Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 16:44, курсовая работа
Начиная с 1972 г. большинство демократических государств, в том числе и Республика Беларусь, закрепили на конституционном уровне право человека на благоприятную окружающую среду. Впервые на конституционном уровне экологическая политика и политика природопользования нашла свое закрепление в 1990 году в принятой Верховным Советом Белорусской ССР Декларации о государственном суверенитете Белорусской ССР, закрепившей приоритет обеспечения экологических прав граждан наряду с другими задачами государственной политики.[1]
Введение…………………………………………………………………….3
1.Правовое регулирование охраны окружающей среды в Республике Беларусь……………………………………………………………………..6
2.Гарантии права на благоприятную окружающую среду……………….18
3.Рациональное использование природных ресурсов…………………....29
Заключение…………………………………………………………………..36
Список использованных источников………………………………………38
Глава 3 настоящего закона посвящена классификации в области охраны атмосферного воздуха. Классификация объектов воздействия на атмосферный воздух по категориям осуществляется для:
-государственного регулирования и управления в области охраны атмосферного воздуха;
-нормирования в области охраны атмосферного воздуха;
-учета в области охраны атмосферного воздуха;
государственного, ведомственного, производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха. [6, ст.12]
В статье 12 закрепляются основания разделения по категориям объектов воздействия на атмосферный воздух; классификация источников выбросов, цели данной классификации (ст.13);классификация загрязняющих веществ и цели соответствующего разделения (ст.14).
В закон включены и статьи по охране озонового слоя атмосферы, нашедшие дальнейшее концентрированное развитие в принятом в 2001 г. Законе Республики Беларусь «Об охране озонового слоя» с последующими изменениями и дополнениями.
Общественные отношения в области использования и охраны вод в Республике Беларусь регулирует водное законодательство. Его основу составляет Водный кодекс Республики Беларусь и ряд постановлений Совета Министров по вопросам использования и охраны вод. В их числе можно назвать: «Положение о водоохранных полосах (зонах) водоёмов» от 14 июня 1989 г.; «Положение о государственном учёте вод и их использовании» от 10 марта 1975 г.; «Положение о водоохранных полосах (зонах) малых рек» от 18 января 1983 г.; «санитарные правила и нормы охраны поверхности вод от загрязнения» от 4 июля 1988 г. и т.д. [5, с.129]
Все воды (водные объекты), находящиеся на территории Республики Беларусь, составляют государственный водный фонд Республики. К водному фонду относятся:
-поверхностные воды (водные объекты) – реки, ручьи, родники, озера, пруды, водохранилища, каналы и т.п.;
-подземные воды. [7,ст. 3]
Использование и охрана вод основываются на принципах:
-сохранения стабильного состояния водных ресурсов;
-комплексного использования водных ресурсов;
-приоритета использования подземных вод для питьевых нужд населения по отношению к их использованию для других нужд;
-предупреждения загрязнения, засорения и истощения водных объектов;
-нормирования в области использования и охраны вод;
-платности специального водопользования;
-возмещения вреда, причиненного водным объектам;
-сочетания рационального использования
вод и их охраны в границах административно-
-разграничения функций государственного регулирования, управления и контроля в области использования и охраны вод и функций водопользования. [7, ст. 31]
Статья 4 закрепляет исключительную собственность Республики Беларусь на все воды (водные объекты), находящиеся на территории Беларуси.Водные объекты (их части) могут предоставляться в пользование в порядке, определенном настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь. Водные объекты предоставляются в пользование в целях удовлетворения питьевых, хозяйственно-бытовых, лечебных, курортных, оздоровительных и других нужд населения, а также сельскохозяйственных, промышленных, энергетических, транспортных, рыбохозяйственных и иных потребностей. Водные объекты могут предоставляться в пользование для одной или нескольких целей. Водопользование имеет следующие виды:
-общее и специальное;
-обособленное и совместное;
-первичное и вторичное.
