Актуальные проблемы государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 20:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы являются обоснование необходимости вмешательства государства в экономику в условиях рыночного хозяйства.
Объектом исследования является экономика России в условиях рыночного хозяйствования.
Предмет исследования – воздействие государственной власти на макроэкономические процессы страны.
Исходя из цели курсовой работы можно сформулировать следующие задачи:
Раскрыть теоретические концепции государственного регулирования экономики;
Определить механизмы государственного регулирования экономики;
Рассмотреть основные инструменты воздействия государства на экономику.
4. Выявить особенности государственного регулирования экономики России.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 251.50 Кб (Скачать)

     Основной  проблемой бюджетной политики на современном этапе стал вопрос эффективности использования возрастающего бюджетного потенциала в связи с наметившимся экономическим ростом и благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой.

     3.  Существует актуальная потребность  в повышении финансового вклада государства в модернизацию экономики, особенно базовых отраслей промышленности, транспорта, социальной инфраструктуры (ЖКХ, городское хозяйство, дорожное строительство), инновационное развитие и инновационный прорыв. В связи с этим целесообразно изменить бюджетную стратегию и преодолеть так называемую «стерилизацию» якобы излишних бюджетных доходов, материализовать их в новых технологиях и вложениях в

     человеческий  капитал, направить на решение проблемы социально-экономического выравнивания уровня развития российских регионов.

     7)Государственное  регулирование цен, осуществляемое с помощью косвенных методов, использует инструменты, влияющие на цены экономически — через соотношение между спросом и предложением на рынке. Здесь важную роль играют политика эмиссионная, направленная на ограничение денежной массы в обращении, и политика налоговая (например, отмена ряда налогов, снижение налоговых ставок и др.).

     Цена  играет основную роль в механизмах функционирования и государственного регулирования рыночной экономики главная — измерительная функция цены позволяет измерить эффективность работы любого предприятия или региона.

     Соотношение цен однородных, сопоставимых и взаимозаменяемых товаров определяется соотношением их потребительских свойств и качеств. Цены образуют единую систему и подчиняются общим закономерностям, но цены и тарифы на местных, региональных, национальных и мировых рынках могут существенно различаться в зависимости от масштабов и открытости рынков.

     Следует различать типы цен: стихийно формирующиеся  без всякого вмешательства государства — «вольные цены»; централизованно устанавливаемые государственными органами плановые цены; регулируемые цены, в которых присутствуют элементы и стихийного формирования, и государственного регулирования. Кроме этого, существуют другие различные классификации, по которым определяют цены — промышленные, сельскохозяйственные, внутрихозяйственные, оптовые, мелкооптовые, розничные, тарифы на услуги и т.д.

     Государственная политика цен подлежит корректировке  на различных этапах развития общества и трансформации экономики, а также в зависимости от сферы действия — внешнеэкономическая деятельность, федеральный, региональный или муниципальный уровни. Основная задача государственной ценовой политики — закрепление тенденции экономического роста, устранение ценовых диспропорций и бесконтрольного монопольного роста цен, защита национальных интересов и обеспечение экономической безопасности страны. 

     Кроме того, возможно применение нормативно - критериальных методов регулирования экономики, к которым можно отнести установление экономических нормативов для коммерческих банков; критериев платежеспособности предприятий и кредитоспособности заемщиков; требований, предъявляемых при регистрации предприятий и лицензировании хозяйственной деятельности.

     Реализация  функций, форм, методов государственного регулирования осуществляется посредством экономической политики государства.

     Прямые  формы регулирования способствуют выравниванию финансового положения  отдельных звеньев хозяйства. В  то же время они искажают реальное соотношение цен и издержек, реальную конкурентоспособность предприятий, снижая тем самым действенность рыночных регуляторов. В отличие от них косвенные формы государственного регулирования задействуют экономические стимулы и открывают простор для действия механизмов рыночного регулирования. Так, снижение налога на прибыль предприятия, так же как и ставки процента за кредит, ведет к расширению производства в соответствии со спросом.

