Оценка развития экономики РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 22:58, курсовая работа

Краткое описание

Создание социально ориентированной рыночной экономики в Республике Беларусь предопределяет необходимость получения студентами знаний по различным направлениям и сферам экономической деятельности. Особое значение приобретают вопросы, взаимосвязанные с научными основами функционирования и развития национальной экономики. Изучение национальной экономики Беларуси, позволяет осуществлять подготовку экономически грамотных специалистов во всех сферах занятости, способных выявлять и предвидеть негативные тенденции в развитии национальной экономики, принимать целесообразные решения.

Оглавление

Введение…………………………………………….…….. … 4
Т ематический план и содержание курса…………….. …….. 5
1. Научные основы национальной экономики…….. …...….. 11
2. Экономический потенциал Беларуси…………………….. 21
3. Экономический рост национальной экономики………… 36
4.Хозяйственные комплексы национальной
экономической системы……………………………………...42
5. Формирование рыночной экономики в Республике
Беларусь ……………………….. ……………...…..………..66
6. Экономическая роль государства в Республике Беларусь 74
7. Межстрановая и мирохозяйственная интеграция…….. 87
8. Национальная экономика и экономическая безопасность 95
Основные термины
Вопросы для подготовки к экзамену……………...….......
Рекомендуемая литература………………….………...…….. 113

Файлы: 1 файл

Дайнеко, Оценка развития экономики РБ.docx

— 162.76 Кб (Скачать)

Цель государственного регулирования национальной

экономики - обеспечение экономической безопасности страны,

ее устойчивого развития с учетом возможных изменений

внутренних и внешних факторов.

Функции государственного регулирования экономики:

1) целевая;

2) направляющая и координирующая;

3) функция распределения и перераспределения;

4) стимулирующая;

5) контрольная.

Методы государственного регулирования:

1. Правовые.

2. Административные.

3.Экономические.

75

6.2. Структура государственного  управления в

Республике Беларусь.

Система государственного управления Республики Бе-

ларусь, построенная по функционально-отраслевому  и тер-

риториальному принципам, включает 25 министерств, 5 го-

сударственных комитетов, 8 комитетов  при Совете Министров и

8 государственных организаций,  подчиненных Правительству

Республики Беларусь.

Рис. Структура республиканских  органов государственного

управления

Министерство является республиканским  органом

государственного управления, проводящим государственную

политику, осуществляющим регулирование  и управление в

определенной отрасли и координирующим деятельность в этой

отрасли других республиканских органов  государственного

управления Республики Беларусь (Министерство сельского

хозяйства и продовольствия, Министерство здравоохранения,

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей

среды и др). На территориальном  уровне государственное

управление экономикой осуществляют также областные

исполнительные комитеты.

В соответствии с Конституцией (ст.107, п.4.) Правительство

(Совет Министров) Республики  Беларусь обеспечивает

проведение единой экономической, финансовой, кредитной и

Правительство Республики Беларусь (Совет  Министров)

Министерства Госкомитеты  Комитеты

при Совете

министров

Р Б

Объединения

(учреждения),

подчиненные

совету

Министров

РБ

76

денежной политики, государственной  политики в области

науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии,

социального обеспечения и оплаты труда

6.3.Система планирования и прогнозирования

национальной экономики Беларуси.

Планирование национальной экономики — форма

государственного воздействия  на экономику, связанная с

разработкой и практическим осуществлением планов,

определяющих будущее состояние  экономической системы,

путей, способов и средств его  достижения. Планирование

реализуется через систему планов, которые разрабатываются на

различные периоды действия и имеют  различные формы

проявления.

С точки зрения временного аспекта планы бывают:

• долгосрочные: планы на период от 15—20 лет;

• среднесрочные: срок 3—5 лет;

• краткосрочные: планы сроком до 1 года.

Выделяют следующие  формы планирования:

1) Директивное планирование.

2) Стратегическое планирование.

3) Индикативное планирование.

Прогнозирование национальной экономики — это процесс

разработки научно обоснованных прогнозов  по поводу

будущих экономических условий  и объектов, тенденций их

развития, являющийся основой для  принятия решений

государством.

Программирование социально-экономического развития –

метод вмешательства государства  в процессы социально-

экономического развития, предполагающий разработку

целевых программ с определением последовательности

действий для достижения запрограммированного результата.

В РБ на различные периоды  времени разрабатываются

следующие документы:

1. Национальная стратегия устойчивого  социально-

экономического развития Республики Беларусь на 15 лет.

77

2. Основные направления социально-экономического

развития Республики Беларусь на 10-летний период.

3. Программа социально-экономического  развития

Республики Беларусь на 5 лет.

4. Прогноз социально-экономического  развития Республики

Беларусь на краткосрочную перспективу  разрабатывается

ежегодно.

Корректировка долгосрочных прогнозов  осуществляется

один раз в пять лет за один год до начала прогнозируемого

периода.

Т акже система планирования и прогнозирования  экономики

Республики Беларусь включает следующие  комплексные

документы:

1) Государственная программа инновационного  развития

на 2011-2015 годы.

