Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 16:44, курсовая работа
Начиная с 1972 г. большинство демократических государств, в том числе и Республика Беларусь, закрепили на конституционном уровне право человека на благоприятную окружающую среду. Впервые на конституционном уровне экологическая политика и политика природопользования нашла свое закрепление в 1990 году в принятой Верховным Советом Белорусской ССР Декларации о государственном суверенитете Белорусской ССР, закрепившей приоритет обеспечения экологических прав граждан наряду с другими задачами государственной политики.[1]
Введение…………………………………………………………………….3
1.Правовое регулирование охраны окружающей среды в Республике Беларусь……………………………………………………………………..6
2.Гарантии права на благоприятную окружающую среду……………….18
3.Рациональное использование природных ресурсов…………………....29
Заключение…………………………………………………………………..36
Список использованных источников………………………………………38
Полезные ископаемые исходя из их физических и технологических свойств подразделяются на: рудные; нерудные; горючие. Полезные ископаемые исходя из их экономического значения подразделяются на: стратегические полезные ископаемые; общераспространенные полезные ископаемые; полезные ископаемые ограниченного распространения; подземные воды. [10, ст.18]
Пользование недрами осуществляется по следующим видам: геологическое изучение недр; добыча полезных ископаемых; использование подземных пространств; использование геотермальных ресурсов недр. [10, ст. 28]
Как объект охраны растительность подразделяется на водную, почвенную подземную и надземную. В связи с тем, что из всех растительных ресурсов самое важное значение в жизни человека имеют леса, рассмотрим на их примере, как в нашей стране осуществляется правовое регулирование использования и охраны растительных ресурсов. Тем более, что в экологическом законодательстве Республики Беларусь не разграничиваются такие природные объекты, как растительный мир и леса, но и не отождествляются. Действующее экологическое законодательство понятие леса связывает с понятием лесного фонда.[5, с.114]
Лесной фонд образуют леса и покрытые ими земли, а также лесные земли, не покрытые лесом, и нелесные земли. Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий. [11, ст.4] В состав земель лесного фонда входят лесные и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для его восстановления, предоставленные для нужд лесного хозяйства. К нелесным землям относятся земли, не покрытые лесом, а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда, предоставленные для нужд лесного хозяйства. [11, ст.6] Леса в Республике Беларусь являются исключительной собственностью государства. Республика Беларусь осуществляет владение, пользование и распоряжение лесами через уполномоченные на то государственные органы в пределах их компетенции с учетом средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций лесов в интересах граждан Республики Беларусь и в общегосударственных интересах. Древесина и другая лесная продукция, добытая (заготовленная) лесопользователями при осуществлении лесных пользований в порядке, установленном лесным законодательством Республики Беларусь, являются их собственностью, если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь. [11, ст.7]
Правовое регулирование охраны и использования животного мира в Республике Беларусь осуществляется рядом нормативных актов. Основным из них является Закон «Об охране и использовании животного мира».
В Республике Беларусь могут осуществляться следующие виды пользования животным миром:
-охота;
-рыболовство промысловое и любительское;
-добыча животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства;
-пользование животным миром в научных, культурно-просветительных, воспитательных и эстетических целях;
-использование полезных свойств жизнедеятельности животных;
-использование животных в целях получения продуктов их жизнедеятельности. [12, ст.41]
Охрана животного мира осуществляется путем:
-установления правил и норм по охране, рациональному использованию и воспроизводству объектов животного мира;
-установления ограничений и запретов в пользовании животным миром;
-предотвращения самовольного пользования и других нарушений установленных правил пользования животным миром; предотвращения гибели животных при осуществлении производственных процессов и эксплуатации транспортных средств;
-создания особо охраняемых природных территорий;
-оказания помощи животным в случае заболеваний, угрозы гибели при стихийных бедствиях и вследствие других причин;
-проведения других мероприятий и установления иных требований по охране животного мира. [12, ст.17]
Большинство населения страны проживает в зонах повышенной экологической опасности. Такими зонами считаются территории районов, городов, иных населённых пунктов с устойчивым высоким уровнем заболеваемости и смертности населения от загрязнения и иного вредного воздействия, превышающих среднегодовые показатели за ряд лет. Как правило, в пределах этих зон выделяются территории, на которых систематически происходят стихийные бедствия, техногенные аварии и катастрофы. Характерным признаком для этих зон являются наличие аварийно опасных производств, подверженность стихийным бедствиям и высокие показатели заболеваемости и смертности. По мере нарастания негативных процессов данные зоны становятся зонами экологического бедствия, а в случаях аварий и катастроф – зонами чрезвычайных экологических ситуаций. Отношения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, явлюящиеся в современных условиях важнейшей частью обеспечения безопасности, регулирует Закон Республики Беларусь « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Закон определяет общие организационно-правовые нормы в области защиты граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Республики Беларусь, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах страны или её части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. [13, с.376-378]
Переросшая в катастрофу глобального масштаба авария на чернобыльской АЭС является самой тяжёлой и трагической из всех 26 происшедших к тому времени (26 апреля 1986 г.) подобных аварий в мире. На долю Республики Беларусь пришлось около 70 процентов загрязнённой радионуклидами территории Европейской части бывшего СССР. Правовой режим территорий Республики Беларусь, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской катастрофы, устанавливает Закон Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС». Закон направлен на снижение радиационного воздействия на население и экологические системы, на проведение природовосстановительных и защитных мероприятий, на рациональное использование природного, хозяйственного и научного потенциала этих территорий. Закон регулирует режим территорий радиоактивного загрязнения, условия проживания, осуществление хозяйственной, научно-исследовательской и другой деятельности на этих территориях. [15, с.385-386]
Кроме того, источниками экологического права на территории страны также являются международные договоры, заключенные Республикой Беларусь на двусторонней и многосторонней основе, в том числе 13 международных природоохранных конвенций и протоколов: Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (21.04.2003), Рамочная Конвенция ООН об изменении климата (25.04.2000 г.), Венская конвенция об охране озонового слоя (20.06.1986 г.), Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (31.10.1988 г.), Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (14.05.1980 г.), Протокол о сокращении выбросов оксидов азота или их трансграничных потоков к Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г. (8.06.1989 г.), Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (26.02.1992 г.), Конвенция о биоразнообразии (10.06.1993), Конвенция по международной торговле редкими видами флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) (10.08.1995г.), Конвенция по водно-болотным угодьям международного значения (Рамсар, 25.05.1999 г.), Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (15.10.1999 г.), Орхусская конвенция о доступе к информации (14.12.1998 г.), Конвенция о всемирном культурном и природном наследии (12.10.1988 г.), Конвенция по борьбе с опустыниванием (17.07.2001 г.)
