Уровень жизни и доходы населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:15, курсовая работа

Краткое описание

На современном этапе развития экономики России проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальней-ших преобразований в стране и в конечном счете политическая, а следователь-но и экономическая стабильность в обществе.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..……...3

1. Доходы населения: виды, источники, формирование………………..……..5

2. Характеристика Российской экономики…………………………….……...17

2.1. Дифференциация социального развития субъектов ……….……….17

2.2. Социально-региональное развитие…………………………………..20

2.3 Доходы населения……………………………………………….……..26

2.3.1.Заработная плата…………………………………………………27

2.3.2.Пенсионное обеспечение………………………………………..30

2.3.3. Региональное социально-демографическое развитие…...........32

2.3.4. Дифференциация доходов населения……………...…………..36

3. Меры повышения социально-экономического развития РФ……...………39

3.1. Развитие демографии………………………………………....……….39

3.2. Экономическая дифференциация регионов………………………….40

3.3. Пенсионное обеспечение……………………………………..……….43

3.4. Увеличение доходов населения……………………………..………..45

Заключение………………………………………………………………………51

Используемая литература………………………………………………………53

Приложение 1………………………………………………………….….……..54

Приложение 2………………………………………………………...……….…57

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 473.50 Кб (Скачать)
  • вывод единого социального налога из состава федерального бюджета, преобразование его в страховой платеж и финансирование социальных пенсий из федерального бюджета;
  • совершенствование пенсионных страховых механизмов, в т.ч. сущес-твенное (до 16-18% от размеров заработной платы) увеличение платежей на страховую пенсию.

    Стратегической  линией в совершенствовании пенсионной системы явkя-ется последовательно проводимая государственная политика по регулирова-нию заработной платы, повышению её доли в ВВП. Для увеличения уровня пенсионного обеспечения необходимо развивать добровольные негосудар-ственные формы пенсионного страхования как корпоративные (за счет взносов работодателей и работников), так и частные (за счёт личных взносов индиви-дов).

    Среди неотложных задач развития пенсионной системы: дальнейшее повышение уровня пенсий для работников северных регионов, принятие пакета законов о профессиональных пенсионных системах, а также формиро-вание финансовых механизмов, гарантирующих сохранность средств, инвести-руемых для финансирования накопительной части трудовой пенсии.

3.4. Увеличение доходов населения

    В основных направлениях социально - экономической  политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу дана количественная оценка общего роста благосостояния - увеличение частного потребления (имеется в виду конечное потребление домашних хозяйств) не менее, чем на 80 %.

    Социальная  политика не будет иметь успеха, если не добиться согласия всех конструктивных сил, всех сторон социального партнерства. Только объе-динение усилий всего российского общества позволит восстановить, а затем и повысить уровень жизни всего населения.

    В числе первоочередных мер по повышению уровня оплаты труда следует выделить, во - первых - повышение уровня минимальных денежных доходов населения и, прежде всего, повышение до прожиточного минимума уровня государственных минимальных гарантий по оплате труда, что приведет к сокращению размеров теневой экономики и увеличению доходов государ-ственного бюджета.

    Во - вторых - повышение уровня реальных располагаемых денежных доходов  населения на основе пересмотра базы налогообложения и ставки подоходного  налога с физических лиц в направлении снижения налоговой нагрузки на низкооплачиваемых и соответствующего повышения их покупа-тельной способности.

    В - третьих - повышение покупательной  способности оплаты труда. Для этого  необходимо ввести регулирование цен  и тарифов на товары и услуги, входящие в состав потребительской корзины, используемой для расчета прожиточного минимума, что позволит уменьшить влияние инфляции на потребление предметов повседневного спроса малоимущего населения. Полно-мочия по регулированию цен нужно было бы передать органам исполнитель-ной власти субъектов Российской Федерации и поручить им определять поря-док розничной торговли товарами с регулируемыми ценами.

    Необходимо  осуществить обязательную индексацию выплаченной зара-ботной платы при повышении потребительских цен и тарифов на товары и услуги, определяющих размер прожиточного минимума трудоспособного работника, а также при увеличении расходов населения на платные услуги здравоохранения и образования в случаях превышения ими установленного порога индексации (в дополнение к регулированию цен на потребительскую корзину прожиточного минимума).

