Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 20:42, курсовая работа
Целью данной работы являются обоснование необходимости вмешательства государства в экономику в условиях рыночного хозяйства.
Объектом исследования является экономика России в условиях рыночного хозяйствования.
Предмет исследования – воздействие государственной власти на макроэкономические процессы страны.
Исходя из цели курсовой работы можно сформулировать следующие задачи:
Раскрыть теоретические концепции государственного регулирования экономики;
Определить механизмы государственного регулирования экономики;
Рассмотреть основные инструменты воздействия государства на экономику.
4. Выявить особенности государственного регулирования экономики России.
По способу применения различают методы прямого и косвенного воздействия.
Методы прямого воздействия предполагают такое регулирование экономики, при котором государство в инициативном порядке осуществляет определенные действия, используя принадлежащие ему объекты и ресурсы. Оно, например, устанавливает профиль и направления деятельности казенных предприятий, утверждает их планы, осуществляет контроль за финансовыми операциями, устанавливает цены на их продукцию; проводит административное разделение монополистических объединений; принудительно приобретает пакеты акций или целые предприятия; осуществляет научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в государственных научно-исследовательских центрах и т.д. Посредством такого же воздействия планируется и обеспечивается исполнение бюджета.
Посредством
методов прямого регулирования
организуется и функционирует система
государственного социального обеспечения.
Последняя реализуется в рамках программ,
во-первых, социального страхования (выплата
пенсий по старости, пособий по временной
нетрудоспособности, безработице, медицинское
страхование и др.), во-вторых, социального
вспомоществования (помощь многодетным
семьям, субсидии малообеспеченным, инвалидам
и др.). Прямое регулирование осуществляется
также через налоговую (определение состава
налогов и сроков их уплаты), кредитно-денежную
(регулирование объема и динамики предложения
денег), ценовую (замораживание цен, установление
определенного уровня цен для отдельных
товаров), внешнеэкономическую (введение
системы тарифов и квот) политику государства.
Табл. 1. Формы и методы государственного регулирования экономики
Формы и методы воздействия на рынок | |||
Прямые | Косвенные | ||
Административные | Экономические | ||
• Принятие
законодательных актов, нормативных
документов, положений.
• Управление государственной собственностью: - управление
предприятиями - организация производства и труда; - государственный заказ; - государственные инвестиции; - государственные кредиты; - субсидии. • Лицензирование и квотирование. • Применение санкций. • Охрана окружающей
среды. |
• Формирование
и использование бюджета.
•Налоговая политика. • Амортизационная политика. • Определение нормы банковского резерва. • Установление минимального размера оплаты труда. • Регулирование цен на некоторые виды товаров и услуг. • Антимонопольная политика, защита конкуренции |
•Индикативное
планирование.
• Целевое программирование. • Регулирование налоговой системы. • Кредитно-денежные инструменты: - регулирование денежной массы; - антиинфляционные меры; - регулирование процентной ставки по операциям ЦБ; - рефинансирование коммерческих банков; -регулирование нормативов обязательных резервов коммерческих банков; - операции на рынке ценных бумаг. • Валютные рычаги; -стабилизация национальной валюты: - операции на
открытом валютном рынке: -девальвация,
ревальвация национальной - привлечение иностранною капитала; создание совместных предприятий. • Социальная политика: - социальные программы, - обеспечение занятости населения; - социальная зашита населения: - регулирование доходов; - контроль за динамикой цен и зарплаты: - налоги; - трансфертные платежи; - деятельность в сфере образования, здравоохранения, культуры. • Внешнеэкономические формы воздействия: - регулирование
внешнеэкономической - таможенные тарифы; - валютное регулирование; - налоги; субсидии. |
Методы косвенного воздействия призваны создать условия, при которых субъекты экономики будут заинтересованы принимать решения, соответствующие целям экономической политики государства. Их достоинством является способность балансировать общественные и частные интересы, недостатком — определенный временной лаг между разработкой и применением государством соответствующих мер и полученными изменениями в поведении и результатах деятельности субъектов хозяйствования.
Косвенное регулирование осуществляется через следующие методы:
1. Прогнозирование, стратегическое и индикативное планирование и программирование социально-экономического развития являются важнейшими компонентами государственного регулирования современной экономики. Тем самым государство реализует свою стратегически-инновационную функцию, связанную с предвидением структурных сдвигов и достижением общенациональных целей.
Прогнозирование выполняет три основных функции:
1)
предвидение тенденций и
2)
предвосхищение вариантов и
3)
своевременное внесение
Стратегическое планирование обеспечивает на основе долгосрочных прогнозов обоснование общей стратегии, перспективных целей и приоритетов социально-экономического развития, а также выработку механизмов реализации стратегических приоритетов.
Индикативное планирование является главной формой конкретного наполнения и реализации стратегических планов. Показатели индикативных планов хотя и не являются обязательными для частного сектора, но они выступают мощными ориентирами и стимулами в достижении выдвинутых государством ориентиров развития.
Программирование — это метод активного вмешательства государства в процессы социально-экономического развития, для чего используются различного рода целевые программы. Целевые программы и национальные проекты — сердцевина стратегического управления в рыночной экономике.
