Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 20:26, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в рассмотрении аспектов социального развития трудового потенциала.
Постановка цели включает в себя определение задач: планирование профессионального состава трудового потенциала, его социальное развитие; анализ состояния и использования трудовых ресурсов; деятельность социальной службы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………….………………………..3
1. СТРУКТУРА ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ……………………………5
1.1.Социальная структура трудового потенциала предприятия……………5
1.2. Формирования и использования трудового потенциала ……………..12
2. СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ТРУДОВОГО
ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………….….15
2.1. Особенности социального планирования……………………………...17
2.2. Служба социального развития………………………………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..….36
СПИСОК ИСПОЛИЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………..….…………..38
Достижению этой цели будет способствовать решение следующих двух групп задач:
максимальное удовлетворение разумных потребностей членов коллектива, повышение содержательности труда, создание благоприятных условий труда, учебы и отдыха, что является результатом осуществления технологических, технических и организационных мероприятий; воспитание личности члена коллектива, формирование у него инициативного отношения к труду, совершенствование взаимоотношений в коллективе.
При разработке плана социального развития производственного коллектива важно не только определить четкие параметры: показатели и сроки каждого мероприятия, темпы и пропорции, но и предусмотреть ограничения нежелательных тенденций, стимулировать социально прогрессивные. С этой целью используется целая система рычагов и стимулов (престижность профессии и место работы, традиции предприятия и т.д.).
Важнейшими принципами социального развития являются комплексность (планирование многообразных социальных явлений и процессов в их единстве) и демократический централизм (сочетание централизованного управления с локальным решением проблем социального развития коллектива на широкой демократической основе).
Показатели социального развития трудовых коллективов определяются самими коллективами, исходя из наличия возможностей в интересах развития и повышения эффективности его деятельности.
В настоящее время не потеряли своей актуальности такие принципы как: принцип научной обоснованности и объективности, принцип конкретности [5, с. 79-80].
План социального развития трудового коллектива имеет директивный характер, и после утверждения становится обязательным для исполнения. На основе его организуется деятельность коллектива по решению запланированных социальных задач.
Разработка плана социального развития коллектива включает в себя четыре этапа.
На первом - подготовительном этапе принимается решение о разработке плана социального развития, формируются рабочие группы, заключаются договоры с организациями, привлекаемыми к разработке плана, уточняется структура плана, составляются календарные графики выполнения работ, определяются программа и методы проведения исследований исходя из конкретных производственных условий; разрабатываются формы рабочей документации, определяется содержание работ и распределяются функции между исполнителями (творческими бригадами), проводятся инструктаж и информирование коллектива.
На втором - аналитическом этапе определяется степень выполнения предыдущего плана социального развития, изучается социальная структура, условия труда, быта и отдыха, уровень заработной платы и др. собранные материалы сравниваются с нормативными данными, достижениями передового опыта науки и техники, что способствует научному обоснованию плана. Собирается первичная социальная информация, проводятся конкретные социологические исследования. Результаты работы данного этапа (выявленные общие тенденции, закономерности) оформляются аналитической запиской.
На третьем - разработочном этапе проектируются мероприятия, предложения и рекомендации, определяются показатели социального развития коллектива, которые должны быть конкретными и реально выполнимыми. Составляется первоначальный вариант (проект) плана по разделам, определяется экономическая и социальная эффективность предлагаемых мероприятий. Эти мероприятия согласовываются с функциональными службами и передаются в рабочую группу, которая формирует сводный проект плана. Последний, согласовывается с главными специалистами предприятия и руководителем предприятия.
На четвертом - контрольном этапе разрабатывается система контроля за реализацией плана социального развития, которая включает сложившуюся на предприятии систему учета, контроля и отчетности.
В плане социального развития целесообразно выделить следующие разделы и направления работ:
Совершенствование социальной структуры коллектива. В этом разделе обращается особое внимание на сокращение доли или полную ликвидацию тяжелых и вредных для здоровья работ, на сокращение доли малоквалифицированного труда, на повышение образовательного и квалификационного уровней работников, на изменение (если в этом есть необходимость) половозрастной структуры коллектива. Отдельно рассматривается труд женщин, подростков, лиц пожилого возраста с указанием тех структурных изменений, которые целесообразно провести среди этих категорий трудящихся [5, с. 80].
