Управление трудом как фактор повышения эффективности производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - провести анализ управления трудом как фактора повышения эффективности производства.
Для достижения поставленной цели в работе определены и решены следующие задачи:
- раскрыть теоретические и методологические аспекты управления трудом;
- проанализировать особенности и необходимость управления трудом в рыночной экономике;

Оглавление

Введение 3
Глава 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
ТРУДОМ 5
1.1. Управление трудом, как форма реализации человеческого потенциала 5
1.2. Особенности и необходимость управления трудом в рыночной экономики 7
1.3. Методы управления трудом в рыночной экономике 12
Глава 2. Анализ управления трудом на ФГУП ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко» 19
2.1. Организационно-экономическая характеристика управления трудом предприятия 19
2.2. Исследование системы управления трудом 23
2.3. Влияние мотивации и стимулирования работников на повышение эффективности производства 26
Глава 3. Управления трудом как фактор повышения эффективности производства на ФГУП ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко» 32
3.1 Организационный фактор 32
3.2 Социальный фактор 33
3.3. Оценка системы премирования труда рабочих на предприятии 35
Заключение 41
Литература 43
Приложение 45

Файлы: 1 файл

курсовая ЭТ.doc

— 949.00 Кб (Скачать)

Профсоюз поддерживает рабочих предприятия не только по рабочим вопросам, но и в социальной сфере. Общественная организация - объединение организаций профсоюзов предприятия предлагает членам профсоюза и членам их семей получить профсоюзные путевки с 20 процентной скидкой в лучших здравницах. Санаторно-курортный комплекс профсоюзов включает в себя 374 здравницы: это санатории, пансионаты, дома отдыха, оздоровительные детские лагеря, водо- и грязелечебницы, лечебно-диагностические, курортные поликлиники и т.д.

За время своего существования профсоюзная организация осуществила много проектов, направленных на организацию и постановку не только социально-экономической, но и массовой, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы. Профсоюзная организация проводит еще более активную социальную политику, направленную на создание для работников комфортных условий труда, досуга и быта. Руководство вместе с профактивом оказывает материальную помощь работникам, организует поездки и экскурсии, культурный и спортивный отдых работников, развивает художественную самодеятельность, а также оказывает поддержку участникам Великой Отечественной войны. Очень большое внимание уделяется спортивной работе. В соответствии с политикой предприятия и в духе времени, в нашей профсоюзной организации была создана комиссия по жилищным вопросам. Ею ведется работа по учету сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В декабре 2010 года был сдан дом молодым семьям работающим на предприятии, более 180 семей вселились в  свои новые жилища. Кроме того, в районе расположения предприятия планируется строительство спортивно-оздоровительного комплекса, в котором будут бассейн, боулинг.

Таким образом, проведя исследование можно сделать вывод о том, что система управления трудом на предприятии ФГУП ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко»  направлена на повышение производительности труда, повышение эффективности производства, рост прибыли, путем рационального использования трудовых способностей каждого рабочего в отдельности, за счет своевременной эффективной деятельности отдела кадров, взаимодействия его с линейными руководителями и хорошей поддержки профсоюза не только по рабочим вопросам, но и в социальной сфере.

2.3. Влияние мотивации и стимулирования работников на повышение эффективности производства

Мотивация и стимулирование персонала имеют одно из ключевых значений для организации трудовой деятельности. Новая рыночная экономика диктует новые правила борьбы за квалифицированные кадры, следовательно, работодатели заинтересованы в как привлечении новых людей, так и в повышении эффективности труда, а что не возможно без отлаженной системы мотивации и стимулирования.

Сущность мотивации и стимулирования трудовой деятельности – создание условий для формирования долговременной заинтересованности работников в наращивании и обновлении производственного потенциала, в оптимальных пропорциях потребления и накопления. Но меры, зафиксированные даже в нормативных актах и новых законах, не предусматривают обеспечения механизмов реализации ключевой задачи – целенаправленного формирования и развития трудовой мотивации.

Для формирования сильной трудовой мотивации необходимо, чтобы смысл труда выходил за рамки удовлетворения только личных материальных потребностей человека. Несмотря на то, что материальная заинтересованность играет ключевую роль, нельзя смыл трудовой деятельности сводить только к этому.

Мотивация основана на долговременном воздействии на работника в целях изменения по заданным параметрам структуры в целях изменения по заданным параметрам структуры его ценностных ориентаций и интересов развития, формирования соответствующего мотивационного ядра и развития на этой основе трудового потенциала. Именно такое воздействие называют мотивированием.

Стимулирование – это ориентация практики управления на фактическую структуру ценностных ориентаций и интересов работника, на более полную реализацию его трудового потенциала. Стимулирование труда предполагает создание условий (хозяйственного механизма), при которых активная трудовая деятельность, дающая определенные, заранее фиксированные результаты, становится необходимым и достаточным условием удовлетворения значимых социально-обусловленных потребностей работника, формирования у него мотивов труда.