     Вместе  с тем государство использует методы прямого регулирования в  сферах и отраслях, конкурентоспособность которых по тем или иным причинам не может быть обеспечена только при посредстве рыночного механизма. Это - сектора, где решаются крупномасштабные стратегические задачи (фундаментальная наука, оборона, образование); где частные инвестиции связаны с высокими рисками и на их основе неосуществимы или трудно осуществимы долгосрочные и наиболее дорогостоящие проекты (аэрокосмическая промышленность, атомная энергетика, другие наукоемкие отрасли); где общественная выгода значительно превышает выгоду отдельных предприятий или влечет за собой дополнительные расходы (например в сфере экологии).

     Опыт  всех стран подтверждает, что чем острее экономическая ситуация в стране, тем выше роль прямых административных методов (государственное регулирование); чем стабильнее положение, тем выше роль рыночных методов и косвенных регуляторов (налоги, кредит, цены и др.). Роль государственного регулирования связана с тем, что сами по себе рыночные методы могут привести к противоречиям и диспропорциям, что противоречит воспроизводственным процессам. При всех обстоятельствах, как бы ни менялась на разных этапах роль государственного регулирования, она не должна выходить за определенные рамки.

2.2. Инструменты государственного  воздействия на рыночную экономику

 

        Для достижения макроэкономических целей государство использует набор инструментов.

        Инструмент как категория рыночной экономики представляет собой "приемы, используемые государством для обеспечения пропорциональности в хозяйстве страны, создания системы социальных компенсаций (налоги, кредит, банковский процент, ценовые пределы, целевые дотации и инвестиции)".

        Инструментами называются такие переменные, которые, как предполагается, находятся под контролем принимающего решения агента (например, правительства) и принимают значения либо соответствующие целям политики, либо оптимизирующие функцию благосостояния или функцию потерь.

         Таким образом, под инструментами рынка следует понимать совокупность приемов и способов, применяемых рыночными агентами для реализации своих экономических интересов и оказывающих влияние на функционирование рыночного механизма.

         Кроме того, инструменты рынка - это переменные, которые находятся под контролем принимающего решения агента (в нашем случае - субъектов рынка) и оказывают влияние на функционирование рыночного механизма.

Государство как субъект рынка может воздействовать на него посредством таких инструментов, как законодательство, налоговая, бюджетная, тарифная политика. Инструментами влияния на рынок со стороны предприятия являются цены, объемы поставок на рынок, рекламная деятельность, инновации и т. д.

        Домашние хозяйства обладают следующими рыночными инструментами: доходы, потребительские предпочтения, инвестиции (табл. 2).

Применение  субъектами рынка указанных в таблице инструментов должно способствовать сбалансированности рыночной экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Табл. 2. Классификация инструментов товарного  рынка

Государственные инструменты    Рыночные инструменты
Инструменты прямого вмешательства:

- законотворчество; - управление государственной  собственностью (госсектор  экономики, госзаказ)

   Инструменты косвенного

вмешательства:

- кредитно-денежная  политика;

- налогово-бюджетная  (фискальная политика);

-тарифная политика;

- политика квотирования  и т. д.

 
 
• Цены.

• Объемы поставок на рынок.

• Конкурентные стратегии предприятий.

• Доходы потребителей.

• Предпочтения потребителей.

• Инвестиции и  т. д.


Товарный  рынок 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3. Особенности государственного регулирования экономики в России.