Социальные факторы развития производства и повышения его экономической эффективности. Здесь планируются мероприятия, связанные с техническим перевооружением производства, с внедрением новой техники и технологии. Среди таких мероприятий можно назвать проектирование прогрессивных форм организации и оплаты труда, снижение его монотонности. Насыщение производства высокопроизводительной техникой обостряет проблему высвобождения работников и обеспечения занятости персонала предприятия. Целесообразно использовать различные формы занятости: неполный рабочий день, режимы гибкого рабочего времени, надомный труд для женщин и пенсионеров и др. Важно, чтобы в плане нашли отражение вопросы преодоления инфляции, повышения работникам реальной заработной платы. В условиях роста технической вооруженности предприятия следует всячески поддерживать обучение без отрыва от производства. Необходимо предусмотреть также меры по стимулированию рационализации и изобретательства.
Улучшение условий труда и быта работников. Особо выделяются вопросы обеспечения работников жильем, детскими дошкольными учреждениями, местами отдыха и др. В АСБ «Белорусбанк» разработано положение о порядке организации санаторно-курортного лечения, оздоровления, отдыха, платного медицинского обслуживания для работников АСБ «Беларусбанк» и членов их семей (Приложение В). Создана своя База отдыха в Крупенено (Приложение Г). Средства резерва на социальные выплаты АСБ «Беларусбанк» направляются на оказание материальной помощи работникам банка: на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья; на уплату части процентов за пользование кредитом, выданным за счет собственных ресурсов АСБ «Беларусбанк» на общих основаниях, на строительство (реконструкцию) и приобретение жилья; на оплату стоимости путевок на оздоровление и санаторно-курортное лечение (включая и членов их семей); на оплату стоимости путевок на оздоровление и санаторно-курортное лечение детей, оздоравливающихся без родителей; в виде ежемесячных доплат к пенсиям неработающим пенсионерам банка (Приложение Ж).
Воспитание дисциплины труда, развитие трудовой активности и творческой инициативы. Мероприятия этого раздела плана разрабатываются на основе анализа ценностных ориентаций работников и должны быть направлены на стимулирование высокой трудовой и производственной дисциплины, на развитие различных форм вовлечения трудящихся в дело совершенствования производства.
Параллельно с планом социального развития коллектива многими предприятиями разрабатывались так называемые социальные паспорта предприятий. Этот опыт целесообразно использовать и в настоящее время.
Социальный паспорт предприятия представляет собой совокупность показателей, отражающих состояние и перспективу социального развития. В нем характеризуются социальная структура коллектива предприятия, его функции, условия труда, обеспеченность работников жильем, детскими дошкольными учреждениями, подразделениями социальной инфраструктуры на самом предприятии. В паспорте отражаются внутриколлективные отношения, социальная активность работников и другие вопросы. Данные из социального паспорта используются при разработке плана социального развития.
В соответствии со статьей 44 Жилищного кодекса Республики Беларусь работники банка, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вправе состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы. Согласно пункту 8 Положения № 565 учреждения банка осуществляют учет своих работников, нуждающихся в улучшении жилищных условий (Приложение И).
Примерным Положением о порядке и условиях предоставления организациями состоящим в штатах этих организаций работникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, займов на строительство (реконструкцию) или покупку жилых помещений, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 марта 2000 г. № 428; Займы на строительство (реконструкцию) и приобретение жилых помещений предоставляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении банка. Займы предоставляются работникам АСБ "Беларусбанк", состоящим в штате, имеющим стаж работы в системе банка не менее 3 лет, а также состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Займы предоставляются работникам банка, осуществляющим строительство (реконструкцию) жилых помещений либо заключившим договор на приобретение жилого помещения, на основании их письменных заявлений о предоставлении займа, в порядке очередности, определяемой исходя из времени принятия их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (Приложение К).
Все вышеперечисленные мероприятия формируют коллективный договор, который является письменным соглашением по основным вопросам экономического и социального развития предприятия и его трудового коллектива, заключаемый между администрацией (нанимателем) и профсоюзным комитетом (работниками). Необходимость его заключения обусловлена тем, что в действующем трудовом законодательстве многие позиции имеют непосредственное отношение к нему или ссылки на него, а поэтому если он не будет заключен, то, естественно, многие трудовые отношения останутся для данного коллектива работников нерегламентированными. Кроме того, следует учитывать, что Генеральное и отраслевые (тарифные) соглашения имеют для конкретного трудового коллектива рекомендательный характер, нормы же, включаемые в коллективный договор, - нормативно-обязательную силу. Кроме законодательных актов, при подготовке договора используют Правила внутреннего трудового распорядка, Положение о премировании работников, Устав предприятия (организации, фирмы, компании) и другие нормативные материалы.
