Уровень жизни и доходы населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:15, курсовая работа

Краткое описание

На современном этапе развития экономики России проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальней-ших преобразований в стране и в конечном счете политическая, а следователь-но и экономическая стабильность в обществе.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..……...3

1. Доходы населения: виды, источники, формирование………………..……..5

2. Характеристика Российской экономики…………………………….……...17

2.1. Дифференциация социального развития субъектов ……….……….17

2.2. Социально-региональное развитие…………………………………..20

2.3 Доходы населения……………………………………………….……..26

2.3.1.Заработная плата…………………………………………………27

2.3.2.Пенсионное обеспечение………………………………………..30

2.3.3. Региональное социально-демографическое развитие…...........32

2.3.4. Дифференциация доходов населения……………...…………..36

3. Меры повышения социально-экономического развития РФ……...………39

3.1. Развитие демографии………………………………………....……….39

3.2. Экономическая дифференциация регионов………………………….40

3.3. Пенсионное обеспечение……………………………………..……….43

3.4. Увеличение доходов населения……………………………..………..45

Заключение………………………………………………………………………51

Используемая литература………………………………………………………53

Приложение 1………………………………………………………….….……..54

Приложение 2………………………………………………………...……….…57

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 473.50 Кб (Скачать)

    Растут масштабы открытой и скрытой безработицы и неполной занятости на предприятиях, усиливается тенденции долговременной безработицы в регионах. Сокращение этого показателя отмечается в большинстве регионов, кроме пяти территорий, где он возрос: в Еврейской автономной области - на 40%, Смоленской области - на 20%, Республике Тыва - на 15,4 %, Свердлов-ской области - на 14,3 % и Карачаево - Черкесской Республики - на 11 %.

      Происходит изменение структуры бедного населения. К категориям населения, состоящим из одиноких пенсионеров, инвалидов, многодетных и неполных семей, добавились безработные, а также многочисленные категории трудоспособных граждан, занятых неполный рабочий день и неполную рабочую неделю, находящихся в отпусках без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, имеющих низкую оплату труда, работники предприятий, допускающих задержки выплаты заработной платы.

    Бедность  наиболее широко представлена в регионах, где доминируют производства с низким уровнем конкурентоспособности - швейная, текстиль-ная промышленность, машиностроение и др. Наблюдается существенная дифференциация субъектов Российской Федерации по доле населения, имею-щего душевые денежные доходы ниже прожиточного минимума в соответ-ствующей территории. Оценки показывают, что 10 % населения, примыка-ющего по доходам к прожиточному минимуму, имеют доходы примерно в 5 раз выше, чем 10 %: наиболее бедных. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Меры повышения  социально-экономического  развития РФ 

    В своём выступлении на парламентских  слушаниях в Совете Федерации 25 октября 2007 года «О состоянии государственной региональной политики в Российской Федерации и её правового регулирования» Председатель Совета Федерации С.М. Миронов отметил: «Основная задача сегодня - наполнить региональную политику новым содержанием, нацелить её на гармоничное раз-витие всех территориальных сообществ - от муниципальных образований и субъектов Российской Федерации до крупных экономических районов и страны в целом».

    Накопившиеся  проблемы социально-экономического развития регионов страны вызывают необходимость разработки доктрины социально-экономи-ческого развития регионов, законодательных и программных документов по её реализации, которые должны быть обоснованы с межведомственных и меж-дисциплинарных позиций, комплексно охватывать все социальные аспекты жизни населения и развитие отраслей социальной сферы в увязке с экономии-кой.

    3.1. Развитие демографии

    Важным  документом, определяющим цели, принципы, задачи, основные направления и конкретные меры политики Российской Федерации  в области народонаселения на период до 2025 года стал Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351 «Об утверждении Концепции демо-графической политики Российской Федерации на период до 2025 года».

     Согласно  этому Указу целями демографической политики является стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142-143 млн. человек и создание условий для её роста к 2025 году до 145 млн. человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжитель-ости жизни к 2015 году до 70 лет, а к 2025 году – до 75 лет.