    В - четвертых - оптимизация соотношения  тарифной и надтарифной частей оплаты труда через использование механизма  соглашений социального партнерства  путем определения примерных границ доли тарифной части оплаты труда в Генеральном соглашении; установления рекомендательных норм по соотношению тарифной и надтарифной частей оплаты труда на уровне региона в Региональных соглашениях; фиксирования нижней границы доли тарифа в оплате труда работников конкретной отрасли в отраслевых тарифных соглашениях; определения минимально гарантированной части заработка работников предприятия в коллективных договорах.

    Объем средств, необходимых для решения  поставленных проблем, по оценке специалистов ВЦУЖ, составит примерно от 40 до 100 миллиардов рублей в зависимости от их источников. Верхняя граница определена с учетом внешних (инфляционных) источников по отношению к ВВП, не исключая проведение для этого целевой денежной эмиссии. Как показывают расчеты, последняя не приведет к ощутимому росту инфляции. В современной России только 10 - 15 % инфляционного роста цен обусловлено повышением оплаты труда. Эффект же будет значительно выше.

    Сокращение показателя безработицы и неполной занятости на предприя-тиях, отмечается в большинстве регионов, кроме пяти территорий, где он возрос: в Еврейской автономной области - на 40%, Смоленской области - на 20%, Республике Тыва - на 15,4 %, Свердловской области - на 14,3 % и Кара-чаево - Черкесской Республики - на 11 %. Для решения этой проблемы необ-ходимо: увеличение занятости в малом предпринимательстве, не требующее, как известно, значительных дополнительных затрат; расширение масштабов общественных работ и временной занятости, особенно на начальной стадии преодоления кризиса на рынке труда; сжатие теневого сектора, что позволит более точно оценить реальные масштабы занятости населения.

    Государственное регулирование рынка труда необходимо рассматривать не в узком смысле как соотношение числа вакансий и лиц, ищущих работу, а как комплексную проблему включения индивидуального труда в процесс об-щественного воспроизводства. Демографические факторы оказывают прямое воздействие на рынок труда и цену рабочей силы, определяют специфику рын-ка труда в условиях снижения рождаемости и старения населения, а также притока рабочей силы из стран Ближнего зарубежья.

    Занятость необходимо увязывать с балансами  трудовых ресурсов и рабо-чих мест. Необходимо определить параметры обеспечения полной занятости, охарактеризовать требования к повышению ее эффективности; масштабы и формы неполной занятости, которая является важным условием эффективнос-ти занятости. Потребуется проанализировать тенденции поведения населения на рынке труда и изменения в структуре занятости в зависимости от динамики различных форм собственности, источников и уровня доходов населения, особенно от политики в области оплаты труда, доходов от капитала и предпри-нимательской деятельности. Закон о занятости населения нужно ориентиро-вать не на социальную поддержку безработных, а на расширение современных сфер приложения труда, повышение его производительности, опережающее профессиональное обучение и переподготовку работников.

    Для комплексного преодоления негативных тенденций в уровне жизни населения  необходима выработка государственной  Концепции повышения уровня жизни, так как в Основных направлениях социально - экономической политики Правительства Российской Федерации  на долгосрочную перспективу не совсем понятно, сможет ли основная часть граждан своими доходами перек-рыть рост личного потребления?

    В числе первоочередных мер должно быть: усиление адресности социаль-ной поддержки малоимущих, практическая реализация федеральных Законов о прожиточном минимуме и государственной социальной помощи. Дополни-тельные средства нуждающимся могут быть найдены за счет систематического сокращения получателей льгот и выплат.

    Намечено  значительное повышение потребительской  нагрузки на личные доходы россиян. Многое из того, что сейчас достается семьям бесплатно или на льготных условиях, в перспективе придется оплачивать. Существенный рост расходов экономически активного населения будет обусловлен также сокращением государственных гарантий и максимально полной мобилизацией средств граждан на оплату социальных благ и услуг. Государственные гаран-тии бесплатного образования ограничатся только получением полного сред-него. Дальше бесплатность образования будет выборочной и обставленной целым рядом непростых условий. Проще сказать, что дальнейшее образование станет преимущественно платным. Планируется снижение государственных гарантий в здравоохранении. В отличие от сферы образования их объем в программе четко не определен. Однако линия на сокращение государственных обязательств просматривается. Из бюджета предполагается покрывать расходы только на узкий круг социально значимых заболеваний, приобретение особо дорогостоящего оборудования, новое строительство - преимущественно на программной основе.

