Уровень жизни и доходы населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:15, курсовая работа

Краткое описание

На современном этапе развития экономики России проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальней-ших преобразований в стране и в конечном счете политическая, а следователь-но и экономическая стабильность в обществе.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..……...3

1. Доходы населения: виды, источники, формирование………………..……..5

2. Характеристика Российской экономики…………………………….……...17

2.1. Дифференциация социального развития субъектов ……….……….17

2.2. Социально-региональное развитие…………………………………..20

2.3 Доходы населения……………………………………………….……..26

2.3.1.Заработная плата…………………………………………………27

2.3.2.Пенсионное обеспечение………………………………………..30

2.3.3. Региональное социально-демографическое развитие…...........32

2.3.4. Дифференциация доходов населения……………...…………..36

3. Меры повышения социально-экономического развития РФ……...………39

3.1. Развитие демографии………………………………………....……….39

3.2. Экономическая дифференциация регионов………………………….40

3.3. Пенсионное обеспечение……………………………………..……….43

3.4. Увеличение доходов населения……………………………..………..45

Заключение………………………………………………………………………51

Используемая литература………………………………………………………53

Приложение 1………………………………………………………….….……..54

Приложение 2………………………………………………………...……….…57

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 473.50 Кб (Скачать)

    Анализ  изменений в уровне жизни населения  России в последние годы показал, что сохранение низкого жизненного уровня большинства населения блокирует ее экономическое развитие, усугубляет ее социально-политическую нестабильность. Социальная политика в России остается пассивной и не адек-ватной сложившейся напряженной ситуации.

    Финансирование  данной сферы явно недостаточно. Для решения этой проблемы необходим перевод теневой экономики в легальное положение, в том числе и за счет снижения налогов. Необходимо оздоровление экономики, повышение уровня реальной заработной платы, которая должна явиться сти-мулом роста производительности труда, экономической активности населения. Это с одной стороны приведет к росту налоговых отчислений и следовательно увеличению доходной части бюджета. А с другой стороны к снижению доли граждан, реально нуждающихся в помощи государства.

    При нынешней скудности финансовых ресурсов необходимо перейти от принципа социальной помощи всем гражданам к адресной помощи тем, кто в ней действительно нуждается. Должен быть усилен контроль за использовани-ем средств внебюджетных целевых фондов. Следует надеяться, что политика в области социаль-ной защиты населения будет более грамотной, что приведет к повышению уровня жизни граждан, обеспечению достойной жизни пенсионе-ров, сирот, инвалидов и других социально незащищенных слоев населения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Используемая  литература:

  1. Адамчук В. В. Экономика и социология труда. - М.: ЮНИТИ, 1999.
  2. Федотовская В. А.  Социальное развитие регионов России: проблемы и пути их решения //Аналитический вестник №21(338)
  3. Белоусов А.Р. Сценарии экономического развития России на пятнадцатилетнюю перспективу // Проблемы прогнозирования. 2006. № 1. С. 15-16.
  4. Волгин Н.А., Одегов Ю. Г. /Экономика труда: экономика социально - трудовых отношений - М.: Издательство «ЭКЗАМЕН», 2000.
  5. Видяпин, В.И. Экономическая теория - М.: ИНФРА-М., - 2003.
  6. Госкомстат РФ
  7. Елисеева, И.И. Социальная статистика.  - М.: Финансы и статистика, 2002 .
  8. Жеребин В. М., Романов А. Н. Уровень жизни населения. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002.
  9. Мониторинг доходов и уровня жизни населения // Всероссийский центр уровня жизни, октябрь–декабрь 2006, С. 49.
  10. Румянцева Е. Бедность как глобальная проблема.// Мировая экономика и международные отношения. - №2 - 2004. - с.65.
  11. Статистический бюллетень № 9(130). Федеральная служба государственной статистики. Москва. 2006. С. 41.
 
 
 
 
 
 
 

Приложения:

Приложение 1

Типология социально-экономического развития субъектов  Российской Федерации 

Тип

Описание

Количество  субъектов

в типе

Субъекты  РФ
«Регионы-локомотивы роста» Мировые города
  1. Регион осуществляет весомый вклад в прирост ВВП страны;
  2. Регион имеет высокий научно-технический потенциал;
  3. В регионе (городской агломерации) сформирована стратегическая инициатива, имеющая значение для всей страны;
  4. В перспективе 10-12 лет регион может стать центром развития для соседних территорий.
2 г. Москва

