью исключения введения в заблуждение потребителей.
Существенным дополнением действующего Закона является: введение предварительного государственного контроля со стороны антимонопольных органов за заключением антиконкурентных соглашений между хозяйствующими субъектами, в особенности направленных на проведение антиконкурентной ценовой политики, на создание препятствий для входа на рынок конкурентов. Это позволит повысить эффективность работы антимонопольных органов по недопущению антиконкурентных соглашений.
Как показывает практика государственного контроля экономической концентрации, в ряде случаев не удается в полной мере установить реальные размеры концентрации хозяйствующих субъектов на товарном рынке, их возможность влияния на рынок товаров, работ и услуг и определить их стратегические интересы, которые не всегда направлены только на получение законной прибыли. Имеют попытки ликвидации российских конкурентов зарубежными компаниями, “отмывания” денег российских и зарубежных криминальных структур, подрыва экономических устоев и национальной безопасности Российской Федерации. С целью установления лиц, в чьих интересах совершается та или иная сделка, пресечения вывода за рубеж ликвидных активов российских предприятий, в действующий Закон вводится соответствующая поправка, которая направлена на защиту интересов работников предприятий. Она позволит избежать незаконных перепродаж и перепрофилирования предприятий и обеспечит развитие социально- ориентированной рыночной экономики.
Принятие представленного законопроекта укрепит нормативную правовую базу государственного антимонопольного регулирования и развития конкуренции на товарных рынках Российской Федерации, позволит создать необходимые гарантии соблюдения антимонопольного законодательства во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов в процессе их деятельности, в том числе создания, преобразования и ликвидации.
Рассмотрим другие нормативные акты, регулирующие антимонопольную деятельности в России.
Федеральный закон “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг” вступил в силу в декабре 1999г. В 2000 г. в развитие Закона совместно с Банком России, Минфином России, Минэкономразвития России, Минтрудом России и ФКЦБ России разработан и принят ряд нормативных правовых актов:
В начале 2001 г. по согласованию с Банком России другими федеральными органами исполнительной власти разработаны и зарегистрированы в Минюсте России Правила рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства по защите конкуренции на рынке финансовых услуг.