В таблице 2.2 (приложение) представлена взаимосвязь мотивов и стимулов.


              Система стимулирования на различных предприятиях предполагает комплекс мер, направленных на повышение трудовой активности работающих и как следствие повышение эффективности труда, его качества. Рис. 2 дает общее представление о системе стимулирования персонала.

Рис. 2. «Общее представление о системе стимулирования персонала»

 

Систему стимулирования формируют постоянные и переменные элементы, льготы и факторы мотивации. Изначально стимулирующие факторы можно разделить на моральные и материальные.  В таблице 2.3 (Приложение) представлена система стимулирования, применяемая  на предприятии. 

              При разработке программы по стимулированию сотрудников, руководство предприятия задалось вопросом, - какие факторы оказывают влияние на высоту планки достижений, задаваемой себе работником, а также на интенсивность прилагаемых им усилий для выполнения поставленных задач. И пришли к выводу, что профессиональный энтузиазм исполнителей зависит, прежде всего, от четырех моментов. Во-первых, это уверенность (либо неуверенность) работника в том, что его активность приведет к запланированному рабочему результату – росту объемов продаж, повышения качества обслуживания клиентов и т.д. Во-вторых, степень уверенности, что достигнутые им успехи не останутся незамеченными, а будут оценены и вознаграждены руководством. В-третьих, это ценность в глазах работника самого ожидаемого поощрения. В-четвертых, положительный результат сравнения своего поощрения и поощрения коллег.

Соответственно работники будут работать «спустя рукава» в той мере, в которой они испытывают неуверенность в возможности достичь заданные результаты, сомневаются, что их эффективность будет отмечена и вознаграждена и, наконец, низко оценивают привлекательность ожидаемого «приза».

На предприятии разработаны и внедрены в практику социальные программы повышения квалификации, пройдя которые, сотрудники приобретают более глубокие профессиональные знания. Весь персонал знает, что от их квалификации зависит качество сервиса, предоставляемого клиентам.

Одним из приоритетных направлений морального стимулирования, используемой на предприятии является корпоративная культура. Корпоративная культура – это система убеждений, норм поведения, установок и ценностей, которые являются теми неписаными правилами, определяющими, как должны работать и вести себя люди в данной организации. При этом речь идет об убеждениях и ценностях, которые в большей или в меньшей степени разделяются  подавляющим большинством членов организации. Система отношений, лежащая в основе корпоративной культуры – это  те важнейшие отношения, которые формируют и определяют поведенческие нормы и рабочее поведение членов организации. Это, например, такие отношения руководства к работникам, отношения работников к руководству, отношение персонала к работе, отношение работников к клиентам и т.п.  Большое внимание уделяется корпоративным мероприятиям, мы считаем, что это прекрасная возможность неформально пообщаться с коллегами. Корпоративные праздники в отрыве от целей компании, от совместной работы теряют всякий смысл, более того приносят немалый вред.

В общем виде система материального стимулирования и оплаты труда на предприятии выглядит следующим образом (рис. 3).

 


Рис.3. Система материального стимулирования и оплаты труда на предприятии

Одним из наиболее эффективных факторов материального стимулирования на предприятии рассматривается обязательный оплачиваемый ежегодный отпуск, отпуск по беременности и родам, на медицинские нужды, так и дополнительный или дополнительные выходные дни.

В заключение этой главы хотелось бы отметить, что совершенствование  мотивации и стимулирования персонала на предприятии направлено на повешение эффективности производства. Конечно же осуществление программ стимулирования и труда всегда требует больших затрат, но эффект, который они могут принести, значительно больше. Ведь именно сотрудники являются главным ресурсом любого предприятия. Эффективность их работы определяет результат деятельности организации. Достичь наибольшей отдачи можно только в том случае, если выгоду от труда работника имеет и предприятие, и он сам. Поэтому для достижения наилучших результатов работы предприятия необходимо найти те мотивы, которые движут каждым сотрудником в его трудовой деятельности, и создать ему такие условия, чтобы он мог и хотел выполнить поставленные перед ним задачи.

ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОМ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА НА ФГУП ФНПЦ «ПО «СТАРТ» ИМ. М.В. ПРОЦЕНКО»

3.1 Организационный фактор

Организационные факторы играют синтезирующую, координирующую роль в комплексном использовании всех факторов эффективности труда. Сущность и содержание понятия организации определяются его двояким смыслом: как процесс создания системы и как сама эта система в процессе ее функционирования. В данном случае речь идет о создании и функционировании систем: взаимодействия человека с предметами и средствами труда; взаимодействия людей в процессе совместного труда; выполнения трудовых, производственных и хозяйственных функций во всех сферах деятельности; построения организационных структур; формирования эффективного использования трудовых и материально-вещественных ресурсов.

