Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 20:42, курсовая работа
Целью данной работы являются обоснование необходимости вмешательства государства в экономику в условиях рыночного хозяйства.
Объектом исследования является экономика России в условиях рыночного хозяйствования.
Предмет исследования – воздействие государственной власти на макроэкономические процессы страны.
Исходя из цели курсовой работы можно сформулировать следующие задачи:
Раскрыть теоретические концепции государственного регулирования экономики;
Определить механизмы государственного регулирования экономики;
Рассмотреть основные инструменты воздействия государства на экономику.
4. Выявить особенности государственного регулирования экономики России.
Основной проблемой бюджетной политики на современном этапе стал вопрос эффективности использования возрастающего бюджетного потенциала в связи с наметившимся экономическим ростом и благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой.
3.
Существует актуальная
человеческий капитал, направить на решение проблемы социально-экономического выравнивания уровня развития российских регионов.
7)Государственное регулирование цен, осуществляемое с помощью косвенных методов, использует инструменты, влияющие на цены экономически — через соотношение между спросом и предложением на рынке. Здесь важную роль играют политика эмиссионная, направленная на ограничение денежной массы в обращении, и политика налоговая (например, отмена ряда налогов, снижение налоговых ставок и др.).
Цена играет основную роль в механизмах функционирования и государственного регулирования рыночной экономики главная — измерительная функция цены позволяет измерить эффективность работы любого предприятия или региона.
Соотношение цен однородных, сопоставимых и взаимозаменяемых товаров определяется соотношением их потребительских свойств и качеств. Цены образуют единую систему и подчиняются общим закономерностям, но цены и тарифы на местных, региональных, национальных и мировых рынках могут существенно различаться в зависимости от масштабов и открытости рынков.
Следует
различать типы цен: стихийно формирующиеся
без всякого вмешательства
Государственная
политика цен подлежит корректировке
на различных этапах развития общества
и трансформации экономики, а также
в зависимости от сферы действия — внешнеэкономическая
деятельность, федеральный, региональный
или муниципальный уровни. Основная задача
государственной ценовой политики — закрепление
тенденции экономического роста, устранение
ценовых диспропорций и бесконтрольного
монопольного роста цен, защита национальных
интересов и обеспечение экономической
безопасности страны.
Кроме того, возможно применение нормативно - критериальных методов регулирования экономики, к которым можно отнести установление экономических нормативов для коммерческих банков; критериев платежеспособности предприятий и кредитоспособности заемщиков; требований, предъявляемых при регистрации предприятий и лицензировании хозяйственной деятельности.
Реализация функций, форм, методов государственного регулирования осуществляется посредством экономической политики государства.
Прямые
формы регулирования
Вместе с тем государство использует методы прямого регулирования в сферах и отраслях, конкурентоспособность которых по тем или иным причинам не может быть обеспечена только при посредстве рыночного механизма. Это - сектора, где решаются крупномасштабные стратегические задачи (фундаментальная наука, оборона, образование); где частные инвестиции связаны с высокими рисками и на их основе неосуществимы или трудно осуществимы долгосрочные и наиболее дорогостоящие проекты (аэрокосмическая промышленность, атомная энергетика, другие наукоемкие отрасли); где общественная выгода значительно превышает выгоду отдельных предприятий или влечет за собой дополнительные расходы (например в сфере экологии).
Опыт всех стран подтверждает, что чем острее экономическая ситуация в стране, тем выше роль прямых административных методов (государственное регулирование); чем стабильнее положение, тем выше роль рыночных методов и косвенных регуляторов (налоги, кредит, цены и др.). Роль государственного регулирования связана с тем, что сами по себе рыночные методы могут привести к противоречиям и диспропорциям, что противоречит воспроизводственным процессам. При всех обстоятельствах, как бы ни менялась на разных этапах роль государственного регулирования, она не должна выходить за определенные рамки.
Для достижения макроэкономических целей государство использует набор инструментов.
