Оценка развития экономики РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 22:58, курсовая работа

Краткое описание

Создание социально ориентированной рыночной экономики в Республике Беларусь предопределяет необходимость получения студентами знаний по различным направлениям и сферам экономической деятельности. Особое значение приобретают вопросы, взаимосвязанные с научными основами функционирования и развития национальной экономики. Изучение национальной экономики Беларуси, позволяет осуществлять подготовку экономически грамотных специалистов во всех сферах занятости, способных выявлять и предвидеть негативные тенденции в развитии национальной экономики, принимать целесообразные решения.

Оглавление

Введение…………………………………………….…….. … 4
Т ематический план и содержание курса…………….. …….. 5
1. Научные основы национальной экономики…….. …...….. 11
2. Экономический потенциал Беларуси…………………….. 21
3. Экономический рост национальной экономики………… 36
4.Хозяйственные комплексы национальной
экономической системы……………………………………...42
5. Формирование рыночной экономики в Республике
Беларусь ……………………….. ……………...…..………..66
6. Экономическая роль государства в Республике Беларусь 74
7. Межстрановая и мирохозяйственная интеграция…….. 87
8. Национальная экономика и экономическая безопасность 95
Основные термины
Вопросы для подготовки к экзамену……………...….......
Рекомендуемая литература………………….………...…….. 113

Файлы: 1 файл

Дайнеко, Оценка развития экономики РБ.docx

— 162.76 Кб (Скачать)

10. Социальная политика (с ФСЗН)

Налоговая система – совокупность всех взимаемых в

государстве налогов, методы и принципы их построения,

способы исчисления и взимания, налоговый  контроль,

устанавливаемые в законодательном  порядке.

Основа налоговой системы  страны – подоходный налог с

населения, взносы на социальное страхование, налог на

прибыль и доходы предприятий, налог  на добавленную

81

стоимость, акцизные сборы, таможенные пошлины и

имущественные налоги.

6.6. Социальный императив государственного

регул ирования экономического развития Беларуси.

Социальная политика государства – это деятельность

государства и общественных институтов, направленная на

повышение уровня и качества жизни  населения и создание

условий для развития человеческого  потенциала на основе

повышения эффективности функционирования систем

здравоохранения, образования, культуры и других видов

деятельности, относящихся к сфере  услуг.

Цели социальной политики реализуются  посредством

осуществления стратегических и тактических  программ и

прогнозов социально-экономического развития страны,

разработки и выполнения целевых  социальных программ.

Наиболее важными из них являются:

1) Государственная программа «Культура»;

2) Республиканская программа «Здоровье»;

3) Государственная программа развития  спорта и туризма;

4) Республиканская программа «Женщины  Республики

Беларусь»;

5) Программа государственной поддержки  творчески

одаренных детей и молодежи;

6) Президентская программа «Дети  Беларуси», в ее

состав входят целевые подпрограммы: «Дети Чернобыля»,

«Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Развитие  социального

обслуживания семей и детей», «Развитие индустрии детского

питания».

Обобщающим показателем социального  развития страны

является - индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП)

ИРЧП состоит из:

1) Индекса ожидаемой продолжительности  жизни при

рождении

2) Индекс реального ВВП на  душу населения по паритету

покупательной способности.

3) Индекс грамотности взрослого  населения

4) Совокупный индекс достигнутого  уровня образования -

82

Беларусь занимает 26-е место  в мире. По удельному весу

Другие характеристики социальной сферы:

1) Удельный вес расходов на  здравоохранение.

2) Удельный вес расходов на  образование

3) Количеству врачей на сто  тысяч человек населения.

4) Уровень детской и материнской  смертности.

5) Устойчивый доступ к источникам  питьевой воды

улучшенного качества.

Модуль 2 (ЗАКРЕПЛЯЮЩИЙ)

Тесты

1. Государство, которое формируется  на принципах

верховенства закона, разделения властей, развития народного

представительства, называется:

а ) федеральным;

б) демократическим;

в) социальным;

г) правовым.

2. Структура государственного управления  в РБ необходима:

а) для удовлетворения потребностей промышленного

комплекса;

б) для укрепления существующей экономической  системы и

ее адаптации к меняющимся условиям путем решения таких

задач, которые рыночный механизм не решает или решает

недостаточно быстро и эффективно;

в) для укрепления национальной банковской системы;

г) для контроля за проведением  внешнеэкономической

деятельности.

3 Прогнозированием национальной  экономики в РБ

занимаются:

а) Министерство промышленности;

б) статистические организации;

в) Министерство экономики.

83

4. Государственный бюджет это:

а) доходы и расходы государства:

б) доходы государства от предпринимательского сектора

экономики;

в) расходы государства на социальную сферу.

5. Денежная система включает:

а) денежную единицу, эмиссионную систему, виды денег,

институты регулирования денежной системы;

б) денежную массу;

в) совокупность мероприятий правительства, направленных

на изменение денежной массы  в обращении.

6. К социальной сфере относится,  прежде всего, такая

отрасль:

а) как сельское хозяйство;

б) как торговля;

в) как образование;

г) как банковская сфера.