Организационные факторы реализуются путем разработки проектных и нормативных материалов, содержащих необходимые сведения по системам и процедурам работы всех звеньев предприятия. При этом предусматриваются новые подходы к решению наиболее принципиальных вопросов: взаимодействия человека с предметами и средствами труда, а также с окружающей средой на основе принципов построения «социотехнических» систем и систем «человек- машина-изделие-среда»; взаимодействия людей в процессе совместного труда в пределах предприятия и между трудовыми коллективами на основе прямых кооперационных связей и общей заинтересованности в результатах деятельности с учетом разных форм собственности, развития предпринимательства и самоуправления; повышения роли организационных факторов в деятельности предприятия за счет включения в сферу их влияния двух важнейших в условиях рынка функций — обеспечения трудового коллектива работой и всем необходимым для работы; перехода от иерархических (вертикальных) организационных структур к неиерархическим (горизонтальным), при которых между производственными и функциональными звеньями, действующими на одном уровне, нет промежуточных звеньев; формирования и эффективного использования трудовых материальных и других ресурсов на основе применения различных форм развития трудовой и творческой активности работающих в решении задач предприятия.

Таким образом, организационные факторы во всем их многообразии, прежде всего, обеспечивают рост производительности труда, повышение эффективности производства. По их влиянию на этот показатель организационные факторы часто уступают лишь научно-технологическим или сравнимы с ними. Например, упразднение ненужных и неэффективных звеньев при переходе к неиерархическим организационным структурам позволяет сократить численность управленческого и вспомогательного персонала на 30%, затрачивая средства лишь на разработку проекта, тогда как для достижения подобного эффекта за счет новой технологии или автоматизации требуются значительные капитальные затраты. Кроме того, организационные факторы оказывают влияние на продуктивность материальных ресурсов за счет обеспечения их сохранности, сокращения запасов материалов и операционных заделов, применения систем «точно вовремя» (ноль запасов); на использование оборудования по времени работы (коэффициенту сменности) и режиму работы (паспортной мощности); на улучшение использования природных ресурсов за счет расширения масштабов выявленных (разведанных) источников сырья и продуктивности их реализации; на улучшение использования финансовых ресурсов за счет повышения фондоотдачи и ускорения оборачиваемости оборотных средств.[3]

3.2 Социальный фактор

Социальные факторы отражают три важнейшие характеристики: качественный уровень персонала, отношение работников к труду, социальные условия труда.

Повышение квалификации работников на предприятии прямо влияет на производительность и эффективность труда. Известным ориентиром при определении степени этого повышения может служить повышение разрядного коэффициента работника или средней его величины для коллектива, поскольку качество труда, обусловленное квалификацией работника, отражается на интенсивности его труда и способности продуктивно использовать ресурсы. Тем самым достигается либо повышение качества продукции, что отражается на эффективности труда, либо сокращается требуемая численность работников, т.е. повышается производительность труда при неизменном качестве продукции.

Отношение работников к труду, независимо от мотивов, которыми они руководствуются при определении своего трудового поведения, так или иначе отражается на трудовой дисциплине, использовании рабочего времени, интенсивности труда, включенности в дела коллектива подразделения предприятия и предприятия в целом. Влияние этих факторов на производительность и эффективность труда может быть установлено, исходя из сокращения потерь рабочего времени по причинам, зависящим от работника, из расширения объема работ, возлагаемых на работника, и из степени его участия в творческой, рационализаторской работе на предприятии.

Социальные условия труда характеризуются степенью его безопасности, режимами труда и отдыха, социально-психологическим климатом в коллективе и потребностью в льготах и компенсациях для нейтрализации или ослабления влияния неблагоприятных условий труда и обеспечением работников социальными услугами. Влияние социальных условий труда на его производительность и эффективность отражается в потерях рабочего времени из-за временной нетрудоспособности и социально-трудовых конфликтов, в оплате сверхурочных работ, расходах на охрану труда, технику безопасности, улучшение условий труда и компенсационные выплаты работникам. Все это учитывается в затратах трудовых ресурсов, приходящихся на единицу объема продукции (работ).

Все рассмотренные факторы эффективности труда взаимосвязаны, поскольку они оказывают то или иное воздействие на все виды используемых ресурсов. Поэтому наибольший эффект может быть достигнут лишь при комплексном использовании всех факторов. Необходимые для этого пофакторные расчеты и анализ выполняются непосредственно на каждом предприятии при выработке стратегии повышения эффективности труда и хозяйственной деятельности. На региональном уровне (а также в отраслевом разрезе) с непосредственным участием предприятий разрабатываются основные направления формирования гибкой политики в области развития и использования каждой группы факторов, исходя из интересов предприятий (отрасли) и региона. На государственном уровне разрабатываются принципы формирования научно-технологической, организационной, структурной и социальной политики с учетом региональных и отраслевых особенностей, а также прогнозы повышения эффективности социально значимых направлений развития экономики путем использования гибкой налоговой и кредитной политики.[3]

Информация о работе Управление трудом как фактор повышения эффективности производства