Уровень жизни и доходы населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:15, курсовая работа

Краткое описание

На современном этапе развития экономики России проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальней-ших преобразований в стране и в конечном счете политическая, а следователь-но и экономическая стабильность в обществе.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..……...3

1. Доходы населения: виды, источники, формирование………………..……..5

2. Характеристика Российской экономики…………………………….……...17

2.1. Дифференциация социального развития субъектов ……….……….17

2.2. Социально-региональное развитие…………………………………..20

2.3 Доходы населения……………………………………………….……..26

2.3.1.Заработная плата…………………………………………………27

2.3.2.Пенсионное обеспечение………………………………………..30

2.3.3. Региональное социально-демографическое развитие…...........32

2.3.4. Дифференциация доходов населения……………...…………..36

3. Меры повышения социально-экономического развития РФ……...………39

3.1. Развитие демографии………………………………………....……….39

3.2. Экономическая дифференциация регионов………………………….40

3.3. Пенсионное обеспечение……………………………………..……….43

3.4. Увеличение доходов населения……………………………..………..45

Заключение………………………………………………………………………51

Используемая литература………………………………………………………53

Приложение 1………………………………………………………….….……..54

Приложение 2………………………………………………………...……….…57

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 473.50 Кб (Скачать)
 
 

    Структурный сдвиг бюджетов субъектов Российской Федерации в сторону социальных расходов, особенно заметный в 2005 г., вовсе  не означает унифи-кации регионов. Их бюджеты в очень разной степени социально ориентиро-ваны: доля социальных расходов без ЖКХ различается от 72% в Бурятии до 26% в Тюменской области, а вместе с ЖКХ – от 80% до 35% в этих же субъек-тах. Однако большинство регионов тратит на эти цели соответственно 50-60% (без ЖКХ) и около 70% бюджетных расходов (с ЖКХ).

    Можно выделить несколько типов регионов по структуре социальных расходов бюджетов, а также оценить долю каждого  типа среди всех субъектов Российской Федерации:

     1.  Вынужденный «социальный максимум» (20% регионов) – в основном регионы Севера и Востока с высокой стоимостью бюджетных услуг и некото-рые области Центра с большой социальной нагрузкой; все они отличаются пониженной бюджетной обеспеченностью, что вынуждает расходовать до 80% средств на социальные цели.

     2.  Социально-ориентированные с повышенными расходами на ЖКХ (10%) – разные по уровню развития субъекты Российской Федерации (от Москвы и Ямало-Ненецкого АО до Северной Осетии и Камчатки), в которых сохранение высокой дотационности ЖКХ обусловлено политическим выбором региональных властей.

     3.  «Середина» (2/3 регионов) – достаточно условный тип с менее выра-женными различиями, не позволяющими выделить приоритеты бюджетной политики региональных властей.

     4.  «Получатели пособий» – несколько республик Северного Кавказа с максимальной долей расходов на социальную политику (в основном это вып-латы пособий) при пониженной доле всех других социальных расходов.

     5.  Регионы с высокими бюджетными расходами и несоциально-ориен-тированными бюджетами (5% регионов) – получающие достаточно высокие бюджетные доходы, но не имеющие повышенных расходов на социальные цели (за исключением Тюменской области).

     В 1990-е гг. власти многих субъектов  Российской Федерации экономили  на социальной политике, поэтому её доля в структуре социальных расходов бюджетов не превышала 5-7% вплоть до 2000 г. С переводом значительной части социальных выплат на федеральный уровень и созданием системы целе-вых перечислений (субвенций) в большинстве субъектов Российской Федера-ции доля расходов на социальные цели в 2000-2004 гг. выросла и выровнялась.

     В 2003-2005 гг. различия душевых расходов консолидированных бюд-жетов субъектов Российской Федерации на социальную политику не сокраща-лись, составляя более 8 раз с корректировкой на региональный прожиточный минимум (рис.1). При этом неравенство расходов на социальную политику было выше, чем всех социальных расходов в 7 раз. Только в 2006 г. произошло некоторое выравнивание за счёт снижения социальных расходов в самых богатых нефтегазодобывающих автономных округах, утративших важнейший источник доходов в виде налога на добычу полезных ископаемых.  

    Рис.1 Душевые расходы на социальную политику консолидированных бюджетов регионов, к средним по субъектам РФ, % (среднее по РФ =100). (рассчитано по данным Министерства финансов и Федерального казначейства, с корректировкой на стоимость жизни в регионе). 

