Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 20:42, курсовая работа
Целью данной работы являются обоснование необходимости вмешательства государства в экономику в условиях рыночного хозяйства.
Объектом исследования является экономика России в условиях рыночного хозяйствования.
Предмет исследования – воздействие государственной власти на макроэкономические процессы страны.
Исходя из цели курсовой работы можно сформулировать следующие задачи:
Раскрыть теоретические концепции государственного регулирования экономики;
Определить механизмы государственного регулирования экономики;
Рассмотреть основные инструменты воздействия государства на экономику.
4. Выявить особенности государственного регулирования экономики России.
Концепция индикативного плана включает следующие позиции:
а)
прогнозирование важнейших
б) составление более или менее детальных программ, ориентирующих экономическое развитие на конкретные цели. Целями являются, как правило, прирост национального продукта в определенных размерах с учетом социальной и экологической платы за прирост, увеличение занятости, улучшение структуры платежного баланса, преодоление диспропорций (региональных, отраслевых), перестройка структуры национальной экономики и т.п.;
в) определение средств реализации плана. В их числе предусматриваются государственное финансирование капиталовложений, система преференций (кредиты, субсидии, налоговые льготы), т.е. использование закона прибыли. Применяются также заниженные тарифы на государственный транспорт и электроэнергию;
г) выработка экономических, политических и административных мер и создание учреждений (институтов), т.е. механизма с помощью которого государству предстоит реализовать принятые планы;
д) перманентная корректировка планов и модификация механизма их осуществления.
Государственное
регулирование экономики - одна из основных
форм участия государства в
Конкретными областями государственного регулирования могут быть:
а) уровень жизни населения, состояние социальной сферы, трудовых отношений, занятости;
б) структура национального хозяйства - воспроизводственная, инновационно-технологическая, секторальная, отраслевая, региональная;
в) экономический цикл и макроэкономическое равновесие, поддержка темпов экономического роста;
г) денежное обращение, финансы страны, бюджет и межбюджетные отношения;
д) окружающая среда и экологическое равновесие;
е) научно-инновационный потенциал страны;
ж)
система образования и
з) сбалансированность внешнеэкономических связей и др.
Государственное регулирование в рыночном хозяйстве - целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении.
В системе мер государственного регулирования выделяют различные стороны - практическую и научную. Практический опыт - это совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования.
Теоретический аспект - систематическое научное исследование мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики.
К научным подходам относится разработка моделей и прогнозов.
Исходя из сущности, определяются цели государственного регулирования. Экономическая наука рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных задач, к которым относятся:
- экономический рост;
- полная занятость;
-
стабильность уровня цен и
устойчивость национальной
-
внешнеэкономическое
В системе экономических задач обеспечение экономического роста считается ведущей конкретной задачей. Ее решение связывается с абсолютным и относительным увеличением внутреннего национального продукта.
С обеспечением экономического роста сопряжена другая важнейшая цель - удовлетворение требований полной занятости. Суть ее - достижение максимально возможного и в долгосрочном плане стабильного использования всего трудоспособного населения. Конкретно задача решается созданием новых рабочих мест и другими методами борьбы с безработицей. Комплекс этих мер в развитии страны принято называть политикой обеспечения занятости.
Стабильность уровня цен и национальной валюты - условие стабильности экономики. Поэтому достижение рассматриваемой цели является важнейшим ориентиром в действиях государства.
Решение перечисленных целевых задач означает достижение в рамках национального хозяйства относительного макроэкономического равновесия и создает более благоприятные условия для достижения внешнеэкономического равновесия. Оно поддерживается системой государственных мер в сфере международной торговли, межстранового движения капиталов, трудовых ресурсов, обеспечения сбалансированности платежного баланса.
Безусловно,
самой главной целью государств
Цели государственного регулирования экономики тесно связаны с его субъектами и объектами. К субъектам относятся носители экономических интересов (классы, социальные группы), выразители их интересов (предприниматели, партии, профсоюзы и др.) и исполнители (органы всех ветвей государственной власти, государственные учреждения, различные общественные организации и др.).
