Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 22:38, курсовая работа
Целью последующей работы является:
изучение понятия «монополия», характерных черт монополий, видов, форм и типов монополий;
определение источников проблем антимонопольного регулирования;
изучение законодательной базы антимонопольного регулирования РФ
анализ источников (статей, другой информации), описывающих современную тенденцию осуществления антимонопольного регулирования в России;
рассмотрение области проблем антимонопольного законодательства и возможных путей их решения;
2. Введение …...…………………………………………………………………3-4
3. Основная часть
I. Аналитическая и синтетическая трактовка понятия «монополия»....5-10
II.Определение монополии
Характерные черты монополии …………………………..…….11-12
Барьеры, защищающие монопольный рынок ………………….12-16
Формы и виды монополии…………………………...………….16-20
Монополия в виде контроля фирмы над редкими природными ресурсами, знаниями……………………………………………..20-22
Типы монополий…...…………………………………………….22-25
III. Антимонопольное регулирование………………………...……….26-32
IV. Законодательная база Антимонопольного регулирования РФ…..33-40
V. Осуществление антимонопольного регулирования в России…….41-43
4. Заключение………………………...………………………………………44-45
5. Литература ……………………………………………………………………
Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность. Иными словами, они объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.
Существуют также отраслевые холдинги, созданные в результате скупки пакетов конкурирующих фирм и установлении благодаря этому над ними экономического контроля с целью проведения единой монопольной политики продаж и цен.
Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.
В 60-х годах в США и некоторых странах капитала появились и начали развиваться конгломераты, то есть монополистические объединения, образованные путем поглощения прибылей разно отраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства.
Опыт показывает, что монополии, монополизировав определенную отрасль и, захватив прочные и монопольные позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется это тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор.
За свою
историю человечество накопило немалый
опыт столкновений с монополиями
и убедилось, что монополия –
это экономическое зло. Появление
монополий нарушает нормальную работу
рыночных механизмов, а это вредно для
интересов нации в целом. И потому большинство
стран мира постепенно пришло к пониманию
необходимости борьбы с монополией.
История развития монополий является одновременно и историей борьбы с ними. Негативные результаты монополизации проявляются сразу, и это особенно ощущают широкие слои населения. Существование монополистической структуры приводит к различным отрицательным последствиям для общества, не позволяет использовать все преимущества рыночного механизма. Вокруг монополий формируется негативное общественное мнение, которое требует государственной защиты потребителей от деятельности монополистов, ограничения деятельности других. Ведь одной из важнейших функции государства является создание условий для нормального функционирования рынка.
Накопленный опыт и научные обобщения помогли обществу понять все “плюсы” и “минусы” монополий, выработать по отношению к ним определенную политику, которая получила название монопольной. Монопольную политику разрабатывает и реализует государство. Во всех странах с рыночной экономикой существует антимонопольное законодательство. Оно впервые возникло в Канаде (в 1889 году) и США (в 1890 году).
Под
антимонопольной политикой
Отношение
государства, общества к проблемам
монополизма и конкуренции
С другой стороны, концентрация ведет к массовому производству продукции и, следовательно, к снижению издержек производства, а в целом к экономии основных видов ресурсов.
Исходя из этих двух тенденций, государство строит антимонопольную политику. Можно выделить три направления антимонопольной политики.
Во-первых,
борьба с монополизацией. В США
рынок отрасли считается
Во-вторых, предотвращение антиконкурентных слияний фирм.
В-третьих, запрет сговоров о ценах, т. е. образования картелей. Запрещены соглашения между фирмами о разделе рынка, групповой бойкот других фирм, манипулирование ставками на аукционах.
К числу других наиболее широко применяемых методов борьбы с монополизацией рынков относятся:
1) предельное упрощение процедуры создания новых фирм;
2)
снятие всех барьеров во
3)
принудительное разделение
4)
введение государственного
5)
введение в особо сложных
6)
наказание фирм за проведение политики
ценовой дискриминации.
Осуществление
антимонопольных действий со стороны
государства в тактическом
Во-первых,
антимонополистические
Во-вторых, антимонополистические действия должны осуществляться одновременно с переходом к рыночным отношениям и в рамках этих отношений. Синхронность этих процессов в большей мере способствует демонополизации экономики, развитию конкуренции. В этой связи всей совокупности мероприятий по экономической реформе необходимо придавать антимонопольную направленность. Необходима антимонопольная экспертиза принимаемых решений.
Антимонопольная
политика во времени видоизменяется.
На каком-то этапе развития приоритетными
являются одни направления антимонопольной
политики, а с изменением ситуации акценты
меняются.
Однако
некоторые формы монополии
Можно
сказать, что антимонопольная политика
и антимонопольное
Главная
цель этого вмешательства
Демонополизация осуществляется путем либерализации рынков. Это достигается гибким маневрированием таможенным режимом (снижение таможенных пошлин, отмена квот, ликвидация других барьеров, препятствующих поступлению на внутренний рынок иностранной продукции), улучшением инвестиционного климата для зарубежных инвесторов, поддержкой малого бизнеса и т.д.
Важное значение имеют государственный контроль над процессом концентрации капитала, финансовые санкции в случае нарушения антимонопольного законодательства.
Необходимо умело использовать такой инструмент антимонопольной политики, как ведение Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%. Включение в Реестр служит предостережением хозяйствующим субъектам, является профилактической мерой и может быть основанием для изучения того или иного субъекта в плане установления монополистической деятельности.
В
качестве одного из инструментов антимонопольной
политики используется предварительное
согласие антимонопольных органов
на создание, реорганизацию, ликвидацию,
слияние предприятий, приобретение
акций (долей) в уставном капитале, на проведение
операций на рынке банковских услуг. Предварительное
согласие рассматривается как важный
элемент политики создания конкурентной
среды.
Для
проведения антимонопольной политики
государство создает
Кроме осуществления процесса демонополизации антимонопольная служба призвана бороться со злоупотреблениями. Такая борьба может быть эффективной только при активном участии потребителей. Поэтому широкие массы населения должны понимать практическое значение антимонопольной политики в повседневной жизни. Помочь в этом должна, прежде всего, пресса и другие средства массовой информации. Прессе должно предоставляться право на соответствующее сообщение, но лишь в объективной и честной форме, без какой-либо дискредитации. Каждая антимонопольная служба должна иметь сотрудника для связи с прессой, который сообщает о деятельности службы и комментирует ее.
Антимонопольная
политика государства способна нанести
вред экономике своей страны, если
она, без учета экономических взаимосвязей
и без скрупулезной оценки той или иной
проблемы, запрещает укрупнение фирм,
которое было бы полезно и предоставило
бы лучшие шансы в конкурентной борьбе
с отечественными или зарубежными конкурентами.