Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 23:23, курсовая работа
Целью работы является практическое исследование анализ эффективности использования собственного и заемного капитала.
В соответствии с целью следует выделить задачи исследования:
1. изучить и проанализировать собственный и заемный капитал ООО «Центр-Лизинг»;
2. обосновать пути совершенствования управления собственным и заемных капиталом ООО «Центр-Лизинг».
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют научные труды ученых в области экономического анализа деятельности предприятия.
Введение 3
1. Управление собственным и заемных капиталом
ООО «Центр-Лизинг» 4
1.1. Краткая характеристика деятельности предприятия 4
1.2. Анализ структуры и динамики собственного и
заёмного капитала 5
1.3. Анализ эффективности использования собственного и
заёмного капитала 14
1.4. Факторный анализ рентабельности собственного и
заёмного капитала 29
2. Совершенствование управления собственным и заемных капиталом
ООО «Центр-Лизинг» 34
2.1 Обеспечение устойчивого роста капитала 34
2.2 Мероприятия по повышению эффективности использования капитала 38
Заключение 40
Список использованной литературы
Прибыль от реализации зависит от различных факторов, значительно отличающихся по объему в структуре. На себестоимость продаж приходится более 79,3% в отчетном году и около 74% в текущем, что показывает, насколько этот показатель важен при формировании прибыли. К сожалению, себестоимость услуг значительно увеличилась по сравнению с отчетным годом –на 136,3%, что при условиях увеличения выручки от реализации на 120 % говорит скорее о росте дополнительных расходов и малоэффективных управленческих решениях. Кроме Рентабельность же продаж в среднем снизилась почти 5%, что говорит о том, что предприятие все еще находится в кризисной фазе, а его политика по продвижению услуг нуждается в пересмотре. Наибольшее влияние на формирование прибыли при этом оказала себестоимость продаж.
2. Совершенствование управления
собственным и заемных
ООО «Центр-Лизинг»
2.1 Обеспечение устойчивого роста капитала
Существующий уровень развитости и роста рынка лизинговых услуг, способствующий, в свою очередь, росту конкуренции в условиях нестабильной экономической ситуации, требует от лизинговых компаний быстрого поиска источников финансирования своей деятельности. Бесплатным и самым безрисковым источником являются авансовые платежи, отличающиеся от других источников финансирования в лизинге своей многофункциональностью. Так, наряду с тем, что аванс является предоплатой, в лизинге он относится к форме коммерческого кредита, одновременно являясь и способом обеспечения лизинговой сделки.
Традиционным и доминирующим источником финансирования деятельности лизинговых компаний остается долгосрочное и краткосрочное банковское кредитование, о чем свидетельствуют данные рейтингового агентства «Эксперт» [4]. Анализируя три периода (2010, 2011 и 2012 гг. ) следует отметить, что, несмотря на тенденцию к снижению, наибольший удельный вес в структуре источников принадлежал долгосрочным банковским кредитам: от 59,2 % до 54,5 %.
Итак, исследовав структурные особенности финансирования лизинговой деятельности, сформулируем ряд проблем, с которыми сталкиваются лизинговые компании при поиске источников:
− высокая стоимость заемных средств (повышение процентных ставок по всем долговым инструментам) для лизинговых компаний и трудности доступа к ним в связи с ужесточением банковской политики управления кредитными рисками, сокращением объемов кредитования;
− отсутствие собственной финансовой базы, мощной и влиятельной поддержки учредителей, перспективной клиентской базы, высокого кредитного рейтинга как способов обеспечения эмиссии облигаций и векселей;
− сложности, связанные с согласованием интересов всех сторон, при экспортном финансировании, невозможность предоставления гарантий всем участникам, отсутствие отчетности по МСФО;
− неразвитость финансового и налогового законодательства в отношении сделок по секьюритизации лизинговых активов;
− отсутствие единой позиции
государственных органов в
В качестве альтернативных источников привлечения ресурсов для финансирования деятельности лизинговых компаний в настоящее время возможно использование средств негосударственных пенсионных фондов (далее НПФ) и резервов страховых компаний с применением инструментов рынка ценных бумаг.
Использование пенсионных накоплений в лизинговых сделках можно реализовать по следующей схеме.
