Лекции по «Экологическое право России»

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 20:02, курс лекций

Краткое описание

Краткий конспект лекций по базовым темам курса «Экологическое право России».

Файлы: 1 файл

лекции.doc

— 238.00 Кб (Скачать)

1. - в  предмет правового регулирования  экологического права входят  общественные отношения в сфере  взаимодействия общества и природы, которые имеют волевой характер; 2. - в предмет входят только те волевые общественные отношения,  которые возможно урегулировать нормами права (так нельзя обязать природопользователей создавать природные ландшафты, ибо они созданы в процессе эволюционного развития биосферы); 3. -  в предмет экологического права входят только те, волевые общественные отношения, которые нуждаются в правовом регулировании со стороны государства (обязанность соблюдать нормативы качества, ПДК выбросов и сбросов и т. д.); 4. - специфика и множество объектов правового регулирования экологического права влияют и на специфичность отношений, входящих в предмет, это позволяет выделить следующие группы волевых общественных отношений:

      а) отношения, связанные с изъятием веществ и энергии из природной среды (недропользование -  сопряжено с изъятием полезных ископаемых, охота – с отстрелом диких животных и т.п.)

б) отношения, связанные с использованием полезных качеств природного объекта (с\х землепользование основано на плодородии почв, использование лечебных природных ресурсов основано на их целебных и оздоровительных качествах и свойствах);

в) отношения, связанные с привнесением в ОПС веществ и энергии, не существовавших в ней ранее, либо существовавших в незначительных количествах (  так, недра могут быть использованы  для захоронения отходов; воздушная среда для выбросов загрязняющих веществ; и т. п.);

г) отношения, возникающие в связи с преобразованием природного объекта, которое может быть радикальным - в ходе которого изменяется природная функция этого объекта (комплекса) (создание искусственного водоема в той или иной местности изменяет режим функционирования данной экологической системы; выращивание лесопосадок повышает биопродуктивность защищаемых ими с/х земель и т.п.) и частичным – т.е. изменение используемого объекта, в силу чего происходит совершенствование его экологических функций (внесение удобрений повышает плодородие пахотных земель – активизация полезных свойств и качеств; рекультивация земель – нейтрализация негативных последствий хозяйственной деятельности).

      Таким образом, за категорией «общественные  отношения» стоят разнообразнейшие интересы общества, его потребности, удовлетворяемые за счет природных  ресурсов. Основными из таковых  являются - экологические, экономические, научные, рекреационные, культурные, эстетические. Все они реализуются в постоянном взаимодействии человека с природой. Кроме этого, экологическим общественным отношениям присущи специфические цели. В качестве основных из них в интересах настоящего и будущих поколений законодательством установлены следующие: - сохранение природных богатств и естественной среды обитания человека; - предотвращение экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности; - оздоровление и улучшение качества ОПС; - укрепление законности и правопорядка.

            Современное Экологическое право  есть  результат объединения существовавших  до 1980 года автономных отраслей  права –природоохранительного права  (система юридических норм, регулирующих  общественные отношения по сохранению, воспроизводству, изучению и оздоровлению окружающей среды) и природоресурсного ( система юридических норм, регулирующих общественные отношения по рациональному использованию природных ресурсов с целью удовлетворения потребностей, прав и законных интересов различных природопользователей). Именно поэтому в научной и учебной литературе по экологическому праву названные группы общественных отношений выделяют в исключительный предмет отрасли.

Природоресурсныые отношения объединяют  в себе - земельные, горные, водные, лесные, по использованию животного мира и атмосферного воздуха. Природоохранительные -земельно-охранительные, по охране недр, водоохранительные, лесоохранительные, по охране животного мира, атмосферного воздуха, природо-заповедные, по охране генетического фонда и  микроорганизмов ( ст. 4 Закона «Об охране ОПС»).

     Совокупность  этих отношений и  составляет предмет  экологического права.

