Актуальные проблемы государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 20:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы являются обоснование необходимости вмешательства государства в экономику в условиях рыночного хозяйства.
Объектом исследования является экономика России в условиях рыночного хозяйствования.
Предмет исследования – воздействие государственной власти на макроэкономические процессы страны.
Исходя из цели курсовой работы можно сформулировать следующие задачи:
Раскрыть теоретические концепции государственного регулирования экономики;
Определить механизмы государственного регулирования экономики;
Рассмотреть основные инструменты воздействия государства на экономику.
4. Выявить особенности государственного регулирования экономики России.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 251.50 Кб (Скачать)

      В целях повышения доступности  и качества медицинской помощи необходимы: государственные гарантии по оказанию населению бесплатной медицинской помощи, предоставление гражданам высокотехнологичной, дорогостоящей медицинской помощи ( в том числе за счет средств обязательного медицинского страхования), доступность лекарственных средств. С 2005 года в Фонд обязательного медицинского страхования перечисляется 2,8% единого социального налога.

      Уровень жизни населения России можно  проанализировать, используя несколько  показателей.

      1)Численность  населения с денежными доходами  ниже величины прожиточного минимума с 2000 г. до 2007 г. значительно сокращалась каждый год, с 42,3 млн.чел. до 18,9 млн.чел. В процентах от общего числа населения  составило 29% в 2000 г. и 13,4% в 2007 г.(Табл.3). Такая тенденция положительна в сравнении с предыдущими периодами, однако, заработная плата (ведь минимальная заработная плата, как правило, не превышает и 50 % прожиточного минимума), особенно плата труда работников бюджетной сферы, нуждается в коренном реформировании.

Таблица 3

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума.

  2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Численность населения с доходом ниже прожиточного минимума:                
Млн.человек 42,3 40 35,6 29,3 25,2 25,2 21,5 18,9
В процентах  от общей численности населения 29 27,5 24,6 20,3 17,6 17,7 15,2 13,4

 

      2) Дифференциация в доходах населения  была неоправданно высокая в  90-х гг. Но она продолжает увеличиваться  и в настоящее время. Разрыв  между доходами 20% самого богатого  и 20% самого бедного населения  составил: в 2000 г. – 13,9 раза, в 2004 г. – 15,2 раза, в 2007 г. - 16,8 раза. Необходимо преодолевать эту негативную тенденцию путем коренной реформы заработной платы и, прежде всего посредством опережающего роста по сравнению со средними темпами заработной платы работников бюджетной сферы.

      С большими трудностями финансирования социально-культурной сферы, жилищно-коммунального  хозяйства, социального обеспечения  столкнулась Россия на протяжении всех 90-х гг. Только с 2000 г. положение стало  несколько улучшаться. Это было связано с оживлением в материальном производстве, прежде всего в промышленности, которое привело к росту ВВП, улучшению собираемости налогов и наполняемости государственного бюджета. Существенное влияние оказал внешний фактор – рост цен на экспортируемые энергоносители, что позволило привлечь в бюджет дополнительные ресурсы, повысить заработную плату и пенсии. Однако острота проблемы финансирования социальной сферы сохранилась. 

      3.2. Особенности денежно-кредитного  регулирования В  России

      Денежно-кредитная система – один из наиболее трудно регулируемых секторов экономики. В российской экономике с переходом на рыночные отношения, роль государства в регулировании важнейших процессов денежного обращения намного возрастает и в контроле за рыночными ценами, эмиссии денежных средств, своевременностью платежей (оплата труда, выплата пенсий и пособий, расчетах во внешнеэкономических связей).

      Существует  много факторов, способствующих нарушению  нормального рыночного товарооборота, которые могут приводить, с одной  стороны, к нехватке государственных денежных знаков и значительным задержкам с выплатой заработной платы наемным работникам, с другой стороны, к инфляции, обесцениванию национальной валюты. Так, несмотря на многочисленные заявления правительственных органов о преодолении инфляции, самым негативным образом отражающейся на уровне жизни основной массы населения (особенно детей, инвалидов, государственных служащих в социальной сфере), размеры ежегодной инфляции видны из табл.4.

Таблица 4

ИНДЕКСЫ ЦЕН В СЕКТОРАХ ЭКОНОМИКИ1 
(декабрь к декабрю предыдущего года; в процентах; 1995 г. - в разах)

  1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Индекс  потребительских цен 2,3 120,2 118,6 115,1 112,0 111,7 110,9 109,0 111,9
Индекс  цен производителей промышленных товаров 131,9 108,3 117,7 112,5 128,8 113,4 110,4 125,1
Индекс  цен производителей сельско-хозяйственной  продукции 3,3 122,2 117,5 98,1 124,7 117,7 103,0 110,4 130,2
Индекс  цен производителей в строительстве 2,5 135,9 114,4 112,6 110,3 114,9 112,1 112,4 117,4
Индекс тарифов на грузовые перевозки 2,7 151,5 138,6 118,3 123,5 109,3 116,6 115,8 106,8

 

      Из  приведенной таблицы видно, что  каждый год происходил рост цен. Это  вызвано и искусственным завышением цен собственниками предприятий, и  явно недостаточными доходами основной массы населения. Попытки правительства снизить инфляцию, как предусматривалось в  прогнозных расчетах Банка России, не удалось. Негативное влияние на динамику потребительских цен оказал и высокий рост цен на платные услуги населению, а также отдельные виды товаров.