• Лизинговая компания создает Специализированную компанию для привлечения финансовых ресурсов на рынке ценных бумаг.
• Специализированная компания эмитирует ценные бумаги (облигации) с разными рейтингами.
• НПФ или Управляющая компания, занимающаяся управлением активами НПФ, приобретает данные облигации.
• Рейтинговое агентство присваивает определенные рейтинги специализированной компании (кредитный рейтинг – субъективное мнение о способности компании своевременно и в полном объеме выполнить свои финансовые обязательства; рейтинг надежности корпоративных облигаций –присваивается отдельному выпуску корпоративных облигаций и выражает мнение рейтингового агентства о способности эмитента полностью и своевременно выполнить свои обязательства исключительно по данному выпуску облигаций в течение периода их обращения), лизинговой компании (рейтинг финансовой устойчивости – это мнение рейтингового агентства о способности и готовности лизинговой компании своевременно и в полном объеме выполнять свои обязательства, как текущие, так и возникающие в ходе ее деятельности), НПФ (рейтинг надежности – отражает мнение экспертов агентства о качестве и доступности предоставляемых негосударственным пенсионным фондом услуг, эффективности проводимой им инвестиционной политики и управления рисками, а также способности фонда выполнять взятые на себя обязательства перед клиентами).
Использование средств страховой компании можно реализовать путем инвестирования банковского векселя в ее резервный фонд.
• Лизинговая компания создает Специализированную компанию для привлечения финансовых ресурсов на рынке ценных бумаг.
• Специализированная компания эмитирует ценные бумаги (простые векселя).
• Специализированная компания заключает с коммерческим банком своп-контракт. На первом этапе заключается договор мены векселей. Векселя равнозначны по номиналу, но отличаются процентной ставкой, при этом вексель банка должен иметь плавающую процентную ставку (зависящую от ставки рефинансирования), а вексель лизингодателя – твердую (больше ставки по банковскому векселю). При заключении договора мены банк рассчитывает на снижение ставки рефинансирования в момент наступления срока платежа по векселю, таким образом, увеличивая сумму своей выгодыот сделки.
• Поскольку для расчетов с поставщиками оборудования банковский вексель со сроком погашения через определенный период времени не всегда устраивает продавца, целесообразно инвестировать его в резервный фонд страховой компании. Специализированная компания продает вексель банка страховой компании по номиналу и получает денежные средства, которые передаются лизинговой компании на покупку оборудования.
• В момент наступления
срока платежа страховая
• В заключительной части сделки банк предъявляет вексель к оплате Специализированной компании.
В результате реализации данной схемы по истечении срока действия векселя страховая компания получит положительный финансовый результат в размере плавающей процентной ставки. Банк, уплатив по своему векселю проценты, получит от Специализированной компании проценты по ее векселю, таким образом, величина вознаграждения банка равна разнице между твердой и плавающей процентными ставками по векселям.
В случае повышения ставки рефинансирования банк может получить отрицательный финансовый результат, а если последняя уменьшится, то величина вознаграждения банка увеличится. В итоге реализации приведенной схемы Специализированная компания меняет собственный вексель на банковский и продает его страховой компании, заключает договор лизинга с лизингополучателем, перечисляет денежные средства поставщику (продавцу) оборудования. Последний осуществляет поставку предмета лизинга. В момент наступления срока платежа страховая компания предъявляет вексель банку для оплаты.
Таким образом, предложенные схемы реализации лизинговых сделок с участием средств НПФ, Управляющей компании, страховой компании позволят лизингодателю расширить рыночные возможности и обеспечить устойчивый рост капитала, используя нетрадиционные подходы к финансированию своей деятельности.
2.2 Мероприятия
по повышению эффективности
Одним из эффективных мероприятий по повышению эффективности использования капитала является управление дебиторской задолженностью и, как следствие, сокращение финансового цикла.
Предположим, что будут представляться скидки клиентам, которые соглашаются на быстрое погашение задолженности. А также применяться факторинг формирование системы штрафных санкций за просроченное исполнение обязательств контрагентами.
Примем три возможных эффекта от мероприятий – сокращение периода погашения дебиторской задолженности до 200 дней, до 150 дней и до 100 дней соответственно.
