Конституционное право на благоприятную окружающую среду

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

Начиная с 1972 г. большинство демократических государств, в том числе и Республика Беларусь, закрепили на конституционном уровне право человека на благоприятную окружающую среду. Впервые на конституционном уровне экологическая политика и политика природопользования нашла свое закрепление в 1990 году в принятой Верховным Советом Белорусской ССР Декларации о государственном суверенитете Белорусской ССР, закрепившей приоритет обеспечения экологических прав граждан наряду с другими задачами государственной политики.[1]

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3

1.Правовое регулирование охраны окружающей среды в Республике Беларусь……………………………………………………………………..6

2.Гарантии права на благоприятную окружающую среду……………….18

3.Рациональное использование природных ресурсов…………………....29

Заключение…………………………………………………………………..36

Список использованных источников………………………………………38

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 246.00 Кб (Скачать)

Необходимо отметить некоторую активизацию работы пользователей охотничьих угодий по регулированию численности диких животных нежелательных видов. Так, по сравнению с 2005 годом, в 2007 году возросла добыча волка на 15,2%, лисицы обыкновенной - на 14,3%, енотовидной собаки -на 41,2%.

Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды подготовлен и внесен в Палату представителей Национального собрания Проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе»». Во-первых, одним из главных направлений деятельности Минприроды является проведение государственной экологической экспертизы проектов строительства различных промышленных производств.

В 2008 году только на стадии выбора земельных участков было отказано в размещении 213 объектов, так как они не соответствовали    требованиям действующих природоохранных норм и правил. При проведении экспертизы проектной документации, технических условий и паспортов безопасности на материалы, оборудование в последнее время значительное внимание уделяется не только технологиям очистки в конце производственного цикла, но и снижению воздействия продуктов производства на протяжении всего жизненного цикла, вплоть до утилизации, так как между экономическим ростом и воздействием на окружающую среду всегда существовала сильная взаимозависимость. Относительное ослабление этой зависимости возможно при снижении удельного потребления энергии и природных ресурсов.

Действительно, в прошедшем году был подготовлен Проект нового Закона о государственной экологической экспертиза. Его принятие позволит сократить сроки проведения проектных работ и экспертизы. Значительно уменьшен перечень объектов (практически на 80%), по проектной документации которых в обязательном порядке будет проводиться государственная экологическая экспертиза, включены требования Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, к которой Республика Беларусь присоединилась указом Президента Республики Беларусь.

Прошедший год для Министерства в части нормотворческой деятельности был очень активен, поскольку только за 2008 год было подготовлено 5 законопроектов, 9 проектов Указов Президента, по предложению Минприроды принято 22 постановления Совета Министров Республики Беларусь, принято 124 постановления Минприроды.

Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды принимаются меры по снижению выбросов загрязняющих веществ от различных стационарных источников в атмосферный воздух. Так, уровень загрязнения атмосферного воздуха в нашей стране значительно ниже по сравнению с другими европейскими странами. Даже, в городе Минске среднегодовые концентрации ниже, чем в крупных городах СНГ и Западной Европы.

Наибольшее количество загрязняющих веществ в атмосферу попадает от автотранспорта, что составляет порядка 70% от общего объема загрязнений. Сегодня  работа по минимизации негативных последствий от автомобильного транспорта базируется на новых принципах и подходах. Такие подходы должны показать, что территория Республики Беларусь не является свалкой для старых, энергозатратных и загрязняющих технологий.

Поэтому, главная задача в этом году - разработка экологической классификации механических транспортных средств, в которой будут предусмотрены такие меры, как ограничение ввоза автомобилей низких экологических классов, дифференциация таможенных платежей, прогноз выбросов загрязняющих веществ от транспорта, с целью совершенствования градостроительной политики и управления дорожным движением и многие другие.

Еще одно не менее важное направление, развитие которого активно поддерживается, так как с одной стороны - оно решает проблемы энергетической безопасности государства, а с другой сокращает выбросы в атмосферный воздух - это альтернативная энергетика. Поэтому в числе основных задач министерства на 2009 год -увеличение количества внедряемых биогазовых энергетических комплексов,ветроэнергетических установок и гидроэнергетических станций. При этом предстоит создать нормативно-правовую базу по предъявлению требований в области охраны окружающей среды к проектированию, размещению и эксплуатации ветроэнергетических установок и биогазовых комплексов.

