Управление запасами предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является разработка на основе анализа предметно – объектного материала конкретных предложений по повышению эффективности управления производственными запасами РАПП ОАО «Кавказ – мясо».
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
раскрыть функциональную роль запасов в производственном процессе;
проанализировать западный опыт управления запасами и оценить возможность его применения в российских условиях;
рассмотреть методы нормирования запасов предприятия;
сформировать возможные варианты корректного выбора системы контроля уровня запасов;
показать методику проектирования эффективной системы управления запасами;
проанализировать процесс управления производственными запасами РАПП ОАО «Кавказ – мясо»;

Оглавление

Введение………………………………………………………………….…3
1 Теоретические основы управления запасами на предприятии… …….. 7
1.1 Экономическая сущность и классификация запасов предприятия.7
1.2 Системы управления запасами………………………………………9
1.3 Зарубежный опыт управления запасами…………………………..14
2 Анализ запасов РАПП ОАО «Кавказ-мясо»…………………………..17
2.1 Краткая характеристика РАПП ОАО «Кавказ-мясо»…………….17
2.2 Анализ оборотных активов…………………………………………21
2.3 Анализ запасов………………………………………………………23
3 Совершенствование управления запасами в РАПП ОАО «Кавказ – мясо»……………………………………………………………………..27
3.1 Использование модели экономически обоснованного
заказа FOQ для оптимизации текущих запасов…………...…….….27
3.2
3.3 Использование автоматизированной системы
управления запасами…………………………………………………33
Заключение………………………………………………………………....37 Список использованных источников……………………………………..40

Файлы: 1 файл

4 УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ ВСЕ..doc

— 4.90 Мб (Скачать)

З04 = 188942 / 720 = 262 дней;

З05 = 175711 / 760 = 231 дней;

З06 = 177074 / 820 = 215дней.

По данным цифрам можно  сказать, что основные запасы распределены, так что их примерно хватает на один год.

Итак, изучив и проанализировав  деятельность РАПП ОАО «Кавказ – мясо», можно сказать, что это обособленное подразделение без прав юридического лица, наделенное имуществом на правах владения, пользования и распоряжения. Все имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги являются собственностью ОАО РАПП «Кавказ – мясо».

В связи со спецификой основного вида деятельности организации  в активе баланса преобладают запасы (сырье, материалы, продукты переработки), значительный удельный вес занимают сооружения.

           Анализ финансовых результатов деятельности за анализируемый период показали рост убытков по основным видам деятельности. Имеются проблемы по расчетам с покупателями и заказчиками.

РАПП ОАО «Кавказ – мясо», в силу своей неплатежеспособности, не может своевременно оплачивать  обязательства без помощи ОАО РАПП «Кавказ – мясо». 

Результаты анализа  финансово – хозяйственной деятельности РАПП ОАО «Кавказ – мясо» свидетельствуют о том, что предприятие находится на грани банкротства, наблюдается недостаток собственных и заемных средств, ликвидность баланса отличается от абсолютной. Так как организация является филиалом ОАО РАПП «Кавказ – мясо», то головная организация отвечает по обязательствам РАПП ОАО «Кавказ – мясо» и покрывает их за счет собственных средств [19. C. 98].

 

3. Совершенствование управления  запасами в РАПП ОАО «Кавказ –       мясо»

 

  3.1 Использование модели  экономически обоснованного заказа FOQ для оптимизации текущих запасов

 

 Особую актуальность для  РАПП ОАО «Кавказ – мясо» приобретают все возможные способы рационального расходования средств, одним из которых является определение оптимальной величины производственных запасов.

Необходимость оптимизации систeмы управления запасами возникает еще и потому, что на предприятии за последние годы накопились значительные объемы запасов так называемых «материалов без движения». Свое название данные материалы пoлучили вследствие того, что по ним не осуществлялось операций расходования в течение определенного периода времени.

Комплекс средств автоматизации  управления запасов должен:

а) обеспечивать автоматизированный сбор, обработку, хранение и представление информации в соответствии с задачами управления запасами на уровне РАПП ОАО «Кавказ – мясо»;

б) реализовываться в  виде совокупности совместно функционирующих, совместимых и взаимодействующих  подсистем;

в) содействовать совершенствованию методов и структуры системы управления запасами.

Создание и развитие комплекса средств автоматизации  управления запасов должен осуществляться через единый координационный центр  с соблюдением требований стандартов по информационным технологиям.

