Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 16:44, курсовая работа
Начиная с 1972 г. большинство демократических государств, в том числе и Республика Беларусь, закрепили на конституционном уровне право человека на благоприятную окружающую среду. Впервые на конституционном уровне экологическая политика и политика природопользования нашла свое закрепление в 1990 году в принятой Верховным Советом Белорусской ССР Декларации о государственном суверенитете Белорусской ССР, закрепившей приоритет обеспечения экологических прав граждан наряду с другими задачами государственной политики.[1]
Введение…………………………………………………………………….3
1.Правовое регулирование охраны окружающей среды в Республике Беларусь……………………………………………………………………..6
2.Гарантии права на благоприятную окружающую среду……………….18
3.Рациональное использование природных ресурсов…………………....29
Заключение…………………………………………………………………..36
Список использованных источников………………………………………38
Гарантии экологических прав граждан в самом общем виде сформулированы в статье 8 Закона «Об охране окружающей среды»
Основными направлениями государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды являются:
-обеспечение права граждан на
благоприятную окружающую
-совершенствование
-научное обеспечение охраны окружающей среды;
-создание правового и
-рациональное использование
-совершенствование системы
-создание сети особо
-обеспечение сохранения
-обеспечение непрерывного
-проведение государственной
-предоставление и
-организация и развитие системы образования, воспитания в области охраны окружающей среды и формирование экологической культуры, а также подготовка и переподготовка специалистов для деятельности в области охраны окружающей среды;
-оказание содействия
-привлечение граждан, общественных
объединений к охране
-международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. [17, ст.7]
В соответствии со статьёй 13 Закона «Об охране окружающей среды» право граждан на благоприятную окружающую среду обеспечивается:
-планированием и
-возмещением в установленном
порядке вреда, причиненного жизни,
здоровью, имуществу граждан в
результате вредного
-предоставлением полной, достоверной и своевременной экологической информации в порядке, установленном настоящим Законом и иным законодательством Республики Беларусь, а также международными договорами Республики Беларусь;
-обжалованием решений и
-судебной защитой, самозащитой
и получением
-деятельностью общественных
-контролем в области охраны окружающей среды;
-принятием иных мер, предусмотренных настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.
Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, лимитов на природопользование, а также иных нормативов в области охраны окружающей среды.
Нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, а также иные нормативы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды.
Нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, а также иные нормативы в области охраны окружающей среды устанавливаются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь и иными специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления в соответствии с их компетенцией.[17, ст.18] Основными требованиями к разработке нормативов в области охраны окружающей среды являются:
-установление оснований их
-проведение научно-
-оценка и прогнозирование
-иные требования, устанавливаемые
законодательством Республики
Нормативы качества окружающей среды устанавливаются на уровне, обеспечивающем экологическую безопасность, и применяются для оценки состояния окружающей среды и нормирования допустимого воздействия на нее.
К нормативам качества окружающей среды относятся:
-нормативы предельно
-нормативы предельно
-нормативы предельно
-иные нормативы качества
Нормативы качества окружающей среды утверждаются и вводятся в действие Министерством здравоохранения Республики Беларусь по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, иными государственными органами в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
В целях сохранения особо охраняемых природных территорий, курортных и рекреационных зон, а также типичных и редких природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение, для этих природных объектов могут устанавливаться более жесткие, чем действующие на остальных территориях, нормативы качества окружающей среды. [17, ст.20]
Лимиты на природопользование представляют собой установленные природопользователям на определенный период времени объемы предельного использования (изъятия, добычи) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов и иных видов вредного воздействия на окружающую среду. [17, ст.27]
Право на благоприятную окружающую среду также обеспечивается государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранного законодательства. Задачи экологического контроля заключаются в соблюдении юридическими лицами и гражданами требований природоохранного законодательства. Ведущая роль в системе экологического контроля принадлежит государственному контролю в области охраны окружающей среды. Государственный контроль в области охраны окружающей среды включает контроль за использованием и охраной земель (включая почвы), недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, озонового слоя, лесов, объектов растительного и животного мира, особо охраняемых природных территорий, типичных и редких природных ландшафтов, климата, а также за обращением с отходами.