Основной акцент при этом будет уделен эффективному использованию древесного топлива для получения тепловой электрической энергии. В настоящее время древесное топливо, сжигаемое в котлах, имеет влажность более 55% с коэффициентом избытка воздуха более 3, что больше похоже на утилизацию топлива как отходов. Сжигание биомассы выгодно, однако она - не бесплатное топливо и цена его будет расти. Поэтому при внедрении котельных установок по сжиганию биомассы Минприроды особое внимание будет уделять вопросу соответствия биомассы требованиям технических условий, главное из которых - влажность не более 40%, и применения оборудования, обеспечивающего полное сжигание топлива с более высоким коэффициентом полезного действия, с автоматическим управлением процессом горения.

Сейчас уже введены в действие два биогазовых комплекса, на сельскохозяйственном гибридном центре «Западный» в Брестском районе с выработкой 4700 кубических метров биогаза в сутки, и на племптицезаводе «Белорусский» в Минском районе с выработкой более 3000 кубометров биогаза в сутки. Готовится к пуску третий проект на Гомельской птицефабрике. Также из средств Республиканского фонда охраны природы в этом году будет финансироваться строительство еще 7 биогазовых комплексов.

Благодаря внедрению биогазовых комплексов, кроме очевидного сокращения выбросов парниковых газов и загрязняющих веществ уменьшается негативное воздействие на почвы и подземные воды побочных продуктов сельскохозяйственного' производства, превращая их в высокоэффективное удобрение.

Министерство также принимает активное участие в развитии ветроэнергетической отрасли, которая является наиболее перспективной с точки зрения отсутствия загрязнения атмосферного воздуха, и соответственно, отсутствия затрат на строительство дорогостоящих установок по очистке дымовых газов и снижения выбросов в среднем на 12 кг при выработке 1 МВт ч электрической энергии.

С учетом перспективы внедрения 2400 ветроэнергетических установок и выработки к 2025 году 8 млрд кВт ч электроэнергии в год, общее сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух составит 96 тыс. тонн в год или 24% от валового выброса всех стационарных источников за 2007 год.

В последнее время наша страна активно включилась в решение проблемы изменения климата. Сегодня ведётся работа над созданием законодательной базы в области изменения климата. Необходимо принять Закон «Об охране климата», ввести в действие национальную систему распределения обязательств по сокращению выбросов парниковых газов, организовать внутреннюю торговлю правами на выбросы между субъектами хозяйствования Республики Беларусь, создать систему государственного контроля за выбросами, обеспечить необходимые условия для создания белорусского углеродного рынка.

Важную роль в области рационального природопользования и охраны окружающей среды играет современная наука. Без перспективных инновационных научно-технических разработок вообще нельзя говорить о рациональном природопользовании. Значительное внимание уделяется научному сопровождению выполнения обязательств Республики Беларусь по международным конвенциям и соглашениям в области охраны окружающей среды, разработке научно обоснованных планов действий, созданию особо охраняемых природных территорий и сохранению биологического разнообразия. Результаты исследований используются в работе Минприроды, Министерства здравоохранения, Министерства лесного хозяйства, Министерства жилищно-коммунального хозяйства, Министерства сельского хозяйства и продовольствия и других ведомств.

Минприроды является государственным заказчиком-координатором Государственной комплексной   целевой   научно- технической программы «Природопользование 2006-2010 годы», объединяющей две государственные научно-технические программы и четыре профильные государственные программы, ориентированные на проведение фундаментальных и прикладных научных исследований.

Программа направлена на разработку и освоение новых социально значимых и экологически безопасных технологий использования, переработки природных ресурсов, охраны окружающей среды, обеспечивающих реализацию основных задач устойчивого развития республики. В выполнении мероприятий принимает участие около 70 научных учреждений и организаций, в том числе Национальной академии наук Беларуси, Минобразования и ряда других.

Получены новые научные знания об основных закономерностях развития природы, разработаны методы и методики исследований, созданы объекты новой техники, ведутся поиски возможностей и способов их эффективного использования в народном хозяйстве страны.