    Исследования  показывают, что душевые расходы  на социальную полити-ку находятся в прямой зависимости от соотношения денежных доходов и прожиточного минимума в регионе – чем богаче население, тем больше расхо-ды бюджета на социальную политику. Парадокс объясняется двумя причина-ми. Во-первых, более высокий уровень доходов населения характерен для ре-гионов с более высоким уровнем бюджетных доходов, следовательно, в таких регионах есть возможность тратить больше средств на социальную политику. Во-вторых, более высокий уровень доходов населения сопровождается, как правило, и более высоким расслоением населения по доходам, поэтому власти относительно благополучных регионов вынуждены тратить значительные средства на социальную защиту малоимущего населения.

    В результате экономического роста, а  также передачи ряда полномочий в  области социальной поддержки населения  органам государственной власти субъектов Российской Федерации  и муниципалитетам, в последние годы дос-тигнуты определенные позитивные результаты:

  • произошёл рост доходов населения, значительно сократился уровень бедности;
  • существенно увеличены объёмы финансирования образования, здраво-охранения и ЖКХ;
  • наблюдается укрепление институтов государственной власти.

2.3 Доходы населения

    Изменения в структуре денежных источников доходов населения России в 2000-2006 гг. в целом можно оценить негативно. Соотношение в денежных доходах населения доли заработной платы и социальных трансфертов играет важную роль в трудовой мотивации. При преобладании оплаты труда в форми-ровании общей суммы доходов обычно развивается предприимчивость, иници-атива, тогда как при повышении роли социальных трансфертов нередко усили-вается психология иждивенчества. Резкое снижение доли оплаты труда в дохо-дах с 74,1% до 39,5% свидетельствует об ослаблении заинтересованности в труде. Оно произошло по объективным причинам - это резкое падение (при-мерно в 2 раза) объемов производства (услуг), удешевление рабочей силы (рост цен на сырье, топливо превышал темп роста заработной платы), рост доли доходов от предпринимательской деятельности и по собственности, что связано с рыночными преобразованиями. Кроме того, к причинам можно от-нести и недозанятость работников, прекращение работы по выявлению резер-вов роста производительности труда, совершенствованию нормирования труда на предприятиях, что отразилось на заработной плате.

    В целом по России в 2006 году по сравнению  с 2005 годом, доля населе-ния с доходами ниже прожиточного минимума снизилась с 15,1% до 14,3%. Следует учесть, что за данный период величина прожиточного минимума в среднем на душу возросла на 22,5%, а среднедушевой денежный доход – на 25,8%. В 2006 году наибольшая доля населения с доходами ниже прожиточ-ного минимума на душу населения приходилась на Дальневосточный Феде-ральный округ (29,4%). Для этого округа характерны самая высокая величина прожиточного минимума на душу населения среди других округов (включая Москву) при относительно низком уровне среднедушевых доходов.

    Наименьшая  доля бедного населения в 2006 году приходилась на Ураль-ский федеральный округ (12,6%), на показатели которого положительно сказы-вается влияние такого относительно обеспеченного региона, как Тюменская область.

    С одной стороны, ожидается, что по мере роста реальных располагаемых денежных доходов населения уровень бедности, охватывающий сегодня почти 30% населения, снизится более чем вдвое к середине следующего десятилетия и далее стабилизируется примерно на уровне 10% (по пессимистическому варианту – на уровне 20%). С другой стороны, уровень бедности, по данным прогнозным оценкам, после 2015 г. начнет вновь увеличиваться.

    Причину данной тенденции связывают с  сохранением регионов застойной  бедности, где её уровень будет  сохраняться и даже увеличиваться в силу ряда экономических и социальных факторов: отсутствием серьёзных инвестицион-ных программ и старением основных фондов, низкой мобильностью населения и возрастающим дефицитом квалифицированной рабочей силы.

    2.3.1.Заработная плата

    Региональная  дифференциация заработной платы остаётся важнейшей причиной неравенства  доходов. Коэффициент фондов (соотношение  средней заработной платы 10% работающих с наибольшей и наименьшей зарплатой) составил в 2003 г. 30 раз. Эта разница  определялась дифференциацией заработ-ной платы на конкретных предприятиях (10-15 раз), внутриотраслевой поляри-зацией (20-40 раз) и межрегиональной дифференциацией (20-45 раз). То есть вклад региональных различий в формирование заработной платы максимален.

