Актуальные проблемы государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 20:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы являются обоснование необходимости вмешательства государства в экономику в условиях рыночного хозяйства.
Объектом исследования является экономика России в условиях рыночного хозяйствования.
Предмет исследования – воздействие государственной власти на макроэкономические процессы страны.
Исходя из цели курсовой работы можно сформулировать следующие задачи:
Раскрыть теоретические концепции государственного регулирования экономики;
Определить механизмы государственного регулирования экономики;
Рассмотреть основные инструменты воздействия государства на экономику.
4. Выявить особенности государственного регулирования экономики России.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 251.50 Кб (Скачать)

НОУ ВПО

«МУРМАНСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ  И УПРАВЛЕНИЯ» 

Факультет: Экономический

Специальность: 080105.65 «Экономика и управление»

Личное  дело №: 019/10

Курсовая  работа 

по  дисциплине: Экономическая теория
на  тему: «Актуальные проблемы государственного регулирования экономики»
 
 
Студентки 1 курса Галько Анны Семеновны
 
Группа: ЭК-ЗО-1310

Проверил  преподаватель:

Оценка____________

Дата____________ Подпись____________ 

Дата  отправки работы: 15 марта

2011 года

 
 
Дата регистрации  работы:
 
 

 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 
 

Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

     Актуальность. Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. В современных условиях невмешательство государства в социально-экономические процессы немыслимо. В дискуссиях и спорах сторонников различных экономических школ не отрицается необходимость государственного регулирования. Следует отметить тот факт, что исторически вмешательство государства в экономические процессы влияло на разрешение кризисных ситуаций, которые рыночная система не способна была повлиять положительно.

     Появление тех или иных взглядов и концепций  всегда связано с объективными условиями развития общества, его экономической системы. Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. Это можно проследить на различных экономических школах.

     В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической  системы важная роль принадлежит  государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Цель государства в современной рыночной экономике не столько корректировать рыночный механизм, сколько создавать условия для его эффективного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться всюду, где это возможно, регулирующее воздействие государства — всюду, где это необходимо. современных условиях государственное регулирование экономики непосредственно влияет на процессы воспроизводства в целом. Оно решает различные задачи: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта и т.д.

     Целью данной работы являются обоснование необходимости вмешательства государства в экономику в условиях рыночного хозяйства.

     Объектом исследования является  экономика России в условиях рыночного хозяйствования.

     Предмет исследования – воздействие государственной власти на макроэкономические процессы страны.

     Исходя  из цели курсовой работы можно сформулировать следующие задачи:

  1. Раскрыть теоретические концепции государственного регулирования экономики;
  2. Определить механизмы государственного регулирования экономики;
  3. Рассмотреть основные инструменты воздействия государства на экономику.

          4.       Выявить особенности государственного регулирования экономики России. 
 
 

      1.Теоретические  концепции государственного  регулирования экономики

      1.1 Экономическая роль государства: исторический аспект

      В мировой экономической литературе представлен довольно разнообразный  спектр мнений относительно места, роли, целей и возможностей государственного вмешательства в рыночную экономическую  систему. При этом взгляды ученых существенно менялись в зависимости от конкретных условий развития мирового хозяйства (период процветания, затяжных кризисов, тяжелой, галопирующей инфляции, мира, войны). В 20 в. маятник качнулся дважды: в 30-60-е гг. – в сторону активизации воздействия государства, с 70-х гг. – в сторону возрастания регулирующей роли рынка и его механизмов. В целом процессы, происходившие в мировом хозяйстве, содействовали существенному возрастанию роли экономической теории в познании закономерностей и тенденций его развития, и разработке научно обоснованной экономической политики государства.

      В оценке сущности и роли рыночного  механизма, целей, возможностей, границ, форм государственного регулирования  экономики значительно разошлись  мнения приверженцев разных направлений  экономической науки. Теории, разработанные экономистами этих направлений в разное время и в разных странах, применялись в практике государственного регулирования экономики, разделяя и  успехи, и неудачи экономической политики.

      Как известно, отношение к вмешательству государства в экономику на разных этапах становления экономики было различным. Следует отметить несколько ключевых теорий такого вмешательства.

  1. Меркантилисты

          История государственного регулирования восходит к концу средневековья, когда  основной экономической школой была школа меркантилистов. Она провозглашала активное вмешательство государства в экономику. Меркантилисты утверждали, что главный показатель богатства страны - количество золота. Именно поэтому они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.

