Технический уровень развития предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:44, реферат

Краткое описание

Факторами повышения экономической эффективности производства выступают техническое и организационное развитие, внешнеэкономические, социальные и природные условия хозяйствования.
Совершенствование организационно-технического уровня хозяйственной деятельности – это комплексный непрерывный процесс ее рационализации, охватывающий НТП и научно-технический уровень производства продукции, структуру хозяйственной системы и методы хозяйствования.Под организационно-техническим уровнем производства понимается достигнутый уровень развития средств производства, методов организации и управления.

Файлы: 1 файл

технический уровень развития предприятия.docx

— 31.72 Кб (Скачать)

1) анализ организационной структуры управления;

2) анализ технической оснащенности и методов управления;

3) анализ состава и организации труда работников управления (рис. 3.2).

 

Задачи анализа организационной  структуры управления заключаются  в выявлении соответствия между  производственной и организационной  структурами, соответствия управленческих штатов характеру и содержанию функций  управления. Для этого производится анализ производственной структуры предприятия, анализ структуры органов управления, анализ численности аппарата управления, анализ специализации и централизации управленческих функций.

К аналитическим показателям, характеризующим состояние органов  управления, относятся:

  • коэффициент обеспеченности управленческими кадрами в целом и по отдельным функциональным группам;
  • удельный вес работников управления в общем составе работающих;
  • коэффициент управляемости

Коэффициент управляемости  в структурных подразделениях характеризует, например, число рабочих, приходящихся на одного мастера (начальника смены, цеха и т. д.).

Анализ технической оснащенности и методов управления характеризует  широту использования в управленческой деятельности достижений НТП, новых  методов управления, уровень самостоятельности  подразделений.

Техническая оснащенность управленческих подразделений определяется с помощью  показателей, характеризующих:

  • управленческую технику (стоимость вычислительной техники (ВТ) и ее долю в общей стоимости ОПФ; долю прогрессивной вычислительной техники в общей стоимости ВТ; долю информации, обрабатываемой с помощью ВТ в общем объеме обрабатываемой информации);
  • механизацию и автоматизацию управленческого труда (техническую вооруженность работников аппарата управления);
  • степень механизации управленческого труда;
  • разделение функций управления (роль и значение каждого подразделения в управлении, дублирование функций или их излишнюю регламентацию);
  • степень реализации предоставленных прав;
  • методы управления производством (степень самостоятельности хозяйственных низовых звеньев в решении текущих задач).

Анализ состава и организации  труда работников управления включает:

1) оценку квалификационного  состава работников управления;

2) характеристику процессов  управления, функций управления, документов, схем документооборота;

3) загруженность и условия  труда работников аппарата управления.

5. Взаимосвязь жизненного  цикла изделия, техники и технологии  и организационно-технического уровня

Концепция жизненного цикла (ЖЦ) þ это классическая концепция  экономической теории. Наиболее полно  она представлена в маркетинге при  изучении теории жизненного цикла товара (ЖЦТ), которая рассматривает динамику конкурентоспособности товара на рынке. Суть теории жизненного цикла заключается  в том, что товар представляется как своего рода живой организм с  присущими ему стадиями развития: зачатие – рождение – зрелость – старение – смерть. По аналогии с этим в жизненном цикле товара различают этапы разработки (часто  этот этап не включают в ЖЦ, поскольку многие исследователи считают, что жизнь товара начинается с момента его выведения на рынок), выведения на рынок, роста, зрелости и упадка. Обычно концепцию жизненного цикла рассматривают применительно к товару (услуге), но она имеет смысл также для спроса, техники и технологии.

Классическая кривая ЖЦТ  – это зависимость между объемом  реализации товара и соответствующими периодами времени, отраженная в  двухмерной системе координат, на оси  х которой откладывается положительно текущее время, а на оси у – объемы продаж. В принятом в отечественной и зарубежной литературе стандарте кривая ЖЦТ разбивается на ряд характеризующих товар промежутков (обычно их пять), которым присваиваются соответствующие наименования. В большинстве случаев их называют «зарождение изделия», «внедрение на рынок», «освоение на рынке», «насыщение рынка» и «снижение продаж». Существует множество методов оценки потенциальной емкости рынка и составляющих его рыночных (или потребительских) сегментов, позволяющих довольно точно определить емкость спроса как для статических, так и для динамических моделей. Кривая ЖЦТ и является частным случаем такой модели.