2) Государственной программой укрепления  аграрной

экономки и развития сельских территорий на 2011-2015 годы.

3) Национальная программа демографической

безопасности РБ на 2011-2015 годы.

4) Комплексная программа развития  сферы услуг в

Республике Беларусь на 2006-2010 годы.

5) Программа развития промышленного  комплекса

Республики Беларусь на 1998—2015 годы и др.

6.4. Денежно-кредитная система Беларуси.

Денежная система — исторически сложившаяся в каждой

стране и законодательно установленная  форма организации

денежного обращения.

Денежная система функционирует  в соответствии с

принятым в декабре 1990 года Законом  «О Национальном

банке Республики Беларусь» и последующими

законодательными актами, определяющими  механизм

функционирования денежно-кредитной  системы. С марта 1993

года белорусский рубль начал  котироваться на валютной

бирже, в октябре 1994 года белорусский  рубль был объявлен

78

единственным законным платежным  средством на территории

республики.

Кредитная система — это совокупность различных

кредитно-финансовых институтов, действующих  на рынке

ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и

мобилизацию денежного капитала.

Правовой основой денежно-кредитного регулирования

являются «Основные направления  денежно-кредитной

политики Республики Беларусь», ежегодно разрабатываемые и

утверждаемые Правлением Национального  банка и

предоставляются совместно с Правительством РБ до 1 октября

Президенту РБ.

В соответствии с Законом «О банках и банковской

деятельности в Республике Беларусь»  и ст. 136 Конституции

Республики Беларусь в стране сформирована двухуровневая

банковская система:

1) первый уровень - Национальный  банк;

2) второй уровень - банки и  небанковские финансовые

организации

Правовой основой функционирования национальной

банковской системы в настоящее  время является Банковский

кодекс Республики Беларусь, вступивший в силу с 1 января

2001 года.

Основные показатели, характеризующие

функционирование банковской системы Республики Беларусь:

1. Ставка рефинансирования (%).

2. Прирост международных резервных  активов РБ в

определении специального стандарта  распространения данных

Международного валютного фонда (млрд. долларов США).

3. Прирост рублевой денежной  массы (%).

4. Прирост нормативного капитала (%).

5. Прирост требований банков  к экономике (%).

6. Доля проблемных активов банков  в активах,

подверженных кредитному риску (%).

7. Коэффициент доступности автоматизированной

системы межбанковских расчетов для  банков (%).

79

В прогнозных документах (НСУР-2020 и  др.) определены

перспективные цели денежно-кредитной  политики РБ:

• обеспечение устойчивости белорусского рубля к

валютной корзине и снижения темпов инфляции;

• дальнейшее наращивание нормативного капитала;

• развитие ресурсного потенциала и  укрепление банковской

системы, обеспечивающие эффективное  аккумулирование

свободных денежных средств домашних хозяйств и

хозяйствующих субъектов и кредитную  поддержку

экономического роста;

• снижение общего уровня процентных ставок в экономике

при условии обеспечения финансовой стабильности;

• обеспечение эффективного надежного  и безопасного

функционирования платежной системы  и хранения сбережений

в банковской системе.

6.5. Бюджетно-налоговая система  Беларуси.

Бюджетная система Республики Беларусь— это

основанная на экономических отношениях и юридических

нормах совокупность всех видов  бюджетов, действующих на

территории страны. Согласно Конституции  Республики

Беларусь (ст. 133) бюджетная система  Республики Беларусь

включает республиканский и  местный бюджеты.

Консолидированный бюджет Республики Беларусь состоит

из республиканского бюджета, консолидированных  бюджетов

областей и бюджета г. Минска.

Консолидированный бюджет области состоит из

консолидированных бюджетов районов, бюджетов городов

областного подчинения, расположенных  на территории

области, и областного бюджета.

Доходы бюджета формируются  за счет налогов,

определяемых законом, других обязательных платежей, а также

иных поступлений.

Расходы бюджета определяются программами  социально-

экономического развития РБ и соответствующей

административно-территориальной  единицы, осуществляются

80

по направлениям и в размерах, установленных

законодательством РБ и решениями  местных Советов

депутатов о бюджете на очередной  финансовый год.

В соответствии с законом в Республике Беларусь могут

создаваться внебюджетные фонды.

С 1 января 2009 года вступил в силу Бюджетный кодекс.

Контроль за использованием республиканского бюджета

осуществляется Президентом Республики Беларусь,

Правительством Республики Беларусь и Комитетом

государственного контроля Республики Беларусь.

Доходы консолидированного бюджета Республики

Беларусь формируются за счет:

1.Налоговых доходов.

2.Взносов на государственное  социальное страхование.

3.Неналоговых доходов.

Расходы консолидированного бюджета включают:

1. Общегосударственные расходы.

2. Национальная оборона.

3. Судебная власть, правоохранительная  деятельность и

обеспечение безопасности.

4. Национальная экономика.

5. Охрана окружающей среды.

6. Жилищно-коммунальные услуги  и жилищное

строительство.

7. Здравоохранение.

8. Физическая культура, спорт, культура  и СМИ.

9. Образование.

Информация о работе Оценка развития экономики РБ