Практическое применение нашли технологии по очистке воздушной среды птицеводческих организаций, переработке шламов очистных сооружений в качестве наполнителей для строительных материалов, комплекс мероприятий по улучшению гидроэкологического состояния водохранилищ и многие другие.

Значительное внимание уделяется разработке биосферно совместимых, ресурсосберегающих и малоотходных технологий, обеспечивающих экономное использование природных ресурсов и вторичных материальных ресурсов. Так, технология переработки отходов натуральных кожевенных материалов путем рециклинга позволяет получать композиционный материал, предназначенный для использования в обувном и галантерейном производстве.

Производится финансирование ряда проектов, включенных в Государственную программу инновационного развития. Разрабатываются эколого-безопасные технологии и экспериментальное оборудование для энерготехнологической и нетопливной переработки бурых углей, технологии и технико-экономическое обоснование целесообразности добычи калийно-магниевых солей, карналлитов, методом подземного растворения, с целью получения калийных удобрений и производных продуктов из хлорида магния и многие другие.

Основными направлениями и мерами в области охраны окружающей среды министерства на 2009 год является применение системного подхода в решении поставленных задач. Поэтому приоритетные направления те, которые имеют долгосрочный экологический эффект. Только в прошлом году из средств Республиканского фонда охраны природы было профинансировано строительство бюлее 150 объектов, направленных, в первую очередь, на обеспечение бесперебойного снабжения населения качественной питьевой водой, внедрение современных технологий очистки сточных вод, решение проблемы захоронения токсичных отходов, вовлечение в хозяйственный оборот вторичных материальных ресурсов, на увеличение количества нетрадиционных источников получения энергии, благоустройство зон отдыха и решение других не менее важных проблем.

В этом году предстоит также решить много задач, связанных и с развитием нормативной базы, в связи с принятием нового Кодекса о недрах и ряда других, и развитие минерально-сырьевой базы и альтернативной энергетики, сохранение природных экосистем и исчезающих видов живых организмов на основе научно обоснованных и экономически эффективных методов регулирования, и многие другие.

Конечно, требуют своего постоянного совершенствования экономические механизмы природопользования. Они должны быть направлены, в первую очередь, на стимулирование субъектов хозяйствования на «самоинициативную» охрану окружающей среды, использование наилучших технологических процессов в производстве, целенаправленное сокращение удельного потребления энергии и ресурсов на единицу выпускаемой продукции и обеспечение экологической  безопасности путем проведения превентивных организационно-профилактических мероприятий.

Указом Президента 2009 объявлен годом родной земли. В связи с этим

этот год в некотором роде уникальный, так как является по существу годом подведения итогов работы по наведению порядка на земле, проводившейся в течение пяти лет. Координирующая роль по его проведению, по существу, ложится на Минприроды. В каждой области будут разработаны планы мероприятий и конкретных заданий к ним с учетом социально-экономических и природных особенностей регионов. В обязательном порядке в этих планах будут отражены такие мероприятия как вовлечение в хозяйственный оборот пустующих плодородных земель, рекультивация карьеров, лесовосстановление, обустройство мест отдыха в городах, населенных пунктах и на водных объектах, озеленение и создание лесопарковых зон. Самое главное, что на министерство в этом году возложена ответственная задача по объединению усилий всех государственных органов, общественных объединений и граждан с целью проведения мероприятий Года родной земли на самом высоком уровне.

 [18]

 

Таким образом, исходя из важности и актуальности проблемы истощения природных ресурсов и, следовательно, их рационального использования, перед республикой стоит ряд важнейших целей. Основными целями являются рациональное использование природных ресурсов, их экономия, постепенный отказ от интенсивного использования, снижение вредного антропогенного воздействия на окружающую среду и дальнейшее улучшение экологической обстановки, развитие прикладных научных разработок для создания базы по внедрению ресурсосберегающих, малоотходных технологий, модернизация производств, увеличение доли использования вторичных ресурсов и отходов, сохранение биоразнообразия как условия существования человечества, возмещение экологических затрат и компенсация эколого-экономического ущерба, экологическая «чистота» хозяйственной деятельности, максимальная утилизация отходов производства и потребления, активизация международного сотрудничества в решении глобальных экологических проблем.

Информация о работе Конституционное право на благоприятную окружающую среду