Внешняя среда организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 23:38, лекция

Краткое описание

Представление об организации как о системе, состоящей из управляющей и управляемой подсистем, или из объекта и субъекта управления, связанных между собой определенного рода информацией является наиболее общим и простым.

Оглавление

1. Внешняя среда организационной системы.
2. Свойства внешней среды.
3. Взаимодействие организации с внешней средой.
4. Связь между внутренней и внешней средой организации.
5. Анализ среды организации. Методы анализа.
6. Маркетинговая политика организации.

Файлы: 1 файл

Тема 5 Внешняя среда.doc

— 312.50 Кб (Скачать)

      Рис. 2.2. Связь и взаимодействие внешней  среды с процессом преобразования в организации 

Взаимосвязь факторов внешней  среды и тенденции, обусловленные их действием

     Все перечисленные факторы следует  рассматривать в комплексной  связи. Все они взаимозависимы, хотя наиболее общая тенденция такова: от ноосферы к деловой среде. Иными  словами, действие факторов деловой среды — это производное от действия факторов общей среды, действие факторов общей среды — производное от глобальной, и действие всех их — производное от ноосферных процессов. Скажем, рынок труда (экономический фактор общей среды) сейчас находится под все усиливающимся влиянием глобализации и интернационализации (международный сектор глобальной среды). Успех в конкурентной (фактор деловой среды) борьбе — особенно в современной России — невозможен без учета политических факторов (общая среда) и использования современных технологий (глобальная среда). Вся система факторов ВС пронизана такими связями и зависимостями, что создает громадные трудности для современного менеджера.

     Комплексное воздействие всех факторов внешней  организационной среды уже привело к огромным изменениям в теории и практике управления. К наиболее важным сдвигам, помимо смены общей парадигмы и философии управления, можно отнести следующие:

  • структуры организаций становятся все более плоскими и децентрализованными; крупные компании распадаются на более мелкие;
  • усиливается потребность в интеграции, обеспечиваемой единой корпоративной стратегией, культурой и финансовым контролем;
  • «горизонтальное» управление становится более важным, чем «вертикальное», основанное на иерархии; это повышает роль инициативы, риска, независимости и способности к предвидению;
  • инновации, творчество, риск и долгосрочные ориентации становятся необходимыми компонентами управления;
  • стиль управления, ценности и поведенческие модели менеджеров смещаются от бюрократических к предпринимательским;
  • управленческие ценности, методы и модели управления становятся экоориентированными: любое решение принимается с «оглядкой» на экологические факторы внешней организационной среды.
 

     Свойства  внешней среды

     В целом всю внешнюю среду можно охарактеризовать следующим образом.

  1. Существует взаимосвязь факторов среды или сила воздействия, с которой изменение одного фактора будет действовать на другие.
  2. Среда представлена большим количеством разнообразных факторов, влияющих на организацию, что показывает ее сложность.
 

     Под сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые организация  обязана реагировать, а также  уровень вариативности каждого  фактора. Если брать во внимание число  внешних факторов, на которые организация вынуждена реагировать, то если на неё давят государственные постановления, частое перезаключение договоров с профсоюзами, несколько заинтересованных групп влияния, многочисленные конкуренты и ускоренные технологические изменения, можно утверждать, что эта организация находится в более сложном окружении, чем, например, организация, озабоченная действиями всего нескольких поставщиков, при отсутствии профсоюзов и замедленном изменении технологии. Подобным образом, когда речь идёт о разнообразии факторов, организация, использующая всего несколько исходных материалов, нескольких специалистов и ведущая дела всего с несколькими фирмами своей страны, должен считать условия обеспечения менее сложными, чем организация, у которой эти параметры иные. По показателю разнообразия факторов в более сложных условиях будет находиться организация, использующая многообразные и разные технологии, претерпевшие более быстрое развитие, чем организация, чем организация, которой всё это не касается. 

     
  1. Среда характеризуется  большой степенью изменчивости или подвижности (хар-ка степени изменения самих факторов и силы их воздействия.
 

     Подвижность среды - это скорость с которой  происходят изменения в окружении  организации. Многие исследователи  указывают, что окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью.

     Однако  при том, что эта тенденция  является общей, есть организации, вокруг которых внешняя среда особенно подвижна. Считается, что наиболее быстрые  изменения во внешней среде затрагивают  прежде всего такие отрасли, как фармацевтическая, химическая, электронная, авиационно-космическая, производство компьютеров, биотехнологии, а также телекоммуникации. Здесь оказывают воздействие прежде всего такие факторы, как изменения технологии и методов конкурентной борьбы. Менее заметные изменения во внешней среде происходят в машиностроении, производстве запасных частей к автомобилям, в кондитерской, мебельной промышленности, производстве тары и упаковочных материалов, пищевых консервов.

     Кроме того, подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. К примеру, во многих фирмах отдел исследований и разработок сталкивается с высокой подвижностью среды, поскольку он должен отслеживать все технологические нововведения. С другой стороны, производственный отдел может быть погружен в относительно медленно изменяющуюся среду, характеризующуюся стабильным движением материалов и трудовых ресурсов. В тоже время, если производственные мощности разбросаны по разным странам мира или исходные ресурсы поступают из-за границы, то производственный процесс может оказаться в условиях высокоподвижной среды. Учитывая способность функционирования в условиях высокоподвижной среды, организация или её подразделения должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения относительно своих внутренних переменных. Это делает принятие решений более трудным процессом.

