Актуальные проблемы государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 20:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы являются обоснование необходимости вмешательства государства в экономику в условиях рыночного хозяйства.
Объектом исследования является экономика России в условиях рыночного хозяйствования.
Предмет исследования – воздействие государственной власти на макроэкономические процессы страны.
Исходя из цели курсовой работы можно сформулировать следующие задачи:
Раскрыть теоретические концепции государственного регулирования экономики;
Определить механизмы государственного регулирования экономики;
Рассмотреть основные инструменты воздействия государства на экономику.
4. Выявить особенности государственного регулирования экономики России.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 251.50 Кб (Скачать)

     По  способу применения различают методы прямого и косвенного воздействия.

     Методы  прямого воздействия предполагают такое регулирование экономики, при котором государство в инициативном порядке осуществляет определенные действия, используя принадлежащие ему объекты и ресурсы. Оно, например, устанавливает профиль и направления деятельности казенных предприятий, утверждает их планы, осуществляет контроль за финансовыми операциями, устанавливает цены на их продукцию; проводит административное разделение монополистических объединений; принудительно приобретает пакеты акций или целые предприятия; осуществляет научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в государственных научно-исследовательских центрах и т.д. Посредством такого же воздействия планируется и обеспечивается исполнение бюджета.

     Посредством методов прямого регулирования  организуется и функционирует система  государственного социального обеспечения. Последняя реализуется в рамках программ, во-первых, социального страхования (выплата пенсий по старости, пособий по временной нетрудоспособности, безработице, медицинское страхование и др.), во-вторых, социального вспомоществования (помощь многодетным семьям, субсидии малообеспеченным, инвалидам и др.). Прямое регулирование осуществляется также через налоговую (определение состава налогов и сроков их уплаты), кредитно-денежную (регулирование объема и динамики предложения денег), ценовую (замораживание цен, установление определенного уровня цен для отдельных товаров), внешнеэкономическую (введение системы тарифов и квот) политику государства. 
 
 

Табл. 1. Формы и методы государственного регулирования  экономики

Формы и методы воздействия на рынок
Прямые Косвенные
Административные Экономические
• Принятие законодательных актов, нормативных  документов, положений.

• Управление государственной  собственностью:

- управление  предприятиями государственного  сектора;

- организация  производства и труда;

- государственный  заказ;

- государственные  инвестиции;

- государственные  кредиты;

- субсидии.

• Лицензирование и квотирование.

• Применение санкций.

• Охрана окружающей среды. 

• Формирование и использование бюджета.

•Налоговая  политика.

• Амортизационная политика.

• Определение  нормы банковского резерва.

• Установление минимального размера оплаты труда.

• Регулирование  цен на некоторые виды товаров  и услуг.

• Антимонопольная  политика, защита конкуренции

•Индикативное планирование.

• Целевое программирование.

• Регулирование  налоговой системы.

•  Кредитно-денежные инструменты:

- регулирование  денежной массы;

- антиинфляционные  меры;

- регулирование  процентной ставки 

по операциям  ЦБ;

- рефинансирование  коммерческих банков;

-регулирование  нормативов обязательных резервов коммерческих банков;

- операции на  рынке ценных бумаг.

• Валютные рычаги;

-стабилизация  национальной валюты:

- операции на  открытом валютном рынке: -девальвация,  ревальвация национальной валюты;

- привлечение  иностранною капитала;

создание совместных предприятий.

• Социальная политика:

- социальные  программы,

- обеспечение  занятости населения;

- социальная  зашита населения:

- регулирование  доходов;

- контроль за  динамикой цен и зарплаты:

- налоги;

- трансфертные  платежи;

- деятельность в сфере образования, здравоохранения, культуры.

• Внешнеэкономические  формы воздействия:

- регулирование  внешнеэкономической деятельности;

- таможенные  тарифы;

- валютное регулирование;

- налоги; субсидии.


     Методы  косвенного воздействия призваны создать условия, при которых субъекты экономики будут заинтересованы принимать решения, соответствующие целям экономической политики государства. Их достоинством является способность балансировать общественные и частные интересы, недостатком — определенный временной лаг между разработкой и применением государством соответствующих мер и полученными изменениями в поведении и результатах деятельности субъектов хозяйствования.

