Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 20:42, курсовая работа
Целью данной работы являются обоснование необходимости вмешательства государства в экономику в условиях рыночного хозяйства.
Объектом исследования является экономика России в условиях рыночного хозяйствования.
Предмет исследования – воздействие государственной власти на макроэкономические процессы страны.
Исходя из цели курсовой работы можно сформулировать следующие задачи:
Раскрыть теоретические концепции государственного регулирования экономики;
Определить механизмы государственного регулирования экономики;
Рассмотреть основные инструменты воздействия государства на экономику.
4. Выявить особенности государственного регулирования экономики России.
В целях повышения доступности и качества медицинской помощи необходимы: государственные гарантии по оказанию населению бесплатной медицинской помощи, предоставление гражданам высокотехнологичной, дорогостоящей медицинской помощи ( в том числе за счет средств обязательного медицинского страхования), доступность лекарственных средств. С 2005 года в Фонд обязательного медицинского страхования перечисляется 2,8% единого социального налога.
Уровень жизни населения России можно проанализировать, используя несколько показателей.
1)Численность
населения с денежными
Таблица 3
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума.
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Численность населения с доходом ниже прожиточного минимума: | ||||||||
Млн.человек | 42,3 | 40 | 35,6 | 29,3 | 25,2 | 25,2 | 21,5 | 18,9 |
В процентах от общей численности населения | 29 | 27,5 | 24,6 | 20,3 | 17,6 | 17,7 | 15,2 | 13,4 |
2)
Дифференциация в доходах
С
большими трудностями финансирования
социально-культурной сферы, жилищно-коммунального
хозяйства, социального обеспечения
столкнулась Россия на протяжении всех
90-х гг. Только с 2000 г. положение стало
несколько улучшаться. Это было связано
с оживлением в материальном производстве,
прежде всего в промышленности, которое
привело к росту ВВП, улучшению собираемости
налогов и наполняемости государственного
бюджета. Существенное влияние оказал
внешний фактор – рост цен на экспортируемые
энергоносители, что позволило привлечь
в бюджет дополнительные ресурсы, повысить
заработную плату и пенсии. Однако острота
проблемы финансирования социальной сферы
сохранилась.
3.2.
Особенности денежно-
Денежно-кредитная система – один из наиболее трудно регулируемых секторов экономики. В российской экономике с переходом на рыночные отношения, роль государства в регулировании важнейших процессов денежного обращения намного возрастает и в контроле за рыночными ценами, эмиссии денежных средств, своевременностью платежей (оплата труда, выплата пенсий и пособий, расчетах во внешнеэкономических связей).
Существует
много факторов, способствующих нарушению
нормального рыночного
Таблица 4
ИНДЕКСЫ
ЦЕН В СЕКТОРАХ
ЭКОНОМИКИ1
(декабрь к декабрю
предыдущего года; в процентах; 1995 г. - в
разах)
1995 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Индекс потребительских цен | 2,3 | 120,2 | 118,6 | 115,1 | 112,0 | 111,7 | 110,9 | 109,0 | 111,9 |
Индекс цен производителей промышленных товаров | … | 131,9 | 108,3 | 117,7 | 112,5 | 128,8 | 113,4 | 110,4 | 125,1 |
Индекс цен производителей сельско-хозяйственной продукции | 3,3 | 122,2 | 117,5 | 98,1 | 124,7 | 117,7 | 103,0 | 110,4 | 130,2 |
Индекс цен производителей в строительстве | 2,5 | 135,9 | 114,4 | 112,6 | 110,3 | 114,9 | 112,1 | 112,4 | 117,4 |
Индекс тарифов на грузовые перевозки | 2,7 | 151,5 | 138,6 | 118,3 | 123,5 | 109,3 | 116,6 | 115,8 | 106,8 |
Из
приведенной таблицы видно, что
каждый год происходил рост цен. Это
вызвано и искусственным
Важным показателем денежной политики является денежное обращение. Количество денежной массы, необходимой для обращения, определяется массой реализуемых товаров и уровнем цен на них, скоростью оборота денежных средств, количеством наличных денег у населения. Денежная масса в России за период с 1 января 2001 года по 1 января 2008 года увеличилась с 1154,4 млрд.руб. до 13272,1 млрд.руб., в том числе сумма наличных денег вне банковской системы выросла за эти годы со 418,9 до 3702,2 млрд.руб., безналичные средства – с 735,5 до 9569,9 млрд.руб. (Табл.5). Причем нарастание денежной массы вызвано в основном не ростом объемов производства товаров и услуг, а высокими темпами инфляции. Кроме того, в нашей стране функционирует и вторая валюта – долларовая валюта, объемы которой (по покупной способности) сопоставимы с объемом рублевой массы. Удельный вес наличных денег в обращении в общей сумме денежной массы за эти годы значительно снизился – с 36,3 % в 2001 году до 27,9% в 2008 году. Такая тенденция произошла под влиянием высоких темпов инфляции.2
Таблица 5
ДЕНЕЖНОЕ
ОБРАЩЕНИЕ
(на начало года; миллиардов рублей;
1996 г. – трлн. Руб.)