     Изменения, которые происходят на мировых товарных рынках и в мировом хозяйстве  в целом, непосредственным образом сказывается на хозяйственной деятельности отдельных фирм, использующих различные средства, формы и методы приспособления к внешней среде. В каждой стране они многовариантны, что зависит от конкретных экономических условий, традиций, степени ориентации на внешний рынок и многих других факторов. Именно анализ внешней среды, основанный на многовариантных расчётах рентабельности и эффективности производства отдельных видов продуктов и деятельности фирмы в целом, даёт возможность учитывать конкретное условие внешней среды путём применения гибких форм связей между всеми функциями управления и влиять непосредственно на весь хозяйственный цикл НИОКР - производство - сбыт. 

     
  1. Большое количество факторов и их изменчивость приводят к тому, что теряется точность информации о процессах, происходящих в среде, что повышает неопределенность среды и усложняет процесс принятия решений.

     Неопределённость  внешней среды является функцией количества информации, которой располагает  организация (или лицо) по поводу конкретного  фактора, а также функцией уверенности в этой информации. Если информации мало или есть сомнения в её точности, среда становится более неопределённой, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать её высоконадёжной. Поскольку бизнес всё более становится глобальным занятием, требуется больше и больше информации, но уверенность в её точности снижается. Таким образом, чем неопределённее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения. 

     С одной стороны, неопределенность — производное от сложности и подвижности. Разные их соотношения приводят к возникновению разных степеней неопределенности, что показано в таблице 11.2.

     С другой стороны, неопределенность —  это субъективный параметр, отражающий степень понимания менеджерами и членами организации того, что происходит в ВС.

     Неопределенность  связана, с одной стороны, с фактическим  недостатком информации, с другой — с осознанием менеджерами потребности  в информации (табл. 11.3).

Таблица 11.2.

Взаимосвязь свойств внешней  среды

Сложность Подвижность
Низкая Высокая
Высокая Умеренно низкая неопределенность:
  • большое число факторов
  • они не похожи друг на друга
  • они в основном не меняются
Высокая 
неопределенность:
  • большое число 
    факторов
  • они не похожи друг 
    на друга
  • они постоянно изменяются
Низкая Низкая 
неопределенность:
  • небольшое число факторов
  • факторы достаточно схожи
  • они в основном не меняются
Умеренно высокая неопределенность:
  • небольшое число факторов
  • факторы достаточно схожи
  • они постоянно изменяются

     Для менеджера, не видящего и не понимающего, что вокруг его организации что-то происходит, степень неопределенности внешней среды будет минимальна. И наоборот, можно в простых ситуациях и действиях контрагентов видеть (пытаться видеть) какой-то скрытый смысл и т.д.

     В этом случае для человека, пытающегося расшифровать эти смыслы, степень неопределенности внешнего окружения будет высокой. Эта связь показана в таблице 11.3.

Таблица 11.3.

Связь между свойствами внешней среды  и информацией

Сложность Подвижность
Низкая Высокая
Высокая Умеренно низкая неопределенность

Информационная перегрузка

Высокая неопределенность

Неизвестно, какая  информация нужна

Низкая Низкая 
неопределенность

Известен источник нужной информации, она доступна

Умеренно высокая неопределенность

Постоянная потребность 
в новой информации

 

Взаимодействие  организации с  внешней средой

Межорганизационные  отношения

     Взаимодействие  любой организации с внешней  средой происходит не непосредственно, а через другие организации. Это очевидно в случае с деловым слоем окружения, но то же самое касается и остальных слоев. Например, культурные факторы транслируются через религиозные организации или организации, осуществляющие гуманитарные исследования; правовые — через законодательные и правительственные организации; международные — через организации межгосударственного и наднационального характера (ООН, МВФ, ВТО и т.д.). Все бизнес-окружение — это сеть организаций, связанная иногда весьма причудливо. В узлах сети — организации, а нити, их связывающие, и есть межорганизационные отношения.

     Организации вступают в межорганизационные отношения, руководствуясь при этом различными поводами. Р. Холл (Richard Hall) выделяет следующие причины для взаимодействия .

  1. Основания ad hoc . Отношения возникают в случаях, когда ранее их не было. Они связаны с какими-то единичными случаями — получение консультации, решение конкретного вопроса или задачи.
  2. Обменные основания . Организации вступают в отношения в основном для того, чтобы получать друг от друга разнообразные ресурсы. Это, как правило, отношения с поставщиками, кадровыми и информационными агентствами и т.д. Эти отношения чаще всего выражены в форме сделок, в которых каждая организация стремится получить максимальную выгоду. Обмен может быть как равноценный, так и неравноценный (между организациями, находящимися на разных властных уровнях).
  3. Формализованные соглашения . Организации, осознавая свою взаимозависимость, могут формализовать свои отношения с тем, чтобы упростить их и исключить элемент непредсказуемости. Хотя в основе — все равно обмен, но в результате соглашения он становится взаимовыгодным и стабильным.
  4. Подмандатность . Это причина действует тогда, когда возникает нужда в надорганизационном регулировании отношений. Организации вступают в отношения, руководствуясь установлениями регулятивных органов. Другими словами, их обязывают вступать в такие отношения. Примеры: отношения организации с налоговыми органами, Пенсионным фондом и т.д.

Информация о работе Внешняя среда организации