     Косвенное регулирование осуществляется через  следующие методы:

     1. Прогнозирование, стратегическое и индикативное планирование и программирование социально-экономического развития являются важнейшими компонентами государственного регулирования современной экономики. Тем самым государство реализует свою стратегически-инновационную функцию, связанную с предвидением структурных сдвигов и достижением общенациональных целей.

     Прогнозирование выполняет три основных функции:

     1) предвидение тенденций и цикличных  колебаний социально-экономического  развития;

     2) предвосхищение вариантов и последствий принимаемых решений в области социально-экономического, научно-технического, экологического, внешнеэкономического развития;

     3) своевременное внесение корректив  в стратегию и политику.

     Стратегическое  планирование обеспечивает на основе долгосрочных прогнозов обоснование общей стратегии, перспективных целей и приоритетов социально-экономического развития, а также выработку механизмов реализации стратегических приоритетов.

     Индикативное  планирование является главной формой конкретного наполнения и реализации стратегических планов. Показатели индикативных планов хотя и не являются обязательными для частного сектора, но они выступают мощными ориентирами и стимулами в достижении выдвинутых государством ориентиров развития.

     Программирование  — это метод активного вмешательства государства в процессы социально-экономического развития, для чего используются различного рода целевые программы. Целевые программы и национальные проекты — сердцевина стратегического управления в рыночной экономике.

     2. Система налогообложения (налоговые скидки на инвестиции, система ускоренной амортизации основного капитала, специальные налоговые льготы) в Российской Федерации развивается как составная часть изменений, происходящих в сфере экономических отношений между государством, юридическими и физическими лицами, а также органами муниципального самоуправления.

     Социально-экономическое  содержание налогов как социально-экономической категории определяется через фискальную, перераспределительную, контрольную и стимулирующую функции. Комплексное использование функций обеспечивает активную воспроизводственную роль налогов.

     Налоговая политика государства является основным регулирующим инструментом реализации задач социально-экономического развития, ускоренного роста приоритетных отраслей, эффективной внешнеэкономической деятельности.

     Роль  государственного регулирования базируется на оптимальном сочетании интересов государства и налогоплательщиков, ликвидации различных схем ухода от налогообложения, ориентации налоговой системы на решение задач, связанных с устойчивым экономическим ростом, стимулированием развития производства и повышением качества жизни населения.

     Дальнейшее  реформирование налоговой системы  предполагает формирование стимулирующего эффекта ее действия с учетом интересов всех экономических субъектов.

     3. Кредитно-денежные  инструменты (операции с государственными ценными бумагами на фондовом рынке; расширение или ограничение кредита через механизм учетной ставки; варьирование учетной ставки кредита и норм обязательных банковских резервов; страхование экспортных кредитов; кредитование перспективных отраслей и др.)

     Методы  денежно-кредитной политики подразделяются на прямые и косвенные.

     Основными формами реализации денежно-кредитной  политики Банка России являются: процентные ставки по операциям Банка России; нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования); операции на открытом рынке; рефинансирование кредитных организаций; валютные интервенции; установление ориентиров роста денежной массы; прямые количественные ограничения; эмиссия облигаций и др.

       Наряду с бюджетно-налоговой, денежно-кредитная политика является важнейшим инструментом государственного регулирования экономики, представляет собой совокупность монетарных мероприятий, с помощью которых государство в лице Центрального банка воздействует на параметры равновесия денежного рынка - спрос и предложение денег в экономике.

     Важнейшими  долгосрочными целями денежно-кредитного регулирования является: стабильность цен (низкая инфляция), эффективная занятость, рост реального объема ВВП. Однако текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные цели, выступающие в качестве быстрой реакции на изменение рыночной конъюнктуры, такие как: фиксация количества денег в обращении, определение уровня обязательных резервов коммерческих банков, изменение ставки рефинансирования и т.д.

     В рамках денежно-кредитного регулирования  применяются методы прямого и  косвенного регулирования. Прямые методы имеют характер административных мер в форме различных директив Центрального банка, касающихся объема денежного предложения. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения Центрального банка в достижении оптимального объема депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов с помощью рыночных механизмов. Эффективность использования косвенных методов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка.

