Оценка развития экономики РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 22:58, курсовая работа

Краткое описание

Создание социально ориентированной рыночной экономики в Республике Беларусь предопределяет необходимость получения студентами знаний по различным направлениям и сферам экономической деятельности. Особое значение приобретают вопросы, взаимосвязанные с научными основами функционирования и развития национальной экономики. Изучение национальной экономики Беларуси, позволяет осуществлять подготовку экономически грамотных специалистов во всех сферах занятости, способных выявлять и предвидеть негативные тенденции в развитии национальной экономики, принимать целесообразные решения.

Оглавление

Введение…………………………………………….…….. … 4
Т ематический план и содержание курса…………….. …….. 5
1. Научные основы национальной экономики…….. …...….. 11
2. Экономический потенциал Беларуси…………………….. 21
3. Экономический рост национальной экономики………… 36
4.Хозяйственные комплексы национальной
экономической системы……………………………………...42
5. Формирование рыночной экономики в Республике
Беларусь ……………………….. ……………...…..………..66
6. Экономическая роль государства в Республике Беларусь 74
7. Межстрановая и мирохозяйственная интеграция…….. 87
8. Национальная экономика и экономическая безопасность 95
Основные термины
Вопросы для подготовки к экзамену……………...….......
Рекомендуемая литература………………….………...…….. 113

Файлы: 1 файл

Дайнеко, Оценка развития экономики РБ.docx

— 162.76 Кб (Скачать)

капитал, предпринимательская деятельность (управление). Эти

факторы непосредственно воздействуют на производство и

экономический рост.

Рынок земли – это часть системы земельных отношений,

основу которой составляет механизм согласования интересов

землевладельцев и землепользователей с интересами

государства и общества в целом.

68

С 1 января 2009 года в действие вступил  новый Кодекс о

земле. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь о земле

собственность на землю в Республике Беларусь выступает в

государственной и частной форме. Установлен запрет на

передачу в частную собственность  земель следующих видов:

земли сельскохозяйственного назначения; природоохранного,

оздоровительного, рекреационного, историко-культурного

назначения; лесного фонда; водного  фонда; под дорогами и

иными транспортными коммуникациями; общего пользования,

подвергшиеся радиоактивному загрязнению; земли занятые

разведанными месторождениями  полезных ископаемых; земли

на которых расположены объекты  недвижимости, находящиеся

только в государственной собственности.

Согласно Кодекса о земле, местные  исполнительные и

распорядительные органы предоставляют  земельные участки

физическим лицам в аренду и  в собственность. Цена земли

определяется на основании ее кадастровой  оценки. Приобрести

землю в собственность юридические  лица могут следующими

способами: по результатам аукциона - для строительства

объектов; без проведения аукциона – для целей обслуживания

принадлежащих им на праве собственности  капитальных

строений, которые находятся на приобретаемой земле.

Рынок капитала – это рынок финансовых средств,

являющийся частью рынка факторов производства, который

функционально подразделяется на рынок  ссудного капитала и

рынок ценных бумаг.

Рынок ссудного капитала - рынок среднесрочных и

долгосрочных ссуд, определяющий соединение предложения

средне- и долгосрочных денежных накоплений нефинансового

сектора и спроса на средне- и долгосрочные ссуды,

необходимые для финансирования.

Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) - часть рынка ка-

питала, где осуществляется эмиссия  и купля-продажа ЦБ.

В настоящее время в РБ наиболее развитым является рынок

государственных облигаций с купонным доходом.

Барьеры для развития рынка  капитала:

- требование о проведении открытой  подписки и

проведение оплаты до регистрации  акций;

69

- жесткие требования к документам  при совершении

сделок;

- ограниченная номенклатура выпускаемых  ценных бумаг;

- налогообложение сделок с производными  инструментами;

- не установленные законодательством  четкие критерии

необходимости обращения в антимонопольный  комитет,

поэтому любая сделка купли-продажи  акций должна получать

согласие антимонопольного комитета.

Рынок труда - система рыночных институтов, организаций

и учреждений государственного сектора, общественных

объединений (профсоюзов и др.), решающих проблемы

воспроизводства рабочей силы, использования  труда.

Государственное регулирование на рынке труда

осуществляют органы службы занятости, в соответствии с

Государственной программой содействия занятости, по

направлениям: трудоустройство, направление  на

профессиональную подготовку, переподготовку и повышение

квалификации, переселение на новое  место жительства и

работы с их согласия, финансовая поддержка из средств Фонда

социальной защиты населения.

Модуль 2 (ЗАКРЕПЛЯЮЩИЙ)

Тесты

1. Переходный период включает  следующие направления

преобразований:

а) деформация старого экономического порядка;

б) ликвидацию устаревшего экономического механизма;

в) становление нового экономического порядка;

г) структурную перестройку экономики.

2. Структурная перестройка экономики  ориентирована на

формирование:

а) отраслевых пропорций с преобладанием  энергоемких

отраслей;

б) рыночных структур экономики;

70

в) новой институциональной среды, обеспечивающей

регулирующее воздействие государства  и рыночных

механизмов на национальную экономику.

3 Основой для формирования институтов  рынка в РБ

является:

а) экологическая ситуация;

б) действующая национальная экономическая  система;

в) состояние и перспективы развития промышленности;

г) существующая внешнеэкономическая  политика.