     Основными задачами демографической политики на перспективу опре-еены сокращение смертности и сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, формирование мотивации здорового образа жизни, повышение уровня рождаемости, укрепление инсти-тута семьи, сохранение духовно-нравственных традиций семейных отноений и привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития страны, с учетом необходимости их адаптации и интеграции.

     В Указе поручено Правительству Российской Федерации в трехмесячный срок утвердить  план мероприятий по реализации данной Концепции в 2008-2010 годах, а федеральным  и региональным органам государственной  власти и органам местного самоуправления - руководствоваться её положениями при решении задач в области народонаселения.

     В целях привлечения внимания органов  власти и гражданского общества к  проблемам семьи и демографии 2008 год объявлен Годом семьи в  Россий-ской Федерации. Эта инициатива Президента Российской Федерации В.В. Путина была озвучена в его Послании Федеральному Собранию на 2007 год. По его мнению, это «позволит объединить усилия государства, общества, бизнеса вокруг важнейших вопросов укрепления авторитета и поддержки института семьи, базовых семейных ценностей». Данное решение подтвер-ждено Указом Президента Российской Федерации от 14 июля 2007 года № 761 «О проведении в Российской Федерации Года семьи». План проведения Года семьи утвержден Правительством России 17 октября 2007 года. В нём предус-мотрены мероприятия по таким направлениям, как здоровье, отдых, спорт, социально-ответственный бизнес для семьи и другие.

3.2. Экономическая дифференциация регионов

    Предусмотренное на 2008 год увеличение Федерального фонда финан-совой поддержки регионов позволит снизить различия между 10 наиболее и 10 наименее финансово обеспеченными субъектами Российской Федерации с 13 раз в настоящее время до 4 раз. Это будет способствовать сокращению регио-нальной дифференциации в вопросах предоставления субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями государственных и муници-пальных услуг.

    На  устранение региональных диспропорций направлена Федеральная целевая  программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)». Она состоит из двух этапов:

  • на первом этапе (2002-2010 гг.) реализации Программы намечены меры по уменьшению на 25% числа отстающих по основным социально-экономическим показателям субъектов Российской Федерации. В результате доля населения с доходами ниже прожиточного минимума будет снижена на 15%;
  • на втором этапе (к концу действия Программы в 2015 году) предус-мотрено сократить межрегиональные различия в доходах на душу населения в 3 раза, число отстающих регионов в 2 раза, уменьшить на 25% долю населения с доходами ниже прожиточного минимума.

    Долгосрочной  тенденцией в решении социальных проблем в настоящее время  является разграничение полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления и разделение функций между центральными органами власти и субъектами Федерации в осуществлении социальной политики. На этой основе предусмо-трено провести сосредоточение представительного объёма прав регионов в решении социальных вопросов при соответствующем финансовом обеспече-нии их мандатов.

    Для этого, в соответствии с законодательством  Российской Федерации, в регионах принимаются  свои законы и другие нормативные  правовые акты по вопросам борьбы с бедностью и адресной социальной помощью. Так, в Белго-родской, Кемеровской и Томской областях разработаны и приняты программы, направленные на улучшение качества жизни и сокращение бедности населе-ния. В Санкт-Петербурге, Москве, Самарской области утверждены целевые ориентиры и пороговые значения показателей жизнедеятельности населения регионов. В Республике Коми апробирована и хорошо себя зарекомендовала методика регионального регулирования минимальных душевых доходов. Она предусматривает установление гарантированного душевого дохода. Главная особенность применяемой методики – наиболее полный учет дохода, включая помимо денежных и натуральных его форм, также и экономический потенциал семьи.

    Региональный  опыт разработки социальных нормативов целесообразно обобщить и применить на федеральном уровне в форме федерального закона.

    Совокупные  расходы федерального бюджета на социальные отрасли и социальную политику составят в 2008 году 940 млрд. рублей, что будет соот-ветствовать 2,7% ВВП, или 14,4% от всех расходов. Эта величина за трёхлет-ний период возрастет на 18% в реальном выражении (с учётом инфляции). В то же время, представленные расходы по годам практически сохранят свою долю в ВВП – 2,7% и в расходах федерального бюджета – 14,2-14,6%. Учиты-вая эти доли расходов, можно оценить величину затрат на социальную сферу в консолидированном бюджете на уровне 11,2-11,7% ВВП. Если прибавить к ним межбюджетные трансферты на социальные цели и трансферты государ-ственным внебюджетным фондам, то совокупная величина расходов на социальные цели в консолидированном бюджете составит величину, равную 17-18% ВВП.