Общее водопользование осуществляется юридическими лицами и гражданами Республики Беларусь, в том числе индивидуальными предпринимателями, без разрешений. При общем водопользовании обязательно соблюдение требований и условий общего водопользования на водных объектах, определяемых соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с органами государственного санитарного надзора, территориальными органами республиканского органа государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды и органами государственного управления в области внутреннего водного транспорта. В целях охраны жизни и здоровья граждан в необходимых случаях местные исполнительные и распорядительные органы устанавливают места, где запрещены купание, катание на лодках и других плавучих средствах, забор воды для питьевых и бытовых нужд, водопой скота, а также определяют иные условия общего водопользования на водных объектах, расположенных на территории соответствующего местного Совета депутатов. Местные исполнительные и распорядительные органы обязаны довести до сведения заинтересованных юридических лиц и граждан Республики Беларусь, в том числе индивидуальных предпринимателей, условия общего водопользования на отдельных водных объектах.
Специальное водопользование осуществляется на основании разрешений, выдаваемых республиканским органом государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды или его территориальными органами. Выдача разрешений на специальное водопользование производится на основании ходатайства водопользователя, согласованного в установленном порядке с органами государственного санитарного надзора и иными специально уполномоченными на то органами государственного управления. Порядок выдачи разрешений на специальное водопользование определяется Советом Министров Республики Беларусь.
В обособленное водопользование юридическим лицам могут быть переданы водные объекты (их части) для целей питьевого водоснабжения, нужд энергетики, обеспечения обороны Республики Беларусь.
В совместном водопользовании находятся водные объекты (их части), не предоставленные в обособленное водопользование. Водопользователи, осуществляющие право обособленного водопользования водными объектами (первичные водопользователи), вправе разрешать другим юридическим лицам и гражданам Республики Беларусь, в том числе индивидуальным предпринимателям, вторичное водопользование по согласованию с органами, предоставившими водный объект в обособленное водопользование, и территориальными органами республиканского органа государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды.
Водные объекты (их части), включенные в фонд рыболовных угодий и фонд охотничьих угодий, могут быть предоставлены для ведения рыболовного или охотничьего хозяйства юридическим лицам в аренду.
Водные объекты предоставляются только во временное водопользование. Временное водопользование может быть краткосрочным – до пяти лет и долгосрочным – от пяти до двадцати пяти лет. [7, ст.6]
Законодательное регулирование деятельности по обращению с отходами осуществляется законами «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления», «О санитарно-эпидемическом благополучии населения».
Субъекты хозяйствования осуществляют учет и представляют органам статистики и Государственного комитета Республики Беларусь по экологии отчет о наличии, образовании и использовании отходов собственного производства, а также отходов, поступающих со стороны. [8, ст.8]
Запрещается сбрасывание отходов в системы водоотвода, водные объекты, болота, водоохранные зоны водоемов и водотоков, рекреационные зоны, зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопровода, на территории заповедников, заказников, национальных парков и охранных зон. Запрещается захоронение опасных отходов на территории городов, других населенных пунктов, в водных объектах, подземных водоносных горизонтах, курортно-оздоровительных зонах и других местах, где может быть создана опасность ухудшения состояния окружающей среды и здоровья населения. Размещение отходов производства и потребления в окружающей среде является платным. За размещение отходов свыше установленных лимитов плата взимается в пятикратном размере.
Хранение (складирование), переработка и захоронение отходов проводятся только в разрешенных местах и на разрешенных объектах в соответствии с требованиями, которые устанавливаются Государственным комитетом Республики Беларусь по экологии по согласованию с другими специально на то уполномоченными государственными органами.
Порядок временного хранения отходов на территории предприятий устанавливается органами Государственного комитета Республики Беларусь по экологии по согласованию с органами государственного санитарного надзора.