Классическая концепция  ЖЦТ применима как к товарам, так и к технологическим разработкам  и используемой в производстве технике. Причем в прямой связи с этими  жизненными циклами находится организационно-технический  уровень предприятия. Поэтому важно, чтобы этап разработки нового товара совпал с этапом зрелости предыдущего. В этом случае предприятие обладает достаточными средствами и техническими мощностями, чтобы вкладывать их в  новые проекты.

Итак, все виды товаров  и услуг, техники и технологии имеют определенный ЖЦ. Различают ЖЦ продукции, отдельной компании и даже отрасли в целом, который, по сути, является суммарной величиной жизненных циклов соответствующей группы изделий-аналогов по физическим характеристикам или потребительскому назначению.

Успех маркетинговой деятельности предприятия зависит от степени  согласованности различных стадий жизненных основных циклов, т. е. индивидуального  жизненного цикла продукции и  общего жизненного цикла отрасли  в целом. Ситуация на рынке меняется на каждой стадии жизненного цикла  и требует соответствующего изменения  стратегии и тактики поведения  предприятия на рынке. Смена стадий жизненного цикла отражается также  на состоянии организационно- технического уровня развития предприятия.

В связи с вышесказанным  необходимо обращать внимание на разработку и анализ жизненных циклов производимых предприятием изделий, разрабатываемых  технологий и используемой техники, поскольку от этого в большой  мере зависит устойчивость и жизнеспособность предприятия.

Но прежде чем говорить о концепции жизненных циклов изделий, техники и технологии, следует  обратить внимание на концепцию, им предшествующую, теорию жизненного цикла «спрос-технологии».

 

Руководители предприятий  должны уметь использовать информацию о появлении новых технологий и выбирать ту из них, в которой  есть потребность сегодня, вкладывать деньги в ее развитие и вовремя  переходить к новой, более передовой. Современные фирмы рассматривают  возможность использования множества различных технологий, но они не в состоянии вкладывать деньги во все эти технологии. Следует делать ставку на самую перспективную, у которой больше шансов на применение. У компаний-пионеров, которые выбирают самую передовую технологию, есть все шансы захватить лидерство.

Жизненный цикл товара –  это время существования товара на рынке. Рассматривая ЖЦ товара, следует  иметь в виду следующие обстоятельства.

Срок жизни товара ограничен, т. е. любое изделие (или услуга) с  определенными потребительскими свойствами рано или поздно вытесняется с  рынка более совершенным товаром, обладающим лучшими потребительскими свойствами. В практической деятельности нет «вечного товара», так как  прибыль, получаемая от его реализации, из-за падения спроса настолько уменьшается, что дальнейшая реализация становится нецелесообразной.

ЖЦ товара на рынке проходит несколько этапов, каждый из которых  не только открывает перед продавцом  определенные возможности, но и ставит свои проблемы.

Каждый этап ЖЦ товара требует  особого подхода к стратегии  в области маркетинга, финансов, производства, сбыта и управления персоналом.

Часто бывает нелегко точно  определить начало и завершение каждого  этапа. Это становится возможным, только когда рост или падение объема продаж очевидны. Однако производителю следует знать, какова продолжительность этапов, характерная для его отрасли. Но жизнь не стоит на месте и периодически следует пересматривать продолжительность этапов. Жесточайшая конкуренция на рынке приводит к уменьшению ЖЦ товаров, а это означает, что товар должен приносить прибыль за более короткий период времени.

Жизненный цикл технологии

Тенденции развития современных  информационных технологий приводят к  постоянному возрастанию сложности  информационных систем (ИС), создаваемых  в различных областях экономики.

Для успешной реализации проекта  объект проектирования – ИС – должен быть прежде всего адекватно описан, должны быть построены полные и непротиворечивые функциональные и информационные модели ИС. Накопленный к настоящему времени опыт проектирования ИС показывает, что это логически сложная, трудоемкая и длительная по времени работа, требующая высокой квалификации участвующих в ней специалистов. Однако до недавнего времени проектирование ИС выполнялось в основном на интуитивном уровне с применением неформализованных методов, основанных на искусстве, практическом опыте, экспертных оценках и дорогостоящих экспериментальных проверках качества функционирования ИС. Кроме того, в процессе создания и функционирования ИС информационные потребности пользователей могут изменяться или уточняться, что еще более усложняет разработку и сопровождение таких систем.