      Важным  показателем денежной политики является денежное обращение. Количество денежной массы, необходимой для обращения, определяется массой реализуемых товаров  и уровнем цен на них, скоростью  оборота денежных средств, количеством  наличных денег у населения. Денежная масса в России за период с 1 января 2001 года по 1 января 2008 года увеличилась с 1154,4 млрд.руб. до 13272,1 млрд.руб., в том числе сумма наличных денег вне банковской системы выросла за эти годы со 418,9 до 3702,2 млрд.руб., безналичные средства – с 735,5 до 9569,9 млрд.руб. (Табл.5). Причем нарастание денежной массы вызвано в основном не ростом объемов производства товаров и услуг, а высокими темпами инфляции. Кроме того, в нашей стране функционирует и вторая валюта – долларовая валюта, объемы которой (по покупной способности) сопоставимы с объемом рублевой массы. Удельный вес наличных денег в обращении в общей сумме денежной массы за эти годы значительно снизился – с 36,3 % в 2001 году до 27,9% в 2008 году. Такая тенденция произошла под влиянием высоких темпов инфляции.2

Таблица 5

ДЕНЕЖНОЕ  ОБРАЩЕНИЕ 
(на начало года; миллиардов рублей; 1996 г. – трлн. Руб.)

  2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Денежная  масса М2 1154,4 1612,6 2134,5 3212,6 4363,3 6044,7 8995,8 13272,1
В том числе:                
наличные  деньги в обращении М0 418,9 583,8 763,2 1147 1534,8 2009,2 2785,2 3702,2
безналичные средства 735,5 1028,8 1371,2 2065,6 2828,6 4035,4 6210,6 9569,9
Удельный  вес М0 в М2, % 36,3 36,2 35,8 35,7 35,2 33,2 31 27,9

 

      Функции организации денежно-кредитного обращения  выполняют банки. При переходе к  рыночному хозяйству в Российской Федерации произошла коренная перестройка  существующей кредитной системы.

      Основное  место среди кредитных организаций  России заняли коммерческие банки, число которых в первые годы трансформации российской экономики быстро увеличивалось. На 1 января 1989 г. на территории Советского Союза насчитывалось лишь 43 коммерческих банка, на 1 января 1990 г. – 224 банка, а к началу 1991 г. их было уже 1357. По состоянию на 1 января 1995 г. зарегистрировано 2486 коммерческих банка. Рост числа коммерческих банков, имеющих лицензию Банка России на проведение банковских операций, продолжался вплоть до 1997 г. и составил почти 2600 организаций.3 В результате финансового кризиса 1998 г. большое число кредитных организаций, в том числе крупных коммерческих банков, было лишено лицензий на банковскую деятельность, и начиная с 1998 г. (2550 банков), с каждым годом началось уменьшение числа кредитных организаций. По официальным данным, в Российской Федерации на начало 2008 г. действовало всего 1136 кредитных организаций, имеющих право на осуществление банковских операций.4(Табл.6)

Кредитные организации (Табл.6)

(на начало  года)

  2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Число кредитных организаций, зарегистрированных на территории РФ 2126 2003 1828 1668 1518 1409 1345 1296
в том числе имеющих право на осуществление банковских операций (действующих) 1311 1319 1329 1329 1299 1253 1189 1136

 

      3.3. Стратегическое планирование как важнейшая форма государственного регулирования экономики

        Сегодня в России прочно утвердилось общественное мнение об объективной необходимости многопланового и действенного вмешательства государства в процесс развития экономики. Надежда на самореализующиеся рыночные силы показала свою несостоятельность, а их авторы свою невежественность.

        В странах с развитой рыночной экономикой стратегическое планирование выступает важнейшим инструментом государственного регулирования хозяйства. Планомерное развитие общества — одно из основных достижений человеческой цивилизации. Необходимость его диктуется требованием объективного закона соразмерности частей и единого воспроизводственного процесса. Стратегическое планирование помогает поддерживать необходимые экономические пропорции. С его помощью обеспечивается согласованная целенаправленность функционирования всех звеньев хозяйственной системы общества.

        Для экономики России  государственное стратегическое планирование является острейшей необходимостью. Органам, управляющим экономикой, просто необходимо предвидение хода процессов развития экономики, результатов становления многообразных форм собственности, последствий технологического обновления производства и т.д. По мере стабилизации ситуации в экономике возможности для выявления закономерностей и тенденций социально-экономического развития расширяются, повышается степень предсказуемости изменений в экономике и поведения разных субъектов хозяйственных отношений. Усиливается потребность в более глубокой и всесторонней проработке долговременной и многоплановой экономической политики.

        В современной экономической  литературе России пока не  имеется отечественных фундаментальных исследований по стратегическому планированию. Это объясняется, видимо, тем, что ни на макроэкономическом уровне, ни даже на уровне отдельных предприятий стратегическое планирование пока (за исключением отдельных примеров) не применяется. Оно как элемент рыночной системы у нас еще не сложилось. Методы стратегического планирования, использовавшиеся в недалеком прошлом, сегодня неприменимы.

        Стратегическое планирование зарекомендовало себя как один из самых действенных инструментов современного менеджмента. Вспомним старую, многократно проверенную временем истину: «Именно на менеджменте всех уровней лежит задача сделать все возможное для обеспечения оптимального варианта будущего развития и не позволить втянуть себя в водоворот неудач». Современный мир весьма многообразен, зависит от множества факторов, но если этот тезис станет путеводной звездой для тех, кто способен взять на себя огромное бремя ответственности за руководство нашим хозяйством в сложившихся условиях и готов сделать все для того, чтобы быть на уровне требований в рамках этой ответственности, то успех развития страны будет обеспечен.

Информация о работе Актуальные проблемы государственного регулирования экономики