Трансграничная перевозка отходов осуществляется лишь в исключительных случаях и регулируется специальным положением, утвержденным Советом Министров Республики Беларусь. [8, ст.10,11]
Основным нормативным актом, регулирующим земельные отношения в Республике Беларусь, является Кодекс о земле. Кроме того, в регулировании земельных отношений значительную роль играют и такие нормативные акты, как законы о собственности, об аренде, о предприятиях, о крестьянском (фермерском) хозяйстве, о платежах за землю, о налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог), Положение о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утверждённое Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь (1991г.) и другие нормативные акты. [5, с.96]
Земли Республики Беларусь делятся на следующие категории:
-земли сельскохозяйственного назначения;
-земли населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов;
-земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения;
-земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения;
-земли лесного фонда;
-земли водного фонда;
-земли запаса. [9, ст.6]
Земли, земельные участки распределяются по категориям земель в зависимости от их основного целевого назначения и определенного в соответствии с законодательством правового режима их использования и охраны. Перевод земель, земельных участков из одной категории в другую производится в случаях изменения основного целевого назначения этих земель, земельных участков при изъятии и предоставлении земельных участков, прекращении права постоянного или временного пользования, пожизненного наследуемого владения, частной собственности и аренды на земельные участки, подаче землепользователями заявлений о переводе земель, земельных участков из одной категории в другую. [9, ст.8]
Собственность на землю, земельные участки может быть государственной и частной. Земельный участок может принадлежать на праве общей (долевой или совместной) собственности нескольким собственникам. Земельные участки могут находиться в частной собственности граждан Республики Беларусь, негосударственных юридических лиц Республики Беларусь, собственности иностранных государств, международных организаций. В частной собственности граждан Республики Беларусь могут находиться земельные участки, предоставленные для: строительства и (или) обслуживания жилого дома; обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним квартиры в блокированном жилом доме; ведения личного подсобного хозяйства; коллективного садоводства; дачного строительства. [9, ст.12] Эта же категория земель может предоставляться на праве пожизненного наследуемого владения до вступления в силу настоящего кодекса, а также земли крестьянского (фермерского) хозяйства, традиционных народных промыслов. [9, ст.14]
В соответствии со статьями 15 и 16 данного кодекса земельные участки могут предоставляться как во временное, так и в постоянное пользование.
Земельные участки могут предоставляться в аренду гражданам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам Республики Беларусь, иностранным юридическим лицам и их представительствам, иностранным государствам, дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, международным организациям и их представительствам в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства об охране и использовании земель. [9, ст.17]
Ведение работ, связанных с добычей полезных ископаемых, вызывает весьма серьезные отрицательные последствия для всех без исключения природных объектов. Данная экологическая ситуация в сфере недропользования требует и соответствующего юридического закрепления поведения недропользователей, направленного на охрану окружающей среды. Основным законом, которые регулирует горные отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, пользованием и охраной недр Республики Беларусь, является Кодекс о недрах. [5, с.106]
Объектами отношений в области использования и охраны недр являются:
-ресурсы недр;
-участки недр, в том числе геологические и горные отводы;
-горные предприятия, отдельные горные выработки;
-геологическая информация;
-минералогические, палеонтологические и иные уникальные геологические материалы;
-права на пользование недрами.[10, ст.3]
Недра являются исключительной собственностью государства. Государство реализует принадлежащие ему права владения, пользования и распоряжения недрами через уполномоченные государственные органы. Недра не могут быть предметом залога, купли-продажи, дарения, наследования, вклада в уставный фонд, а также предметом отчуждения в иной форме. Право собственности на добытые полезные ископаемые принадлежит недропользователю, осуществившему их добычу на законном основании, если иное не установлено законодательными актами или концессионным договором. Использование и охрана недр должны осуществляться на основе следующих принципов: полноты и комплексности геологического изучения недр; рационального использования недр и их охраны; нормирования в области использования и охраны недр; платности пользования недрами, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами; обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, имущества граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, имущества, находящегося в собственности государства; предотвращения вредного воздействия на окружающую среду.[10, ст.5,6,7]
Информация о работе Конституционное право на благоприятную окружающую среду