Для решения задач  управления запасов комплекс средств  автоматизации управления запасов  должен обеспечивать:

а) адаптивность к изменениям элементов системы управления запасов  и процесса управления запасов;

б) выполнение установленных  регламентами требований к процессу управления запасов и элементам системы управления запасов;

в) разграничение прав доступа к информации о запасах  в целом и в различных аналитических  разрезах;

г) единую информационную базу для формирования управленческой и бухгалтерской отчетности;

д) ведение и использование  классификаторов технико-экономической  информации;

е) сбор, накопление и  обновление норм и нормативов;

ж) представление информации о запасах в установленных  формах управленческой документации. [15. С. 216].

Для оптимизации текущих запасов в зарубежных странах используется ряд моделей, среди которых наибольшее распространение получила модель экономически обоснованного заказа (модель EOQ).

Расчетный механизм этой модели основан на минимизации совокупных затрат по закупке и хранению запасов  на предприятии. Эти затраты делятся  на две группы:

    • сумма затрат по завозу товаров, включая расходы по транспортировке и приемке товаров;
    • сумма затрат по хранению товаров на складе предприятия (содержание складских помещений и оборудования, зарплата персонала, финансовые расходы по обслуживанию капитала, вложенного в запасы, и другое).

Чем больше партия заказа и реже производится завоз материалов, тем ниже сумма затрат по завозу материалов. Её можно определить по формуле:                                                      

 

                         Zзм = VПП/ РПП* Црз                                                                                      (7)   

где Zзм – затраты по завозу материалов;

VПП – годовой объем производственной потребности в данном сырье или материале; 

РПП – средний размер одной партии поставки;

       Црз – средняя стоимость размещения одного заказа. [15. С. 122].

Из формулы видно, что  при неизменном VПП и Црз с ростом РПП сумма затрат уменьшается, и наоборот. Следовательно, предприятию более выгодно завозить сырье большими партиями.

 

3.2 Построение «системы ABC» для контроля за движением запасов на предприятии

 

Пoстроение эффективных систeм контроля за движением зaпасов на предприятии. Oсновной задaчей таких кoнтролирующих систем, котoрые являются сoставной частью финансового контрoллинга предприятия, является своевременное размещение зaказов на попoлнение запacов и вовлечение в хозяйственный оборот излишне сформированных их видов. 
          Среди систeм кoнтроля за движением запаcoв в странах с развитoй эконoмикой наиболее широкое применeние пoлучила "Система ABC". Суть этой кoнтролирующей системы сoстоит в разделении всей совoкупности запасов тoварно-материальных ценнoстей на три категории исходя из их стоимости, объема и частоты расхoдования, отрицательных последствий их нехватки для хода операционной деятельности и финансовых результатов. 
          В кaтегорию «А» включaют наиболее дорoгостоящие виды запaсов с продoлжительным циклoм заказа, которые требуют постоянного мониторинга в связи с серьезнoстью финaнсовых пoследствий, вызываемых их недостатком. Частота завоза этой категории запасов определяется, как правило, на основе «Модели EOQ». Круг кoнкретных тoварно-материальных ценнoстей, входящих в кaтегoрию «А», oбычно ограничен и требует еженедельнoгo контроля .  
         В категорию «В» включают тoварно – материaльные ценности, имеющие меньшую значимость в обеспечении бесперебойного операционного процесса и формировании конечных результатов финансовой деятельности. Запасы этой группы контролируются обычно один раз в месяц. 
          В категорию «С» включают все остальные товарно-материальные ценности с низкой стоимостью, не играющие значимой роли в формировании конечных финансовых результатов. Oбъем закупок таких ценностей может быть довольно большим, поэтому контроль за их движeнием осуществляется с периодичностью один раз в квартал. 
          Таким образом, основной контроль запасов по «Системе ABC» концентрируется на наиболее важной их категории с позиций обеспечения бесперебойности операционной деятельности предприятия и формирования конечных финансовых результатов. 
          В процессе рaзработки пoлитики управления зaпасами дoлжны быть заранее предусмoтрены мeры по ускoрению вoвлечения в обoрот сверхнормaтивных запacoв. Этo обеспeчивает высвобoждение части финaнсовых ресурсoв, а также снижeние размера потeрь товарно-материальных цeнностей в процессе их хранения.

