Уровень жизни и доходы населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:15, курсовая работа

Краткое описание

На современном этапе развития экономики России проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальней-ших преобразований в стране и в конечном счете политическая, а следователь-но и экономическая стабильность в обществе.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..……...3

1. Доходы населения: виды, источники, формирование………………..……..5

2. Характеристика Российской экономики…………………………….……...17

2.1. Дифференциация социального развития субъектов ……….……….17

2.2. Социально-региональное развитие…………………………………..20

2.3 Доходы населения……………………………………………….……..26

2.3.1.Заработная плата…………………………………………………27

2.3.2.Пенсионное обеспечение………………………………………..30

2.3.3. Региональное социально-демографическое развитие…...........32

2.3.4. Дифференциация доходов населения……………...…………..36

3. Меры повышения социально-экономического развития РФ……...………39

3.1. Развитие демографии………………………………………....……….39

3.2. Экономическая дифференциация регионов………………………….40

3.3. Пенсионное обеспечение……………………………………..……….43

3.4. Увеличение доходов населения……………………………..………..45

Заключение………………………………………………………………………51

Используемая литература………………………………………………………53

Приложение 1………………………………………………………….….……..54

Приложение 2………………………………………………………...……….…57

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 473.50 Кб (Скачать)

    Справочно: По данным МОТ, минимальная заработная плата применя-ется как один из инструментов социально-экономической политики более чем в 100 странах мирового сообщества. Критериями для установления мини-мальной заработной платы являются:

  • прожиточный минимум работника и его семьи;
  • соотношение со средней заработной платой в стране;
  • возмещение потерь от инфляции;
  • уровень производительности труда;
  • размер душевого дохода в стране;
  • уровень безработицы среди работников низкой квалификации;
  • размеры социальных пособий, в том числе пенсий.

2.3.2.Пенсионное  обеспечение

      Вторым по важности ресурсом доходов населения является пенсионное обеспечение.

    В 18 субъектах Российской Федерации  средние пенсии на конец 2006 года были ниже прожиточного минимума (в 2003 г. такая  ситуация наблюдалась в 30 субъектах  Федерации).

    Во  всех федеральных округах, начиная  с 2002 г., наблюдается снижение коэффициента замещения, что свидетельствует об устойчивой тенденции отставания темпов роста средней пенсии от темпов роста средней заработной платы. Наименьший коэффициент замещения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территорий. У большинства северян коэффициент заме-щения достигает лишь 10-15%.

    16 ноября 2007 года Государственная  Дума приняла Федеральный закон  «О внесении изменений в Федеральный  закон «О трудовых пенсиях  в Россий-ской Федерации» (одобрен Советом Федерации 23 ноября 2007 года), который улучшит пенсионное обеспечение лиц, имеющих длительный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и получающих трудовые пенсии по старости и по инвалидности.

    В соответствии со статьей  данного  Федерального закона, вступающей в  силу с 1 января 2008 года, размеры базовой части трудовой пенсии (по старос-ти и по инвалидности) устанавливаются в твёрдой сумме, конкретная величина которой определена с учётом размеров базовых частей трудовой пенсии (на 1 декабря 2007 года - 1560 рублей в месяц), увеличенных на коэффициент 1,5 для лиц, имеющих 15-летний календарный стаж работы в районах Крайнего Севера или смешанный стаж (как в районах Крайнего Севера, так и в местнос-тях, приравненных к ним), и на коэффициент 1,3 для лиц, имеющих стаж работы только в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (не менее 20 лет).

    С 1 января 2008 года устанавливается повышенный размер базовой части трудовой пенсии по старости в сумме 2340 рублей в месяц  лицам, проработав-шим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин. Лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, прирав-ненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 2028 рублей в месяц.

    При этом, при условии наличия трудового  стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, указанные повышенные размеры будут устанавливаться как для досрочных пенсий по старости (по действую-щему в данное время законодательству – 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин), так и для пенсий по инвалидности, независимо от наличия соответ-ствующего возраста и вне зависимости от места жительства этих лиц.

    Численность получателей трудовых пенсий, проработавших  не менее 15 календарных лет в районах  Крайнего Севера либо не менее 20 лет  в прирав-ненных к ним местностях и имеющих страховой стаж не менее 25 лет у муж-чин и не менее 20 лет у женщин составляет, согласно финансово-экономичес-кому обоснованию к законопроекту, 1,1 млн. человек, в том числе 630 тыс. человек, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним мест-ностей. Дополнительные расходы на 2008 год, по оценке разработчиков зако-нопроекта, составят около 8 млрд. рублей, что потребует внесения изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 года и на плановый период 2009 и 2010 годов».