     Воздействуя различными методами на объем денежной массы и возможности кредитования, Центральный банк влияет на конечный совокупный спрос через ряд последовательных звеньев: денежное предложение, регулирование нормы процента, инвестиций, совокупного спроса, формирование национального дохода. На практике правительства и центральные банки стран используют преимущественно гибкую монетарную политику, заключающуюся в применении как политики денег, так и политики денег в зависимости от поставленных целей, хотя в периоды повышения темпов инфляции приоритет отдавался весьма жесткой денежно-кредитной политике, хотя и не оформленной в виде строгих монетарных правил.

     4.Социальная  политика

     Государственное регулирование социальной сферы включает установление принципов, методов, стандартов и организационных структур, осуществление мер законодательного характера, разработку механизмов реализации финансово-кредитной, инвестиционной, налоговой политики, политики заработной платы. Госрегулирование направлено на совершенствование деятельности данной сферы.

     Социальная  сфера представляет собой совокупность отраслей экономики (образование, здравоохранение, культура, наука, жилищно-коммунальное хозяйство) и видов деятельности государства (регулирование трудовых отношений, занятости и миграции, социальной защиты и социального обеспечения населения), оказывающих непосредственное воздействие на человека.

     В развитых странах сформировались два  подхода к воздействию государства на социальную сферу:

     1)базируется  на либеральной концепции, предусматривающей  минимальную роль государства  в экономике, в том числе  и в социальной сфере, опору на собственные силы,

     2)базируется  на концепции социальной демократии, создании социального государства с его значительной ролью в решении социальных проблем (занятость, образование, здоровье населения, жилье). Социальное государство и свобода, коллективные и индивидуальные интересы не исключают, а дополняют друг друга.

     Социальная  защита — важнейшая функция государства во взаимоотношениях с населением. В широком смысле под социальной защитой понимается система общественных отношений по обеспечению социально-экономических прав и гарантий человеку независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста и других объективных обстоятельств.

     5. Внешнеэкономическое регулирование включает в себя торговую политику, управление обменным курсом, привлечение иностранных инвестиций и др.

     Говоря  о правовом регулировании ВЭД, следует  особо подчеркнуть необходимость снижения технических барьеров на участие в ней российских регионов и развития внешнеэкономического сотрудничества на межрегиональном уровне. В связи с этим признана целесообразность усиления информационно-аналитического обслуживания межрегионального сотрудничества, формирования сети деловых бизнес-центров, способствующих на правовой основе реализации всего цикла внешнеэкономической сделки, активизации роли торговых представительств за рубежом в части информационного обслуживания и оказания непосредственного содействия в развитии кооперационных связей, учреждению совместных предприятий на основе непосредственного участия в их работе представителей регионов.

     Государственное регулирование ВЭД — это деятельность государства в лице его органов, нацеленная на формирование рамочно благоприятных условий для хозяйствующих субъектов, реализующих операции на внешних рынках товаров, услуг, капиталов и прав интеллектуальной собственности.

     2.  Механизм государственного регулирования  ВЭД, по сути, можно свести к сочетанию инструментов таможенно-тарифного характера, а также экономических и неэкономических мер.

     3.  Принципами государственного регулирования  ВЭД выступают:

  • единство внешнеторговой политики как составной части ВЭП;
  • единство системы госрегулирования и контроля ВЭД, включая политику экспортного контроля; единство таможенной территории;
  • приоритет экономических мер государственного регулирования над прочими;
  • равенство участников ВЭД и их недискриминация; защита прав и законных интересов участников ВЭД;
  • исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в деятельность хозяйствующих субъектов ВЭД.

     6) Государственный бюджет (бюджетная система) выступает как источник финансовых ресурсов обеспечения функций государства и как инструмент регулирования социально-экономических процессов. Государство определяет типологию и стратегию бюджетной политики в соответствии с проводимым курсом экономических реформ. В рамках бюджетной политики государство оказывает косвенное воздействие на экономику посредством бюджетных субсидий на развитие отсталых районов страны, отстающих отраслей, дотаций и субсидий на подготовку управляющих и др.

Информация о работе Актуальные проблемы государственного регулирования экономики