Конституционное право на благоприятную окружающую среду

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

Начиная с 1972 г. большинство демократических государств, в том числе и Республика Беларусь, закрепили на конституционном уровне право человека на благоприятную окружающую среду. Впервые на конституционном уровне экологическая политика и политика природопользования нашла свое закрепление в 1990 году в принятой Верховным Советом Белорусской ССР Декларации о государственном суверенитете Белорусской ССР, закрепившей приоритет обеспечения экологических прав граждан наряду с другими задачами государственной политики.[1]

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3

1.Правовое регулирование охраны окружающей среды в Республике Беларусь……………………………………………………………………..6

2.Гарантии права на благоприятную окружающую среду……………….18

3.Рациональное использование природных ресурсов…………………....29

Заключение…………………………………………………………………..36

Список использованных источников………………………………………38

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 246.00 Кб (Скачать)

-проведения мониторинга окружающей  среды;

-проведения измерений в области  охраны окружающей среды;

-ведения государственного учета  в области охраны окружающей  среды;

-ведения учета используемых  природных ресурсов и воздействий  на окружающую среду;

-выдачи специальных разрешений (лицензий), иных разрешений и  документов, на основании которых  осуществляется природопользование, внесения изменений и (или) дополнений в эти разрешения и иные документы, приостановления, возобновления, продления срока действия, прекращения их действия;

-проведения оценки воздействия  на окружающую среду планируемой  хозяйственной и иной деятельности;

-проведения экологической экспертизы;

-осуществления контроля в области  охраны окружающей среды;

-проведения экологического аудита;

-проведения экологической сертификации;

-осуществления нормирования в  области охраны окружающей среды;

-разработки и реализации территориальных  комплексных схем, программ и  мероприятий по рациональному  использованию природных ресурсов  и охране окружающей среды. [17, ст.73]

Информация накапливается в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, других государственных органах и иных государственных организациях в силу исполнения обязанностей, возложенных на них актами законодательства Республики Беларусь. [17, ст.74] Доступ государственных органов, других государственных организаций, иных юридических лиц и граждан к экологической информации общего назначения обеспечивается посредством предоставления или распространения экологической информации общего назначения обладателями экологической информации. Доступ государственных органов, других государственных организаций, иных юридических лиц и граждан к специализированной экологической информации обеспечивается посредством ее предоставления на основании договора о предоставлении специализированной экологической информации, заключенного с обладателями экологической информации. Экологическая информация не подлежит предоставлению или распространению в случае:

-если информация отнесена к  государственным секретам в соответствии  с законодательством Республики  Беларусь о государственных секретах;

-если разглашение информации  приведет к нарушению правил  осуществления правосудия, производства  предварительного расследования, ведения  административного процесса;

-если разглашение информации  причинит вред окружающей среде  или создаст угрозу его причинения;

-в других случаях, предусмотренных  законодательными актами, международными  договорами Республики Беларусь  в интересах национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан, прав юридических лиц.

Важной гарантией является экономический механизм охраны окружающей среды и природопользования включает следующие элементы:

-разработку государственных прогнозов  и программ социально-экономического  развития Республики Беларусь  в части рационального использования  природных ресурсов и охраны  окружающей среды;

-финансирование программ и мероприятий  по рациональному использованию  природных ресурсов и охране  окружающей среды;

-создание фондов охраны природы;

-установление платежей за природопользование;

-проведение экономической оценки  природных объектов;

-проведение экономической оценки  воздействия хозяйственной и  иной деятельности на окружающую  среду;

-установление мер экономического  стимулирования в области охраны  окружающей среды;

-возмещение в установленном  порядке вреда, причиненного окружающей  среде;

-экологическое страхование;

-иные экономические меры, направленные  на охрану окружающей среды [17, ст. 74 1 742]

Экологический аудит проводится в целях обеспечения экологической безопасности, определения путей и способов уменьшения риска вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности путем независимой проверки такой деятельности на соответствие требованиям в области охраны окружающей среды и иным показателям, установленным законодательством Республики Беларусь [17, ст.79]

Согласно статье  1 Гражданского кодекса Республики Беларусь, отношения, связанные с осуществлением и защитой неотчуждаемых прав и свобод человека и других нематериальных благ, регулируются гражданским законодательством, поскольку иное не вытекает из существа этих отношений.