    2.3.3. Региональное социально-демографическое  развитие

    Наиболее  серьёзной проблемой перспектив социального развития России является демографическая ситуация. Современная демографическая ситуация характеризуется стабильным сокращением населения России. Не обеспечива-ется воспроизводство человеческих ресурсов в большинстве регионов.

    Подавляющее большинство крупногородских агломераций  с демографи-ческой и миграционной точки зрения подвержены долгосрочной стагнации. Из 13 городов-миллионников численность населения растёт только в Москве, Ростове-на-Дону и Волгограде. Пермь покинула «клуб миллионеров», снизив свою численность. Несколько крупнейших городов страны также вплотную подошли к этому символическому барьеру.

    Господствующая  индустриальная урбанизация привела  к так называемому «современному  типу воспроизводства населения» или «демографическому переходу» (снижению рождаемости и смертности и постепенному переходу к простому воспроизводству). Соотношение рождаемости и смертности в пос-ледние десятилетия менялось в сторону распространения естественной убыли населения на всё большее число регионов России. В 1990 г. она охватывала только наиболее постаревший Центр и Северо-Запад страны, а к 2003 г. рас-пространилась на подавляющей части территории - в 74 субъектах Федерации из 89.

    Естественный  прирост сохранился только на Северном Кавказе (Чечня, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария) и в некоторых регионах Сибири, причём по разным причинам. В республиках Тыва и Алтай, Агинском Бурят-ском автономном округе положительный естественный прирост связан с неза-вершённостью демографического перехода и более высокой рождаемостью, а в северных автономных округах (Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком и других) - с более молодой возрастной структурой населения. Самая большая естественная убыль - в областях Центра и Северо-Запада, особенно в Псков-ской, Тверской и Тульской областях (минус 14-16 человек на 1000 человек населения).

    В ряде регионов за последние полтора  десятилетия исчезла 1/3 населен-ных пунктов. Деревня впервые за всю российскую историю оказалась не способна к самовоспроизводству.

    В ряде субъектов Российской Федерации, как констатируется в «Концеп-ции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», демографическая ситуация требует незамедлительного реагирования. В 6 субъектах Федерации - Республике Коми, Камчатском крае, Архангельской, Магаданской, Мурманской и Сахалинской областях - за последние 15 лет численность населения сократилась более чем на 15%. Население уменьши-лось на 10-15% в 20 субъектах Федерации: в Республике Карелия, Республике Мордовия, Республике Саха (Якутия), Приморском и Хабаровском краях, Амурской, Владимирской, Ивановской, Кировской, Костромской, Курганской, Курской, Новгородской, Псковской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской и Читинской областях.

    Общее сокращение численности населения Российской Федерации и генеральная тенденция миграции в России могут привести к образованию «демографического вакуума» в приграничных районах Сибири и Дальнего Востока и создают объективные предпосылки для замещения населения имми-грантами из соседних стран, что не отвечает экономическим и геополитичес-ким интересам страны.

    С середины 1990-х гг. притяжение Москвы с её огромным рынком труда стало  более ощутимым для жителей многих соседних областей. Зона трудовых миграций в столицу охватила весь Центральный район. Кроме того, растёт трудовая миграция мужчин молодых и средних возрастов из республик Север-ного Кавказа в регионы и крупные города Центральной России, нефтегазодо-бывающие округа тюменского Севера. Но оценить её объёмы сложно, так как подавляющее большинство мигрантов трудоустраивается в неформальном секторе экономики, что далеко не полностью учитывается при регистрации проживания.

    В целом только на Московскую агломерацию  приходится порядка 75% всей внутренней миграции страны. Особенно остро ситуация утраты трудовых ресурсов и миграционной привлекательности стоит для ряда регионов, пере-живших в 1990 – в начале 2000-х годов масштабный отток населения. Напри-мер, из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей уезжают в основном трудоспособные жители и семьи с небольшим числом детей, т.е. наиболее конкурентоспособная часть населения.

    Так, согласно умеренно-оптимистическому прогнозу, страна будет терять ежегодно 600-800 тыс. человек. Без учёта миграции к 2015 г. население дол-жно сократиться до 133-136 млн. человек, к 2020 г. – до 127-132 млн. человек. Основное сокращение населения придётся на центральные и северо-западные регионы страны, где естественная убыль будет составлять 7-8 человек на 1000 человек населения. В наименьшей степени этот процесс затронет южные реги-оны – менее 1 человек на 1000 человек населения.