Все это способствовало появлению  программно-технологических средств специального класса – СASE-средств, реализующих СASE-технологию создания и сопровождения ИС. Термин CASE (Computer Aided Software Engineering) используется в настоящее время в весьма широком смысле. Значение термина CASE, первоначально ограниченное вопросами автоматизации разработки только программного обеспечения (ПО), сегодня приобрело новый смысл, охватывающий процесс разработки сложных ИС в целом. Теперь под термином CASE-средства понимаются программные средства, поддерживающие процессы создания и сопровождения ИС, включая анализ и формулировку требований, проектирование прикладного ПО (приложений) и баз данных, генерацию кода, тестирование, документирование, обеспечение качества, конфигурационное управление и управление проектом и другие процессы. CASE-средства вместе с системным ПО и техническими средствами образуют полную среду разработки ИС.

Пользователи CASE-средств  должны быть готовы к необходимости  долгосрочных затрат на эксплуатацию, частому появлению новых версий и возможному быстрому моральному старению средств, а также к постоянным затратам на обучение и повышение  квалификации персонала.

Успешное внедрение CASE-средств  должно обеспечить:

  • высокий уровень технологической поддержки процессов разработки и сопровождения ПО;
  • положительное воздействие на некоторые или все из перечисленных факторов: производительность, качество продукции, соблюдение стандартов, документирование;
  • приемлемый уровень отдачи от инвестиций в CASE-средства.

Одним из базовых понятий  методологии проектирования ИС является понятие жизненного цикла ее программного обеспечения (ЖЦ ПО). ЖЦ ПО – это непрерывный процесс, который начинается с момента принятия решения о необходимости его создания и заканчивается в момент его полного изъятия из эксплуатации.

Основным нормативным  документом, регламентирующим ЖЦ ПО, является международный стандарт ISO/IEC 12207. Он определяет структуру ЖЦ, содержащую процессы, действия и задачи, которые должны быть выполнены во время создания ПО.

Первая фаза жизненного цикла  – анализ требований и предварительное  проектирование системы, объектно-ориентированное  моделирование.

Как известно, проектирование прикладной программной системы  начинается с анализа требований, которым она должна будет удовлетворять. Такой анализ проводится с целью  понять назначение и условия эксплуатации системы настолько, чтобы суметь составить ее предварительный проект.

При объектно-ориентированном  подходе анализ требований к системе  сводится к разработке моделей этой системы. Моделью системы (или какого-либо другого объекта или явления) называют формальное описание системы, в котором выделены основные объекты, составляющие систему, и отношения  между ними. Построение моделей –  широко распространенный способ изучения сложных объектов и явлений. Моделирование  широко применяется и в науке, и в технике.

Модели помогают:

  • проверять работоспособность разрабатываемой системы на ранних этапах ее разработки;
  • общаться с заказчиком системы, уточняя его требования к системе;
  • вносить (в случае необходимости) изменения в проект системы (как в начале ее проектирования, так и на других фазах ее ЖЦ).

Модели, разработанные и  отлаженные в первой фазе ЖЦ системы, продолжают использоваться во всех последующих  его фазах, облегчая программирование системы, ее отладку и тестирование, сопровождение и дальнейшую модификацию.

Вторая фаза жизненного цикла  – конструирование системы.

После того как прикладная задача разработана и результаты ее разработки зафиксированы в виде объектной, динамической и функциональной моделей, можно приступить к конструированию  системы. На этом этапе принимаются  решения о распределении подсистем  по процессорам и другим аппаратным устройствам и устанавливаются  основные принципы и концепции, которые  формируют основу последующей детальной  разработки программного обеспечения  системы.

Внешняя организация системы  называется архитектурой системы. Выбор  архитектуры – еще одна задача на этапе конструирования.

Конструирование системы  завершается конструированием ее объектов. На этом этапе разрабатываются полные определения классов объектов и  зависимостей, используемые на этапе  реализации системы. Кроме того, определяются и конструируются внутренние объекты  и оптимизируются структуры данных и алгоритмы.

Информация о работе Технический уровень развития предприятия