Обязательность учета международных природоохранных принципов и норм предусмотрена в законе Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», в соответствии с которым, если в международном договоре, заключенном Республикой Беларусь, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законе страны, должны применяться правила международного договора.
Международное сотрудничество Республики Беларусь в экологической сфере является важным дополнительным фактором, позволяющим успешно решать стоящие перед страной проблемы в области охраны окружающей среды. Беларусь активно взаимодействует в данном направлении с такими международными организациями как Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Всемирный банк, Европейская экономическая комиссия ООН, секретариатами природоохранных конвенций.[4, с.14-15]
Таким образом, проанализировав тенденции развития природоохранительного права в республике, следует отметить, что в последнее время проводится большая работа по приведению экологического законодательства в соответствие с существующими условиями развития экономики и общества. Сегодня вопросы природопользования регулируются на четырех уровнях: это соответствующие статьи в Конституции страны, свыше десяти законов, более двадцати постановлений правительства и свыше шестисот решений министерств и ведомств республики по данной тематике. Только за последние годы приняты более десяти законов, Кодекс о недрах, Водный и Лесной кодексы. В настоящее время идет разработка трех новых законов и новых редакций двух уже существующих, Атмосферного кодекса, ряда других документов по отдельным аспектам природопользования. Требуется создание такой их системы, которая устранила бы имеющиеся пробелы в правовом регулировании экологических отношений, учла бы все закономерности формирования и функционирования вышеназванной отрасли и создала правопорядок, исключающий причинение вреда здоровью людей и окружающей среде, но в то же время обеспечивающий комплексное рациональное использование природных ресурсов.
ГАРАНТИИ ПРАВА НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
Очевидно, что любое право нуждается в механизме защиты, особенно в том случае, если оно нарушается. Наличие этих механизмов и процедур реализации и защиты экологических прав граждан — необходимое условие для того, чтобы провозглашенные права стали реальностью. [16, с.62] Для реальной защиты прав граждан на благоприятную окружающую среду разработана система гарантий, т.е. правовых механизмов, при помощи которых субъективное право, как определённый законом объём прав и обязанностей, предоставленных человеку государством, может быть реализовано.
Эффективность реализации любого права, в том числе и экологического, напрямую зависит от наличия двух взаимосвязанных факторов: осознания обществом, что судебная процедура является естественным и необходимым средством разрешения конфликта; понимания неотвратимости судебного рассмотрения каждого факта нарушения права.
Вместе с тем это далеко от реальности. Наши граждане крайне редко обращаются в суд. Причин тому много: это и длительность судебных процедур в перегруженных судах, и отсутствие доверия к судам, и достаточно высокие судебные расходы, и отсутствие необходимой квалификации у судей и адвокатов, участвующих в процессах по вопросам, касающимся окружающей среды. Однако каждое выигранное в суде дело является тем прецедентом, который позволит в другом случае добиться справедливого судебного решения, а для кого-то явится четким сигналом к неотвратимому соблюдению своих обязанностей в области охраны окружающей среды и обеспечения прав граждан на получение экологической информации и на участие в процессе принятия экологически значимых решений [17, с. 72].
Согласно ст. 60 Конституции Республики Беларусь «каждому гарантируется защита его прав и свобод, компетентным, независимым и беспристрастным судом». При этом если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, согласно ст. 61 Конституций гражданин вправе в соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обратиться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод [14, с. 70]. Так, в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., который Республика Беларусь ратифицировала, был создан комитет по правам человека. В данный комитет могут обращаться, помимо государств-участников пакта, граждане Республики Беларусь с индивидуальными жалобами для защиты своего нарушенного права. Однако на сегодняшнем этапе данный механизм малоэффективен. Европейская же конвенция о защите прав человека и основных свобод 1953 г. не ратифицирована Республикой Беларусь, поэтому у граждан Республики Беларусь нет возможности обжалования решений национальных судов в Европейский Суд по правам человека. В этой связи следует отметить определенную декларативность ст. 61 Конституции Республики Беларусь, закрепляющей возможность для гражданина обратиться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Не предусмотрена в законодательстве Республики Беларусь и должность представителя по правам человека (омбудсмена).
Очевидно, что процесс имплементации положений Орхусской конвенции в законодательство Республики Беларусь будет направлен на устранение указанных пробелов, противоречий и двусмысленных положений. В настоящее время положения Орхусской конвенции стимулируют развитие законотворческих процессов Республики Беларусь, например, в отношении закрепления правового понятия экологической информации, порядка ее предоставления, правовой регламентации процедур участия общественности в процессе принятия экологически значимых решений, совершенствования законодательства в области обеспечения общественности доступа к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.
Информация о работе Конституционное право на благоприятную окружающую среду