    По  мере передачи социальных полномочий и ответственности в регионы  всё более актуальным становится вопрос углубленного рассмотрения и  анализа консолидированного бюджета. Становится всё более очевидным, что рассмот-рение социальных бюджетных расходов не может ограничиваться только ин-формацией по проекту федерального бюджета. Это связано с тем, что львиная доля социальных расходов финансируется не из федерального бюджета, а из бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, а поэтому требуется углубленный анализ консолидированного бюджета.

    В целом, несмотря на растущую централизацию  расходных полномочий, местные бюджеты  остаются социально ориентированными: в 2003 г. доля рас-ходов на социальные услуги и ЖКХ составляла в них 77%, в региональных бюджетах – 45%, а в федеральном – 12% (без учёта финансовой помощи реги-онам на социальные цели).

    Душевые социальные расходы консолидированных  бюджетов по регио-нам страны различаются в 10 раз (с поправкой на уровень цен). Большинство регионов центра и юга страны имеют худшие показатели (60-80% от средне-российского уровня), а в слабозаселённых северо-восточных регионах с экстремальными природно-климатическими условиями расходы значительно выше: в Ямало-Ненецком АО – в 4 раза, в Эвенкийском АО – в 6 раз. В Москве указанные расходы выше средних по России в 2 раза.

3.3. Пенсионное обеспечение

    В 18 субъектах Российской Федерации  средние пенсии на конец 2006 года были ниже прожиточного минимума (в 2003 г. такая ситуация наблюдалась в 30 субъектах Федерации).

    Из-за удорожания жизни бедность пенсионеров  наиболее велика по масштабам на Крайнем  Севере и Дальнем Востоке. Следует  в этой связи отметить, что Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая вопрос о конституционно-правовом смысле категории «достойный уровень жизни» применительно к пенсионерам и уровню пенсионного обеспечения, в своём Определении от 15 февраля 2005 г. № 17- вынес заключение, исходя из которого минимальный размер выплаты пенсионеру должен обеспечивать прожиточный минимум в субъекте Российской Федерации.

    16 ноября 2007 года Государственная  Дума приняла Федеральный закон  «О внесении изменений в Федеральный  закон «О трудовых пенсиях  в Россий-ской Федерации» (одобрен Советом Федерации 23 ноября 2007 года), который улучшит пенсионное обеспечение лиц, имеющих длительный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и получающих трудовые пенсии по старости и по инвалидности.

    Можно предложить следующую стратегию  дальнейшего развития пенсионного  страхования и пенсионного обеспечения.

    Основной  формой пенсионного обеспечения  должна стать страховая фор-ма, осуществляемая за счёт страховых взносов работников, работодателей, а иногда и государства, если оно выступает в форме страхователя.

    Минимальный размер пенсии должен обеспечивать прожиточный  мини-мум пенсионера. Размер пенсии по старости должен зависеть от продолжи-тельности страхового периода и размеров заработка, и составлять не менее 40% от среднего заработка в стране.

    Социальная  пенсия должна повыситься до уровня прожиточного миниму-ма пенсионера, финансовый ресурс которой — бюджетные средства.

    Для определенных категорий населения, например, для тех, кто осущест-влял важные государственные функции (госслужащие и военнослужащие, в том числе участники боевых действий в Великой Отечественной войне, других войнах и вооруженных конфликтах) или пострадал от действий государства («чернобыльцы», а также лица, в силу определенных обстоятельств, не имев-шие возможности заработать трудовую пенсию) сохраняется пенсионное обес-печение за счёт бюджетных средств.

    Система обязательного пенсионного страхования  должна страховать мас-совые категории населения и обеспечивать пенсии на социально приемлемом (воспроизводственном) уровне.

    Формирование  эффективной пенсионной системы  предполагает:

Информация о работе Уровень жизни и доходы населения