Лекции по «Экологическое право России»

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 20:02, курс лекций

Краткое описание

Краткий конспект лекций по базовым темам курса «Экологическое право России».

Файлы: 1 файл

лекции.doc

— 238.00 Кб (Скачать)

Краткий конспект лекций по базовым темам  курса «Экологическое право России». 

    1. Понятие и система Экологического  права.

    Ознакомление  с основными науковедческими  вопросами правовых дисциплин позволяет  проследить закономерности формирования и функционирования той или иной отрасли права, в частности, получить системное представление о курсе экологического права, обратить внимание на отдельные темы, нуждающиеся в более глубоком изучении. При этом следует учитывать, что в науке Экологического права, состояние которой определяет содержание и объем соответствующей учебной дисциплины, ряд вопросов либо не решен, либо относится к числу спорных. Среди таких вопросов: собственно понятие экологического права (какие термины, синонимы, смежные понятия — право окружающей среды, природоохранное, природоресурсное право, экологизированные нормы права — точнее отражают суть данного феномена и какие из них следует использовать); предмет экологического права (входят ли в него, например, экологическая безопасность, природопользование и т.п.); система экологического права (до каких пределов оно может включать и какие именно новые виды правового регулирования, например клонирования, круговорота веществ и продуктов, охраны экологического равновесия в военных конфликтах либо от актов терроризма, в какой последовательности и в каком объеме эти вопросы должны изучаться будущими специалистами в области юриспруденции). Однако рассмотрение науковедческих вопросов не сводится к информации о спорах ученых или объеме учебной дисциплины. Фактически эти вопросы определяют основу практической деятельности различных субъектов, вовлеченных во взаимодействие с окружающей средой. От того, как понимается экологическое право и его предмет в данной стране, зависит определение экологической политики, ее приоритетов. Подходы — широкий или узкий — к системе экологического права формируют задачи, функции, полномочия органов управления и контроля за состоянием окружающей среды и природных ресурсов, определяют планы законодательной деятельности парламента и нормотворчество других субъектов. Понимание предмета экологического права сказывается на выборе правовых средств и методов решения конкретных задач, а иногда более того, от решения этих проблем, кажущихся студентам оторванными от реальной жизни, в конечном счете, зависят пределы государственного вмешательства в использование человеком окружающей среды или, наоборот, пределы вмешательства общественности в него. Например, уничтожение химического оружия — обязательство, взятое на себя Россией. Никто не возражает против этого в принципе, но острейшие конфликты возникают при решении вопросов о том, где, когда и как это делать. Наконец, от того, как определен предмет экологического права, зависит, кто будет нести ответственность за последствия очередной катастрофы — медики, биологи, атомщики, экологи или политики, и какова мера этой ответственности.

    Экологическое право — самостоятельная комплексная отрасль российского права, регулирующая отношения в области взаимодействия общества и человека с окружающей средой или отдельными ее компонентами. Это более чем абстрактное определение, тем не менее, имеет юридическое значение. Оно указывает на место экологического права в системе права в целом (отрасль), принадлежность данной отрасли к более сложным и поздним правовым образованиям (комплексная), соотношение с иными отраслями права (самостоятельная), а также на объект правового регулирования. Экологическое право как совокупность правовых норм предназначено для регулирования экологически значимого поведения людей, т.е. сознательных, социально обусловленных действий, состоящих в использовании окружающей среды и вызывающих в ней изменения, которые могут быть выявлены и измерены в соответствии с существующими научно-техническими возможностями и на основе действующих социальных, этических и правовых норм.

    Главной целью экологического права является сохранение жизни на Земле и обеспечение  необходимых условий жизнедеятельности человека. Конкретизирующими ее задачами экологического права считают: сохранение окружающей среды, улучшение ее состояния и качества, восстановление уничтоженных, поврежденных, потребленных элементов (объектов), обеспечение экологической безопасности населения и территорий, в том числе биобезопасности и сохранения биологической сущности человека, поддержание экологического правопорядка, предотвращение экологических катастроф и др.

