Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:15, курсовая работа
На современном этапе развития экономики России проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальней-ших преобразований в стране и в конечном счете политическая, а следователь-но и экономическая стабильность в обществе.
Введение…………………………………………………………………..……...3
1. Доходы населения: виды, источники, формирование………………..……..5
2. Характеристика Российской экономики…………………………….……...17
2.1. Дифференциация социального развития субъектов ……….……….17
2.2. Социально-региональное развитие…………………………………..20
2.3 Доходы населения……………………………………………….……..26
2.3.1.Заработная плата…………………………………………………27
2.3.2.Пенсионное обеспечение………………………………………..30
2.3.3. Региональное социально-демографическое развитие…...........32
2.3.4. Дифференциация доходов населения……………...…………..36
3. Меры повышения социально-экономического развития РФ……...………39
3.1. Развитие демографии………………………………………....……….39
3.2. Экономическая дифференциация регионов………………………….40
3.3. Пенсионное обеспечение……………………………………..……….43
3.4. Увеличение доходов населения……………………………..………..45
Заключение………………………………………………………………………51
Используемая литература………………………………………………………53
Приложение 1………………………………………………………….….……..54
Приложение 2………………………………………………………...……….…57
Структурный сдвиг бюджетов субъектов Российской Федерации в сторону социальных расходов, особенно заметный в 2005 г., вовсе не означает унифи-кации регионов. Их бюджеты в очень разной степени социально ориентиро-ваны: доля социальных расходов без ЖКХ различается от 72% в Бурятии до 26% в Тюменской области, а вместе с ЖКХ – от 80% до 35% в этих же субъек-тах. Однако большинство регионов тратит на эти цели соответственно 50-60% (без ЖКХ) и около 70% бюджетных расходов (с ЖКХ).
Можно выделить несколько типов регионов по структуре социальных расходов бюджетов, а также оценить долю каждого типа среди всех субъектов Российской Федерации:
1. Вынужденный «социальный максимум» (20% регионов) – в основном регионы Севера и Востока с высокой стоимостью бюджетных услуг и некото-рые области Центра с большой социальной нагрузкой; все они отличаются пониженной бюджетной обеспеченностью, что вынуждает расходовать до 80% средств на социальные цели.
2. Социально-
3. «Середина» (2/3 регионов) – достаточно условный тип с менее выра-женными различиями, не позволяющими выделить приоритеты бюджетной политики региональных властей.
4. «Получатели пособий» – несколько республик Северного Кавказа с максимальной долей расходов на социальную политику (в основном это вып-латы пособий) при пониженной доле всех других социальных расходов.
5. Регионы с высокими бюджетными расходами и несоциально-ориен-тированными бюджетами (5% регионов) – получающие достаточно высокие бюджетные доходы, но не имеющие повышенных расходов на социальные цели (за исключением Тюменской области).
В 1990-е гг. власти многих субъектов Российской Федерации экономили на социальной политике, поэтому её доля в структуре социальных расходов бюджетов не превышала 5-7% вплоть до 2000 г. С переводом значительной части социальных выплат на федеральный уровень и созданием системы целе-вых перечислений (субвенций) в большинстве субъектов Российской Федера-ции доля расходов на социальные цели в 2000-2004 гг. выросла и выровнялась.
В
2003-2005 гг. различия душевых расходов
консолидированных бюд-жетов субъектов
Российской Федерации на социальную политику
не сокраща-лись, составляя более 8 раз
с корректировкой на региональный прожиточный
минимум (рис.1). При этом неравенство расходов
на социальную политику было выше, чем
всех социальных расходов в 7 раз. Только
в 2006 г. произошло некоторое выравнивание
за счёт снижения социальных расходов
в самых богатых нефтегазодобывающих
автономных округах, утративших важнейший
источник доходов в виде налога на добычу
полезных ископаемых.