     В тоже время экологическое право  регулирует в настоящее время  и иные отношения, не являющиеся традиционными. Это отношения  собственности на природные ресурсы и объекты и отношения по защите экологических прав и законных интересов человека и гражданина.

     Таким образом, учитывая интересы и потребности  человека в сфере взаимодействия общества и природы, опосредованные в праве, предмет современного российского права окружающей среды образуют отношения:

-по  охране ОПС от  разных форм ее  деградации; - по природопользованию; - собственности на  природные объекты  и ресурсы; - по  защите экологических  прав и законных интересов физических и юридических лиц. В доктрине права окружающей среды отношения, регулируемые им, называются экологическими.

      Приведенная классификация видов экологических  отношений – принципиальная, наиболее важная, целесообразная и научно обоснованная. Ее целесообразность заключается во взаимосвязанном, одновременном решении в праве комплекса проблем, касающихся принадлежности природных ресурсов, распоряжения ими, обеспечения рационального использования природных ресурсов, охраны природы от различных форм деградации и защиты экологических прав. Научная обоснованность такой классификации подтверждается природоресурсным законодательством (земельным, водным и др), в котором регулируются отношения собственности на соответствующий  природный ресурс, по его использованию и охране, а также доктриной земельного, водного, горного и иного природоресурсного права.

      В целом общественные экологические отношения это – совокупность однородных  отношений, обладающих органическим и устойчивым единством. Критерий единства – сфера взаимодействия общества и природы, в которой возникают такие отношения. 

2. Методы  правового  регулирования в экологическом  праве.

     Методологический  арсенал науки экологического права  весьма разнообразен и включает методы различных областей человеческого знания – философский, исторический, прогностический, анализа и синтеза, восхождения от абстрактного к конкретного и другие общие методы.

       Принято считать, что из названных  методов первостепенное значение  имеет исторический метод.  Информация об исторических аспектах взаимодействия общества и природы имеет большое значение, ибо весь накопленный  цивилизацией опыт необходим не только для анализа и оценки происхождения  экологических проблем современного этапа, но и для выработки стратегии по устойчивому, экологически безопасному пути развития общества.

       Не менее значимым в области  общественных экологических отношений  является и прогностический метод,  задача которого заключается  в предсказании, прогнозировании  будущего в технике, науке,  в окружающей среде, наконец, в праве на основе научных данных, полученных различными  отраслями человеческого знания.

     Таким образом,  в области науки метод  есть путь познания, который исследователь  прикладывает к своему предмету. Следовательно, предмет и метод обладают определенным единством. Отрыв друг от друга отрицательно скажется и на эффективности и на самостоятельности отрасли, в частности, экологического права.

      Говоря  о методах правового регулирования, применяемых в экологическом  праве, подчеркнем, что метод это способ правового воздействия на общественные отношения со стороны государства. Другими словами, это устанавливаемый нормами права специфический способ правового воздействия на поведение участников правовых отношений по реализации правомочий собственника природных ресурсов, обеспечению рационального природопользования, охране окружающей среды, защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. В науке права признается два основных метода правового регулирования: административно– правовой ( императивный) и гражданско-правовой (диспозитивный).

   Содержание  каждого из способов воздействия  на общественные отношения , его специфика  зависит от тех материальных и  иных благ,  по поводу которых возникают  и развиваются общественные отношения.

     Доминирующее положение в экологическом  праве занимает административно-правовой метод. Его суть заключается в установлении предписания, дозволения, запрета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний. Одной из сторон в административных отношениях является уполномоченный орган государства, соответственно стороны находятся в неравном положении: между ними  отношения власти и подчинения. В экологическом праве императивный метод опосредуется в специфических формах – нормировании, экспертизе, сертификации, лицензировании и др.

   Гражданско-правовой (диспозитивный) метод основывается на равенстве сторон правоотношения. Юридически равные субъекты самостоятельно определяют свои права и обязанности, которые должны соответствовать закону, находиться в его рамках.