Инструмент как категория рыночной экономики представляет собой "приемы, используемые государством для обеспечения пропорциональности в хозяйстве страны, создания системы социальных компенсаций (налоги, кредит, банковский процент, ценовые пределы, целевые дотации и инвестиции)".
Инструментами называются такие переменные, которые, как предполагается, находятся под контролем принимающего решения агента (например, правительства) и принимают значения либо соответствующие целям политики, либо оптимизирующие функцию благосостояния или функцию потерь.
Таким образом, под инструментами рынка следует понимать совокупность приемов и способов, применяемых рыночными агентами для реализации своих экономических интересов и оказывающих влияние на функционирование рыночного механизма.
Кроме того, инструменты рынка - это переменные, которые находятся под контролем принимающего решения агента (в нашем случае - субъектов рынка) и оказывают влияние на функционирование рыночного механизма.
Государство
как субъект рынка может
Домашние хозяйства обладают следующими рыночными инструментами: доходы, потребительские предпочтения, инвестиции (табл. 2).
Применение
субъектами рынка указанных в таблице
инструментов должно способствовать сбалансированности
рыночной экономики.
Табл. 2. Классификация инструментов товарного рынка
Государственные инструменты | Рыночные инструменты | |||
Инструменты
прямого вмешательства:
- законотворчество; - управление государственной собственностью (госсектор экономики, госзаказ) |
Инструменты косвенного
вмешательства: - кредитно-денежная политика; - налогово-бюджетная (фискальная политика); -тарифная политика; - политика квотирования и т. д. |
|
• Цены.
• Объемы поставок на рынок. • Конкурентные стратегии предприятий. • Доходы потребителей. • Предпочтения потребителей. • Инвестиции и т. д. |
Товарный
рынок
3.1.
Специфические особенности
государственного
регулирования экономики
России
Конкретные области и используемые методы государственного воздействия на экономику на том или ином историческом этапе определяются как общими принципами, характерными для практики большинства государств мира, так и особенными чертами экономики соответствующих стран. В этом плане российская экономика как объект регулирования обладает целым рядом специфических особенностей:
1) уникальные пространственные масштабы российской экономики;
2) особые требования, предъявляемые со стороны экономики в целом к инфраструктурным объектам (к транспорту, всем видам связи и др.), при недостаточной развитости этих объектов и, соответственно, большой потребности в капитальных ресурсах;
3)
незавершенность процессов
4) огромная дистанция по уровню экономического и социального развития между несколькими регионами (меньшинством), получившими название доноров, и остальной частью (большинством) регионов.
5)
уникальная сложность природно-
6)
наличие устойчиво сильных
Особенности государственного регулирования российской экономике следует рассмотреть на примерах.
Эффективность бюджетной системы Российской Федерации.
С
2000 г. В России проводится политика
профицита федерального и консолидированного
бюджетов, что аргументируется
В
финансовом механизме регулирования
экономики Российской Федерации
с 2004 г. стал функционировать особый
Стабилизационный фонд, который стал
вторым федеральным бюджетом, размещаемым
за пределами отечественной
Важнейшая
функция государства – социальн
Ресурсы социальной защиты складываются из:
а) общих налогов, уплачиваемых в госбюджет;
б)
единого социального налога в
части обязательного
в) частных средств – расходов предприятий на социальные нужды своих работников и благотворительности.
Для модернизации социально-экономической сферы Правительством РФ была заложена программы приоритетных мер по реформированию социальной сферы РФ до 2010 года. Сюда вошли : совершенствование образования, повышение доступности и качества медицинской помощи, сохранение культурного потенциала и наследия страны, обеспечение граждан доступным жильем, развитие жилищно-коммунального хозяйства, создание условий для роста доходов населения и снижение бедности.
В
сфере образования –
Учитывая сложную демографическую ситуацию в стране, сокращение числа учащихся в общеобразовательной школе ( с 21 млн. в 2000 г. до 14 млн. к 2008 г.), необходимо завершение модернизации общеобразовательной школы.
Информация о работе Актуальные проблемы государственного регулирования экономики