Функция государственного контроля возложена в первую очередь на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды и его органы на местах. Предусмотрен также и общественный экологический контроль. Общественный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется в целях реализации права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды.Общественный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется общественными инспекторами охраны природы, общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в области охраны окружающей среды, а также гражданами в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Государственный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется в определённых правовых формах: лицензирование отдельных видов деятельности в области использования природных ресурсов, экологическая экспертиза, оценка воздействия планируемой хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды, мониторинг окружающей среды, учёт объектов, оказывающих вредное воздействие на состояние окружающей среды. Экологический контроль может осуществляться и в иных правовых формах.
Экологической сертификацией является деятельность по подтверждению соответствия, осуществляемая органом по сертификации, аккредитованным в Системе аккредитации Республики Беларусь, объектов оценки соответствия требованиям нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, в области охраны окружающей среды.
Объектами экологической сертификации являются:
-система управления
-продукция;
-компетентность персонала в выполнении работ, услуг в области охраны окружающей среды;
-оказание услуг в области охраны окружающей среды;
-иные объекты, в отношении которых
в соответствии с
Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям в области охраны окружающей среды.
В Республике Беларусь проводятся государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза. Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или его территориальными органами.
Порядок проведения государственной экологической экспертизы устанавливается законодательством Республики Беларусь о государственной экологической экспертизе. Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе общественных объединений и граждан независимыми специалистами, которые в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, вправе получать от заказчика (инициатора планируемой хозяйственной и иной деятельности) документацию, подлежащую общественной экологической экспертизе, в том числе материалы по оценке воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности, а также иные материалы, необходимые для проведения общественной экологической экспертизы. [17, ст.59,60,61]
В целях обеспечения взаимодействия систем наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов, получения и предоставления полной, достоверной и своевременной экологической информации создается Национальная система мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь. [17, ст.68]
Мониторинг окружающей среды осуществляется в целях наблюдения за состоянием окружающей среды (в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников вредного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду), обеспечения государственных органов, юридических лиц и граждан полной, достоверной и своевременной информацией, необходимой для управления и контроля в области охраны окружающей среды и природопользования.
Мониторинг окружающей среды является составной частью Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь. [17, ст.69]
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, хозяйственная и иная деятельность которых оказывает вредное воздействие на окружающую среду, в том числе экологически опасная деятельность, виды и количество выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, виды и величина вредных физических и иных воздействий на окружающую среду подлежат государственному учету, проводимому территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, а также иными специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Государственный учет в области охраны окружающей среды ведется в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, в целях государственного регулирования природоохранной деятельности, а также текущего и перспективного планирования мероприятий по снижению вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. [17, ст.70]
Юридические лица и индивидуальные предприниматели при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны вести учет используемых природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, обращения с отходами, а также учет иных видов вредного воздействия на окружающую среду в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и иными специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления в соответствии с их компетенцией.
Данные об используемых природных ресурсах, выбросах и сбросах загрязняющих веществ в окружающую среду, обращении с отходами, а также об иных видах вредного воздействия на окружающую среду подлежат учету в экологическом паспорте предприятия и государственному статистическому учету в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. [17, ст.71]
Государственные кадастры природных ресурсов ведутся для учета количественных, качественных и иных характеристик природных ресурсов, а также для учета объема, характера и режима их использования.
В Республике Беларусь ведутся следующие государственные кадастры природных ресурсов: земельный, недр, водный, атмосферного воздуха, лесной, растительного мира, животного мира, климатический, торфяного фонда, а также отходов.
Актами законодательства Республики Беларусь может быть предусмотрено ведение и иных государственных кадастров природных ресурсов. [17, ст.72]
Государственный фонд данных о состоянии окружающей среды и воздействиях на нее включает экологическую информацию, формируемую в результате осуществления обладателями экологической информации следующей деятельности:
Информация о работе Конституционное право на благоприятную окружающую среду