Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 20:02, курс лекций
Краткий конспект лекций по базовым темам курса «Экологическое право России».
В Список объектов всемирного
культурного и природного наследия,
ежегодно обновляемый во исполнение
Конвенции ЮНЕСКО 1972 г. включены следующие
категории: «культурное наследие»,
«природное наследие» и «природно-
Таким образом, набор понятий и терминов, используемых для обозначения экологических объектов правового регулирования чрезвычайно обширен и выходит за рамки Закона «Об охране ОС». Сравнительный анализ показал, что Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (1991 г., ныне утратил силу) выделял три группы объектов правовой охраны: естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы; земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты; особо охраняемые природные территории (государственные природные заповедники, природные заказники, национальные парки, памятники природы), редкие или находящиеся под угрозой исчезновения животные и растения и места их обитания. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002) в основном сохраняет сложившийся подход. Отметим, что введение в новый закон «Об охране ОС» статьи «Основные понятия» имеет принципиальный характер, так как закрепленные в законе определения приобретают обязательный характер для всех, а научные дискуссии остаются уделом науки. Теперь, по крайней мере, стало известным, что такое экологическая система, природные ресурсы, природный объект, антропогенный и природно-антропогенный объект, причем последние это все разные объекты. Указанное нововведение Закона вызвало недоумение и даже критику среди специалистов. Так, Боголюбов С.А.32анализируя Закон «Об охране ОС» 2002г. пишет, что недоумение возникает из первого определения первой статьи: теперь «окружающая среда» – это совокупность «также антропогенных объектов, под которыми понимаются объекты, не обладающие свойствами природных объектов и созданные человеком для обеспечения его социальных потребностей». Это можно считать революционным поворотом в наших представлениях и российском законодательстве, которое раньше под окружающей средой имело в виду лишь природную, естественную среду, природу – со всеми соответствующими и неизбежными разночтениями в их понимании и толковании.
Антропогенные объекты и их деятельность, конечно, регулировались и ранее природоохранным правом, но лишь в связи с их потенциальным или осуществленным загрязнением ОС, без включения их в нее саму. Включение антропогенных объектов в понятие окружающей среды, как и их выделение, может иметь далеко идущие теоретические и, самое главное, практические последствия, которые вначале даже трудно полностью предвидеть и предотвратить.33 Указанная точка зрения разделяется и нами.
Тем
не менее, приветствовать узаконивание
определений можно и нужно, важно
лишь, чтобы они были тщательно обсуждены,
выверены и признаны большинством профессионалов,
поскольку за этими определениями должны
следовать правовые и материальные последствия.
5. Право собственности
на природные ресурсы . Общая
характеристика
В
правовой литературе по вопросам собственности
традиционно отмечается, что собственность
на природные ресурсы как научное
понятие употребляется в
Собственность как экономическая категория является наиболее эффективным и гарантированным средством реализации экономических интересов граждан и общества в целом. Экономические отношения собственности определяют отношение участников производства к предмету производства. В результате закрепления экономических отношений в правовых нормах возникает право собственности как юридическая категория.
Право собственности на
Эколого-экономическую сущность института право собственности на природные ресурсы определяет двойственность положения природных объектов, так как с одной стороны они - составная часть окружающей ПС и основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории( экологический аспект института собственности на природные ресурсы), с другой – природные объекты – объекты не только хозяйствования, но и объекты частной, государственной и муниципальной форм собственности (экономический аспект).
Указанные
аспекты находятся в прямой и
тесной взаимосвязи, общие положения
которой нашли закрепление в
Конституции РФ и ГК РФ. Специфические
особенности и формы
В соответствии с российским законодательством природные ресурсы и предметы социальной среды как объекты собственности могут находиться в гражданском обороте с учетом особенностей, закрепленных природноресурсовым законодательством. При этом, конечно же, следует учитывать невозможность отожествления природных объектов как объектов права собственности и иного имущества как материального блага, созданного человеческим трудом. Поэтому правовой режим природных объектов должен быть отличным от правового режима иного имущества. Следовательно, необходимо выделить дополнительные критерии (признаки), характеризующие институт права собственности на природные ресурсы:
Таким образом, право собственности на природные ресурсы как правовой институт представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы, которая образует право собственности в объективном смысле.