    Добровольная страховка этих услуг, естественно, потребует от населения дополнительных средств. Следует ожидать и роста личных расходов на сана-торно - оздоровительные услуги.

    Значительные  затраты придется нести на содержание жилищно – комму-нального хозяйства. Так называемые жилищные компенсации для малоиму-щих дело не спасут. Возмещаться они будут за счет других семей. Основной массе населения придется оплачивать и большинство видов ныне льготного потребления, полностью или частично бесплатных льгот.

    Таким образом, рост личных доходов должен не только покрыть допол-нительные расходы, но и обеспечить почти двукратное увеличение личного потребления.

    Какой же путь предложен для достижения более высокого уровня и иной структуры  потребления, а по сути, иного качества жизни?

    Расчет  сделан на создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата, макроэкономическую и структурную политику. По замыслу  разработчиков программы, они - то и  обеспечат трудоспособному населению  достаточные доходы. Стратегия модернизма экономики предпола-гает выравнивание возможностей населения в рамках различных звеньев экономической системы.

    Однако  не стоит слишком полагаться на автоматизм влияния экономи-ческих условий на рост уровня жизни основной массы населения. Известно, что в рыночной среде распределение доходов может порождать «излишнее» население, усиливать неравенство, а корпоративное сообщество его лишь

    Чтобы достигнуть запланированного в программе  роста личного потреб-ления, необходимо повысить покупательную способность оплаты труда не менее чем в 2,5 раза. Если же ограничить повышение заработной платы темп-ами, соответствующими предполагаемому росту производительности труда, то это позволит довести ее уровень лишь до 60 % от 2001 года, что не обеспечит основной массе населения намеченного потребления.

    Таким образом, если в среднем реальные денежные доходы потребуется повысить примерно в 2 раза (что и предусмотрено  в программе), то рост уров-ня оплаты труда должен быть значительно выше.

    Из  проекта программы вытекает, что стратегическая цель в области уме-ньшения социального неравенства заключается в увеличении суммарной доли доходов среднедоходных групп населения, формировании самостоятельного среднего класса, обеспечивающего устойчивый массовый внутренний спрос.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    Итак, рассмотрев все вышеуказанные вопросы  можно сказать, что уровень жизни  населения России постоянно изменяется. Но если смотреть тенденции этого  изменения, то видно явное снижение уровня жизни населения России в  последние годы. На основании изложенного сделаем ряд выводов:

    В ситуации глубокого финансового  и экономического кризиса значитель-ная часть населения страны оказалась за пределами черты бедности, была лишена работы и поставлена в условия выживания или вынужденного само-обеспечения. Одним из главных направлений адаптации населения к условиям экономики выживания стала всемерная активизация деятельности домашних хозяйств, осуществляемая как с использованием рыночных возможностей, так и по традиционным направлениям их деятельности.

    Основным  источником ресурсов являются средства всех субъектов хозяй-ствования, полученные за счет экономического роста и предусмотренные в социально ориентированном государственном бюджете, обеспечивающем достаточные размеры консолидированных расходов на социальное развитие. Бюджетным и налоговым законодательством потребуется обеспечить финан-совую достаточность социальных расходов в региональных и местных бюдже-тах. Будут эффективно задействованы федеральные внебюджетные фонды, а также дополнительные ресурсы частных внебюджетных социальных фондов, создаваемых под гарантии государства.

    Несмотря на то, что и доходы и расходы населения с каждым годом рас-тут, разница между доходами и расходами снижается. Это далеко не положи-тельно влияет на благосостояние населения России. Экономико-статистичес-кий анализ уровня жизни населения России имеет несколько отраслей, важней-шей из которых является статистика домашних хозяйств населения. Показате-ли, изучаемые в данной отрасли, используются в изучении мероприятий по социальной защите населения России, анализировать обеспеченность населе-ния социальными благами, то есть достаточно ли в том или ином регионе России работников здравоохранения, лечебных учреждений, а также существует ли необходимое число учреждений отдыха, театров, музеев необ-ходимых для поддержания высокого культурного уровня населения России.

    Уровень жизни и социальная защита населения  являются важной функци-ей государства. Рынок сам по себе не может регулировать эту сферу, поэтому обязанность регулирования в этой сфере возлагается на государство. Непроду-манная политика государства в этой области может привести к росту социаль-ной напряженности.

Информация о работе Уровень жизни и доходы населения