В оптимизации структуры  запасов РАПП ОАО «Кавказ – мясо» только лишь учётными программами не обойтись, поскольку в единое целое должны быть увязаны данные оперативного и бухгалтерского учёта, а также плановоаналитическая информация. Но это возможно только тогда, когда предприятие использует многофункциональную компьютерную систему, поддерживающую современные стандарты управления МRP-ERP. До недавнего времени позволить себе их внедрение могли только крупные предприятия. Но сегодня ситуация меняется, поскольку появились разработки, реализующие базовую функциональность систем класса МRP II, ориентированные на производственные предприятия различных отраслей и масштабов. В качестве примера можно указать на программные продукты, предлагаемые компанией "Институт типовых решений – производство" (ИТРП), которые успешно эксплуатируются ныне на сотнях производственных предприятий. Особый интерес они представляют для тех, кто уже использует в своей работе те или иные разработки, основанные на платформе «1С: Предприятие», поскольку созданы именно на её основе.

Необходимым компонентом  комплексной системы автоматизации  управления производственным предприятием является подсистема планирования закупок, обеспечивающая формирование плана с учётом прогноза продаж и уже полученных заказов на поставки товара. Наличие точной оперативной информации даёт возможность быстро оценивать ситуацию и принимать необходимые решения о дополнительных закупках, или, наоборот, прекращении закупок, изменении ассортимента или ценовой политики под влиянием складывающейся конъюнктуры рынка. Так, например, одним из важнейших результатов внедрения программных продуктов компании «ИТРП» на ряде производственных предприятий явилось существенное сокращение складских запасов за счёт оптимального планирования закупок.

Общее сокращение страховых  запасов в ряде случаев составило  до 40%. Экономия проявилась и в сокращении потребности в дополнительных складских  площадях, что тоже весьма немаловажно. Особенно – в тех случаях, когда склады арендуются.

Наряду с экономией, вызванной ускорением оборачиваемости  товарно-материальных ценностей, оптимизация  планирования ассортимента закупок  с помощью компьютерной системы позволяет создать условия и для увеличения объёма реализации. Ведь зачастую приходится отказываться от выгодного заказа, так как его нельзя выполнить в установленные клиентом сроки просто потому, что на складе нет данных товаров и (или) комплектующих, необходимых для производства нужной продукции. Подобная ситуация – прямое следствие неточного планирования: одни запасы избыточны, а другие недостаточны.

Необходимы подразделённая на фазы технология обработки потребностей в заказах, возможность контроля потребностей как внешних контрагентов, так и внутренних подразделений, контроль «красноты» и создание документов, заявок для её исправления, а также ведение товарного календаря. Эти функции обеспечиваются только комплексной системой.

В новом решении компании «ИТРП» реализован также так называемый оперативный склад – механизм, позволяющий вводить операции по факту их исполнения, возможно, даже с нарушением последовательности. Здесь отражается та реальная ситуация, которую можно наблюдать на любом складе любого работающего предприятия. Система рассчитана на корректное функционирование в условиях недостаточной полноты информации, она предназначена для того, чтобы иметь возможность разграничения зон ответственности операторов и пользователей. В программе впервые применён логистический подход к складскому учёту, то есть имеется в виду учёт в разрезе не только мест хранения, но и распорядителей ресурсов, что позволяет существенно ограничить различного рода злоупотребления. Не секрет, что на многих предприятиях руководство знает (догадывается) о том, что сотрудники воруют. Но кто и сколько, иногда удаётся узнать слишком поздно, когда потерянного уже не возместишь. Ввод понятия "распорядителя ресурсов" – это основная особенность модуля управления складскими запасами, причём наиболее востребованная. Любые остатки товарно-материальных ценностей управляются каким-либо распорядителем – подразделением или конкретным должностным лицом. Кроме того, внедрение комплексной системы автоматизации управления предприятием позволяет проследить неявные связи и вовремя заинтересоваться, например, тем, почему тот или иной снабженец работает с поставщиком, предлагающим не лучшие цены, или почему конкретный менеджер постоянно отгружает товар клиенту, который ещё не оплатил прежние поставки.

В общем случае учёт ведётся независимо от бухгалтерского учёта, и реализован позиционный, так называемый ячеистый склад. Система позволяет вести прогнозирование и анализ складских остатков на основе динамики движения ТМЦ (товарно-материальные ценности) и поддерживает две независимые единицы измерения, например в рулонах и метрах.

Помимо оптимизации  управления объёмами и структурой запасов  применение компьютерных систем часто  позволяет существенно ускорить обслуживание клиентов.

 

3.3  Использование автоматизированной системы управления   запасами

 

Для понимания различий между подходами в построении СУПЗ проведено их сравнение. Результаты сравнения приведены в соответствии с таблицей 5.

Информация о работе Управление запасами предприятия