Таблица 24
Расчет сокращения финансового цикла за счет управления дебиторской задолженностью
Показатели |
Фактически |
Варианты решений | ||
1в |
2в |
3 в | ||
Период погашения дебиторской задолженности, дни |
257.48 |
200.00 |
150 |
100 |
Среднегодовая величина дебиторской задолженности, тыс.руб. ( РП/360*Д |
82239.5 |
63879.444 |
47909.583 |
31939.7222 |
Суммы высвобожденных средств из дебиторской задолженности, тыс.руб. ( ДЗф- ДЗ пл) |
х |
18360.1 |
34329.9 |
50299.8 |
Выручка от реализации |
114983 |
Х |
Х |
Х |
Средневзвешенная процента ставка по краткосрочным кредитам |
0.094 |
Х |
Х |
Х |
Процентные платежи в расчете на дебиторскую задолженность, тыс. руб. ( ДЗ*r/360* Поб(ДЗ) |
5536.3 |
3340.3 |
1878.9 |
835.1 |
Уменьшение процентных платежей на сумму высвобожденных средств, тыс. руб. ( ДЗ*r/360* Поб(ДЗ) |
Х |
174.7 |
73.7 |
21.8 |
Расчеты по трем вариантам сокращения периода отсрочки платежа показывают, наиболее эффективным вариантом является 3-е решение. То есть при сокращении периода погашения дебиторской задолженности до 100 дней высвобождается 50299,8 тыс. рублей. При этом заменяются проценты по кредитам на сумму 835 тыс. рублей на предоставленную на эту же сумму скидку клиентам. Варианты сокращения деб. задолженности: предоставление скидок клиентам (допустим 10%, если выплатят в течение 100 дней), своевременное взыскание задолженности (установление жестких правил для заказчиков), диверсификация клиентской базы, применение факторинга для ускорения возвращения денежных средств.
Заключение
ООО «Центр-Лизинг» работает на рынке с 2007 года. Компания предлагает услуги по лизинговому и факторинговому сопровождению предприятия.
По данным бухгалтерской отчетности, валюта баланса на 31 декабря 2012 года составила 264 млн. руб., продемонстрировав повышение на 5,2% по сравнению с 2011. Это означает, что произошел рост экономической деятельности, увеличение хозяйственного оборота.
В структуре пассивов наблюдаются положительные тенденции. Наблюдается значительный рост долгосрочного заемного капитала, удельный вес которого составил 51,1% в 2012 против 47,5 % в 2011. При этом, наблюдается снижение доли краткосрочных обязательств.
Эффект финансового рычага в динамике продемонстрировал отрицательную динамику. Тем не менее, его значение соответствует критериальному, несмотря на сильную зависимость от заемного капитала.
Приведенные результаты в данной таблице свидетельствуют, что предприятие использует агрессивный подход в финансировании активов.
За анализируемый период достигнута положительная рентабельность собственного капитала (61,9 %). Рентабельности собственного капитала и его значение является достаточно высоким. Факторный анализ этого коэффициента показал, что увеличение произошло преимущественно за счет увеличения рентабельности оборота и ускорения оборачиваемости активов.
В качестве альтернативных
источников привлечения ресурсов для
финансирования деятельности лизинговых
компаний предлагается использование
средств негосударственных
Одним из эффективных мероприятий по повышению эффективности использования капитала является управление дебиторской задолженностью и, как следствие, сокращение финансового цикла. Предлагается внедрение системы скидок клиентам, которые соглашаются на быстрое погашение задолженности. А также применяться факторинг формирование системы штрафных санкций за просроченное исполнение обязательств контрагентами. наиболее эффективным вариантом является решение о сокращении периода погашения дебиторской задолженности до 100 дней, это позволит высвободить 50299,8 тыс. рублей.
Список литературы
1. Аюпов, А. А. Методология формирования и использования инновационных финансовых продуктов : автореф. дис. докт. экон. наук : 08.00.10. – Самара, 2008.
2. Крейнина М.П. Управление движением дебиторской и кредиторской задолженности предприятия // Финансовый менеджмент. - № 3. – 2009.
Информация о работе Анализ эффективности использования собственного и заемного капитала