Актуальные проблемы государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 20:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы являются обоснование необходимости вмешательства государства в экономику в условиях рыночного хозяйства.
Объектом исследования является экономика России в условиях рыночного хозяйствования.
Предмет исследования – воздействие государственной власти на макроэкономические процессы страны.
Исходя из цели курсовой работы можно сформулировать следующие задачи:
Раскрыть теоретические концепции государственного регулирования экономики;
Определить механизмы государственного регулирования экономики;
Рассмотреть основные инструменты воздействия государства на экономику.
4. Выявить особенности государственного регулирования экономики России.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 251.50 Кб (Скачать)

      Концепция индикативного плана включает следующие  позиции:

      а)  прогнозирование важнейших процессов  на длительную, среднюю или ближайшую  перспективу;

      б) составление более или менее  детальных программ, ориентирующих экономическое развитие на конкретные цели. Целями являются, как правило, прирост национального продукта в определенных размерах с учетом социальной и экологической платы за прирост, увеличение занятости, улучшение структуры платежного баланса, преодоление диспропорций (региональных, отраслевых), перестройка структуры национальной экономики и т.п.;

      в) определение средств реализации плана. В их числе предусматриваются государственное финансирование капиталовложений, система преференций (кредиты, субсидии, налоговые льготы), т.е. использование закона прибыли. Применяются также заниженные тарифы на государственный транспорт и электроэнергию;

      г)  выработка экономических, политических и административных мер и создание учреждений (институтов), т.е. механизма с помощью которого государству предстоит реализовать принятые планы;

      д) перманентная корректировка планов и модификация механизма их осуществления.

 
 
      1.2. Сущность, цели, задачи  и функции государственного  регулирования экономики.

      Государственное регулирование экономики - одна из основных форм участия государства в экономике, состоящая в его воздействии на распределение ресурсов и доходов, на уровень и темпы экономического развития и благосостояние населения страны.

      Конкретными областями государственного регулирования  могут быть:

      а) уровень жизни населения, состояние  социальной сферы, трудовых отношений, занятости;

      б) структура национального хозяйства - воспроизводственная, инновационно-технологическая, секторальная, отраслевая, региональная;

      в) экономический цикл и макроэкономическое равновесие, поддержка темпов экономического роста;

      г) денежное обращение, финансы страны, бюджет и межбюджетные отношения;

      д) окружающая среда и экологическое равновесие;

      е) научно-инновационный потенциал страны;

      ж) система образования и подготовки кадров;

      з) сбалансированность внешнеэкономических  связей и др.

      Государственное регулирование в рыночном хозяйстве - целенаправленное воздействие государства  на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания  ее стабильности или изменения в  нужном обществу направлении.

      В системе мер государственного регулирования выделяют различные стороны - практическую и научную. Практический опыт - это совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования.

      Теоретический аспект - систематическое научное  исследование мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики.

      К научным подходам относится разработка моделей и прогнозов.

      Исходя  из сущности, определяются цели государственного регулирования. Экономическая наука  рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных задач, к которым относятся:

      - экономический рост;

      - полная занятость;

      - стабильность уровня цен и  устойчивость национальной валюты;

      - внешнеэкономическое равновесие.

      В системе экономических задач  обеспечение экономического роста  считается ведущей конкретной задачей. Ее решение связывается с абсолютным и относительным увеличением внутреннего национального продукта.

      С обеспечением экономического роста  сопряжена другая важнейшая цель - удовлетворение требований полной занятости. Суть ее - достижение максимально возможного и в долгосрочном плане стабильного использования всего трудоспособного населения. Конкретно задача решается созданием новых рабочих мест и другими методами борьбы с безработицей. Комплекс этих мер в развитии страны принято называть политикой обеспечения занятости.

      Стабильность уровня цен и национальной валюты - условие стабильности экономики. Поэтому достижение рассматриваемой цели является важнейшим ориентиром в действиях государства.

      Решение перечисленных целевых задач  означает достижение в рамках национального  хозяйства относительного макроэкономического равновесия и создает более благоприятные условия для достижения внешнеэкономического равновесия. Оно поддерживается системой государственных мер в сфере международной торговли, межстранового движения капиталов, трудовых ресурсов, обеспечения сбалансированности платежного баланса.

      Безусловно, самой главной целью государственного регулирования экономики является экономическая и социальная стабильность, а также укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом. Исходя из этой главной цели, возникает множество более конкретных дополнительных целей, без осуществления которых не может быть достигнута главная цель. Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами государственного регулирования экономики. Как правило одна цель не может быть достигнута вне зависимости от других. Например, обеспечение дополнительных капиталовложений на модернизацию шахт по добыче полезных ископаемых может быть целью-посредником в стабилизации и снижения издержек в данной добывающей промышленности; снижении импорта этого полезного ископаемого; поддержании занятости в отрасли; снятии в этих районах социальной напряженности. Из этого следует, что конкретные цели подчиняются главной цели и взаимодействуют между собой.  