г. Санкт-Петербург

  Центры  Федерального значения 8 1.Краснодарский край

2.Красноярский край

3.Ленинградская область

4.Московская область

5.Пермская область

6.Республика Башкортостан

7.Республика Татарстан

8.Свердловская область

«Опорные  регионы» Сырьевые
  1. Регионы являются сырьевыми зонами России
  2. Экспортоориентированные территории
  3. В регионе большинство инфраструктурных проектов последнего десятилетия нацелены на обеспечение транзитной экономики
  4. Отсутствует высокоорганизованная урбанистической среды жизни
9 1.Кемеровская область

2.Ненецкий автономный  округ

3.Республика Коми

4.Республика Саха (Якутия)

5.Сахалинская область

6.Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ

7.Тюменская область

8.Ханты-Мансийский  автономный округ

9.Ямало-Ненецкий автономный  округ

  Старопромыш-ленные 1. Производства в этих регионах испытывают тотальный дефицит не столько капитала, сколько реалистичных и конкурентоспособных проектов развития.

2. Старопромышленные  регионы характеризуются традиционными  индустриальными производствами, переживающими в настоящий момент структурный кризис (устаревшая технологическая база, недостаточное рыночное позиционирование, дефицит кадров и т.п.)..

3. Низкий уровень  жизни населения

Избыточная инфраструктурная сеть.

15 1.Белгородская область

2.Волгоградская область

3.Вологодская область

4.Иркутская область

5.Липецкая область

6.Нижегородская область

7.Новосибирская область

8.Омская область

9.Приморский Край

10.Ростовская область

11.Самарская область

12.Томская область

13.Хабаровский Край

14.Челябинская область

15.Ярославская область

Депрессивные  регионы Фоновые
  1. Низкий уровень жизни населения
  2. Устаревшая технологическая база
  3. Недостаточное рыночное позиционирование
  4. Дефицит кадров
32 1.Алтайский край

2.Амурская область

3.Архангельская область

4.Астраханская область

5.Владимирская область

6.Воронежская область

7.Еврейская автономная  область

8.Калининградская  область

9.Калужская область

10.Кировская область

11.Костромская область

12.Курская область

13.Мурманская область

14.Новгородская область

15.Оренбургская область

16.Орловская область

17.Пензенская область

18.Псковская область

19.Республика Бурятия

20.Республика Марий  Эл

21.Республика Мордовия

22.Рязанская область

23.Саратовская область

24.Смоленская область

25.Ставропольский  край

26.Тамбовская область

27.Тверская область

28.Тульская область

29.Удмуртская Республика

30.Читинская область

31.Чувашская Республика

32.Чукотский автономный  округ

  Кризисные 1. Существенное отставание  от других регионов страны  по уровню социально-экономического  развития

2. Высокий уровень безработицы

3.Слабая инфраструктурная  обеспеченность роста городских  поселений

4. Высокий уровень  социальных конфликтов

22 1.Агинский Бурятский  автономный округ

2.Брянская область

3.Ивановская область

4.Кабардино-Балкарская 5.Республика

6.Камчатская область

7.Карачаево-Черкесская 8.Республика

9.Корякский автономный  округ

10.Курганская область

11.Магаданская область

12.Республика Адыгея

13.Республика Алтай

14.Республика Дагестан

15.Республика Калмыкия

16.Республика Карелия

17.Республика Северная  Осетия-Алания

18.Республика Тыва

19.Республика Хакасия

20.Ульяновская область

21.Усть-Ордынский Бурятский  22.автономный округ

Эвенкийский автономный округ

Особые (спецтерритории)  
  1. Низкая  пространственная мобильность
  2. Высокий уровень безработицы
  3. Экономическая стагнация
  4. Сложная политическая ситуация
2 1.Республика Ингушетия