    Отношение средней заработной платы к прожиточному минимуму трудос-пособного населения различается по регионам более чем в 4 раза. В слабораз-витых и депрессивных регионах со значительной долей занятых в низкоопла-чиваемых отраслях – сельском хозяйстве или лёгкой промышленности (Ива-новская область, Тыва, Дагестан, Коми-Пермяцкий АО, Агинский и Усть-Ор-дынский АО) – соотношение составляет 1,3-1,7 раз, в округах Крайнего Севера (Чукотском, Таймырском и Ненецком) – 3,8-4,2 раз, в нефтегазодобывающих автономных округах Тюменской области – около 6 раз.

    Наиболее  высокая покупательная способность  заработной платы отмеча-ется в Уральском федеральном округе, а самая низкая - в Южном федеральном округе. Согласно оценке Всероссийского центра уровня жизни (ВЦУЖ), в IV квартале 2006 г. данный показатель был выше среднего уровня по России в Уральском федеральном округе в 1,45 раза, а в Южном федеральном округе составил всего 0,77 к среднероссийскому уровню.

    Покупательная способность заработной платы в разрезе  субъектов Рос-сийской Федерации и группировке их по трём группам выглядит следующим образом: 36% работников имели заработную плату в размере стоимости одно-го набора и ниже, 32% - в размере от 1 до 2 наборов и 32% - свыше 2 наборов. Только в 14 субъектах Российской Федерации заработную плату в размере, превышающем 2 фиксированных набора потребительских товаров и услуг, рассчитанных для соответствующих субъектов Российской Федерации, имели свыше 40% работников. Покупательная способность среднемесячной заработной платы можно рассмотреть в таблице 2.

    Столь низкие размеры заработной платы не обеспечивают необходимых потребительских  расходов семьи ( Рис 2.). Например, при одном работающем, если даже заработная плата составляет 2,0-2,5 потребительского набора, семья из трёх человек оказывается за чертой бедности. На деле ситуация выглядит ещё более драматично. В 47 субъектах Российской Федерации доля работников, которые имели заработную плату в размере стоимости одного фиксированного

набора  потребительских товаров и услуг  и ниже, превысила среднее значение по России и составила от 37% до 65% всех работников. 

Таблица 2

Покупательная способность среднемесячной номинальной начисленной  заработной платы  с2000 по 2006 годы. 

  годы
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Среднемесячная  номинальная начисленная

заработанная плата (рублей)

2223,4 3240,4 4360,3 5498,5 6739,5 8554,9 10248
Прожиточный минимум трудоспособного населения 1320 1629 1967 2304 2605 2852,5 3557
Покупательная способность среднемесячной номинальной  начисленной заработной платы 1,7 2,0 2,2 2,4 2,6 3,0 2,9
 
Годы %
1990 130
1991 60,4
1992 36,0
1998 15,6
1999 8,5
2000 8,0
2001 15,3
2002 20,1
2003 20,3
2004 23,0
2005 24,0
2006 27,0
2007 29,0
2007 
(конец года)
60,0
2008 (прогноз) 65,0

Рис 2. Динамика покупательной способности минимальной

заработной  платы за период 1990-2007 годы

    Утрачены  воспроизводящая и стимулирующая  функции заработной пла-ты, что ведёт к снижению квалификации и деградации рабочей силы, падению объемов производства и производительности труда. В структуре бедности наи-больший удельный вес занимает экономическая бедность, которая угрожает не только малоквалифицированным, но и высокопрофессиональным работникам, особенно в сферах науки, высшей школы, сельского хозяйства. Низкая оплата труда существенно ограничивает доступ значительной части населения страны к ресурсам интеллектуального и профессионального развития: качественным социальным и бытовым услугам, образованию и здравоохранению, социали-зации детей и молодёжи, уровню жизни старших поколений.

    Основной  целью установления минимальной  заработной платы, как это определено в Конвенции МОТ № 131 (1970 г.) «Об  установлении минималь-ной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» и в одноимен-ной Рекомендации МОТ № 135, должно быть предоставление лицам, работаю-щим по найму, необходимой социальной защиты с позиции прожиточного минимума работника и его семьи. Конвенция № 131 до настоящего времени не ратифицирована Российской Федерацией, хотя действующее законодательство в стране по данному вопросу не противоречит указанным Конвенции и Реко-мендации МОТ.

Информация о работе Уровень жизни и доходы населения