      3.1. Специфические особенности  государственного  регулирования экономики  России 

      Конкретные  области и используемые методы государственного воздействия на экономику на том или ином историческом этапе определяются как общими принципами, характерными для практики большинства государств мира, так и особенными чертами экономики соответствующих стран. В этом плане российская экономика как объект регулирования обладает целым рядом специфических особенностей:

      1) уникальные пространственные масштабы российской экономики;

      2) особые требования, предъявляемые  со стороны экономики в целом к инфраструктурным объектам (к транспорту, всем видам связи и др.), при недостаточной развитости этих объектов и, соответственно, большой потребности в капитальных ресурсах;

      3) незавершенность процессов формирования  многих компонентов специфически рыночной инфраструктуры, особенно в части инфраструктурного оснащения рыночных отношений на периферии;

      4) огромная дистанция по уровню  экономического и социального развития между несколькими регионами (меньшинством), получившими название доноров, и остальной частью (большинством) регионов.

      5)  уникальная сложность природно-климатических  условий для хозяйственной деятельности  и проживания людей на значительной части территории страны;

      6)  наличие устойчиво сильных исторических  традиций, поддерживающих склонность к централизованному управлению процессами в стране.

      Особенности государственного регулирования российской экономике следует рассмотреть  на примерах.

      Эффективность бюджетной системы Российской Федерации.

      С 2000 г. В России проводится политика профицита федерального и консолидированного бюджетов, что аргументируется необходимостью ограничения инфляции, созданием  страховых фондов на случай нового дефолта или резкого изменения конъюктуры на мировых рынках энергоносителей, взятым курсом на ускоренное погашение внешнего долга. Профицит федерального бюджета составил в 2000 г. 1,1% к годовому объему ВВП, в 2004 г. – 4,5% и в 2007 г. - 6 %. Следовательно, значительная часть бюджета блокируется в профиците федерального бюджета и не является источником модернизации страны и развития социальной сферы. В отношении регионов проводилась жесткая политика бюджетной и налоговой централизации и усиления администрирования.

      В финансовом механизме регулирования  экономики Российской Федерации  с 2004 г. стал функционировать  особый Стабилизационный фонд, который стал вторым федеральным бюджетом, размещаемым  за пределами отечественной экономики. В 2005 г. в Стабилизационный фонд направляется 1 трлн 7662,5 млрд руб. На конец 2006 г. суммарный неиспользованный остаток фонда составил 2 трлн 242,3 млрд руб. Создание Стабилизационного фонда обосновывалось идеей «фонда будущих поколений», на деле он стал формой финансирования экономик зарубежных стран, фактором торможения социально-экономического развития России. Ситуацию можно исправить, если часть фонда размещать в российской банковской системе и придать ему инвестиционную функцию. Или рассмотреть идею отказа от денежной формы Стабилизационного фонда, подверженной инфляции, и создавать фонд в материальной форме ( резервы цветных металлов, сплавов, драгоценных камней, золота, платины, месторождений нефти, урановых залежей и т.д.). 

      Важнейшая функция государства – социальная защита – система общественных отношений по обеспечению социально-экономических прав и гарантий человеку независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста и других объективных обстоятельств.

      Ресурсы социальной защиты складываются из:

      а) общих налогов, уплачиваемых в госбюджет;

      б) единого социального налога в  части обязательного государственного социального страхования;

      в) частных средств – расходов предприятий  на социальные нужды своих работников и благотворительности.

      Для модернизации социально-экономической сферы Правительством РФ была заложена программы приоритетных мер по реформированию социальной сферы РФ до 2010 года. Сюда вошли : совершенствование образования, повышение доступности и качества медицинской помощи, сохранение культурного потенциала и наследия страны, обеспечение граждан доступным жильем, развитие жилищно-коммунального хозяйства, создание условий для роста доходов населения и снижение бедности.

      В сфере образования – модернизация российской системы образования, подготовка кадров в соответствии с современными потребностями рынка труда, повышение качества общеобразовательных услуг,  доступность профессионального образования для малоимущих граждан, то есть переход к мировым стандартам образования.

      Учитывая  сложную демографическую ситуацию в стране, сокращение числа учащихся в общеобразовательной школе ( с 21 млн. в 2000 г. до 14 млн. к 2008 г.), необходимо завершение модернизации общеобразовательной школы.

Информация о работе Актуальные проблемы государственного регулирования экономики