Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 22:58, курсовая работа
Создание социально ориентированной рыночной экономики в Республике Беларусь предопределяет необходимость получения студентами знаний по различным направлениям и сферам экономической деятельности. Особое значение приобретают вопросы, взаимосвязанные с научными основами функционирования и развития национальной экономики. Изучение национальной экономики Беларуси, позволяет осуществлять подготовку экономически грамотных специалистов во всех сферах занятости, способных выявлять и предвидеть негативные тенденции в развитии национальной экономики, принимать целесообразные решения.
Введение…………………………………………….…….. … 4
Т ематический план и содержание курса…………….. …….. 5
1. Научные основы национальной экономики…….. …...….. 11
2. Экономический потенциал Беларуси…………………….. 21
3. Экономический рост национальной экономики………… 36
4.Хозяйственные комплексы национальной
экономической системы……………………………………...42
5. Формирование рыночной экономики в Республике
Беларусь ……………………….. ……………...…..………..66
6. Экономическая роль государства в Республике Беларусь 74
7. Межстрановая и мирохозяйственная интеграция…….. 87
8. Национальная экономика и экономическая безопасность 95
Основные термины
Вопросы для подготовки к экзамену……………...….......
Рекомендуемая литература………………….………...…….. 113
Цель государственного регулирования национальной
экономики - обеспечение экономической безопасности страны,
ее устойчивого развития с учетом возможных изменений
внутренних и внешних факторов.
Функции государственного регулирования экономики:
1) целевая;
2) направляющая и координирующая;
3) функция распределения и
4) стимулирующая;
5) контрольная.
Методы государственного регулирования:
1. Правовые.
2. Административные.
3.Экономические.
75
6.2. Структура государственного управления в
Республике Беларусь.
Система государственного управления Республики Бе-
ларусь, построенная по функционально-отраслевому и тер-
риториальному принципам, включает 25 министерств, 5 го-
сударственных комитетов, 8 комитетов при Совете Министров и
8 государственных организаций, подчиненных Правительству
Республики Беларусь.
Рис. Структура республиканских органов государственного
управления
Министерство является республиканским органом
государственного управления, проводящим государственную
политику, осуществляющим регулирование и управление в
определенной отрасли и
отрасли других республиканских органов государственного
управления Республики Беларусь (Министерство сельского
хозяйства и продовольствия, Министерство здравоохранения,
Министерство природных
среды и др). На территориальном уровне государственное
управление экономикой осуществляют также областные
исполнительные комитеты.
В соответствии с Конституцией (ст.107, п.4.) Правительство
(Совет Министров) Республики Беларусь обеспечивает
проведение единой экономической, финансовой, кредитной и
Правительство Республики Беларусь (Совет Министров)
Министерства Госкомитеты Комитеты
при Совете
министров
Р Б
Объединения
(учреждения),
подчиненные
совету
Министров
РБ
76
денежной политики, государственной политики в области
науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии,
социального обеспечения и оплаты труда
6.3.Система планирования и
национальной экономики
Планирование национальной экономики — форма
государственного воздействия на экономику, связанная с
разработкой и практическим осуществлением планов,
определяющих будущее
путей, способов и средств его достижения. Планирование
реализуется через систему планов, которые разрабатываются на
различные периоды действия и имеют различные формы
проявления.
С точки зрения временного аспекта планы бывают:
• долгосрочные: планы на период от 15—20 лет;
• среднесрочные: срок 3—5 лет;
• краткосрочные: планы сроком до 1 года.
Выделяют следующие формы планирования:
1) Директивное планирование.
2) Стратегическое планирование.
3) Индикативное планирование.
Прогнозирование национальной экономики — это процесс
разработки научно обоснованных прогнозов по поводу
будущих экономических условий и объектов, тенденций их
развития, являющийся основой для принятия решений
государством.
Программирование социально-
метод вмешательства государства в процессы социально-
экономического развития, предполагающий разработку
целевых программ с определением последовательности
действий для достижения запрограммированного результата.
В РБ на различные периоды времени разрабатываются
следующие документы:
1. Национальная стратегия
экономического развития Республики Беларусь на 15 лет.
77
2. Основные направления
развития Республики Беларусь на 10-летний период.
3. Программа социально-
Республики Беларусь на 5 лет.
4. Прогноз социально-
Беларусь на краткосрочную перспективу разрабатывается
ежегодно.
Корректировка долгосрочных прогнозов осуществляется
один раз в пять лет за один год до начала прогнозируемого
периода.
Т акже система планирования и прогнозирования экономики
Республики Беларусь включает следующие комплексные
документы:
1) Государственная программа
на 2011-2015 годы.