    По  своей сущности и формам выражения  экологическое право, как и любое  иное, обладает специфическими признаками, отличающими его от других отраслей. К таким признакам относятся:  относительная молодость и чрезвычайная интенсивность развития экологического законодательства; использование значительного объема естественно-научной терминологии в текстах нормативных актов; объемность и разнородность нормативного материала; смешанность и высокая степень взаимоподкрепления публично-правовых и частноправовых методов регулирования; глобальный характер многих правовых предписаний; масштабная зависимость национального экологического законодательства от международно-правового регулирования; открытость; исключительная обновляемость и новизна правовых норм; конфликтность (экологических и экономических приоритетов, интересов государства и индивида); высокая степень использования для решения задач охраны окружающей среды норм и институтов иных отраслей; устойчивая тенденция расширения предмета правового регулирования за счет поглощения (включения в сферу регулирования) традиционных объектов и стремления приобрести статус «суперотрасли» в современной правовой системе; прямая зависимость от достижений науки и техники, открытий и разработок в области биологии, генетики, медицины, физики, химии и других естественных наук.

    Важной  особенностью объектов эколого-правового  регулирования является то, что большинство из них относится к живой материи, часть — к неживой, часть — к энергии. Вдобавок это объекты естественного или искусственного происхождения, находящиеся на разных этапах существования, с различной долей вложенного человеческим трудом преобразования, трансформации. Часть из них представляет собой деятельность, иногда проявляющуюся вовне в виде фактических действий, иногда — в виде юридически значимых фактов, например принятие решения о строительстве АЭС, оформленное записью на заседании правительства; часть — продукты человеческой деятельности или исходные материалы. Объекты эколого-правового регулирования имеют разную форму выражения, например, экологическая информация собирается и распространяется в письменной, устной электронной формах, за ее сокрытие установлена уголовная ответственность .

    Проблема  объектов экологического права усложняется  еще одним обстоятельством, а  именно: включать ли человека в их перечень? Впервые подробную и убедительную с правовой точки зрения аргументацию о необходимости рассматривать  человека как часть окружающей среды представил М.М. Бринчук'. Он рассматривает вопрос об эколого-правовом статусе человека, понимаемом как совокупность его экологических прав, основных инструментов и процедур их защиты и гарантий. Такой подход четко выделяет одну из сторон охраняемого правом объекта — человека, т.е. юридически выраженные, закрепленные в конституционных и иных актах его права (на благоприятную окружающую среду, доступ к экологической информации, возмещение вреда). Аналогичным образом решается вопрос об иных правах и свободах, приобретающих иногда экологическую, предметную характеристику (участие в природоохранных объединениях и т.п.).

    Человек неразрывно связан с окружающей средой. Как подчеркивает М.М. Бринчук, человек — часть природы2, его жизнедеятельность «вписана» в природу, ее циклы. Право реагирует на это, в первую очередь, устанавливая нормы о защите жизни и здоровья; во вторую — охраняя законные интересы, в большей или меньшей степени связанные с экологическими правами и свободами, например на пользование природными ресурсами, публичные сервитуты и т.п., или не связанные с ними. Так, в последнее время возникла проблема защиты биологической сущности человека (и это действительно становится весомым аргументом в споре о том, признавать ли его объектом экологического права). Новейшие достижения генной инженерии и других биотехнологий, ксенотрансплантологии и иных направлений медицины и фармацевтики, клонирование, увеличение доли «искусственных» продуктов, рост мутаций в результате загрязнения окружающей среды и т.п. вызывают серьезные опасения специалистов различных отраслей знания, в том числе и правоведов. Удастся ли сохраниться людям как виду, какие правовые запреты и ограничения должны быть сформулированы, по каким методикам рассчитывать экологические риски при обеспечении биобезопасности человека и человечества — вот далеко не полный перечень вопросов, уже решаемых и подлежащих незамедлительному регулированию'.