   В условиях перехода к рынку, а также  с совершенствованием гражданского, предпринимательского законодательства, гражданско-правовой метод стал применяться  более широко. В соответствии с  законодательством право пользования природными ресурсами  представляется на основе лицензии и заключаемого в соответствии с ней договора. Несмотря на то, что договор заключается природопользователем с органом исполнительной власти субъекта РФ, по своей природе такой договор является гражданско-правовым.

      К одним и тем же отношениям по природопользованию и охране ОС может быть применен, при определенных условиях, и тот  и другой методы. Так, заключение договора на природопользование представляет собой  результат применения гражданско-правового метода регулирования. Однако если в процессе природопользования нарушаются договорные условия, и причиняется  существенный  экологический вред, может быть применен административно-правовой метод регулирования отношений по природопользованию. Следовательно, можно говорить о  сочетании указанных методов. Такое сочетание реализуется через установленную законом систему нормативов качества ОС,  в которых устанавливаются пределы допустимых воздействий хозяйственной деятельности на природу, превышение которых влечет применение мер ответственности.

   Б.В.Ерофеев  предлагает универсальный, по его мнению, метод - экологизации, который представляется им как сочетание  общеэкологического подхода к общественным экологическим  отношениям, с дифференцированным по объектам. Его элементы:

  1. определение и закрепление в законодательстве тех элементов экосистемы страны, которые экологически и экономически значимы и использование которых,  либо воздействие на которые, нуждается в правовом регулировании;
  2. закрепление в законодательстве структуры тех органов, которые осуществляют конкретное управление использованием природных объектов, контролируют сохранность и воспроизводство экологической системы страны;
  3. закрепление  в действующем законодательстве круга экологопользователей (юридических и физических лиц ),  которые в процессе своей деятельности неизбежно влияют на экосистему страны;
  4. регламентация правил экологопользования, которые, с одной стороны обусловлены спецификой объекта использования, а с другой - правовым статусом экологопользователя;
  5. установление мер юридической ответственности за нарушение правил эколого         пользования.

   Однако, в  философии, как основополагающей науке  дающей исследователю возможность  проверить, подходит ли вообще избранный  метод для достижения поставленной цели, сформировалось  прочное убеждение, что универсального метода не существует. Более того,  каждая проблема, точнее, предмет, требует собственного метода.

   С учетом изложенного, целью правового  регулирования экологических отношений следует считать гармонизацию отношений между обществом и природой.  Поставленная цель может быть достигнута системой существующих методов правового регулирования -  императивного и диспозитивного, и выделение дополнительного (универсального)  метода не только не целесообразно, но и научно не обоснованно. 
 

3. Объекты охраны окружающей среды. Понятие и особенности природных объектов

     Природные и социальные ценности образуют ту среду, в  которой живет  человек.

           От  социальных объектов, входящих в материальный мир, окружающий человека, природные объекты отличаются следующими признаками: а) естественность происхождения. В отличие от объектов социального мира, объекты природы появились в процессе эволюционного развития биосферы. Они не имеют стоимости в смысле затрат человеческого труда, обладают в ряде случаев свойствами невосстановимости, необратимости произведенных изменений. Разумеется, подобный признак не исключает возможности восстановления и воспроизводства отдельных элементов естественного мира, улучшения их природных качеств. Но такая деятельность направлена не на создание естественной среды, а на возвращение ей того количества природного вещества, которое было изъято и потреблено человеком в процессе его трудовой и рекреационной деятельности. Естественный характер происхождения объектов природы и обусловленное им отсутствие стоимости не препятствует экономической и денежной оценке природных ресурсов. Она важна для обеспечения рационального использования природных ресурсов в экономике, для подсчета ущерба, причиненного природной среде, восстановления и воспроизводства природных богатств.

Информация о работе Лекции по «Экологическое право России»