4. Основными источниками развития  институтов рынка в Р Б

являются:

а) ВВП;

б) проведение налоговой политики;

в) зарубежные займы;

г) средства государственных предприятий.

5. Экономический кризис проявляется:

а) в постоянном снижении объемов  производства;

б) в развитии наукоемких производств;

в) в росте инфляции и безработицы.

6. Внутренний рынок труда основывается:

а) на мобильности рабочей силы между организациями;

б) на движении кадров внутри организации;

в) на наличии у работников профессий, которые могут

использоваться разными организациями.

7. Основными элементами рынка  труда являются:

а) государство, профсоюзы, союзы предпринимателей;

б) наниматели, наемные работники;

в) спрос и предложение рабочей  силы, цена труда,

конкуренция.

8. Основными субъектами рынка  труда являются:

а) наемные работники (и их союзы), наниматели (и их

объединения) и государство;

б) государство, профсоюзы и союзы  предпринимателей;

в) спрос и предложение рабочей  силы, цена труда.

71

9. По функциональному назначению  выделяют следующие

формы движения капитала:

а) ссудный капитал;

б) предпринимательский капитал;

в) капитал международных организаций;

г) государственный капитал.

10. Ценная бумага, подтверждающая  обязательство эмитента

возместить владельцу ценной бумаги ее номинальную

стоимость, – это:

а) акция;

б) вексель;

в) облигация.

11. Операции на рынке ценных  бумаг способствуют:

а) мобилизации ресурсов;

б) эмиссии ценных бумаг;

в) эффективному размещению средств.

12. К видам и формам предпринимательства  относятся:

а) производственная деятельность;

б) единоличная деятельность;

в) коммерческая деятельность;

г) коллективное предпринимательство;

д) финансовая деятельность;

е) работа по контракту управляющим  фирмы;

ж) частное предприятие.

13. Трансформация по либеральной  модели, основанной на

ускоренном рыночном преобразовании экономики,

определяется как:

а) градуализм;

б) «шоковая терапия»;

в) командная система;

г) приватизация.

14. Прямые инвестиции – это:

а) вложение средств в акции, облигации  и другие ценные

бумаги;

72

б) предоставление различных видов  кредита;

в) капитальные вложения непосредственно  в производство

какой-либо продукции, включающие покупку, создание или

расширение фондов предприятия.

15. Реализация инновационной функции  инвестиционной

политики государства предусматривает:

а) обновление и расширение социальной инфраструктуры;

б) развитие и модернизацию производственной

инфраструктуры;

в) развитие системы управления;

г) развитие регионов.

16. Прямое участие государства  в инвестиционной

деятельности заключается:

а) в осуществлении капитальных  вложений за счет средств

бюджета;

б) в проведении налоговой политики;

в) в поддержке развития инвестиционной инфраструктуры;

г) в кадровой поддержке инвестиционного  бизнеса.

17. Централизованно управляемая  экономика

характеризуется:

а) индивидуальным планированием;

б) принципом экономической субординации;

в) наличием свободного доступа к  информации.

18.К «провалам» государства относятся:

а) ограниченность контроля над бюрократией;

б) высокий уровень безработицы;

в) неспособность государства полностью  предусмотреть и

проконтролировать последствия принятых решений.

19. К «провалам» рынка относятся:

а) наличие монополий;

б) внешние эффекты;

в) общественные блага.

20. Какой из данных элементов  является наиболее важным

для рыночной экономики:

73

а) низкий уровень безработицы;

б) активная конкуренция;

в) способность государства полностью  предусмотреть и

проконтролировать последствия принятых решений.

Модуль 3 (КОНТРО ЛИРУЮЩИЙ)

Вопросы для повторения.

1. Что понимают под переходной  экономикой?

2. Дайте характеристику состоянию  экономики

Республики Беларусь к началу переходного  периода.

3. Охарактеризуйте этапы построения  перспективной

белорусской модели экономики?

4. Что в настоящее время представляет  собой рынок земли

в Республике Беларусь?

5. Определите проблемное поле  развития рынка капитала

в республике?

6. Дайте характеристику рынку труда в Республике

Беларусь?

Темы рефератов.

1.Становление и развитие рынка  капитала в Республике

Беларусь.

2. Развитие малого бизнеса в  Р еспублике Беларусь и в  странах-

соседях.

74

6. ЭКО НОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА  В

РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

6.1. Цели, функции и методы государственного

регулирования.

6.2. Структура государственного  управления в Республике

Беларусь.

6.3. Система планирования и прогнозирования

национальной экономики Беларуси.

6.4. Денежно-кредитная система Беларуси.

6.5. Бюджетно-налоговая система  Беларуси.

6.6. Социальный императив государственного

регулирования экономического развития Беларуси.

6.1. Цели, функции и методы государственного

регул ирования.

Государственное регулирование  экономики - это

целенаправленная деятельность государства  в лице

соответствующих органов, которые  посредством разных

способов, приемов, форм и методов  обеспечивают достижение

поставленной цели и решение  экономических и социальных

задач соответствующего этапа развития экономики.

Информация о работе Оценка развития экономики РБ