2. Система налогообложения (налоговые скидки на инвестиции, система ускоренной амортизации основного капитала, специальные налоговые льготы) в Российской Федерации развивается как составная часть изменений, происходящих в сфере экономических отношений между государством, юридическими и физическими лицами, а также органами муниципального самоуправления.
Социально-экономическое
содержание налогов как социально-
Налоговая политика государства является основным регулирующим инструментом реализации задач социально-экономического развития, ускоренного роста приоритетных отраслей, эффективной внешнеэкономической деятельности.
Роль государственного регулирования базируется на оптимальном сочетании интересов государства и налогоплательщиков, ликвидации различных схем ухода от налогообложения, ориентации налоговой системы на решение задач, связанных с устойчивым экономическим ростом, стимулированием развития производства и повышением качества жизни населения.
Дальнейшее реформирование налоговой системы предполагает формирование стимулирующего эффекта ее действия с учетом интересов всех экономических субъектов.
3. Кредитно-денежные инструменты (операции с государственными ценными бумагами на фондовом рынке; расширение или ограничение кредита через механизм учетной ставки; варьирование учетной ставки кредита и норм обязательных банковских резервов; страхование экспортных кредитов; кредитование перспективных отраслей и др.)
Методы денежно-кредитной политики подразделяются на прямые и косвенные.
Основными формами реализации денежно-кредитной политики Банка России являются: процентные ставки по операциям Банка России; нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования); операции на открытом рынке; рефинансирование кредитных организаций; валютные интервенции; установление ориентиров роста денежной массы; прямые количественные ограничения; эмиссия облигаций и др.
Наряду с бюджетно-налоговой, денежно-кредитная политика является важнейшим инструментом государственного регулирования экономики, представляет собой совокупность монетарных мероприятий, с помощью которых государство в лице Центрального банка воздействует на параметры равновесия денежного рынка - спрос и предложение денег в экономике.
Важнейшими долгосрочными целями денежно-кредитного регулирования является: стабильность цен (низкая инфляция), эффективная занятость, рост реального объема ВВП. Однако текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные цели, выступающие в качестве быстрой реакции на изменение рыночной конъюнктуры, такие как: фиксация количества денег в обращении, определение уровня обязательных резервов коммерческих банков, изменение ставки рефинансирования и т.д.
В рамках денежно-кредитного регулирования применяются методы прямого и косвенного регулирования. Прямые методы имеют характер административных мер в форме различных директив Центрального банка, касающихся объема денежного предложения. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения Центрального банка в достижении оптимального объема депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов с помощью рыночных механизмов. Эффективность использования косвенных методов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка.
Воздействуя
различными методами на объем денежной
массы и возможности
4.Социальная политика
Государственное регулирование социальной сферы включает установление принципов, методов, стандартов и организационных структур, осуществление мер законодательного характера, разработку механизмов реализации финансово-кредитной, инвестиционной, налоговой политики, политики заработной платы. Госрегулирование направлено на совершенствование деятельности данной сферы.
Социальная сфера представляет собой совокупность отраслей экономики (образование, здравоохранение, культура, наука, жилищно-коммунальное хозяйство) и видов деятельности государства (регулирование трудовых отношений, занятости и миграции, социальной защиты и социального обеспечения населения), оказывающих непосредственное воздействие на человека.
В развитых странах сформировались два подхода к воздействию государства на социальную сферу:
1)базируется
на либеральной концепции,
2)базируется на концепции социальной демократии, создании социального государства с его значительной ролью в решении социальных проблем (занятость, образование, здоровье населения, жилье). Социальное государство и свобода, коллективные и индивидуальные интересы не исключают, а дополняют друг друга.
Социальная защита — важнейшая функция государства во взаимоотношениях с населением. В широком смысле под социальной защитой понимается система общественных отношений по обеспечению социально-экономических прав и гарантий человеку независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста и других объективных обстоятельств.
5. Внешнеэкономическое регулирование включает в себя торговую политику, управление обменным курсом, привлечение иностранных инвестиций и др.
Говоря о правовом регулировании ВЭД, следует особо подчеркнуть необходимость снижения технических барьеров на участие в ней российских регионов и развития внешнеэкономического сотрудничества на межрегиональном уровне. В связи с этим признана целесообразность усиления информационно-аналитического обслуживания межрегионального сотрудничества, формирования сети деловых бизнес-центров, способствующих на правовой основе реализации всего цикла внешнеэкономической сделки, активизации роли торговых представительств за рубежом в части информационного обслуживания и оказания непосредственного содействия в развитии кооперационных связей, учреждению совместных предприятий на основе непосредственного участия в их работе представителей регионов.
Государственное
регулирование ВЭД — это
2.
Механизм государственного
3.
Принципами государственного
6) Государственный бюджет (бюджетная система) выступает как источник финансовых ресурсов обеспечения функций государства и как инструмент регулирования социально-экономических процессов. Государство определяет типологию и стратегию бюджетной политики в соответствии с проводимым курсом экономических реформ. В рамках бюджетной политики государство оказывает косвенное воздействие на экономику посредством бюджетных субсидий на развитие отсталых районов страны, отстающих отраслей, дотаций и субсидий на подготовку управляющих и др.
Информация о работе Актуальные проблемы государственного регулирования экономики