7. По назначению властных функций  государственные органы

классифицируются:

а) на законодательные, исполнительные, судебные;

б) на политические, экономические, социально-культурные;

в) на правотворческие, исполнительные, распорядительные.

8. Законодательным органом страны  является:

а) Национальное собрание Республики Беларусь;

б) Правительство Республики Беларусь;

г) Министерство экономики Республики Беларусь.

9. Основным принципом организации  государственной

власти является:

а) разделение властей;

б) зависимость от международных  норм права;

в) обороноспособность.

10. Основные положения о государственном  устройстве

страны изложены:

84

а) в Гражданском кодексе Республики Беларусь;

б) в Конституции Республики Беларусь;

в) в Национальной стратегии устойчивого  социально-

экономического развития до 2020г

11. Методы государственного регулирования  экономики,

включающие меры принуждения, запрета  и разрешения,

называются:

а) административными;

б) экономическими;

в) правовыми.

12. Законодательное регулирование  условий труда относится

к следующей категории государственного регулирования

экономики:

а) объекту;

б) функции;

в) методу;

г) цели.

13. В зависимости от обязательности  плановых заданий

различают планирование:

а) директивное и индикативное;

б) текущее и перспективное;

в) стратегическое, тактическое и  оперативное.

14. Комплексный подход при прогнозировании

экономических процессов подразумевает:

а) использование ретроспективного анализа;

б) классификацию прогнозов;

в) системность и взаимосвязанность  анализа экономических

процессов.

15. Классификация прогнозов на  демографические,

социальные, экономические, экологические,

внешнеэкономические и другие виды определяется:

а) по горизонту предвидения;

б) по уровню управления;

в) по объекту прогнозирования;

г) по характеру прогнозирования.

85

16. Основные направления социально-экономического

развития разрабатываются:

а) на 1 год;

б) на 5 лет;

в) на 10 лет;

г) на 15 лет;

д) на 20 лет.

17. Годовой прогноз социально-экономического  развития

Республики Беларусь включает:

а) целевые показатели социально-экономического развития;

б) макроэкономический прогноз;

в) микроэкономический прогноз.

18. Стратегической целью социально-экономического

развития Республики Беларусь в 2011–2015 гг. является:

а) развитие малого и среднего бизнеса;

б) динамичное повышение уровня благосостояния народа на

основе сбалансированного и  устойчивого экономического

роста;

в) преодоление технического и технологического отставания

действующих производств.

19.Основными формами фискальной  политики являются:

а) стимулирующая;

б) сдерживающая;

в) стабилизационная;

г) автоматическая;

д) дискреционная.

20.Для сравнения уровня жизни  в различных странах

используют показатель:

а) уровень ВВП по паритету покупательской способности на

душу населения;

б) темп роста ВВП;

в) рост заработной платы.

86

Модуль 3 (КОНТРО ЛИРУЮЩИЙ)

Вопросы для повторения.

1. Обоснуйте необходимость вмешательства  государства в

экономику страны?

2. Определите структуру государственного  управления в

Республике Беларусь?

3. Назовите основные документы  долгосрочного

планирования?

4. Дайте характеристику денежно-кредитной  системе

Беларуси.

5. Что лежит в основе бюджетной  системы страны?

6. Каким образом реализуется  социальная политика в

Республике Беларусь?

7. Определите составляющие индекса развития

человеческого потенциала.

Темы рефератов.

1. Совершенствование налоговой  системы Республики

Беларусь за последние годы.

2. Зарубежный опыт социальной  защиты населения и его

возможности использования в Республике Беларусь

3.Реализация принципа адресности  в социальной политике

государства.

87

7. МЕЖСТРАНОВАЯ И МИРО ХОЗЯЙСТВЕННАЯ

ИНТЕГРАЦИЯ

7.1. Т енденции и факторы международной  интеграции.

7.2. Интеграционные процессы в  экономике стран СНГ.

7.3. Экономическая интеграция Беларуси  и Российской

Федерации.

7.1. Тенденции и факторы международной

интеграции.

Международная экономическая  интеграция – переплетение

хозяйственных связей между странами мира, которое ведет к

слиянию национальных рынков, формированию единого

мирового экономического пространства с единым рыночным

режимом.

Международная экономическая  интеграция обусловлена

рядом следующих факторов:

1) углубление международного разделения  труда,

специализация и кооперация производства;

2) ускорение научно-технического  прогресса, развитие и

внедрение информационных технологий;

3) расширение региональных группировок;

4) формирование региональных рынков;

5) интернационализация хозяйственной  жизни;

6) создание транснациональных корпораций  и финансово-

промышленных групп.

После обретения независимости  в 1991 году Беларусь

впервые стала полноправным субъектом  международного

права. С 19 сентября 1991 года БССР стала  называться

Республикой Беларусь. Вскоре Парламентом  был принят

первый законодательный акт  о самостоятельной

внешнеполитической деятельности республики. С конца 1991

года начался процесс признания  мировым сообществом

молодого белорусского государства. К настоящему времени

Беларусь установила дипломатические  отношения со 162

Информация о работе Оценка развития экономики РБ