Рис.1 Душевые
расходы на социальную
политику консолидированных
бюджетов регионов,
к средним по субъектам
РФ, % (среднее по РФ =100). (рассчитано
по данным Министерства
финансов и Федерального
казначейства, с корректировкой
на стоимость жизни
в регионе).
Исследования показывают, что душевые расходы на социальную полити-ку находятся в прямой зависимости от соотношения денежных доходов и прожиточного минимума в регионе – чем богаче население, тем больше расхо-ды бюджета на социальную политику. Парадокс объясняется двумя причина-ми. Во-первых, более высокий уровень доходов населения характерен для ре-гионов с более высоким уровнем бюджетных доходов, следовательно, в таких регионах есть возможность тратить больше средств на социальную политику. Во-вторых, более высокий уровень доходов населения сопровождается, как правило, и более высоким расслоением населения по доходам, поэтому власти относительно благополучных регионов вынуждены тратить значительные средства на социальную защиту малоимущего населения.
В результате экономического роста, а также передачи ряда полномочий в области социальной поддержки населения органам государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципалитетам, в последние годы дос-тигнуты определенные позитивные результаты:
2.3 Доходы населения
Изменения в структуре денежных источников доходов населения России в 2000-2006 гг. в целом можно оценить негативно. Соотношение в денежных доходах населения доли заработной платы и социальных трансфертов играет важную роль в трудовой мотивации. При преобладании оплаты труда в форми-ровании общей суммы доходов обычно развивается предприимчивость, иници-атива, тогда как при повышении роли социальных трансфертов нередко усили-вается психология иждивенчества. Резкое снижение доли оплаты труда в дохо-дах с 74,1% до 39,5% свидетельствует об ослаблении заинтересованности в труде. Оно произошло по объективным причинам - это резкое падение (при-мерно в 2 раза) объемов производства (услуг), удешевление рабочей силы (рост цен на сырье, топливо превышал темп роста заработной платы), рост доли доходов от предпринимательской деятельности и по собственности, что связано с рыночными преобразованиями. Кроме того, к причинам можно от-нести и недозанятость работников, прекращение работы по выявлению резер-вов роста производительности труда, совершенствованию нормирования труда на предприятиях, что отразилось на заработной плате.
В целом по России в 2006 году по сравнению с 2005 годом, доля населе-ния с доходами ниже прожиточного минимума снизилась с 15,1% до 14,3%. Следует учесть, что за данный период величина прожиточного минимума в среднем на душу возросла на 22,5%, а среднедушевой денежный доход – на 25,8%. В 2006 году наибольшая доля населения с доходами ниже прожиточ-ного минимума на душу населения приходилась на Дальневосточный Феде-ральный округ (29,4%). Для этого округа характерны самая высокая величина прожиточного минимума на душу населения среди других округов (включая Москву) при относительно низком уровне среднедушевых доходов.
Наименьшая доля бедного населения в 2006 году приходилась на Ураль-ский федеральный округ (12,6%), на показатели которого положительно сказы-вается влияние такого относительно обеспеченного региона, как Тюменская область.
С одной стороны, ожидается, что по мере роста реальных располагаемых денежных доходов населения уровень бедности, охватывающий сегодня почти 30% населения, снизится более чем вдвое к середине следующего десятилетия и далее стабилизируется примерно на уровне 10% (по пессимистическому варианту – на уровне 20%). С другой стороны, уровень бедности, по данным прогнозным оценкам, после 2015 г. начнет вновь увеличиваться.
Причину данной тенденции связывают с сохранением регионов застойной бедности, где её уровень будет сохраняться и даже увеличиваться в силу ряда экономических и социальных факторов: отсутствием серьёзных инвестицион-ных программ и старением основных фондов, низкой мобильностью населения и возрастающим дефицитом квалифицированной рабочей силы.