Объекты – это экономический цикл, народнохозяйственная структура, условия накопления и потребления, цены и денежное обращение, занятость населения, платежный и торговый баланс, условия конкуренции, НИОКР, социальные отношения, подготовка и переподготовка кадров, окружающая среда и др.
Исходя из целей, государственное регулирование выполняет важные функции в рыночной экономике.
1) правовое обеспечение экономической деятельности, в особенности поддержка права собственности;
2)
организация денежного
3)
фискальная политика и
4) перераспределение доходов в обществе (в том числе для обеспечения его стабильности, устойчивости);
5)
производство так называемых
общественных товаров и услуг
(которые призваны
6)
минимизация трансакционных
7)
антимонопольное регулирование
и развитие конкуренции.
8)
поддержка оптимального уровня
занятости. Минимизация
9)
проведение региональной
10)
реализация национальных
Приведенный
перечень функций может быть расширен
на основе добавления вновь возникающих
устойчивых задач. Конкретные наборы функций
и решаемых правительствами задач при
регулировании экономики определяются
и общими закономерностями функционирования
современных рыночных систем, и насущными
потребностями, и условиями данной страны.
Государственное регулирование — это система хозяйственно-политических мер, осуществляемых государственными органами в интересах укрепления существующей социально-экономической системы и обеспечения благоприятных условий воспроизводства. Иначе говоря, государственное регулирование — это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру, с целью обеспечения нормальных условий для функционирования рыночного механизма, решения экономических и социальных проблем.
ГРЭ возникло в ответ на то, что многие хозяйственные и социальные проблемы не могли быть решены автоматически в рамках свободной конкуренции. В настоящее время государство активно влияет на воспроизводственный процесс в рыночных странах. Отказ (временный) от ряда положений кейнсианства лишь видоизменил это воздействие. Совершенствуются организационные формы воздействия государства на хозяйственные процессы:
• стимулирование экономического роста;
• увеличение занятости;
• оздоровление платежного баланса;
•
улучшение хозяйственной
• борьба с инфляцией;
• стимулирование экспорта;
• укрепление национальной валюты и др.
Выполнение
этих условий стало оправданием
растущей роли государства в экономике,
которое стало вторгаться буквально
во все сферы хозяйственной
Методы и формы государственного воздействия на рынок могут быть различными. (табл.1)
Важный компонент механизма — его методы. С их помощью формируются ресурсы, необходимые для государственного регулирования, осуществляются практические меры, обеспечивающие организующее воздействие государства на экономику.
По характеру действия выделяют методы административные и экономические.
Административные методы основываются на силе власти и предусматривают: законодательные ограничения (лицензирование экспорта и введение экспортных квот, замораживание цен, введение лицензирования определенных видов предпринимательской деятельности и др.); обязательные требования к экономическим субъектам по достижению ими однозначно определенных параметров хозяйственной деятельности (минимального размера уставного капитала, заработной платы и пр.); порядок организации, ведения и ликвидации бизнеса (правила государственной регистрации предпринимателей, совершения ими сделок, состав, размеры и сроки вносимых ими налогов и т.д.). Такие методы являются формализованными, преимущественно предписываю-щими, влияют на выбор хозяйствующими субъектами вариантов действий.
Экономические методы призваны учесть многообразие интересов и мотивов деятельности разных экономических субъектов, создать условия, способствующие выбору ими экономического поведения, позволяющего балансировать общественные и частные интересы. С помощью этих методов осуществляются, например, государственное финансирование и кредитование, льготное налогообложение и др. Эти методы могут быть как формализованными, так и неформализованными. Они влияют не только на выбор хозяйствующими субъектами вариантов действий, но и на процессы формирования ими целей экономической деятельности.
Информация о работе Актуальные проблемы государственного регулирования экономики