    Право всегда включало в число объектов охраны человека, его права, его жизнь, здоровье, телесную неприкосновенность, используя для этого средства разных отраслей, вплоть до уголовного закона. В наши дни смысл и цели такой охраны расширяются за счет включения экологического элемента, а сам охраняемый объект — человек — приобретает новое, подлежащее правовому регулированию качество неотъемлемого элемента окружающей среды. Добавим к этим соображениям, что уголовный закон в подавляющем большинстве составов экологических преступлений прямо называет жизнь и здоровье человека дополнительным объектом преступного посягательства либо подразумевает в качестве такового экологические права граждан.

    Систему экологического права можно конструировать, исходя из различных критериев и  используя самые разные правовые теории и концепции. В литературе разработано несколько моделей, описывающих эту систему.

    Во-первых, отечественные теория и социология права предлагают выделять следующие структурные элементы: собственно право как совокупность правовых норм; экологические правоотношения как конгломерат субъективных прав и обязанностей в сфере взаимодействия человека и групп людей с окружающей средой; юридическая практика; индивидуальные предписания, определяющие то или иное экологически значимое поведение; совокупность актов такого поведения; правовая экологическая идеология; правовые экологические эмоции; санкции; система нормативных актов как источников права, содержащих правовые экологические нормы, и примыкающие к ним индивидуальные акты правоприменения и толкования права.

    Во-вторых, структуру экологического права можно рассматривать в статике, выделив для начала само право, а затем реализующие его элементы правовой системы — правовые учреждения и правовую идеологию. К правовым учреждениям относятся правоохранительные органы, суды, контрольные природоохранительные органы, разрешительные административные органы и т.п., а также такие институционализированные образования, как общественные организации и объединения граждан, в том числе политические партии; существующие процессуальные порядки. Следует отметить, что правовые учреждения в данной сфере сами по себе образуют сложнейшую систему, поскольку наряду с правоохранительными и судебными органами (национальными и международными) в нее входит огромное количество органов управления, надзора и контроля за природопользованием, и охраной окружающей среды (общегосударственного и регионального уровней). Правовая идеология определяет цели права, правовые блага, ценности, охраняемые юридическими средствами, и отбор этих средств.

    В-третьих, рассматривая систему данной отрасли права в динамике, можно выделять в качестве ее структурных элементов экологическое правотворчество, т.е. процесс создания, изменения, отмены правовых норм и нормативно-правовых актов; правореализацию (исполнение и применение экологического права), т.е. претворение юридических норм в экологически значимое поведение людей; правообеспечивающую деятельность, т.е. создание управленческих, контрольно-надзорных и иных структур, материально-ресурсного и кадрового обеспечения и иных предпосылок эффективности действия правовых норм; правовое мышление, т.е. совокупность имеющихся на данном этапе развития человечества, государства, общества, отдельных социальных групп способов решения возникших ранее и возникающих впервые экологических проблем.

    Наконец, в наиболее общем виде, систему экологического права можно построить, выделив в ней подсистемы международного, регионального, например европейского (а в нем — экологического права ЕС), национального (а в нем для государств, имеющих федеративное устройство, — законодательство субъектов федерации, т.е. земель, штатов, республик и пр.), локального (местного) права. Конечно, может существовать и модель, сконструированная по типам правовых систем: континентальная, англо-американская, мусульманская и др., хотя экологическое право разных стран как раз в наибольшей степени отражает тенденцию сближения правовых систем и активно преодолевает различия в них. 

2. Предмет  экологического права.

     Предмет играет роль системообразующего фактора  отрасли права. Под предметом правового регулирования понимается строго определенная область общественных отношений, качественно отличающихся от иных общественных отношений, образующих предмет другой отрасли права. Так как,  в качестве объекта правового регулирования, в рассматриваемой нами сфере, выступает природа (окружающая среда) и ее отдельные компоненты – земля, недра, воды и др., и связанные с ними интересы человека, можно сказать, что под предметом понимаются те волевые общественные отношения, которые имеют своим объектом охрану и использование ее отдельных объектов в процессе взаимодействия между обществом и природой и урегулированные нормами экологического законодательства. Правильное определение предмета правового регулирования является обязательным условием для правильного применения правовых норм. Среди особенностей характеризующих отношения, входящие в предмет экологического права следует выделить следующие:

Информация о работе Лекции по «Экологическое право России»