Важнейшим для определения возможностей и способов гражданско-правовой защиты права на благоприятную окружающую среду является раскрытие содержания неимущественного блага - «благоприятная окружающая среда», что возможно на основе анализа положений законодательства об охране окружающей среды. В соответствии со ст.1 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает экологическую безопасность, устойчивое функционирование естественных экологических систем, иных природных и природно-антропогенных объектов. Это такое состояние окружающей среды, которое создает защищенность жизни и здоровья граждан, естественной природной среды от угрозы вредного воздействия природного и техногенного характера. При этом под вредным воздействием понимается любое прямое либо косвенное влияние на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, а также, аварий, катастроф, стихийных бедствий, приводящее к причинению или угрозе причинения вреда природной среде, жизни или здоровью граждан.

Следует признать, что нарушение права на благоприятную окружающую среду может иметь место не только в случае выявления факта причинения вреда жизни и здоровью гражданина в результате прямого либо косвенного влияния на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, а также, аварии, катастрофы, стихийного бедствия, но и в случае выявления угрозы причинения такого вреда. Кроме того, нарушение права на благоприятную окружающую среду может иметь место, если прямое либо косвенное влияние на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, а также, аварий, катастроф, стихийных бедствий привело к причинению или угрозе причинения вреда природной среде (почве, воде, атмосферному воздуху, растительному и животному миру). В свою очередь угроза причинения вреда жизни и здоровью гражданина и природной среде имеет место в случае нерационального использования природных ресурсов, нарушения положений законодательства, регулирующего отношения в области охраны окружающей среды, в том числе технических нормативных правовых актов, установленных в данной области отношений.

Защита права на благоприятную окружающую среду может, в частности, осуществляться с использованием таких юрисдикционных способов защиты, как признание права, пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признание недействительным акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления; возмещение убытков; компенсация морального вреда; иных способов, предусмотренных гражданским законодательством, например, таких, как приостановление либо прекращение деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом  в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь. Возможность компенсации морального вреда предусмотрена Конституцией Республики Беларусь, в соответствии со ст.60 которой «с целью защиты прав, свобод, чести и достоинства граждане в соответствии с законом вправе взыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда».

В соответствии с данной статьей моральный вред, причиненный гражданину нарушением его права на благоприятную окружающую среду, подлежит компенсации в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Под моральным вредом понимаются физические или нравственные страдания, причиненные гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права (блага) либо имущественные права. При этом моральный вред, причиненный действиями (бездействиями), нарушающими неимущественные права, подлежит возмещению всегда, а имущественные права гражданина   в случаях, предусмотренных законодательными актами . Компенсация морального вреда производится независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда, как наряду с ним, так и отдельно. В качестве морального вреда, причиненного нарушением права на благоприятную окружающую среду, могут рассматриваться нравственные страдания, связанные с рождением больного ребенка, если болезнь явилась следствием загрязнения окружающей среды, невозможность иметь детей при наличии заболеваний, вызванных неблагоприятными факторами окружающей среды, переживания по поводу объективного риска рождения детей с врожденной патологией и т.п. Компенсация морального вреда осуществляется только в денежной форме. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего. Размер компенсации морального вреда указывается истцом в исковом заявлении. При определении размера компенсации вреда в суде учитываются принципы разумности и справедливости в соответствии со статьёй 970 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Таким образом само понятие экологические гарантии граждан можно разделить на три условные категории. Прежде всего, право на судебную защиту от действий экологических нарушителей (при непосредственном причинении вреда истцу право применения положений законодательства), право оспаривать в суде действия государственных органов, а также процедурные права, такие как доступ к информации и право на участие в принятии решений в области охраны окружающей среды (участие в оценке воздействия на окружающую среду и др.)