      Цели  государственного регулирования экономики тесно связаны с его субъектами и объектами. К субъектам относятся носители экономических интересов (классы, социальные группы), выразители их интересов (предприниматели, партии, профсоюзы и др.) и исполнители (органы всех ветвей государственной власти, государственные учреждения, различные общественные организации и др.).

      Объекты – это экономический цикл, народнохозяйственная структура, условия накопления и потребления, цены и денежное обращение, занятость населения, платежный и торговый баланс, условия конкуренции, НИОКР, социальные отношения, подготовка и переподготовка кадров, окружающая среда и др.

      Исходя  из целей, государственное регулирование  выполняет важные функции в рыночной экономике.

      1) правовое обеспечение экономической деятельности, в особенности поддержка права собственности;

      2) организация денежного обращения.  Регулирование массы и скорости оборота денег, валютного курса, кредитных отношений;

      3) фискальная политика и регулирование  бюджетного сектора;

      4) перераспределение доходов в обществе (в том числе для обеспечения его стабильности, устойчивости);

      5)  производство так называемых  общественных товаров и услуг  (которые призваны удовлетворять  коллективные потребности). Это,  например, продукция оборонного  назначения, дороги, коммуникации, иная инфраструктура. К этому классу задач можно также отнести поддержку государством науки, образования, культуры;

      6) минимизация трансакционных издержек. Под трансакционными издержками понимают издержки эксплуатации экономической системы;

      7) антимонопольное регулирование  и развитие конкуренции. Поддержка малого и среднего бизнеса;

      8)  поддержка оптимального уровня  занятости. Минимизация безработицы и издержек от нее;

      9)  проведение региональной экономической  и социальной политики, отвечающей коренным интересам страны в целом и населения ее территорий;

      10)  реализация национальных интересов  в мировой экономике. Поддержка  международной конкурентоспособности отечественной экономики.

Приведенный перечень функций может быть расширен на основе добавления вновь возникающих устойчивых задач. Конкретные наборы функций и решаемых правительствами задач при регулировании экономики определяются и общими закономерностями функционирования современных рыночных систем, и насущными потребностями, и условиями данной страны. 
 

 

       2. Механизм государственного регулирования экономики.

      2.1. Формы и методы  государственного  регулирования экономики.

 

      Государственное регулирование — это система хозяйственно-политических мер, осуществляемых государственными органами в интересах укрепления существующей социально-экономической   системы и обеспечения благоприятных условий воспроизводства. Иначе говоря, государственное регулирование — это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную  конъюнктуру, с целью обеспечения нормальных условий для функционирования рыночного механизма, решения экономических и социальных проблем.

      ГРЭ возникло в ответ на то, что многие хозяйственные и социальные проблемы не могли быть решены автоматически в рамках свободной конкуренции. В настоящее время государство активно влияет на воспроизводственный процесс в рыночных странах. Отказ    (временный) от ряда положений кейнсианства лишь видоизменил это воздействие. Совершенствуются организационные формы воздействия государства на хозяйственные процессы:

      •  стимулирование экономического роста;

      •  увеличение занятости;

      •  оздоровление платежного баланса;

      •  улучшение хозяйственной структуры;

      •  борьба с инфляцией;

      •  стимулирование экспорта;

      •  укрепление национальной валюты и др.

      Выполнение  этих условий стало оправданием  растущей роли государства в экономике, которое стало вторгаться буквально  во все сферы хозяйственной деятельности - цены, трудовые отношения, валютно - финансовые рынки, инфраструктуру, внешнеэкономические связи, промышленность и другие отрасли материального производства, не говоря уже о сфере образования, культуры, здравоохранения и т. п.

      Методы и формы государственного воздействия на рынок могут быть различными. (табл.1)

      Важный  компонент механизма — его методы. С их помощью формируются ресурсы, необходимые для государственного регулирования, осуществляются практические меры, обеспечивающие организующее воздействие государства на экономику.

      По  характеру действия выделяют методы административные и экономические.

      Административные  методы основываются на силе власти и предусматривают: законодательные ограничения (лицензирование экспорта и введение экспортных квот, замораживание цен, введение лицензирования определенных видов предпринимательской деятельности и др.); обязательные требования к экономическим субъектам по достижению ими однозначно определенных параметров хозяйственной деятельности (минимального размера уставного капитала, заработной платы и пр.); порядок организации, ведения и ликвидации бизнеса (правила государственной регистрации предпринимателей, совершения ими сделок, состав, размеры и сроки вносимых ими налогов и т.д.). Такие методы являются формализованными, преимущественно предписываю-щими, влияют на выбор хозяйствующими субъектами вариантов действий.

     Экономические методы призваны учесть многообразие интересов и мотивов деятельности разных экономических субъектов, создать условия, способствующие выбору ими экономического поведения, позволяющего балансировать общественные и частные интересы. С помощью этих методов осуществляются, например, государственное финансирование и кредитование, льготное налогообложение и др. Эти методы могут быть как формализованными, так и неформализованными. Они влияют не только на выбор хозяйствующими субъектами вариантов действий, но и на процессы формирования ими целей экономической деятельности.

Информация о работе Актуальные проблемы государственного регулирования экономики