В субъективном смысле под правом собственности на природные ресурсы понимается совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению природными объектами (землей, водами, недрами и др.) и их производными частями ( природными ресурсами), регулируемая системой правовых норм.
По Конституции РФ 1993 (ст.9) земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Государственная собственность в настоящее время утратила свою монополию и исключительность, однако, по объему по-прежнему сохраняет доминирующее положение. Согласно ст. 214 ГК РФ (ч.2) земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан и юридических лиц, либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Вопрос
о разграничении права государственной
собственности на природные ресурсы
между РФ и ее субъектами определен
Конституцией РФ. В соответствии со
ст. 72 разграничение права
Вопросы разграничения объектов федеральной, региональной и муниципальной собственности применительно к ООПТ решены ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Эти территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Соответственно ООПТ федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Территории регионального значения – собственностью субъектов РФ.
Достаточно полно решены вопросы отнесения водных объектов к объектам федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальных образований в Водном кодексе РФ.
Что касается лесов, то они в соответствии со ст. 19 Лесного кодекса РФ находятся преимущественно в государственной собственности. Причем лесной фонд и леса, расположенные на землях Министерства обороны, находятся в федеральной собственности. Передача части лесного фонда в собственность субъектов РФ допускается только на основании Федерального закона.
Управление государственной собственностью на природные ресурсы осуществляет Правительство РФ в соответствии со ст.114 Конституции РФ .
Муниципальная собственность на природные ресурсы установлена в общем виде ст. 9 Конституции РФ. Согласно ст. 215 ГК к муниципальной собственности относится имущество (в том числе земля и другие природные ресурсы), принадлежащее на праве собственности городским, сельским и иным муниципальным образованиям в пределах соответствующей городской, поселковой и т. п. черты, служащей границей муниципального образования.
Для характеристики муниципальной собственности на природные ресурсы необходимо руководствоваться и нормами законов «О местном самоуправлении в РФ» (1991) и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ (1995) , из которых следует, что объектами муниципальной собственности могут быть земельные участки, горные отводы и другие природные объекты (водоемы, луга, городские леса), а также курорты местного значения.
Субъектами управления муниципальной собственностью являются органы местного самоуправления. Они вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование юридическим и физическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном законом порядке.
Право частной собственности на природные ресурсы.
Ст. 9 Конституции РФ установила, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности. Ее субъектами могут быть как физические, так и юридические лица, частная собственность может быть индивидуальной и общей ( с определением долей и нет).
Согласно ст. 36 Водного кодекса РФ, обособленные водные объекты могут принадлежать на праве собственности гражданам и юридическим лицам в соответствии с гражданским законодательством. Ст. 40 уточняет, что в собственности указанных субъектов могут находиться замкнутые водоемы, небольшие по площади и непроточные, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами.
Лесной
кодекс РФ также предусматривает
в незначительной мере право частной
собственности граждан и
Правовое
регулирование отношений
На другие природные ресурсы, согласно действующему экологическому законодательству, частная собственность не предусмотрена.
Что
касается оснований возникновения
и прекращения права
Способы
защиты права собственности на природные
ресурсы определены законодательством.
Статья 35 Конституции РФ устанавливает,
что право частной собственности охраняется
законом. Никто не может быть лишен своего
имущества иначе, как по решению суда.
Принудительное отчуждение имущества
для государственных нужд может быть произведено
только при условии предварительного
и равноценного возмещения. Широкий
выбор способов защиты гражданских прав
предусмотрен главой 2 ГК РФ (права
собственности на природные ресурсы являются
разновидностью гражданских прав) и главой
20 ГК РФ – защита права собственности
и других вещных прав.