2.Чеченская Республика

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 2

Аналитическая таблица по расходам федерального бюджета   
на 2006-2007 годы
 

  2006 год 2007 год
Закон от 26.12.2005 №189-ФЗ (млн. рублей) Удельный  вес в расходах  
в %
Удельный  вес в ВВП (24380 млрд. рублей) Уточнен-ная  роспись (млн. рублей) Удельный  вес в расходах  
в %
Удельный  вес в ВВП (27220 млрд. рублей) Абсолют-ная  величина (млн. рублей) Удельный  вес в расходах  
в %
Удельный вес в ВВП (31220 млрд. рублей)
ОБРАЗОВАНИЕ 201588,7 4,7 0,83 208137,3 4,8 0,76 278487,5 5,1 0,89
Дошкольное  образование 2099,3 0,0 0,01 2114,5 0,0 0,01 2661,9 0,0 0,01
Общее образование 3017,6 0,1 0,01 2861,9 0,1 0,01 2935,1 0,1 0,01
Начальное профессиональное образование 7005,5 0,2 0,03 6931,6 0,2 0,03 9013,2 0,2 0,03
Среднее профессиональное образование 21491,8 0,5 0,09 21957,6 0.5 0,08 25452,8 0,5 0,08
Переподготовка  и повышение квалификации 3924,7 0,1 0.02 4111,6 0,1 0,02 4499,2 0,1 0,01
Высшее  профессиональное образование 155091,1 3,6 0,64 157663,9 3,6 0,58 214964,2 3,9 0,69
Молодёжная  политика и оздоровление детей 592,5 0,0 0,00 597,8 0,0 0,00 1099,1 0,0 0,00
Прикладные  научные исследования в области  образования 868,5 0,0 0,00 931,0 0,0 0,00 2015,2 0,0 0,01
Другие  вопросы в области образования 7497,7 0.2 0.03 10967,3 0,3 0,04 15846,8 0,3 0,05
КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ И  СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 51248,1 1.2 0.21 51242,7 1.2 0,19 65109,7 1,2 0,21
Культура 30720,5 0.7 0,13 30712,7 0,7 0,11 35672,7 0,7 0,11
Кинематография 3106,5 0,1 0,01 3107,6 0,1 0,01 3684,4 0,1 0,01
Телевидение и радиовещание 12623,5 0.3 0,05 13694,7 0,3 0,05 20694,3 0,4 0,07
Периодическая печать и издательства 715,7 0.0 0,00 796,0 0,0 0,00 745,0 0,0 0,00
Прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии и средств массовой информации 225,8 0,0 0,00 230,9 0,0 0,00 287,0 0,0 0,00
Другие  вопросы в области культуры, кинематографии и средств массовой информации 3856,0 0,1 0,02 2700,8 0,1 0,01 4026,3 0,1 0,01
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И СПОРТ 149098,7 3,5 0,61 156159,2 3,6 0.57 206151,7 3,8 0,66
Здравоохранение 131030,0 3,1 0,54 132304,7 3,1 0,49 179292,3 3,3 0,57
Спорт и физическая культура 5411,8 0,1 0,02 10928,1 0,3 0,04 10883,4 0,2 0,03
Прикладные  научные исследования в области здравоохранения и спорта 1910,1 0,0 0,01 2240,6 0,1 0,01 3109,3 0,1 0,01
Другие  вопросы в области здравоохранения  и спорта 10746,8 0,3 0,04 10685,8 0,2 0,04 12866,7 0,2 0,04
СОЦИАЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА 205253,3 4,8 0,84 217288,9 5,0 0,80 210945,6 3,9 0,68
Пенсионное  обеспечение 45430,5 3,4 0.60 145862,4 3.4 0.54 165286,0 3,0 0,53
Социальное  обслуживание населения 3102,6 0,1 0,01 3322,2 0,1 0,01 3601,0 0,1 0,01
Социальное  обеспечение населения 51101,2 1,2 0,21 62474,2 1,4 0,23 40348,2 0,7 0,13
Борьба  с беспризорностью, опека, попечительство 166,3 0,0 0,00 166,3 0,0 0,00 238,5 0,0 0,00
Прикладные  научные исследования в области  социальной политики 124,3 0,0 0,00 125,0 0,0 0,00 136,7 0,0 0,00
Другие  вопросы в области социальной политики 5328,5 0,1 0,02 5338,9 0,1 0,02 1335,2 0,0 0,00
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО 38883,2 0,9 0,16 53470,7 1,2 0,20 49851,1 0,9 0,16
Жилищное  хозяйство 26679,8 0,6 0,1 41075,4 0,9 0,15 37447,6 0,7 0,12
Коммунальное  хозяйство 3593,1 0,1 0,01 3593,1 0,1 0,01 3095,6 0,1 0,01
Прикладные  научные исследования в области  жилищно-коммунального хозяйства 0,5 0,0 0,00 0,5 0,0 0,00 77,6 0,0 0,00
Другие  вопросы в области жилищно-коммунального  хозяйства 8609,8 0,2 0,04 8801,7 0,2 0,03 9230,4 0,2 0,03
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ  ТРАНСФЕРТЫ 1431827,8 33,5 5,87 1443703,5 33,4 5,30 1841896,2 33,7 5,90
Финансовая  помощь бюджетам других уровней 371678,1 8,7 1,52 386321,9 8,9 1,42 502844,8 9,2 1,61
Фонды компенсаций 73855,6 1,7 0,30 74003,9 1,7 0,27 153862,4 2,8 0,49
Другие  межбюджетные трансферты 83822,7 2,0 0,34 81791,9 1,9 0,30 120515,8 2,2 0,39
Трансферты  внебюджетным фондам 902471,4 21,1 3,70 901585,8 20,9 3,31 1064673,2 19,5 3,41

Информация о работе Уровень жизни и доходы населения