2) Государственной программой
экономки и развития сельских территорий на 2011-2015 годы.
3) Национальная программа
безопасности РБ на 2011-2015 годы.
4) Комплексная программа
Республике Беларусь на 2006-2010 годы.
5) Программа развития
Республики Беларусь на 1998—2015 годы и др.
6.4. Денежно-кредитная система
Денежная система — исторически сложившаяся в каждой
стране и законодательно установленная форма организации
денежного обращения.
Денежная система
принятым в декабре 1990 года Законом «О Национальном
банке Республики Беларусь» и последующими
законодательными актами, определяющими механизм
функционирования денежно-
года белорусский рубль начал котироваться на валютной
бирже, в октябре 1994 года белорусский рубль был объявлен
78
единственным законным платежным средством на территории
республики.
Кредитная система — это совокупность различных
кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке
ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и
мобилизацию денежного капитала.
Правовой основой денежно-
являются «Основные
политики Республики Беларусь», ежегодно разрабатываемые и
утверждаемые Правлением Национального банка и
предоставляются совместно с Правительством РБ до 1 октября
Президенту РБ.
В соответствии с Законом «О банках и банковской
деятельности в Республике Беларусь» и ст. 136 Конституции
Республики Беларусь в стране сформирована двухуровневая
банковская система:
1) первый уровень - Национальный банк;
2) второй уровень - банки и небанковские финансовые
организации
Правовой основой
банковской системы в
кодекс Республики Беларусь, вступивший в силу с 1 января
2001 года.
Основные показатели, характеризующие
функционирование банковской системы Республики Беларусь:
1. Ставка рефинансирования (%).
2. Прирост международных
определении специального стандарта распространения данных
Международного валютного фонда (млрд. долларов США).
3. Прирост рублевой денежной массы (%).
4. Прирост нормативного капитала (%).
5. Прирост требований банков к экономике (%).
6. Доля проблемных активов
подверженных кредитному риску (%).
7. Коэффициент доступности
системы межбанковских расчетов для банков (%).
79
В прогнозных документах (НСУР-2020 и др.) определены
перспективные цели денежно-кредитной политики РБ:
• обеспечение устойчивости белорусского рубля к
валютной корзине и снижения темпов инфляции;
• дальнейшее наращивание нормативного капитала;
• развитие ресурсного потенциала и укрепление банковской
системы, обеспечивающие эффективное аккумулирование
свободных денежных средств домашних хозяйств и
хозяйствующих субъектов и кредитную поддержку
экономического роста;
• снижение общего уровня процентных ставок в экономике
при условии обеспечения финансовой стабильности;
• обеспечение эффективного надежного и безопасного
функционирования платежной
в банковской системе.
6.5. Бюджетно-налоговая система Беларуси.
Бюджетная система Республики Беларусь— это
основанная на экономических отношениях и юридических
нормах совокупность всех видов бюджетов, действующих на
территории страны. Согласно Конституции Республики
Беларусь (ст. 133) бюджетная система Республики Беларусь
включает республиканский и местный бюджеты.
Консолидированный бюджет Республики Беларусь состоит
из республиканского бюджета, консолидированных бюджетов
областей и бюджета г. Минска.
Консолидированный бюджет области состоит из
консолидированных бюджетов районов, бюджетов городов
областного подчинения, расположенных на территории
области, и областного бюджета.
Доходы бюджета формируются за счет налогов,
определяемых законом, других обязательных платежей, а также
иных поступлений.
Расходы бюджета определяются программами социально-
экономического развития РБ и соответствующей
административно-
80
по направлениям и в размерах, установленных
законодательством РБ и решениями местных Советов
депутатов о бюджете на очередной финансовый год.
В соответствии с законом в Республике Беларусь могут
создаваться внебюджетные фонды.
С 1 января 2009 года вступил в силу Бюджетный кодекс.
Контроль за использованием республиканского бюджета
осуществляется Президентом
Правительством Республики Беларусь и Комитетом
государственного контроля Республики Беларусь.
Доходы консолидированного бюджета Республики
Беларусь формируются за счет:
1.Налоговых доходов.
2.Взносов на государственное социальное страхование.
3.Неналоговых доходов.
Расходы консолидированного бюджета включают:
1. Общегосударственные расходы.
2. Национальная оборона.
3. Судебная власть, правоохранительная деятельность и
обеспечение безопасности.
4. Национальная экономика.
5. Охрана окружающей среды.
6. Жилищно-коммунальные услуги и жилищное
строительство.
7. Здравоохранение.
8. Физическая культура, спорт, культура и СМИ.
9. Образование.