    Депопуляция отразится, главным образом, на сельском населении. Ожида-ется, что снижение городского населения уже в 2008-2010 гг. резко замедлит-ся, а в следующем десятилетии – стабилизируется, в основном вследствие развития процессов урбанизации и миграции. Напротив, снижение числен-ности сельского населения ускорится. За каждое пятилетие численность сель-ского населения будет сокращаться на 1,5-2,0 млн. человек.

    Огромное  влияние на демографию имеет ухудшения  здоровья наскления России. Отечественные  ученые отмечают, что одним из неблагоприятных  следствий социально-экономических  реформ в России явилось ухудшение  здоровья в последнее десятилетие.

    На  общем фоне постоянного роста заболеваемости особенно остро выри-совываются проблемы нозологических форм социальной этиологии, в том числе туберкулезных. Статистика свидетельствует: сегодня в стране - более 2 млн. больных туберкулезом; за 10 лет число пораженных этой болезнью увели-чилось в 2,6 раза, а смертность от нее - в 2,8 раза.

    Налицо  быстрый рост инвалидизации населения: каждый год число инвалидов прирастает более чем на 1 млн. человек. Сегодня  их уже более 15 млн. человек. Кроме  того, ныне насчитывается более 600 тыс. детей-инвалидов и их численность за последние десять лет выросла в 4,6 раза.

    В условиях демографического спада страна вплотную подошла к периоду абсолютного  сокращения населения в трудоспособном возрасте. По данным Минэкономразвития  России, в 2006 году число трудоспособного населения сократилось на 40 тыс. человек, в 2007 году уменьшилось уже на 412 тыс. человек, в 2008 году - на 631 тыс. человек.

    2.3.4. Дифференциация доходов населения

    У большинства населения длительное время продолжается снижение уровня жизни. За годы современных реформ примерно у 60 % уровень жизни упал, у 25 - 30 % - изменился незначительно и лишь у 15-20 % вырос, в том числе у 3 - 5 % россиян этот рост оказался очень значительным. Не менее важ-ной задачей является преодоление несправедливости в распределении доходов. Их дифференциация в 90 - х годах значительно выросла. Поэтому показателю Россия вошла в число стран с наиболее выраженным неравенством населения. Из этого вытекает необходимость повышения уровня доходов наименее обес-печенных, в том числе оказания помощи слабо защищенным слоям населения.

    Вышеприведенные данные являются следствием значительного  ухудше-ния в 1990 - 2002 гг. общей экономической и социальной ситуации в стране. Ресурсы для обеспечения уровня жизни уменьшились. Валовой внутренний продукт (ВВП) снизился примерно на 40 %. Реальные денежные доходы в семьях уменьшились более, чем на 30 %. Фонд оплаты труда составил всего 37 % к уровню 1990 года. Объем платных услуг уменьшился на 75 %. Общая численность безработных составляет примерно 14 % от экономически актив-ного населения. Все это привело к снижению ожидаемой продолжительности жизни за рассматриваемый период с 69 до 65 лет.

    Последствия августовского кризиса 1989 года привели к новому усилению неравенства россиян. В среднем за 1999 - 2001 гг., по оценкам Всероссийского центра уровня жизни, 52,9 % населения имели денежные доходы ниже прожи-точного минимума и, по существу, являлись бедными, 27% относились к низко обеспеченным. Их денежные доходы располагались в промежутке между прожиточным минимумом и минимальным потребительским бюджетом, который по своей величине примерно в 2 - 2,5 раза превышал прожиточный минимум. Относительно обеспеченные (средние по доходам) слои населения составляли 15,5 %. Их текущие доходы были выше минимального потреби-тельского бюджета, но ниже бюджета высокого достатка. Последний примерно в 6 - 8 раз превышал прожиточный минимум и в основном позволял удовлет-ворять разумные физические и духовные потребности населения, обеспечивал развивающий характер потребления. Доходы выше бюджета высокого дос-татка имели состоятельные и богатые слои, которые составляли примерно 4,6 % населения. Разрыв в доходах 10% наиболее и наименее обеспеченного населения составил 13,5 раза.

    Все это свидетельствует о продолжающемся снижении уровня жизни. Особенно это затронуло наемных работников: покупательную способность оплаты труда; систему их социального обеспечения, которая не создает этим слоям достаточных гарантий при наступлении страховых рисков, и в то же время перегружена многочисленными льготами, компенсациями и выплатами, не носящими адресного характера. У этих слоев низкий уровень и низкое качество жилищной обеспеченности, социально - культурных услуг, здравоох-ранения и образования.

Информация о работе Уровень жизни и доходы населения