2.3.1.Заработная плата
Региональная дифференциация заработной платы остаётся важнейшей причиной неравенства доходов. Коэффициент фондов (соотношение средней заработной платы 10% работающих с наибольшей и наименьшей зарплатой) составил в 2003 г. 30 раз. Эта разница определялась дифференциацией заработ-ной платы на конкретных предприятиях (10-15 раз), внутриотраслевой поляри-зацией (20-40 раз) и межрегиональной дифференциацией (20-45 раз). То есть вклад региональных различий в формирование заработной платы максимален.
Отношение средней заработной платы к прожиточному минимуму трудос-пособного населения различается по регионам более чем в 4 раза. В слабораз-витых и депрессивных регионах со значительной долей занятых в низкоопла-чиваемых отраслях – сельском хозяйстве или лёгкой промышленности (Ива-новская область, Тыва, Дагестан, Коми-Пермяцкий АО, Агинский и Усть-Ор-дынский АО) – соотношение составляет 1,3-1,7 раз, в округах Крайнего Севера (Чукотском, Таймырском и Ненецком) – 3,8-4,2 раз, в нефтегазодобывающих автономных округах Тюменской области – около 6 раз.
Наиболее
высокая покупательная
Покупательная способность заработной платы в разрезе субъектов Рос-сийской Федерации и группировке их по трём группам выглядит следующим образом: 36% работников имели заработную плату в размере стоимости одно-го набора и ниже, 32% - в размере от 1 до 2 наборов и 32% - свыше 2 наборов. Только в 14 субъектах Российской Федерации заработную плату в размере, превышающем 2 фиксированных набора потребительских товаров и услуг, рассчитанных для соответствующих субъектов Российской Федерации, имели свыше 40% работников. Покупательная способность среднемесячной заработной платы можно рассмотреть в таблице 2.
Столь низкие размеры заработной платы не обеспечивают необходимых потребительских расходов семьи ( Рис 2.). Например, при одном работающем, если даже заработная плата составляет 2,0-2,5 потребительского набора, семья из трёх человек оказывается за чертой бедности. На деле ситуация выглядит ещё более драматично. В 47 субъектах Российской Федерации доля работников, которые имели заработную плату в размере стоимости одного фиксированного
набора
потребительских товаров и
Таблица 2
Покупательная
способность среднемесячной
номинальной начисленной
заработной платы
с2000 по 2006 годы.
годы | |||||||
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
Среднемесячная
номинальная начисленная
заработанная плата (рублей) |
2223,4 | 3240,4 | 4360,3 | 5498,5 | 6739,5 | 8554,9 | 10248 |
Прожиточный
минимум трудоспособного |
1320 | 1629 | 1967 | 2304 | 2605 | 2852,5 | 3557 |
Покупательная способность среднемесячной номинальной начисленной заработной платы | 1,7 | 2,0 | 2,2 | 2,4 | 2,6 | 3,0 | 2,9 |
Годы | % | |
1990 | 130 | |
1991 | 60,4 | |
1992 | 36,0 | |
1998 | 15,6 | |
1999 | 8,5 | |
2000 | 8,0 | |
2001 | 15,3 | |
2002 | 20,1 | |
2003 | 20,3 | |
2004 | 23,0 | |
2005 | 24,0 | |
2006 | 27,0 | |
2007 | 29,0 | |
2007 (конец года) |
60,0 | |
2008 (прогноз) | 65,0 |
Рис 2. Динамика покупательной способности минимальной
заработной платы за период 1990-2007 годы
Утрачены
воспроизводящая и
Основной целью установления минимальной заработной платы, как это определено в Конвенции МОТ № 131 (1970 г.) «Об установлении минималь-ной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» и в одноимен-ной Рекомендации МОТ № 135, должно быть предоставление лицам, работаю-щим по найму, необходимой социальной защиты с позиции прожиточного минимума работника и его семьи. Конвенция № 131 до настоящего времени не ратифицирована Российской Федерацией, хотя действующее законодательство в стране по данному вопросу не противоречит указанным Конвенции и Реко-мендации МОТ.