      2) Классическая теория

      Основоположником  классической теории стал Адам Смит с  работой "Исследование о природе  и причинах богатства народов", в которой, он утверждал, что свободная  игра рыночных сил создает гармоничное  устройство.

      В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, словом, делать то, что индивид либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние, как его самого, так и общества в целом. Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.

      3) Кейнсианская теория

      В 30-е года прошлого века, после глубочайшего спада экономики США, Джон Мейнард Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг, взгляды классиков на роль государства. Теорию Кейнса можно назвать "кризисной", так как, по сути, он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров.

      Он  предлагал несколько инструментов.

      Это гибкая кредитно-денежная политика, стабильная бюджетно-финансовая политика и др. Гибкая кредитно-денежная политика позволяет перешагнуть через один из серьезнейших барьеров - неэластичность заработной платы. Это достигается, считал Кейнс, путем изменения количества денег в обращении. При увеличении денежной массы реальная зарплата уменьшится, что будет стимулировать нвестиционный спрос и рост занятости. С помощью бюджетно-финансовой политики, Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговые ставки и за счет этих средств финансировать нерентабельные предприятия. Это не только уменьшит безработицу, но и снимет социальную напряженность.

      Главными  чертами кейнсианской модели регулирования  являются:

  • доля национального дохода высока и перераспределяется через госбюджет;
  • создается обширная зона государственного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий;
  • широко используются бюджетно-финансовые и кредитно-финансовые регуляторы для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости.

      Данная  модель позволила ослабить циклические колебания в экономике в течение более чем двух послевоенных десятилетий. Однако, в последствии проявилось ее несовершенство. Примерно с начала 70-х гг. 20-го века стало проявляться несоответствие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими условиями. Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Высокие темпы роста национального дохода создавали возможность перераспределения без ущерба накоплению капитала.

      4) Неоклассическая теория

      Теоретической базой неокласической модели стали  концепции классического направления  экономической мысли. Трансформация  модели государственного регулирования  заключалась в отказе от воздействия  на воспроизводство через спрос, а вместо этого - использование косвенных мер при воздействии на предложение. Многие сторонники экономики предложения считали необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический рост рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т.е. капитализации части прибыли и за счет заемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства.

      Основные  трудности на этом пути - высокие  налоги и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и  тем самым затрудняет использование  заемных средств для накопления. Поэтому неоклассики предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов и предоставления налоговых льгот предпринимателям.

      Сокращение  налоговых ставок сокращает и  доходы госбюджета, и увеличивает  его дефицит, что осложняет борьбу с инфляцией. Следовательно, следующим шагом станет сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных программ. Сюда можно отнести и политику приватизации государственной собственности.

      Следующий комплекс мер - реализация политики дерегулирования. Это означает ликвидирование регламента по ценам и заработной плате, либерализацию (смягчение) антитрестовского законодательства, дерегулирование рынка рабочей силы и др.

      Из  всего вышесказанного можно сделать  вывод, что в неоклассической  модели государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам.

      5) Индикативное планирование (институционализм)

      После окончания Второй мировой войны  многие страны Западной Европы обратились к государственному планированию экономики как к ведущему методу послевоенных преобразований и дальнейшего стимулирования развития национальной экономики. Главную роль в создании принципиально новой концепции, предполагающей введение элементов управления рыночными процессами, играли экономисты институционального направления. В их числе наиболее заметными были француз ский экономист Фр.Перру, лауреаты Нобелевской премии голландец Я.Тинберген и швед Г.Мюрдаль.

      Основу  концепции составляет идея «согласованного хозяйства», предполагающая добровольное согласие всех заинтересованных субъектов на осуществление задач, содержащихся в плане. При этом предоставляется свобода принятия решений, сохраняется конкуренция, возможность конфликтов.

      План  назван индикативным. Это означает что он рекомендательный, указывающий, не предполагающий какой-то специальной ответственности за невыполнение. В то же время, по отношению к рынку — это волевое вмешательство государства, его большее или меньшее влияние на поведение хозяйствующих субъектов, на их выбор. Для государственного сектора применяются и элементы обязательности.

Информация о работе Актуальные проблемы государственного регулирования экономики