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Денежная масса М2 | 1154,4 | 1612,6 | 2134,5 | 3212,6 | 4363,3 | 6044,7 | 8995,8 | 13272,1 |
В том числе: | ||||||||
наличные деньги в обращении М0 | 418,9 | 583,8 | 763,2 | 1147 | 1534,8 | 2009,2 | 2785,2 | 3702,2 |
безналичные средства | 735,5 | 1028,8 | 1371,2 | 2065,6 | 2828,6 | 4035,4 | 6210,6 | 9569,9 |
Удельный вес М0 в М2, % | 36,3 | 36,2 | 35,8 | 35,7 | 35,2 | 33,2 | 31 | 27,9 |
Функции
организации денежно-кредитного обращения
выполняют банки. При переходе к
рыночному хозяйству в
Основное
место среди кредитных
Кредитные организации (Табл.6)
(на начало года)
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Число кредитных организаций, зарегистрированных на территории РФ | 2126 | 2003 | 1828 | 1668 | 1518 | 1409 | 1345 | 1296 |
в том числе имеющих право на осуществление банковских операций (действующих) | 1311 | 1319 | 1329 | 1329 | 1299 | 1253 | 1189 | 1136 |
3.3. Стратегическое планирование как важнейшая форма государственного регулирования экономики
Сегодня в России прочно утвердилось общественное мнение об объективной необходимости многопланового и действенного вмешательства государства в процесс развития экономики. Надежда на самореализующиеся рыночные силы показала свою несостоятельность, а их авторы свою невежественность.
В странах с развитой рыночной экономикой стратегическое планирование выступает важнейшим инструментом государственного регулирования хозяйства. Планомерное развитие общества — одно из основных достижений человеческой цивилизации. Необходимость его диктуется требованием объективного закона соразмерности частей и единого воспроизводственного процесса. Стратегическое планирование помогает поддерживать необходимые экономические пропорции. С его помощью обеспечивается согласованная целенаправленность функционирования всех звеньев хозяйственной системы общества.
Для экономики России государственное стратегическое планирование является острейшей необходимостью. Органам, управляющим экономикой, просто необходимо предвидение хода процессов развития экономики, результатов становления многообразных форм собственности, последствий технологического обновления производства и т.д. По мере стабилизации ситуации в экономике возможности для выявления закономерностей и тенденций социально-экономического развития расширяются, повышается степень предсказуемости изменений в экономике и поведения разных субъектов хозяйственных отношений. Усиливается потребность в более глубокой и всесторонней проработке долговременной и многоплановой экономической политики.
В современной экономической литературе России пока не имеется отечественных фундаментальных исследований по стратегическому планированию. Это объясняется, видимо, тем, что ни на макроэкономическом уровне, ни даже на уровне отдельных предприятий стратегическое планирование пока (за исключением отдельных примеров) не применяется. Оно как элемент рыночной системы у нас еще не сложилось. Методы стратегического планирования, использовавшиеся в недалеком прошлом, сегодня неприменимы.
Стратегическое планирование зарекомендовало себя как один из самых действенных инструментов современного менеджмента. Вспомним старую, многократно проверенную временем истину: «Именно на менеджменте всех уровней лежит задача сделать все возможное для обеспечения оптимального варианта будущего развития и не позволить втянуть себя в водоворот неудач». Современный мир весьма многообразен, зависит от множества факторов, но если этот тезис станет путеводной звездой для тех, кто способен взять на себя огромное бремя ответственности за руководство нашим хозяйством в сложившихся условиях и готов сделать все для того, чтобы быть на уровне требований в рамках этой ответственности, то успех развития страны будет обеспечен.
Информация о работе Актуальные проблемы государственного регулирования экономики