Экологические права, такие, как право на благоприятную окружающую среду, право на информацию об окружающей среде, право на возмещение вреда, причинённого экологическим правонарушением, право на участие в принятии экологически значимых решений, право на доступ к правосудию по делам экологического характера, несомненно, относятся к основным социальным гарантиям, а их осуществление является ключевым условием достижения устойчивого развития. Но, более пристально изучив действующее экологическое законодательство, нельзя, к сожалению, не признать, что оно в значительной мере излишне декларативно. В нем практически отсутствуют механизмы реализации права граждан на благоприятную окружающую среду, на получение полной информации о ее состоянии, права на возмещение вреда, причиненного здоровью населения. До сегодняшнего дня не сформирована эффективная система платности за природопользование. Отсутствуют нормы экологического страхования, хотя статья 8 Закона Республики Беларусь "Об охране окружающей среды" в качестве одной из гарантий права человека на экологически благоприятную окружающую среду называет именно страхование граждан, правовое регулирование экологических отношений требует более масштабных разработок, на уровне как законодательных, так и подзаконных нормативных актов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

 

 

Одним из приоритетных направлений государственной политики Республики Беларусь являются вопросы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Они касаются различных сфер деятельности человеческого общества, во много определяя особенности устойчивого развития каждого государства, в том числе и нашей страны.

С увеличением антропогенного воздействия на окружающую среду для многих стран мира очень остро стоит проблема сохранения биологического разнообразия. В Республике Беларусь растительный мир весьма разнообразен. Естественный растительный покров Беларуси занимает около 70% территории республики и представлен лесными, луговыми и болотными сообществами. По последним данным, в современной флоре Беларуси насчитывается около 12 тыс. видов растений и грибов, из которых свыше 500 обладают полезными свойствами и используются в народном хозяйстве.

В стране насчитывается 274 редких вида растений, которые занесены в Красную книгу Республики Беларусь и охраняются на национальном уровне: 173 вида сосудистых растений, 27 видов мохообразных, 21 вид водорослей, 24 вида лишайников и 29 видов грибов. И главная задача государства сохранить и приумножить все, что дала природа.

Что касается животного мира, то он также является неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом экосистем. Для сохранения и рационального использования объектов животного мира в 2008 году были организованы работы по ведению государственного кадастра животного мира в Республике Беларусь - создана информационная система для ведения государственного кадастра, сформированы начальные систематические списки животных по таксономическим группам и мониторинга животного мира.

В результате последовательной реализации комплекса мер, осуществляемых в рамках Государственной программы развития охотничьего хозяйства, Республиканской программы развития рыбной отрасли, а также ужесточения требований законодательства в области охраны и использования животного мира, в республике сохраняются устойчивые положительные тенденции роста охотничьих ресурсов. Так, за последние три года общая численность основных ресурсных видов охотничьих животных достигла почти 132 тыс. особей, темп роста составил 118,5%, в том числе: лося - 118,6%; оленя - 106,6%; косули - 108,5%; кабана-132,9%.

В целом, процент изъятия диких копытных животных от их общей численности невысокий, что связано с низкой оптимальной численностью и плотностью (за исключением кабана) основных ресурсных видов охотничьих животных. Потенциальные возможности охотничьих угодий значительно превышают численность диких копытных животных в настоящий период. Так, например, при расчетной кормовой емкости угодий для лося в количестве 50 тыс. особей, их фактическая численность в 2008 году достигла 18,7 тыс. особей, что составляет 84,3% расчетной оптимальной численности. Такая же тенденция наблюдается и с оленем, косулей, а вот поголовье кабана выросло с 39,2 тыс. особей в 2005 году до 52,1 тыс. особей в 2008 году и достигло 143% от оптимальной численности.

Сохраняется пока и высокий уровень численности хищников: волка - 1,2 тыс. особей, лисицы,47,1 тыс., енотовидной собаки-8,5 тыс. особей. Поэтому продолжается их сильное негативное влияние на другие виды охотничьих животных (зайцеобразных, молодняк копытных, пернатую дичь). Зато отмечается положительная динамика роста численности редких видов диких животных, таких как рысь (до 560 особей в 2007 г. или 196,5 %. к 2003 г.), барсук (до 1861 особей или 117,6 %), бурый медведь (до 92 особей или 119,5%). В ряде регионов республики сформировались устойчивые популяции этих животных.

Информация о работе Конституционное право на благоприятную окружающую среду