Каждый коллективный договор должен быть максимально приближенным к конкретным условиям - учитывать профиль и цель деятельности предприятия, его структуру и форму собственности, характер выпускаемой продукции (работ, услуг), состав работников, перспективы развития и другие факторы. От этого зависит и срок действия, на который он может быть заключен (от 1 года до 3 лет).
Такой договор необходим не только работникам, чьи права он защищает, но и для нанимателей, защищая их от необоснованных требований, удовлетворение которых может нарушить нормальный ритм производственного процесса, да и хозяйственной деятельности в целом (Приложение Д).
Планирование социального развития трудовых коллективов обеспечивает рост социальной эффективности, которая, наряду с экономической эффективностью, является важнейшей предпосылкой и условием благополучия предприятия и его работников.
Программа социального развития коллектива предприятия состоит из двух взаимосвязанных этапов. Первый этап - разработка стратегии социального развития коллектива предприятия. В условиях плановой экономики он назывался этапом планирования социального развития на предприятии. Второй этап - реализация стратегии, главная задача которого претворить намеченные цели в жизнь. Ранее он имел название этап управления социальным развитием на предприятии
Программа развития персонала АСБ Беларусбанк на 2006-2010 годы является основным документом, определяющим развитие персонала и мероприятия по ее выполнению.
Программа развития персонала банка базируется на Концепции государственной кадровой политики Республики Беларусь и направлена на совершенствование системы кадрового обеспечения деятельности банка, основанной на анализе и прогнозировании качественного состава и структуры кадров, повышения их профессионального уровня в соответствии с задачами формирования кадров руководителей и специалистов и развития корпоративной культуры.
Целью данной программы является создание в банке стройной системы управления персоналом, базирующейся не только на административных методах управления, но и на экономических стимулах и социальных гарантиях, ориентированных на сближение интересов работника с интересами банка в достижении высокой эффективности труда, получении планируемых экономических и финансовых результатов (Приложение Е).
При разработке программы социального развития предприятия важно учесть политику руководства страны (региона) в отношении отрасли, состава и интенсивности конкуренции и так далее. Также важно учитывать при анализе внутренней среды предприятия мнение всех его сотрудников. Таким образом, с учетом целей, задач, миссии и состояния социального положения предприятия, происходит формирование стратегии.
Методологически спорным остается вопрос о цели стратегического планирования социального развития. Целью стратегии социального развития коллектива предприятия является удовлетворение потребностей работника и членов его семьи, создание системы повышения эффективности производства за счет социальных факторов и усиление заинтересованности работников в конечных результатах деятельности предприятия. [2, с. 46]
При разработке стратегических планов социального развития в центре внимания находятся проблемы улучшения условий труда для всех категорий персонала, создание сферы социального обслуживания непосредственно на производстве, развитие социальной инфраструктуры и обеспечение условий для здорового быта, отдыха не только работникам, но и их семьям.
В первую очередь на предприятии должны быть решены социальные вопросы, предписываемые законодательными и нормативными актами (уровень заработной платы, условия труда и быта на производстве). Согласно Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28.04.2002 г. № 594 «О повышении размера минимальной заработной платы и тарифной ставки первого разряда» ежегодно с 1 января наступившего года, исходя из показателей утвержденного бюджета Республики Беларусь на предстоящий год, устанавливается новая тарифная ставка первого разряда и новая базовая величина. В течение года в случае необходимости размеры тарифной ставки первого разряда и базовой величины могут пересматриваться в сторону увеличения.
Социальная политика АСБ "Беларусбанк" в отношении ветеранов предусматривает: разработку и реализацию целевых программ по социальной защите ветеранов АСБ "Беларусбанк"; выделение необходимых средств для финансирования затрат на реализацию указанных программ; целенаправленную пропаганду важности добросовестной трудовой деятельности с использованием различных средств внутрибанковской информации; торжественное чествование ветеранов банка и вручение наград за трудовую деятельность в АСБ "Беларусбанк". (Приложение З).
По мере решения этих вопросов приступают к улучшению условий труда, разрабатывают мотивационные модели и выявляют внутрипроизводственные резервы повышения эффективности производства, в том числе и на основе социальных факторов. В связи с повышением эффективности деятельности предприятия, в разряд социальной стратегии добавляются мероприятия, направленные на решение жилищных вопросов работников и формирование объектов социальной инфраструктуры (детские сады, санатории, спортивные комплексы и др.). Далее решаются вопросы, касающиеся формирования организационной культуры на предприятии, улучшения социально-психологического климата в коллективе.